Содержание своего автомобиля в рабочем состоянии не так дорого обходится, если своевременно менять простые, но важные детали. В их числе и коренные сальники. Это специальные элементы уплотнения, имеющие большую важность в масляной системе всех узлов автомобиля. Попробуем рассмотреть именно коренной сальник двигателя, что это и каковы его характеристики.
Определение и особенности работы изделия
Сальник располагается в месте выхода коленвала из двигателя и соединения его с маховиком. Он представляет собой уплотнитель, изготовленный из специального термоустойчивого материала (термокаучуковая резина, силикон и так далее). Главное, что материал абсолютно инертен к температуре и химическому составу масла. Диаметр сальника равен диаметру вала и может отличаться в зависимости от модификации авто.
Рабочее масло, помогающее слаженно функционировать всем рабочим элементам, не вытекает наружу благодаря именно коренному сальнику. В тех случаях, когда элемент изношен или сломан, может возникнуть следующие проблемы:
- Отработанное масло будет попадать в камеру сгорания двигателя. В результате реакции под действием высоких температур будут накапливаться остатки сгоревшего масла. Это забивает функциональные элементы двигателя.
- Недостаток рабочего масла негативно скажется на всех металлических деталях узла. Большая сила трения и высокое давление при работе мотора способны постепенно разрушить даже прочную сталь.
- На переднеприводном авто высокая концентрация масла при вытекании через недействующий сальник разъедает ремень ГРМ. Если он рвется, возможен загиб клапанов и поломка двигателя. Починка ДВС стоит в сотни раз больше одного-двух сальников.
- В заднеприводной машине масло может попадать на стык мотора и коробки передач, что в результате может повлиять на работу сцепления, а это уже опасно для движения.
Меняется коренной сальник 1 раз на 150–200 тысяч км. Однако, показатель абсолютно индивидуален. Например, при замене масла с опозданием либо его полном расходе возможен перегрев в узлах. В результате эластичность уплотнителя ухудшается, а затем он лопается и пропускает смесь. Грамотный водитель всегда следит за каждым из агрегатов автомобиля.
Принцип действия и виды сальников
Условно можно выделить такие задачи уплотнителей:
- снижение силы трения металлических частей;
- защита от перегрева и износа;
- предотвращение попадания инородных веществ в рабочую среду (для этого на поверхности изделий есть специальные углубления – пыльники).
Принцип работы у всех одинаковый, а вот тип и расположение зависят от привода и вида автомобиля. Более подробно рассмотрим каждый вариант:
- Сальники коренные на переднеприводных авто установлены в самом блоке цилиндров. Щиты на этих агрегатах не предусмотрены их конструкцией. Сальник держится отчасти благодаря высокому давлению внутри картера мотора. Уплотнители хорошо прижимаются к поверхности стержня и не герметизируют узел.
- В большинстве заднеприводных машин конструкцией предусмотрен щит коленвала, в нем и установлен сальник с передней части опорного подшипника.
Многие автолюбители часто пытаются заменить сальники самостоятельно, сэкономив при этом. Прочитав разные инструкции на форумах, они приступают к действиям. Однако важно понимать, что каждая ошибка – это минус 50–70% ресурса сальника. Если при правильной установке он прослужит 200 тысяч км, при кустарном способе установки стоит быть готовым к износу уже через 70–100 тысяч.
Чтобы произвести замену коренного сальника на переднеприводном авто самому, потребуется ряд действий:
- поднять авто домкратом (либо заехать на смотровую яму);
- снять защиту ДВС и кожух ГРМ;
- удалить масло из мотора;
- демонтировать ремень ГРМ;
- снять правое колесо передней оси;
- включить пониженную передачу;
- снять крепление шкива и снять сам шкив;
- переключить повышенную передачу;
- выставить поршень первого цилиндра в ВМТ (для этого помогут метки);
- ослабить фиксацию натяжного ролика и снять ремень;
- открутить крепление крышки картера сцепления, расположенной снизу и снять ее с прокладкой (ее лучше заменить перед обратной сборкой);
- отсоединить маслонасос и маслоприемник от коренного подшипника;
- удалить зубчатый шкив, используя 2 отвертки равного размера;
- открутить болты крепежей маслонасоса;
- отделить агрегат и снять с него сальник;
- смазать новое изделие и установить его на место;
- произвести обратную сборку.
Руководствуясь логикой и аккуратностью, можно самостоятельно произвести замену. Однако в случае сомнений стоит обратиться на станцию техобслуживания. Сальники важно покупать только заводского производства. Такие элементы изготавливаются по определенным стандартам и служат весь установленный срок службы.
Как я уже говорил, машиной никто особо не занимался. Поездив и оценив состояние машины, понял, что нужно что-то делать. Мне постоянно приходилось подливать масло в двигатель, это немного напрягало мой бюджет. Ребята на СТО сказали, что течёт коренной сальник между двигателем и коробкой. Менять решил сам, ибо денег особо нет, чтобы загонять на СТО. К тому же текла рулевая рейка, верхний сальник надо было менять. Цена ремонта на СТО составляла около 15 тыс, без стоимости запчастей.
Закупив запчасти, масло в АКПП и двигатель начали разбирать машину. Сначала хотели просто снять коробку, без съёма двигателя, но оказалось, что к некоторым гайкам просто невозможно подлезть. Подумав и по-матерившись, взялись снимать двигатель вместе с коробкой. Процедура довольно простая с виду, но, имея только гараж с ямой, оказалось не очень удобно, подъёмник бы не помешал. Сняли капот, кожухи воздушного фильтра, открутили немыслимой количество гаек =)
Снять воздушный коллектор не удалось, болты прикипели намертво, пришлось "колдовать" с "косой", чтобы просунуть её в щели, и тем самым освободить двигатель от электрики.
Двигатель с коробкой опускали вниз на лебёдке, и уже потом разъединяли и меняли сальники.
Особую проблему доставила левая граната (с пассажирской стороны), снять её не смогли, пришлось разрезать пыльник и менять его на новый. Правый привод вместе с "гранатой" вышел из коробки легко, а вот левый, как ни старались не выходил. Самое неприятное, нет возможности за что-то зацепиться монтировкой. Возможно для снятия левого привода используется какой-то особый съемник.
Ещё один важный момент — поддон коробки был посажен на герметик, и в самом поддоне не было ни единого магнита. Заставило задуматься… Так как менял масло в АКПП методом частичной замены, то когда проеду 1000 км, солью масло, сниму поддон и поставлю какой-нибудь магнит от старого жесткого диска. Масло в коробку решил заливать >
Многие ремонтируя рулевую рейку снимают её целиком, мы решили этого не делать. Я осмотрел пыльники, следов масла или повреждения не обнаружил. Открутили болты удерживающие крестовину изнутри и снаружи, освободили шток рейки. Открутив 2 болта, удерживающие шток, добрались до внутренней части. Верхний пыльник можно вставить только изнутри, что не очень удобно, зато более надёжно.
Также оказалось, что левый рулевой наконечник — "дохлый", правый тоже необходимо заменить в ближайшее время. Левый наконечник заменил, правый буду скоро менять. Шаровые опоры в нормальном состоянии, чего не скажешь о передней подушке двигателя. Резина "дохлая, болтается, надо думать как перепрессовывать.
Фоток не много, ибо руки были в масле, а фотографирую я в основном на телефон…
Toyota Mark II 2002

Привет всем, не смог удержатся что бы не написать более подробно о замене коренного сальника, история не очень длинная, но поучительная.
И так потек коренной сальник (уж лучше бы тек) решил поменять, 500 р. сальник 4 т.р. работа. Сразу как забрал машину заметил что на скорости 30-60 км/ч появилась вибрация, при наборе скорости 80 км/ч она пропадает начисто. Тут же вернулся обратно в сервис, два раза откручивали и проворачивали кардан, эффекта ноль, подвесной смотрели, коробка вроде плотно сидит, по всем признакам все хорошо, а вибрация есть и где еще искать понятия не имею, в других сервисах помощи вообще ноль (только капусту стрегут за посмотреть).
Прошло две недели…
Закончилась эпопея с вибрацией. Долго и много я ездил по сервисам в попытках найти (хотя бы) проблему. Много нового узнал про Иркутский автосервисный мир. Возможно вы посчитаете это рекламой или антирекламой, но я хочу что бы Вы и все жители нашего славного города знали что где и как у нас ремонтируют и сколько это все стоит. Пишу только свое личное мнение. Как есть…
Сервис №1 — АВТОСОС (виновники появления вибрации) честно пытались найти причину, три раза заезжал к ним, долго думали, крутили, курили, даже заводили машину на подъемнике (я сидел в салоне давил на газ, он искал причину под машиной) в итоге посоветовали мне проверить балансировку колес, скорее всего ляпнули уже от бесысходности. Потрачено денег — 0 руб.
Сервис №2 — ДИ-СТАНЦИЯ, заехал описал проблему и поперся ждать на улицу (холодно), так как в самом сервисе присесть как то желания не было, очень грязный и тесный сервис, я по началу вообще подумал как в этой темноте и грязи они вообще что то увидят, но после непродолжительного свечения лампой под машиной и проверки всех подушек мне сказали что надо их прокатить на машине и уже по месту послушать то что меня так раздражает, в итоге посоветовали тоже проверить балансировку колес, возможно что они в электронике ассы, не спорю, но как ремонтники подвески они меня не впячетлили. Потрачено денег — 350 р.
Сервис №3 — КУЗМИХА, все у них неплохо, отношение, зона отдыха, телик клевый на стене висит, машину помыли, да и я отдохнул на диване прихлебывая кофе. Вердикт, замена почти всех подушек, линки и еще что то по мелочи "от сюда и вибрация" как сказали мне они, общая сумма ремонта с запчастями выходила примерно 26 т.р., но я решил пока подождать с заменой, не могло все в раз взять и сломаться. Потрачено денег — 300 руб. (у них не жалко эту сумму оставить)
Сервис №4 — НИССАН Центр, там с порога сразу сказали “меняй кардан”, но записаться на ремонт не предложили, да и я не особенно и настаивал. Потрачено денег — 0 руб.
Сервис №5 — KIA сервис. Записался на прием, но заехать так и не получилось. Так что не чего более конкретного я про них сказать не могу.
Сервис №6 — MOBISS. Заехал. Озвучил проблему, подняли. Пока я доставал и прикуривал сигарету сказали “все готова, подойдите пожалуйста”. На обоих карданах большом и маленьком на заводе ставят метки смещения, т.к. кардан изначально идет отбалансированный, то и ставить его надо по уму, а не как тебе приспичило, метки должны находится на одной линии, чего и не было сделано в Сервисе №1, устранение причины заняло минут 10 + лекция о криворукости некоторых мастеров, открутили четыре болта и повернули кардан на 90 градусов, все, 500 р. в кассу. Красавцы конечно, за что им отдельный, до земли поклон.