Библиографическая ссылка на статью:
Рогачёв В.Д., Писарчук А.В., Гумелёв В.Ю. Особенности устройства генератора Г290В и его установки на дизель тягача МТ-ЛБ // Современная техника и технологии. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2014/10/4514 (дата обращения: 07.02.2019).

Генератор переменного тока типа Г290 и его модификации нашли достаточно широкое применение в составе генераторных установок боевых и специальных машин. Например, на современных транспортерах-тягачах МТ-ЛБ устанавливается генератор Г290В, а на бронетранспортерах БТР-80 – два таких генератора и каждый из них работает совместно со своим реле-регулятором.

При номинальном напряжении 28 В генератор Г290В выдает постоянный ток силой 150 А. Масса генератора – 20,5 кг (без шкива)

Согласно рисунку 1, а на экране генератора сзади нанесена маркировка [1]. Для конкретного генератора (рисунок 1, б) она имеет следующий вид: наименование или товарный знак предприятия-изготовителя; условное обозначение модели генератора – Г290В; номинальные напряжение 24 В (28 В) и ток 150 А; обозначение государственного стандарта или конструкторской документации на данное изделие – ГОСТ 3940–71(84); дата изготовления (месяц, год), указанные арабскими цифрами – 01.85 (10.96); номер партии – 0691 (0021); надпись «Сделано в СССР (России)» (для изделий, изготовляемых в России).

а – экран генератора, вид сзади; б – экран генератора с нанесённой маркировкой (товарный знак предприятия-изготовителя – Калужского завода автотракторного электрооборудования)

Рисунок 1 – Маркировка генератора Г290В

Внешний вид генератора Г290В и основные особенности его устройства представлены на рисунке 2.

а – вид Г290В сзади слева; б – экран Г290В сзади; в – щеткодержатель Г290;
г – щеткодержатель Г290В; 1 – винт крепления экрана генератора; 2 – экран генератора Г290В; 3 – защитная лента; 4 – разъем выводов обмотки возбуждения, двух фаз и нулевого провода генератора; 5 – вывод «+»; 6 – узел крепления силового провода; 7 – щеткодержатель Г290 в сборе; 8 – вывод обмотки возбуждения «Ш»; 9 – щеткодержатель Г290В в сборе; 10 – вывод средней точки обмоток фаз генератора (нулевого провода); 11 – вывод обмотки возбуждения «Ш»

Рисунок 2 – Внешний вид и основные особенности устройства генератора Г290В

Шкив, вентилятор, крышка со стороны привода, катушка возбуждения, ротор, вал ротора, основание щеткодержателя, выпрямительные блоки – отличий от соответствующих конструкционных элементов генератора Г290 не имеют. Крышка со стороны щеткодержателя в сборе отличается тем, что имеет семь отверстий (вместо четырех) для крепления экрана и защитной ленты генератора. Экран генератора вместо трех выводов ШР-25 имеет разъем выводов обмотки возбуждения, двух фаз и нулевого провода генератора (рисунок 2, а, б); щеткодержатель имеет два вывода «Ш» (8 и 11) обмотки возбуждения и дополнительный вывод средней точки обмоток фаз генератора 10 (рисунок 2, г).

Вывод провода средней точки обмоток фаз генератора (нулевого провода) 2 статора генератора представлен также согласно рисунку 3.

1 – выводы фаз обмотки статора; 2 – вывод провода средней точки обмоток фаз генератора (нулевого провода)

Рисунок 3 – Статор генератора Г290В в сборе

Устройство щеткодержателя генератора Г290 представлено на рисунке 4.

1 – основание щеткодержателя; 2 – крышка щеткодержателя; 3 – болт специальный; 4 – держатель; 5 – вывод средней точки обмоток фаз генератора (нулевого провода); 6 – выводы обмотки возбуждения; 7 – щетки

Рисунок 4 – Щеточный узел генератора Г290В

Электрическая схема генераторной установки в составе генератора Г290В и реле-регулятора представлена согласно рисунку 5. Подключение к генератору Г290 реле-регулятора РР361-А подробно рассмотрено в работе [2].

а – для работы с регулятором напряжения РР390-Б; б – для работы с регулятором напряжения РР361-А

Рисунок 5 – Электрическая схема генераторной установки в составе

генератора Г290В и реле-регулятора

Фазы обмотки статора (якоря) генератора Г290В соединены в «звезду». У некоторых автомобильных генераторов переменного тока обмотки статора соединены в «треугольник» [3]. Но следует помнить, что генератор с соединением фазных обмоток статора по схеме «звезда» отдает в бортовую сеть номинальное напряжение при меньшей частоте вращения его ротора, поэтому аккумуляторные батареи машины начинают раньше заряжаться. А это крайне важно при эксплуатации специальных и, особенно, боевых машин.

На МТ-ЛБ генератор Г290В расположен на двигателе ЯМЗ-238ВМ в передней части сверху (поз. 7 рисунка 6). Привод осуществляется ременной передачей от шкива привода компрессора и генератора двигателя [4].

Перед установкой генератора на двигатель необходимо выключить выключатель аккумуляторных батарей.

1 – расширительный бачок системы охлаждения; 2 – компрессор пневмосистемы; 3 – пробка маслоналивной горловины смазочной системы двигателя; 4 – термостатная коробка системы охлаждения двигателя; 5 – соединительный патрубок системы питания воздухом; 6 – топливный насос высокого давления; 7 – генератор; 8 – впускной трубопровод левой головки блока цилиндров; 9 – выпускная труба пускового подогревателя; 10 – масляный фильтр центробежной очистки

Рисунок 6 – Компоновка генератора Г290В на двигателе

Установка генератора, детали его крепления на двигатель и ремни его привода представлены на рисунке 7.

1 – шкив приводной; 2, 3, 8, 10, 17, 18, 19 – гайки; 4 – болт передней опоры генератора; 5 – кронштейн генератора; 6 – ремень приводной; 7 – генератор;
9 – планка; 11 – шкив генератора; 12 – контргайка; 13 – винт регулировочный; 14 – кронштейн натяжного устройства; 15 – ролик натяжной; 16 – болт задней опоры генератора

Рисунок 7 – Установка генератора Г290В на двигатель ЯМЗ-238ВМ машины МТ-ЛБ

Проверка прогиба ремней представлена на рисунке 7. Регулировка привода генератора производится в соответствии с требованиями [3, 4]. Нормально натянутые ремни привода генератора при нажатии на середину каждой правой ветви (рисунок 8) с усилием 40±2 Н (4±0,2 кгс) прогибаются на величину от 10 до15 мм. Если ремни прогибаются больше или меньше указанного, то следует отрегулировать их натяжение.

Проверку натяжения ремней производить нажатием руки или с помощью прибора, или устройства для проверки натяжения ремней.

Рисунок 8 – Место проверки прогиба ремней привода генератора (вид из десантного отделения машины при снятой задней панели

Для проверки и регулировки ремней привода генератора необходимо (рисунок 9):

– снять заднюю панель ограждения двигателя;

– проверить прогиб ремней привода генератора и, если он не соответствует требованиям, провести регулировку в следующем порядке;

– расстопорить гайку 4 оси натяжного ролика;

– отпустить контргайку 2 и винтом регулировочным 1 отрегулировать натяжение до нормы;

– застопорить регулировочный винт 1, завернув до плотного упора контргайку 2 и гайку 4 оси натяжного ролика;

– застопорить гайку 4 оси натяжного ролика шайбой стопорной 3;

– проверить натяжение ремней, установить на место заднюю панель ог-раждения двигателя.

После регулировки следует надежно закрепить ослабленные болты и гайки.

При увеличенной вытяжке хотя бы одного из ремней привода генератора заменить комплектом оба ремня для обеспечения равномерной нагрузки на них. Ремни заменять только в паре из одной группы по длине с разницей не более 2 мм.

1 – винт регулировочный; 2 – контргайка; 3 – шайба стопорная; 4 – гайка оси натяжного ролика

Рисунок 9 – Регулировка натяжения ремней генератора

Детали крепления и ремни привода генератора представлены в соответствии с рисунком 10.

1 – гайка; 2 – шайба разрезная; 3 – планка; 4 – генератор; 5 – шайба; 6 – болт;
7 – втулка резьбовая; 8 – кронштейн; 9 – шпилька; 10 – кронштейн в сборе;
11 – винт натяжной; 12 – шайба стопорная; 13 – пресс-масленка; 14 – устройство натяжное; 15 – ремень приводной; 16 – шкив приводной; 17 – прокладка;
18 – ось натяжного шкива; 19 – кольцо стопорное; 20 – подшипник; 21 – кольцо; 22 – шкив натяжной

Рисунок 10 – Детали крепления и ремни привода генератора

При эксплуатации машины необходимо предохранять ремни от попадания масла и топлива, контролировать их натяжение и, если необходимо, регулировать его. Особенно тщательно следует проверять натяжение ремней в первые 50 ч работы двигателя, так как в это время происходит их наибольшая вытяжка. Натяжение ремней должно быть всегда нормальным, так как излишнее натяжение приводит к преждевременному выходу из строя генератора, а недостаточное натяжение – к выходу из строя аккумуляторных батарей из-за их систематического недозаряда.

Библиографический список

  1. ГОСТ Р 52230–2004. Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия [Текст]. – Введ. 2004-03-01. – М. : Издательство стандартов, 2004.
  2. Рогачёв В.Д., Писарчук А.В., Гумелёв В.Ю. Особенности устройства и работы реле-регулятора РР361-А // Современная техника и технологии. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2014/09/4335 (дата обращения: 21.09.2014).
  3. Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Рогачёв В.Д. Взаимозаменяемость, применяемость и устройство генератора Г 288Е // Современная техника и технологии. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/02/1663 (дата обращения: 21.09.2014).
  4. Лёгкий многоцелевой гусеничный транспортер-тягач МТ-ЛБ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации [Текст]. – Челябинск: ЧВАИ, 2002. – 400 с.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

&copy 2019. Электронный научно-практический журнал «Современная техника и технологии».

Генераторы Г-290;Г-290А;Г-290Б;Г-290Г – трехфазные, синхронные, с электромагнитным возбуждением и встроенными полупроводниковыми выпрямительными блоками. Генераторы предназначены для работы в системе электрооборудования дизельной техники совместно с реле-регулятором РР361А и аккумуляторной батареей. Генераторы изготавливается общеклиматического исполнения “О” – для эксплуатации во всех климатических зонах.

Генератор Г-290В-трехфазный, синхронный, с электромагнитным возбуждением и встроенными полупроводниковыми выпрямительными блоками. Генератор предназначен для работы в системе электрооборудования дизельной техники совместно с реле-регулятором РР-390 Б1 и аккумуляторной батареей.

2. Ток выпрямленный, А 150 150

3. Мощность, кВт 3,6 4,2

4. Масса генератора без шкива,

не более, кг 20,5 20,5

5. Направление вращения вала генератора правое любое

Внимание! Акция!

Описание Генераторы Г290Г

Генераторы Г290Г – трехфазные, синхронные генераторы переменного тока со встроенным выпрямительными полупроводниковыми блоками. Они предназначены для работы в качестве источника электрической энергии параллельно с аккумуляторной батареей в системе электрооборудования объектов колесных тягачей МЗКТ 74131, КЗКТ 79221, гусеничных транспортеров ДТЮПМ, ДТ30ПМ.

Генераторы поставляются на внутренний рынок и на экспорт в страны всех климатических зон. Генераторы Г290Г предназначены для установки на двигатели ЯМЗ: ЯМЗ-846.10, ЯМЗ 849.10, ЯМЗ 8401.10, ЯМЗ 847.10, ЯМЗ 8471.10.

Основные технические характеристики: