Трасса М-4 «Дон»

О трассе

Автомобильная дорога М-4 «Дон» соединяет центральные и северные регионы европейской части страны с Северным Кавказом, Черноморским побережьем, портом Новороссийск

Протяжённость автодороги М-4 «Дон» составляет 1542 км. Основная часть трассы от Москвы до Краснодара является составной частью европейского маршрута Е115. Участок от Краснодара до Джубги образует маршрут Е592, от Джубги до Новороссийска входит в состав Е97. Кроме этого, по дороге М4 проходит участок европейского маршрута Е50 от пересечения с М19 у Новошахтинска до ответвления М29 у станицы Павловской.

Дорога имеет важное стратегическое и оборонное значение. Постановлением Правительства РФ №62 от 24 декабря 1991 включена в Перечень Федеральных магистральных дорог России. Дорога М-4 «Дон» передана в доверительное управление Государственной компании «Автодор» в мае 2010 года. В 2011 году М-4 стала четырехполосной автомагистралью на всем протяжении от Москвы (21 км) до Воронежской области. Введены в эксплуатацию новые скоростные участки в обход города Воронежа, поселка Тарасовский, н. п. Н. Усмань и Рогачевка.

После реконструкции и комплексного обустройства 70% протяженности автодороги соответствует первой технической категории – с разделенными встречными потоками движения и развязками в разных уровнях. В стадии активного строительства – обход Лосево и Павловска в Воронежской области, обход Аксая в ростовской области.

Изменения и поправки

В соответствии со статьей 36 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установить, что использование участков автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-4 "Дон" от г. Москвы через гг. Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до г. Новороссийска на обходе г. Ефремова (км 287+800 – км 321+300) в Тульской области и на обходе г. Ельца (км 355+079 – км 414+700) в Липецкой области с характеристиками согласно приложениям N 1 и 2 осуществляется на платной основе бессрочно.

Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин

Характеристики участка автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-4 "Дон" от г. Москвы через гг. Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до г. Новороссийска на обходе г. Ефремова (км 287+800 – км 321+300) в Тульской области, используемого на платной основе

1. Начальный и конечный пункты – км 287+800 – км 321+300.

2. Пересечения с другими автомобильными дорогами и примыкания к другим автомобильным дорогам:

пересечение с участком автомобильной дороги V категории Турдей – Красавка;

пересечение с участком автомобильной дороги IV – V категории М-4 "Дон" – Непрядва, М-4 "Дон" – Куркино;

пересечение с участком автомобильной дороги V категории Б. Плоты – поле;

отмыкание обхода г. Ефремова от существующей автомобильной дороги II – III категорий М-4 "Дон";

пересечение с участком автомобильной дороги IV категории Ефремов – Овсянниково;

пересечение с участком автомобильной дороги III категории Данков – Ефремов;

примыкание обхода г. Ефремова к существующей автомобильной дороге II – III категорий М-4 "Дон".

3. Технические характеристики участка автомобильной дороги:

число полос движения – 4 штуки;

ширина земляного полотна – 27,5 м;

ширина проезжей части – 7,5×2 м;

ширина разделительной полосы – 5 м;

тип дорожной одежды – капитальный;

вид покрытия – асфальтобетон;

расчетные нагрузки – А-11; А-14; НК80 и 115 кН;

мосты и путепроводы – 20/2230,1 штук/м;

развязка в разных уровнях – 7 штук.

4. Протяженность – 35,8 км.

5. Характеристики участка автомобильной дороги, по которому осуществляется альтернативный бесплатный проезд транспортных средств:

маршрут – Чернятино – Покровка – Пушкари;

протяженность – 33,5 км;

категория – I – III;

число полос движения – 2 3 штуки;

ширина земляного полотна – 15 20 штук;

ширина проезжей части – 7,5 11 м;

тип дорожной одежды – капитальный;

вид покрытия – асфальтобетон;

расчетные нагрузки – А-11, НК-80; 80/30;

мосты – 3/208,89 штуки/м.

Характеристики участка автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-4 "Дон" от г. Москвы через гг. Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до г. Новороссийска на обходе г. Ельца (км 355+079 – км 414+700) в Липецкой области, используемого на платной основе

1. Начальный и конечный пункты – км 355+079 – км 414+700.

2. Транспортные развязки на пересечениях с другими автомобильными дорогами:

отмыкание обхода г. Ельца от существующей автомобильной дороги М-4 "Дон"

пересечение с участком автомобильной дороги III – IV категорий Становое – Лебедянь;

пересечение с участком автомобильной дороги IV категории Трегубово – Белевец;

пересечение с участком автомобильной дороги III – IV категорий Елец – Красное;

пересечение с участком автомобильной дороги IV категории Ольшанец – Сахаровка;

пересечение с участком автомобильной дороги IV категории Колпаки – Ольшанец;

пересечение с участком автомобильной дороги IV категории Екатериновка – Чибисовка;

пересечение с участками автомобильных дорог II – III категорий (кольцевая транспортная развязка с двумя путепроводами на г. Липецк, на г. Елец, примыкание существующей автомобильной дороги М-4 "Дон" к обходу г. Ельца);

пересечение с участком автомобильной дороги IV категории Тимирязевка – Секретаровка;

пересечение с участком автомобильной дороги IV категории Б. Извалы – Ивлевка;

пересечение с участком автомобильной дороги IV категории Хмелинец – Крутой Верх.

3. Технические характеристики участка автомобильной дороги:

число полос движения – 4 штуки;

ширина земляного полотна – 27,5 м;

ширина проезжей части – 7,5×2 м;

ширина разделительной полосы -5 м;

тип дорожной одежды – капитальный;

вид покрытия – асфальтобетон;

расчетные нагрузки – А-11; НК80 и 115 кН;

мосты – 7/1389,69 штук/м;

путепроводы – 16/1244,57 штук/м;

эстакада – 1/432,20 штука/м;

развязка в разных уровнях – 11 штук.

4. Протяженность – 56,1 км.

5. Характеристики участка автомобильной дороги, по которому осуществляется альтернативный бесплатный проезд транспортных средств:

маршрут – Становое – Тростное – г. Елец – Буевка – Екатериновка – Тимирязевка;

Общая информация

Дорога М-4 «Дон» была спроектирована Дорожным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом ГИПРОДОРНИИ и построена в 1959-1966 годы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к дороге третьей технической категории — с шириной дорожного полотна 7 метров и двумя полосами движения. Рассчитана она была на небольшие нагрузки. С 1984 года по 1990 год был построен и сдан в эксплуатацию дублирующий М-4 участок в Домодедовском районе Московской области протяженностью 18,4 км. В 1999 году было сдано в эксплуатацию уже 72 км дороги с 4 – 8 полосами движения, в 2000 году – 63 км дороги в Московской и Тульской областях. В результате сегодняшняя автодорога «Дон» является продолжением Липецкой улицы в Москве. Прежняя трасса дороги – старое Каширское шоссе — утратила прежнее значение и служит в основном для региональных перевозок, а также для объезда пробок, которые появляются на трассе «Дон». В ноябре 1998 в Липецкой области был торжественно введен в эксплуатацию платный участок дороги в объезд села Хлевное длиной около 20 км, первый в современной истории дорог России платный участок. В 2000-е годы продолжилась реконструкция автодороги на всём протяжении, в результате чего большая часть дороги получила раздельные проезжие части и разноуровневые пересечения с другими дорогами, увеличилась длина участков с ночным освещением. Были построены обходы городов Богородицк (2009), Ефремов (2010), Елец (2011) и других населенных пунктов.

В 2010 дорога была передана в доверительное управление Государственной компании «Автодор». Госкомпания совместно с Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков, «Опорой России», СМИ произвела мониторинг состояния объектов придорожного сервиса, признав более 50% существующих объектов некомфортными для использования, еще 30% — не соответствующим требованиям законодательства.

Практически на всех платных участках автомобильной дороги М-4 "Дон" действует открытая система сбора платы за проезд за исключением участка 414-464 км, который имеет смешанную систему. Оплата проезда совершается один раз при пересечении ПВП и не взимается с пользователей, которые будут перемещаться в пределах платного участка, не проезжая через ПВП. Участок в Липецкой области (414-464 км) имеет закрытую систему взимания платы. Пункты взимания платы расположены на 416 км и на 460 км. Оплата осуществляется при въезде на платный участок и действует в течение 12 часов с момента оплаты. Для выезда с платного участка необходимо предоставить чек об оплате проезда кассиру-контролеру ПВП. Если проезд по платному участку занял больше 12 часов, то проезд необходимо оплатить заново.

На протяжении всей длины платных участков автомобильной дороги расположены стационарные телефонные аппараты экстренного оповещении специальных служб о возникновении экстренной ситуации (аварийные комиссары). Благодаря разделенным потокам встречного движения, отсутствию светофоров и примыкания второстепенных дорог в одном уровне расчетная скорость движения по платным участкам составляет от 90 до 130 км/час.

Также на платных участках внедрены элементы автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД), которые обеспечивают:

  • сбор информации об обстановке на дороге в режиме реального времени через систему видеонаблюдения
  • сбор информации о погодных условиях от автоматических дорожных метеостанций;
  • сбор информации о работе наружного освещения и срочной оперативной информации от пунктов экстренной связи;
  • оперативное принятие решений
  • передачу информации соответствующим службам эксплуатации дороги, при необходимости службам экстренной помощи;
  • информирование пользователей дороги о скоростном режиме движения, о возможных ограничениях проезда посредством информационных табло, установленных на всем протяжении дороги.

Режим платного проезда по данному участку вводится на основании постановлений Правительства Российской Федерации, которые в свою очередь были принят в соответствии со статьей 36 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Подробная информация о расположении Пунктов взимания платы и Центров продаж и обслуживания на автомобильной дороги М-4 "Дон" размещена на странице Пункты взимания платы и Центры продаж