При проектировании поста регулировки УУК присутствует проблема выбора между подъемником и ямой. Правильность решения этой задачи является залогом будущего успеха или наоборот – причиной существенных переделок и трат. Необходимо отметить, что в данном случае затратная составляющая владельца сервиса, личные предпочтения "развальщика" и сторонние советы, должны совпадать с целесообразностью, учетом преимуществ и недостатков организации того или другого варианта. Ответственному лицу, принимающему данное решение, необходимо посетить, хотя бы один сервис, на котором эксплуатируется 3D-стенд и пообщаться с работающим персоналом на предмет что "нравиться/не нравиться" и "удобно/неудобно", имея цель избежать возможных ошибок за счет чужого опыта.

Для принятия правильного решения по организации поста регулировки УУК, в первую очередь, необходимо проанализировать размерность существующего помещения или территории, где планируется пост. Веским аргументом для отказа от использования подъемника, является недостаточная высота помещения – расстояние от пола до потолка, в том числе выступающих потолочных и иных конструкций. Следует учитывать, что общая необходимая высота (для регулировки УУК на подъемнике) от пола, складывается из высоты самого автомобиля и высоты, на которую будут подниматься платформы подъемника. Последнее значение должно обеспечивать удобство проведение работ для "развальщика", и это немаловажный фактор, так как недостаточная высота приведет к его быстрому переутомлению, постоянство которого, в свою очередь, может привести к поиску нового специалиста, . взамен уволившегося. Кроме обозначенного, необходимо принимать во внимание, что у хорошего специалиста, может быть и "хороший" рост, а высота автомобиля может превышать два метра. При критичности ситуации, можно учесть высоту пространства между нижней точкой колеса и днищем автомобиля, но факт учета этого параметра при проектировании не станет утешением, когда будут уезжать "непоместившиеся клиенты". Остальные размеры помещения должны обеспечить размещение подъемника, заезд на него автомобиля, учет рекомендованных (оптимальных) производителем размеров установки компонентов оборудования "сход-развал", удобство перемещения "развальщика" вокруг подъемника и пр.

Для проведения работ по РУУК используются два вида подъемников: ножничный и четырехстоечный. И тот и другой, должны обеспечивать подъем автомобиля на необходимую высоту, фиксацию платформ на разных высотах, выдерживание горизонтальности положения платформ на уровнях проведения процедур.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ предпочтение отдается ножничному подъемнику, так как он не ограничивает обзор мишеней на колесах автомобиля датчиками (камерами) стенда, которые вынесены на край рабочей зоны, занимает минимальную площадь и пространство. Все эти преимущества достигаются отсутствием боковых опорных стоек, которые присутствуют у четырехстоечного подъемника. Однако выдерживание в ножничном подъемнике технических параметров сравнимых с характеристиками четырехстоечного подъемника, связано с конструкционными особенностями "ножничного подъема", которые существенно увеличивают его стоимость. Отсюда ПРАКТИЧЕСКОЕ предпочтение отдается четырехстоечному подъемнику, стоимость которого в два, а то и в три раза дешевле ножничного подъемника. Кроме разницы в стоимости, присутствует субъективный фактор, когда человеку понятна устойчивость подъемника на четырех опорах. Такой момент как удобство проведение работ по РУУК, на том или другом подъемнике, является вопросом предпочтений.

В данной статье не рассматривается применение для РУУК плунжерного подъемника, так как это совершеннейшая экзотика.

Теперь рассмотрим задачу, связанную с выбором четырехстоечного подъемника. Ее грамотное решение связанно с параметром – "общий поперечный габарит системы" (ОПГС), он складывается из суммы двух компонентов – это ширина автомобиля (по вылету колес) и ширина навесного оборудования 3D-стенда (мишень и колесный адаптер). ОПГС задает требования к расстоянию между поперечными стойками подъемника, этот параметр обязательно указывается в описании любого четырехстоечного подъемника, предназначенного для РУУК. Можно пойти от обратного и произвести следующий расчет: |ширина просвета между стойками подъемника| минус | один метр (примерный суммарный параметр вылета мишеней) |, полученная разница даст ограничение по парку обслуживаемых автомобилей.

При выборе подъемника, конечно, необходимо принимать во внимание и остальные характеристики подъемника, но они, как правило, являются достаточными при выполнении основного – ОПГС, который не должен быть меньше 2.80 метра, это не менее 90% автопарка. К месту будет привести пример из практического опыта, когда к указанному выше проценту удавалось приблизиться на подъемнике с просветом 2.70 метров. Такой результат достигается благодаря свойству системы снимать показания с мишени при неполной ее "видимости", однако предусматривать эту особенность 3D-стендов при проектировании, тоже не стоит. Еще можно использовать специальные адаптеры позволяющие зафиксировать мишени со снятыми колесами, что позволит уменьшить значение ОПГС, но это уместно рассматривать как исключение, так как увеличивает время обслуживание и не всегда возможно.

Оснащение поста РУУК подъемником – это в превую очередь, удобство выполнения работ, в том числе для "развальщика" любого роста и эстетический вид.

Недостатки и достоинства организации РУУК на яме, тема отдельной статьи, здесь отметим только, что самым главным достоинством этого варианта, является стабильность горизонтального уровня поверхности путей и возможность проведения работ со всеми автомобилями, размерность которых учтена при проектировании ямы.

Поставка, консультации и обслуживание
3D-стендов "сход-развал"

Небольшое предисловие. Я принадлежу к тому поколению которые родились во времена СССР, со всеми его минусами но и гораздо большим числом плюсов. В том числе, что мужчина должен был многое уметь делать своими руками, а уж чинить своё авто могло подавляющее количество автовладельцев. Соответственно одним из вторичных половых признаков настоящего мужика тех времён являлось наличие гаража (только не надо приплетать сюда же перегар, вытянутые на коленях треники, соответствующую майку и прочие атрибуты =) по мнению либерастов и прочих "оппозиционеров"- черты простого человека). Да и купить его было проще, чем квартиру, поэтому первый гараж появился у меня быстрее, чем собственное жильё.
Тем более, что когда с батей восстанавливали первую Ауди, приходилось мыкаться по чужим гаражам- временами на руках были ключи от 4 гаражей — тоже наследие тех счастливых времён, когда малознакомые люди свободно давали попользоваться своим добром.
В общем это всё лирика, ну а теперь к суровым реалиям)). Первый гараж был куплен со всплывшей сварной ямой — строивший его мужик не раскрепил свежезакопанную яму, понадеявшись на широкие карманы (и не осознавая, что они дают больше куба вытесняющего объёма, находящегося ниже уровня грунтовых вод), и естественно, первой же весной она всплыла почти до уровня груди. Доведение гаража до нужной кондиции дало опыт, пригодившийся впоследствии для достройки нового гаража.
Естественно гараж без ямы или подъёмника это не гараж, а просто крытая стоянка с воротами, или место где можно подбухнуть, а так-же "складбище" хлама который жалко выкинуть — он когда-нибудь понадобиться)). Всякие кантователи, переносные эстакады не вариант (приходилось пользоваться), да и место крадут, которого и так немного. Это кстати и один из весомых доводов при отказе от подъёмника. На момент достройки гаража, по цене что яма, что подъёмник обходились примерно одинаково. Причём на яме можно было сэкономить за счёт своего труда и доставки железа (в то время под рукой были бортовые ЗиЛ и МАЗ с работы). Яма просчитывалась не менее 5 метров в длину (в идеале, когда спереди машины спустился, а сзади вылез),1 ширины и 1.5 глубины, из железа не тоньше 5мм. К сожалению карманы ощутимо увеличивали стоимость, поэтому решил обойтись без них(( — в старом гараже в них удобно было хранить картоху, закрутки и всякие железки, а так-же в них удобно и безопасно размещать светильники.

в иные времена у меня там до полутонны всяких железяк находится, и пользоваться ямой особо не мешает.
2. При заливке пола яма сэкономила почти куб бетона, плюс арматура.

3. Через пару лет, чтобы реже зимой ездить на дачу в погреб, сделал небольшое — мешка на три отделение, совмещённое со ступеньками, у ближней к воротам торцевой стенки — зимой там картоха долго не прорастает.

для этого крышку и переднюю стенку отделения теплоизолировал пеноплексом. Для любителей поспорить, что там провоняет всё бензином и маслом, ответственно заявляю — всё что проливается в яму, при своевременной уборке насухо, выветривается за полчаса, без всяких последствий. Стыки гидроизолированы (до высоты 30-35см), со дна ямы жидкость в это отделение не попадёт.

4. Самый большой плюс ямы — это безопасность. Даже если машина при отсутствии подставок (подложенного колеса) упадёт с домкрата, то до пола 30-40 см, а не полтора или более метра, последствия думаю комментировать излишне.
5. зачастую некоторые работы удобнее выполнять с ямы чем с подъёмника: например снятие (а особенно установка) двигателя, работы помельче, когда необходимо работать и снизу и из под капота, а особенно если одновременно и нужен помощник (не со стремянки же ему работать).
-1. при наличии подъёмника доступ снизу не ограничен шириной или длиной ямы (поэтому я и заострял внимание на длине и стоимости при сравнении)

Яма, пандус или подъемник?

Рассмотрим плюсы и минусы каждого из устройств.

ЯМА (смотровая канава).

Плюсы: Простота и наивысшая надежность (машина стоит на уровне земли и опирается на мощные стенки-фундамент).
Огромный диапазон грузоподъемности – явное преимущество ям.
Наивысшая стабильность параметров при проведении работ по регулировке "развала-схождения" колес.
Не потребляет электроэнергию на подъем-спуск автомобиля.
Возможно использование электро-гидро и пневмоподъемных устройств. Траверс и канавных подъемников.

Минусы: Требует дополнительного освещения и невозможно проведения отдельных видов работ. Нет регулировки по высоте.

ПАНДУС

Плюсы: Второй претендент по стабильности параметров, грузоподъемности и экономичности после ямы.

Минусы: Имеет самые большие габариты среди всех. Нет никакой регулировки по колее и высоте.

ПОДЪЕМНИК

Плюсы: Наилучшие габаритные показатели среди всех.
Имеет возможность производить всевозможные работы по обслуживанию и ремонту автомобилей людям разного роста.
Имеет возможность регулировки высоты подъема, ширины колеи – для машин с разными базами.
Быстрый доступ к автомобилю со всех боковых сторон и снизу.

Минусы: Ограниченная грузоподъемность, конечный срок службы, требует более частого ремонта и обслуживания.

Из всего вышеперечисленного не стоит делать поспешных выводов и отказываться от имеющихся конструкций.
Все довольно просто – автомобильный подъемник наиболее современный, универсальный и мобильный механизм, который позволяет обслуживать и ремонтировать автомобили с различной базой и проще добираться до тех узлов, до которых сложно, а порой и невозможно подобраться на яме или пандусе. Подъемник можно при необходимости перевезти и установить на другом участке (помещении), продать и купить новый. Его не грех иметь даже крупным гаражам и автопаркам оснащенным с советских времен в основном осмотровыми и ремонтными ямами.