(Вчера бродил на Олдтаймер-галерею, кому интересно — фотографии в моем блоге. Часть#1 и Часть#2)

Антенна по сути мелочь, но у меня всегда ассоциировалась как один из харизматичных атрибутов машин прошлого — как машинки на радиоуправлении . Плюс она была штатной опцией, а это как раз в концепции моей "восьмерки" . Пришлось провести микро-расследование. Тем более)…

У ВАЗ 2108 — Штатная антенна, как таковая, была неким фантомом — в инструкции о ней все есть и очень подробно расписано, даже модель антенны указана 15.7903, но ни одной живой машины (Повторюсь -творчество дилеров (они ставили просто универсальные из магазинов) или жигулевский самопальный вариант не считается)

А в инструкции подробная прорисовка схемы установки. Что интересно — любой кузов 2108/09/ и 21099 имеет кронштейн для ее крепления внутри левого переднего крыла.

Снимите с антенны гайку 2, уравнительную головку 3 и прокладку 4. Пружинная шайба 5 остается на антенне, так как она должна находиться под крылом.

Наденьте на нижний конец корпуса антенны втулку 8. С внутренней стороны крыла вставьте верхний конец антенны в просверленное отверстие, продев сначала ее сквозь отверстие в кронштейне на брызговике левого колеса.

Установите прокладку 4, уравнительную головку 3 и закрепите антенну гайкой. Передвинув втулку 8 по корпусу антенны вверх, вставьте ее в отверстие кронштейна брызговика.

Выньте заглушку из брызговика левого колеса*, наденьте на кабель антенны уплотнитель 7 и проденьте кабель в салон автомобиля. Смажьте уплотнитель 7 и кромки отверстия в брызговике мастикой типа 51Г7 и вставьте уплотнитель в отверстие брызговика.

Антенна 15.7903, по ней в сети расплывчатая общая инфа:
Производитель ОАО Автоарматура
15.7903
ТУ37.003.1228-84
Применяемость:
Автомобили ВАЗ, АЗЛК,
автобусы КАвЗ

И в прошлом году абсолютно случайно удалось ее найти, при чем новой, неизвестно сколько их наделали, про тираж не знаю, но то, что она в природе есть — оказалось фактом. Очередной миф удалось развенчать)
Сделал детальные фото, может кому будет интересно

Установка

Тщательно очищаем внутреннюю поверхность ветрового стекла от загрязнений и обезжириваем ее салфеткой, пропитанной очищающим составом, а затем протираем сухой салфеткой.

Теперь поверхность стекла подготовлена для наклеивания пластины крепления корпуса и полюсов антенны.

Для наклеивания пластины используем входящий в комплект шаблон из плотной бумаги.

Шаблон имеет прорези, которые допускают установку в него пластины только в одном положении.

Вводим штифт и защелки пластины в прорези шаблона.

Снимаем с гладкой стороны пластины защитную наклейку и прижимаем пластину вместе с шаблоном к стеклу так, чтобы два угла шаблона касались соответствующих сторон кромки стекла.

Снимаем с пластины шаблон.

Для того чтобы «усы» антенны были наклеены на стекло эквидистантно его краям, в установочный комплект антенны входит набор дистанционных шаблонов (отрезков липкой ленты белого цвета).

Шаблоны наклеиваем на стекло перпендикулярно его кромкам.

Полюс антенны представляет собой отрезок проволоки, с одной стороны которого припаяно контактное ушко.

Проволока и контактное ушко расположены на прозрачной пластмассовой ленте с клеящим слоем.

Клеящий слой закрыт защитной пленкой белого цвета, которую перед наклеиванием «уса» необходимо снять.

После снятия пленки надеваем контактное ушко на штифт пластины крепления корпуса.

Аккуратно приклеиваем «ус» к стеклу вдоль краев дистанционных шаблонов (для наглядности защитная пленка не снята).

После наклейки «усов» антенны разглаживаем их специальным шпателем, входящим в состав комплекта.

Для прокладки проводов антенны необходимо снять правый солнцезащитный козырек.

Оттянув на себя обивку крыши, пропускаем шлейф заземления через отверстие в обивке и вытягиваем его наружу.

Снимаем облицовку передней стойки крыши.

Протягиваем за обивкой крыши провода и выводим их из-под обивки.

Устанавливаем корпус антенны на пластину крепления.

При установке штифт пластины крепления, на который надеты контактные ушки «усов» антенны, должен войти в отверстие в корпусе антенны.

При правильном соединении корпуса с пластиной должны быть слышны характерные щелчки пластмассовых защелок.

Для фиксации корпуса антенны на пластине крепления вворачиваем винт.

Усилие затяжки не должно быть большим, иначе в пластмассовых деталях могут возникнуть трещины.

Пропускаем кабель антенны в зазор между рамой ветрового стекла и накладкой панели приборов.

Протягиваем кабель в вещевой ящик и пропускаем над пластмассовым кронштейном панели приборов.

После завершения прокладки кабеля добиваемся того, чтобы по всей его длине отсутствовали петли и провисания.

Убеждаемся, что кабель не касается острых кромок кузова и не имеет чрезмерного натяжения.

Устанавливаем на место облицовку передней стойки крыши.

Стараясь не повредить проводники шлейфа заземления, делаем шилом в шлейфе отверстие и, разведя проводники, увеличиваем диаметр отверстия настолько, чтобы сквозь него смог пройти саморез.

Вставляем саморез в кронштейн козырька и надеваем на стержень самореза шлейф заземления.

Смазываем контактную часть шлейфа и саморез антикоррозионной смазкой, которая входит в установочный комплект антенны. Излишек длины шлейфа убираем под обивку крыши.

Устанавливаем солнцезащитный козырек на место и затягиваем саморезы.

Присоединяем кабель антенны к магнитоле. Провод электропитания усилителя антенны (красный) соединяем с проводом магнитолы для подачи питания на привод автоматической выдвижной антенны.

В этом случае питание на усилитель будет подаваться только при включенной магнитоле

Вполне понятно, что ни одна автомобильная акустическая система, имеющая в своем составе радиоприемник, не может обойтись без антенны. В настоящее время существует достаточно большое количество различных антенных устройств (наружных, внутрисалонных, активных и пассивного типа) обладающих своими достоинствами и недостатками, но если вести речь конкретно про внутрисалонные антенны, то они отличаются простотой монтажа, не требуют дополнительного обслуживания в процессе эксплуатации, не создают аэродинамического сопротивления при движении машины и, конечно же, не привлекают внимания автомобильных воров и вандалов. Правда, справедливости ради, следует отметить, что характеристики таких антенн в значительной мере зависят от ориентации и удаления автомобилей относительно положения радиостанций, а также они чувствительны к наличию находящимся поблизости источникам электромагнитных помех. Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с некоторыми особенностями установки, такие антенны являются одноразовыми и после снятия элементов с места их установки, повторно их закрепить уже не удастся.

Если говорить об установке внутрисалонной антенны на современные модели ВАЗ, включая такие как ВАЗ2108,ВАЗ2109,ВАЗ21099,ВАЗ 2113,ВАЗ 2114 и пр., то ее закрепляют на ветровом стекле посередине его верхней части (в районе зеркала заднего вида, при этом полюса наклеивают на стекло по разные стороны зеркала), либо в правом верхнем углу лобового стекла. При угловом размещении несколько проще спрятать проводку, а антенные «усы», без особых проблем наклеиваются на верхнюю и боковую кромку стекла. Далее будет рассмотрен именно второй вариант крепления антенны.

При установке антенны на автомобили ВАЗ часть ее кабельной проводки проще всего упрятать за обивку крыши. С этой целью обивку потребуется несколько отогнуть и чтобы проделать такую операцию придется снять солнцезащитный козырек со стороны пассажирского сидения (винтами крепления козырька удерживается и обивка крыши).

В общих чертах установка внутрисалонной антенны выполняется в следующей последовательности:

  • Отворачиваются саморезы, удерживающие указанный солнцезащитный козырек;
  • Козырек аккуратно выводится из держателя и снимается;
  • Снимается облицовка крепления поручня и отверткой под крест отворачивается саморез крепления самого поручня;
  • Далее, опять же отверткой под крест, отворачиваются винты крепления облицовки передней стойки крыши, после чего облицовка снимается.

  • Используя бумажную салфетку (при необходимости с применением специальной жидкости) внутренняя поверхность лобового стекла тщательно очищается от загрязнений и просушивается;
  • Для правильного размещения пластины, предназначенной для крепления корпуса и полюсов антенны, используйте шаблон, находящийся в комплекте. Прорези шаблона позволяют закрепить установочную пластину только в одном положении;
  • Пластина вводится в шаблон, после чего с нее снимается защитная наклейка, и пластина вместе с шаблоном прижимается к стеклу таким образом, чтобы верхний и правый углы шаблона касались ближайших кромок стекла;
  • После надежного приклеивания пластины шаблон снимается;
  • Для правильного размещения усов применяются шаблоны в виде небольших отрезков ленты белого цвета, которые наклеиваются на ветровое стекло перпендикулярно его кромкам;
  • Внешне, каждый полюс антенны выглядит как отрезок проволоки с контактным ушком на конце. И проволока и ушко размещены на клеящей ленте, с помощью которой усы приклеиваются к стеклу, ориентируясь на дистанционные шаблоны;
  • После проклейки «усов» их окончательно разглаживают шпателем из состава комплекта антенны.

  • Горизонтальный «ус» антенны должен доходить до кронштейна зеркала заднего вида, в связи с чем рекомендуется это зеркало предварительно снять;
  • Провода антенны прокладываются под обивкой крыши и выводятся в районе передней стойки;
  • Корпус антенны закрепляется на установочной пластине при помощи защелок, при этом фиксирующий штифт должен войти в соответствующее отверстие на корпусе, защелки при этом издают характерные щелчки;
  • Далее кабель антенны пропускается в зазор между рамой стекла и накладкой приборной панели. Для того, чтобы кабель не провисал и не соприкасался с острыми кромками, его в нескольких местах фиксируют двусторонним скотчем.

По окончании монтажа сборка обшивки и элементов салона производится в обратной последовательности.