…быть экономной, сказал мультиорденоносец. И еще экологичной, добавили «зеленые», а вслед за ними и автопроизводители.

Volkswagen > Passat

И вот нашему вниманию представили Passat, работающий не только на бензине, но и на метане. Собственно, того и другого в него влезает примерно поровну: 21 кг газа и 30 л бензина. Запас хода в 900 км (в городе примерно 600) делится между газом и бензином на паритетной основе. Это объясняется просто: 30 л бензина весят около 21 кг, а теплотворность у всех углеводородов примерно одинаковая.

VW Passat Ecofuel

Другое дело, что килограмм газа, даже сжатого до 200 атмосфер, занимает больше места, чем 1 кг бензина, и все это «богатство» нужно в автомобиле разместить. Разработчики решили пожертвовать запасным колесом и разместили баллоны под полом багажника, полностью сохранив объем грузового отсека — увы, но это проблема всех газовых машин, чем-то приходится жертвовать.

VW Passat Ecofuel

Едет — не едет?

Обычно на газе динамика у автомобиля несколько хуже, чем на бензине, но у Passat Ecofuel этого не заметно. За основу взят бензиновый мотор с двойным наддувом и непосредственным впрыском, мощностью 150 л.с., он адаптирован для работы на двух видах топлива. Дело в том, что октановое число метана очень высокое — 130 против 95 у бензина, следовательно можно было бы увеличить степень сжатия. На атмосферном моторе изменять эту степень проблематично, а вот у турбированного достаточно лишь повысить давление наддува.

VW Passat Ecofuel

При современных системах управления двигателем сделать такую регулировку автоматической не составляет труда, и это позволяет максимально использовать возможности того и другого вида топлива. Правда, газ не дает никакой смазки, да и температура сгорания у него повыше, поэтому пришлось усиливать поршни, кольца и клапаны, но это тоже не было проблемой. Газовые форсунки врезали во впускной коллектор, в то время как бензиновые установлены непосредственно в камере сгорания.

VW Passat Ecofuel

Все, можно ехать. Для перехода с газа на бензин ничего переключать не надо, автомобиль сам решает, чем ему «питаться». Заводится, естественно, на бензине, затем сразу же переходит на газ и вновь переключается на бензин, лишь когда газ закончится. На динамике автомобиля это не отражается, по крайней мере по ощущениям. Я специально израсходовал весь газ, чтобы посмотреть, как пойдет переход с одного топлива на другое. На приборной панели погасла зеленая лампа с изображением газовой колонки, и все — автомобиль как ехал, так и продолжил ехать, только уже на бензине.

VW Passat Ecofuel

Экономь и не гадь

Этот автомобиль примечателен еще и тем, что он — прекрасный тренажер экономичного вождения. «В придачу» к 6-ступенчатой механической коробке передач прилагается индикатор, показывающий, какую передачу сейчас лучше включить, причем показывает не просто стрелками вверх-вниз, а ее номер. Любопытно, что нередко электронный разум советует переключаться вверх через одну, а то и через две передачи. Например, вы ускоряетесь на второй передаче. Пока педаль акселератора нажата почти до пола, компьютер понимает, что вам нужно много мощности, и переключаться не советует. Но стоит закончить разгон и приотпустить педаль, как он тут же высчитывает, на какой из максимально возможных передач сейчас можно было бы ехать, и тут же показывает, мол, переключайся сразу на четвертую, мотор вытянет.

VW Passat Ecofuel

Нередко компьютер советует переключаться вверх через одну, а то и через две передачи

В общем, компьютер бдит и постоянно напоминает водителю — нечего на пониженных передачах кататься, не жги топливо понапрасну и не гадь в окружающую среду, это и без тебя есть кому делать. Конечно, безоговорочно следовать указаниям компьютера не нужно, необходимо учитывать дорожную обстановку, но по себе заметил, что через пару дней езды на этом тренажере стал переключаться вверх гораздо раньше, причем продолжаю это делать и за рулем других машин. Ничего, скорость от этого не страдает, зато хочется верить, что расход топлива удалось немного снизить.

VW Passat Ecofuel

Выгодно — невыгодно?

Заправка сжатым газом — отдельная история. В Москве газозаправочных станций, торгующих метаном, очень мало, гораздо меньше, чем продающих сжиженную смесь пропан-бутана. И расположены они на МКАДе. Это, увы, серьезный минус — мы уже отвыкли ездить заправляться за тридевять земель. А за пределами Москвы подобных заправок и вовсе практически не встретишь, так что метановые машины вряд ли подойдут тем, кто ездит не только по Москве. Стало быть, в основном они могут быть востребованы в корпоративных автопарках, такси и прочих подобных организациях. Ведь ездить на метане выгодно! По сравнению с бензиновой газовая машина позволяет сэкономить на топливе почти 2 рубля с каждого километра, то есть за 10 000 км — 20 000 рублей. Мы не можем пока посчитать срок окупаемости тестового автомобиля просто потому, что это тест и для компании Volkswagen: и цены на такие машины они пока не определили. Однако даже если этот автомобиль будет стоить на 100 000 рублей дороже, то через 50 000 км он окупит вложенные в него деньги. Другой вопрос, за сколько потом удастся продать подержанную машину, работающую на сжатом газе? В общем, пока вопросов больше, чем ответов, но связаны они не с машиной, она-то как раз работает отлично, а с тем, что вокруг нее. А вокруг в смысле инфраструктуры у нас в стране — пустыня: заправок нет, и когда появятся, непонятно.

Удивительно ли, нет ли, но Европа, обделенная собственными запасами природного газа, поняла все прелести газомоторного топлива гораздо раньше и глубже нас, на этом самом газе буквально плавающих. И пока АвтоВАЗ никак не может довести до ума идею «газовой» Приоры, ведущие европейские автопроизводители, такие как Mercedes-Benz, VW-Audi Group, Ford, Opel, Fiat и др. уже предлагают покупателям целые линейки моделей, оснащенных ГБО прямо на конвейере.

Плюсы такого готового, не требующего какого-либо стороннего дооборудования решения очевидны – помимо экономии на топливе заводская установка означает и заводской исследовательский и испытательный ресурс, и заводскую гарантию качества работы всех компонентов битопливного силового агрегата.

Одним из пионеров в освоении этой перспективной ниши стал концерн Volkswagen, известный своей приверженностью к смелому, прорывному инжинирингу, силой которого сама идеология вольфсбургских машин за весьма короткий срок эволюционировала от невзрачного «Das auto» – собственно, просто автомобиля – к «Vorsprung durch Technik» – «Превосходству через технику».




Внешне «газовую» сущность этого Пассата выдает разве что блестящий шильдик на задней двери

Так, универсал Volkswagen Passat Variant TSI EcoFuel поколения В6 появился еще в 2008 году, а пару лет спустя благополучно перерос в поколение В7. И внешне, и внутри – Пассат как Пассат, всех отличий – опознавательная «бирка» с обозначением модели на задней двери да отсутствие под фальшполом багажника ниши для запасного колеса (ее место заняла баллонная часть газовой установки). Все компоненты ГБО с истинно немецкой аккуратностью убраны с глаз долой: баллоны для сжатого метана спрятаны в задней части автомобиля – два под полом багажника и еще один под задними сидениями, заправочное устройство вправлено под лючок бензозаправочной горловины…


В салоне тоже Пассат как Пассат…


Заправочное устройство европейского типа NGV1 аккуратно вправлено под лючок бензозаправочной горловины



Нишу для запаски под фальшполом багажника заняли баллоны для сжатого метана (CNG)



Volkswagen Passat Variant TSI EcoFuel в «разрезе»

В моторном отсеке тоже все как у обычных Пассатов, но система питания здесь двухтопливная – двигатель работает и на бензине, и на природном газе – метане (CNG). Точнее, и на метане, и на бензине – основным топливом для Passat Variant TSI EcoFuel является именно газ. Управление питанием силового агрегата полностью автоматизировано: запуск и прогрев происходит на бензине, затем система переходит на газ и возвращается в бензиновый режим, только когда газовые баллоны опустеют. Чтобы этого не допустить, в приборной панели предусмотрено два указателя уровня топлива – штатный бензиновый и такой же газовый, расположенный на месте индикатора температуры охлаждающей жидкости (роль последнего выполняет обычная контрольная лампа). При этом смена режимов питания происходит незаметно и без потерь в мощности или динамике.





Для работы на газе фольксвагеновский «твинчарджер» 1.4 TSI с заводским кодом CDGAI4 прошел небольшой апгрейд, получил модифицированную систему впрыска топлива и наддува и новую битопливную программу управления

Притом сам двигатель с заводским кодом CDGAI4 не просто турбомотор TSI – он из породы так называемых фольксвагеновских «твинчарджеров», т.е. агрегатов с двойным последовательным наддувом из механического приводного компрессора и турбонагнетателя. Для работы на газе мотор прошел небольшую модернизацию, получил модифицированную систему впрыска топлива и наддува и новую битопливную программу управления.
И результат – обзавидуешься: из скромного рабочего объема в 1,4 л немцы «выдули» 150 л.с. мощности и 220 Нм крутящего момента, уложенных ровной полкой в диапазоне 1500-4500 об/мин!

На практике это означает, что тяги хватит всегда. Помните миф о потере мощности на газе? С 7-ступенчатой роботизированной коробкой передач DSG сотню с места этот «газовый» универсал набирает за 9,7 с, максимальная скорость достигает 210 км/ч. При этом средний расход газа не превышает 4,5 кг на 100 км пробега: нехитрая арифметика показывает, что на 21-килограммовом запасе метана плюс 31-литровом бензобаке Passat Variant TSI EcoFuel без труда проезжает более 900 км, из которых половина преодолевается исключительно на газе. Ну а человека, радеющего за экологию, порадует уровень выброса CO2 в 119 г/км, отвечающий требованиям стандарта Euro-5.

А главное – вопреки распространенному стереотипу это немецкое удовольствие легко может позволить себе обычная российская семья с вполне средним уровнем дохода: стоимость такого универсала в возрасте 4-5 лет, прошедшего через аукцион в Германии или Швеции, в зависимости от комплектации составляет у нас 600-800 тыс. руб., включая расходы на таможенную очистку и доставку. За эти же деньги российские дилеры предложат вам разве что Chevrolet Cruze, в лучшем случае – средней степени оснащенности Volkswagen Golf с двигателем объемом 1,6 л и расходом бензина, как у двух битопливных Пассатов.

Согласитесь, неплохой повод посчитать и подумать, особенно сейчас, когда первые лица государства в унисон заявляют о готовящемся бурном развитии индустрии газомоторных топлив вообще и природного газа – метана в частности?

Um fortzufahren muss dein Browser Cookies unterstützen und JavaScript aktiviert sein.
To continue your browser has to accept cookies and has to have JavaScript enabled.

Bei Problemen wende Dich bitte an:
In case of problems please contact: