Наконец-то делаю запись по установке колхозного зажигания взамен родному.
Как все началось описано тут, но установка китайского коммутатора не исправила проблему.
Мне посоветовали менять коммутатор в паре с катушкой зажигания, естественно, на что-то приближенное к оригиналу. Цена на новые катушку и коммутатор в 150-200$ оттолкнула меня от этой затеи. Б/у как вариант рассматривался, но и от него я в последствии отказался.
Теперь про само зажигание.
У карбюраторного FE система зажигания – бесконтактная. Она состоит из датчика-распределителя, коммутатора, катушки зажигания, свечей зажигания и проводов высокого и низкого напряжения.
Датчик-распределитель зажигания (он же трамблер) – содержит в себе датчик (генератор) управляющих импульсов (магнито-индукционный), а также вакуумный и центробежным регуляторы опережения зажигания.
Из отечественных авто аналогичной системой обладают автомобили семейства ГАЗ с карбюраторными двигателями.

З.Ы. А вот это я поставил сначала: коммутатор 131.3734 (Старый Оскол) с катушкой Б-116. Но, то ли катушка не та попалась, то ли еще чего, но у меня вылетал выходной транзистор коммутатора, коммутатор сильно грелся. И ко всему прочему, двигатель не раскручивался выше 3000 об/мин. (По этой причине я почистил карбюратор, думал, что вторая камера не открывается и т.д. и т.п.)
Еще наткнулся на такую информацию. В коммутаторах ВАЗ и ГАЗ используется одна и та же микросхема. Она предназначена для работы с датчиком ХОЛЛА, т.е. импульсы (прямоугольные) подаются непосредственно на ее вход. А в ГАЗовском коммутаторе собрана схема, которая преобразует синусоидальные импульсы в прямоугольные. Автор предлагал собрать подобную схему и включить ее между магнито-индукционным датчиком и ВАЗовским коммутатором. Я посчитал это слишком сложным.

Почему я не захотел ставить б/у коммутатор? Сам коммутатор б/у никто не продает — только в сборе с трамблером, катушка может быть с замкнутыми витками и сколько она проработает неизвестно, т.е. гарантии никакой. А ГАЗовский коммутатор и ВАЗовская катушка чуть ли не на каждом углу продаются.

Спасибо за внимание!

Цена вопроса: 1 000 ₽

Mazda 929 1983, двигатель бензиновый 2.0 л., 90 л. с., задний привод, механическая коробка передач — своими руками

Машины в продаже

Mazda MPV, 2009

Mazda CX-5, 2014

Mazda Mazda3, 2009

Mazda CX-7, 2007

Смотрите также

Комментарии 23

Хорошая запись. Очень содержательно описал)

Не внимательно читали, ГАЗовский коммутатор и ВАЗовская катушка установлена. Но сейчас я нашел коммутатор, а катушка эта же ВАЗовская осталась. Родной коммутатор стабильнее работает.

Коммутатор Stellox, каталожный номер: 0670609SX. стоит не дорого.

В итоге ты пишешь что схему для вазовского коммутатора не стал собирать, а как тогда поставил вазовский коммутатор

Добрый день, я поставил катушку и коммутатор на Мазда 626 IV искра есть но свечи сухие, бензонасос проверил — работает, не подскажете что проверять еще?

Спасибо поставил все четко ! Искрой слона можно слона убить 😁😁😁

Не за что! Рад, что информация на пользу идет)

Нет более постоянного как временное )) а с датчика ты какой провод взял + или — или там без разници?

нет разницы, по сути там переменка образуется.

А у меня такая система только в тёплое время года работала. Зимой искра была слабая. Переделал под датчик холла. www.drive2.ru/l/3748911/

Смотрел я твой пост в свое время, но я решил обойтись малой кровью. В принципе, у меня сейчас ВАЗовская катушка стоит, она рассчитана на большой ток, ток я замерял, показывает 9,5 ампер с коммутатором 90.3734. С коммутатором 131.3734 — 6,5 ампер. В будущем, возможно, вернусь к родной системе зажигания, там ток порядка 15 ампер. Но, опять же, тут в комплексе проблему решать надо. Провода и свечи тоже немаловажную роль играют. У проводов тоже есть свое сопротивление. Есть провода с сопротивлением 5 кОм, есть 15 кОм, а есть, так называемые, нулевого сопротивления. Соответственно, чем меньше сопротивление, тем мощнее искра, но появляются помехи. Для карбовых движков эти помехи, скорее всего, никакого влияния не оказывают. Свечи тоже имеют свое сопротивление. У меня сейчас свечи стоят с сопротивлением от 4 до 6 кОм (плохие свечи, разброс сопротивления очень большой, порядка 50%).

колхоз, но полезный в принципе.

Согласен, сделал, чтобы машина могла сама передвигаться пока ремонт идет. А потом либо все аккуратно сделаю, либо б/у.

10 лет проездил на Мазде 626 и никогда не понимал такого подхода, не раз наблюдая подобные изобретения на форуме mazda-auto.ru. То пыльники от Нивы присобачат, то подшипники от Москвича, то генератор от Волги. Мазда тем и отличается от совкопрома, что состоит из качественных и надёжных узлов и именно поэтому вы её покупали, чтоб не лежать под ней, а ездить, пользуясь этим преимуществом. Нет, я всё понимаю. Плохо с деньгами. Видимо есть вещи в жизни, более важные, чем старая машина, в которую нет желания вкладывать средства. Но зачем превращать надёжную Мазду в убогий Таз для малоимущих? Корейский коммутатор стоит копейки, китайский и того меньше. Катушка зажигания на разборке вообще почти ничего не стоит и это практически вечная вещь. Шансы нарваться на пробитую или потёкшую один из ста. Даже если нарвались на шлак, то на любой разборке оговаривается возможность возврата и замены на другую. Вылетают китайские коммутаторы? Ну так не покупайте их. Не гонитесь за дармовщинкой. Скупой всегда платит дважды. Купите корейский и забудьте о проблемах до сдачи машины в утиль. К чему все эти финты ушами с коммутаторами от ЗИЛов и катушками от комбайнов? Не устраивают цены на японские запчасти? Тогда вам надо пересмотреть целесообразность владения иномаркой. Не по сеньке шапка

Ну, скажем так, что надежной именно эта мазда была лет 20 назад. Если Вы внимательно читали, то я написал, что без труда можно вернуть старую систему. А данную статью я написал для обладателей аналогичных машин, потому что, представьте — Вы далеко от дома, не в своем городе и где Вы там будете искать б/у запчасть на свою и без того очень редкую машину? Про заказ новой, и речи не идет, т.к. практически любая деталь для этой машины идет не менее 3 дней. На эвакуаторе домой возвращаться? Дороговато будет. А буквально за 500-1000 рублей у Вас машина на ходу, причем эти запчасти на каждом углу продаются.

Как временное решение — согласен. Можно выйти из положения подобным образом, чтобы добраться до дома.
Но опять же, много лет проездив на Мазде и зная её проблемные места, я всегда возил с собой запасной коммутатор. Лет шесть провозил, так и продал машину с коммутатором в бардачке. Не пригодился.

Ну, скажем так, что надежной именно эта мазда была лет 20 назад. Если Вы внимательно читали, то я написал, что без труда можно вернуть старую систему. А данную статью я написал для обладателей аналогичных машин, потому что, представьте — Вы далеко от дома, не в своем городе и где Вы там будете искать б/у запчасть на свою и без того очень редкую машину? Про заказ новой, и речи не идет, т.к. практически любая деталь для этой машины идет не менее 3 дней. На эвакуаторе домой возвращаться? Дороговато будет. А буквально за 500-1000 рублей у Вас машина на ходу, причем эти запчасти на каждом углу продаются.

да всё правильно если можно всунут то, что на каждом углу продают да ещё и по низкой цене, то зачем покупать на разборке бу да ещё сомневаться работает -не работает(шило на мыло менять).или заказывать за бешеные деньги какую то мелочь.Если можно взять и поставить новую. тем более наше между прочим тоже ходит годами.

Характерной особенностью автомобиля можно считать его быстрое моральное старение, но долгую жизнь. Самое современное сегодня авто, как минимум через два года будет уже уступать другим, более новым, с улучшенными характеристиками, машинам. Но и сейчас на дорогах встречаются автомобили прошлого века. Поэтому не просто интересно, но порой и необходимо, знать хотя бы в общих чертах, что собой представляют подобные транспортные средства, их устройство, особенности, в том числе и такую вещь, как простой коммутатор зажигания, значительно изменивший возможности машины.

Что собой представляет и каков принцип работы коммутатора зажигания

Ещё на самых первых автомобилях для поджигания горючей смеси использовались системы батарейного зажигания, функциональная схема которой приведена на рисунке

Указанный рисунок позволяет понять, что ее работа основана на принципе самоиндукции. При разрыве цепи протекания тока в обмотке бобины 3, во вторичной наводится высоковольтная ЭДС, вызывающая появление искры на контактах свечи 2. Разрыв цепи вызывается размыканием контактов прерывателя 6.

Не касаясь достоинств или недостатков, следует отметить, что такая схема работала на автомобиле долгое время. И только появление новой элементной базы, дало толчок дальнейшему развитию подобного устройства, сохранив первоначальный принцип его работы.

Электронный коммутатор зажигания – следующий шаг в развитии

Самый простой и напрашивающийся вариант – использование транзисторных ключей для управления токами, протекающими через катушку зажигания. Так появился электронный коммутатор напряжения. Схема подобного простого устройства приведена ниже:

Коммутатор не влияет на первоначальный принцип работы, основанный на электромагнитной индукции. Роль электронных ключей, в качестве которых использованы транзисторы VT1 и VT2, заключается в том, чтобы уменьшить нагрузку на контакты прерывателя S1 и увеличить ток, протекающий через обмотку катушки L1. Следствием такого технического решения стало:

  • повышение надежности работы всей системы зажигания;
  • обеспечение возможности ее работы на больших оборотах двигателя и при высокой скорости движения;
  • повышение степени сжатия.

Каким может быть коммутатор системы зажигания

Приведенная выше схема коммутатора – лишь один из вариантов, как может быть реализовано устройство зажигания. Это выполняется с использованием:

  1. транзисторов;
  2. тиристоров:
  3. гибридных элементов;
  4. бесконтактных датчиков.

Транзисторная схема коммутатора рассмотрена выше, тиристорная схема использует накопление энергии в конденсаторе, а не в электромагнитном поле катушки зажигания. В ходе работы тиристорной системы, при поступлении управляющих сигналов, схема подключает заряженный конденсатор к обмоткам катушки, через которую он и разряжается, вызывая появление искры. Не касаясь достоинств и недостатков, которыми обладает та или иная схема, достаточно сказать, что любое подобное устройство обеспечивает значительное улучшение всех параметров системы зажигания, а коммутатор со временем вытеснил обычное батарейное зажигание.

Однако необходимо отметить и ещё один этап развития системы, и коммутатора в частности. Использование электронных компонентов и введение в конструкцию автомобиля коммутатора, позволило со временем отказаться от контактного прерывателя напряжения и заменить его бесконтактным датчиком. Такая система, в отечественных автомобилях, впервые была применена в машинах ВАЗ, в частности ВАЗ 2108. Подобный принцип работы, когда коммутатор получает сигналы от специального узла, на ВАЗ 2108 реализован с использованием датчика Холла.

При рассмотрении вариантов, каким может быть устройство коммутатора, нельзя обойти вниманием развитие самой системы зажигания. Основной принцип, который реализуется при ее построении – повышение надежности и эффективности работы всей системы. Достигается это применением микропроцессорных систем, использующих показания многочисленных датчиков. Для работы с такими системами требуется, как минимум, двухканальный коммутатор, а в последнее время и отдельная катушка, и коммутатор на каждую свечу.
Такой подход – двухканальный коммутатор (в дальнейшем и многоканальный) позволяет обеспечить:

  • более мощную искру;
  • исключение потерь в трамблере;
  • стабильный холостой ход;
  • улучшенный пуск при пониженной температуре;
  • снижение расхода топлива.

Стоит отметить, что двухканальный коммутатор позволяет избавиться от бегунка.

Как определить неисправность коммутатора зажигания

Введение в конструкцию автомобиля коммутатора зажигания, особенно на отечественных авто семейства ВАЗ, позволило повысить их надежность. И хотя первым серийным автомобилем с электронной системой зажигания был ВАЗ 2108, подобные устройства стали ставиться на многих других машинах, в первую очередь на классику. Однако использование такого достаточно сложного изделия привело к тому, что найти возникающую неисправность, а также проверить и отремонтировать коммутатор стало возможным по большей части только в условиях специализированных центров.
Внешними признаками, свидетельствующими, что появилась неисправность, могут быть:

  1. двигатель не заводится, искры на свечах нет;
  2. мотор заводится, но глохнет через несколько минут;
  3. мотор работает неустойчиво, если коммутатор заменить на заведомо исправный, дефект устраняется.

Самый простой способ выявить неисправность и проверить коммутатор, как уже отмечено, – установить заведомо исправный. Из-за достаточно низкого качества коммутаторов, поступающих на комплектацию автомобилей семейства ВАЗ, в том числе и ВАЗ 2108, водителям приходится возить с собой дополнительные коммутаторы для замены отказавшего. Однако существует и косвенный принцип оценки, позволяющий проверить работоспособность изделия и выявить его неисправность.

Для этого можно воспользоваться показаниями вольтметра в комбинации прибора. Надо включить зажигание, при этом стрелка установится посередине шкалы, а немного погодя качнется вправо (из-за отключения питания катушки при неработающем двигателе). Такое поведение стрелки свидетельствует, что неисправность в коммутаторе отсутствует.
В том случае, когда вольтметра нет, чтобы проверить зажигание, потребуется контрольная лампа. Один ее конец присоединяется на массу, другой – к выходу катушки, соединенному с клеммой 1 коммутатора. Если включить зажигание, то при исправном коммутаторе через некоторое время лампа станет гореть ярче.

Однако, в некоторых случаях, неисправность зажигания не связана с отказом коммутатора. Надо проверить состояние проводов, в первую очередь контакт с массой и состояние разъемов. Также необходимо проверить датчик Холла.

Появление в конструкции автомобиля, в том числе и отечественного ВАЗ 2108, коммутатора напряжения, явилось закономерным результатом развития системы зажигания. Дальнейшим ее улучшением стало использование сначала двухканальных, а затем многоканальных коммутаторов для повышения эффективности работы.
" alt="">

Статья о коммутаторе системы зажигания автомобиля: для чего он нужен, как работает, развитие системы, возможные неисправности. В конце статьи — видео о том, как работает коммутатор.

Рассмотрим эволюцию, разновидности и основополагающие моменты в процессе работы этого модуля более подробно.

Основные принципы работы и расположение устройства в автомобиле

Коммутатор системы зажигания – небольшой, но крайне важный модуль для работы авто. Его задача – с максимальной скоростью коммутировать цепь, в которую включены вращающие датчики. Помимо этого, он отвечает за то, чтобы включать и отключать электричество в катушке зажигания.

Сигналы, которые поступают от вращающих датчиков, не удобны в использовании из-за своей слабости. Если же они аналоговые, то плохо обрабатываются. Чтобы использовать их в системе управления двигателем внутреннего сгорания (конкретно — в подсистеме зажигания), необходимо их усилить после формирования, после чего передать сигналы на индукционную катушку, на её первичную обмотку.

Современные коммутаторы сконструированы так, что в состоянии координировать работу не одной, а сразу группы катушек в составе ДВС.

Расположение коммутатора в автомобиле может быть разным — это зависит от особенностей его конструкции.Коммутатор может быть установлен совместно с блоком электроники, отвечающим за управление двигателем, или же отдельно.

Если коммутатор располагается отдельно от управляющего блока электроники, он может находиться:

  • непосредственно рядом с катушкой зажигания;
  • на модуле распределителя зажигания;
  • под капотом, на перегородке или на крыле автомобиля, чтобы за счёт размещения на металлической поверхности получить дополнительный теплоотвод;
  • рядом с электронным управляющим блоком.

Каждая конструкторская группа решает вопрос расположения коммутатора по-своему. Специалисты ВАЗа поместили его на модуле распредзажигания, инженеры «Форда» – на перегородке автомобиля под капотом, конструкторы «Ауди» – в двигательной части в районе лобового стекла, под защитой водонепроницаемого кожуха, рядом с разъёмами для подключаемых в ходе проведения диагностических работ модулей.

Результаты эволюции: от простой батареи до систем под управлением электроники

На заре автомобильной эры в машинах первых поколений в агрегате ДВС существовала опция зажигания от электрической батареи, реализованная на основе физического явления самоиндукции. Первые коммутаторы, то есть системы, выполняющие координирующие функции в процесс извлечения искры в блоке зажигания ДВС, были крайне просты, если не сказать примитивны, и состояли из батареи и всего лишь двух проводов. Регулирование работы несложной транзисторной схемы осуществлялось при помощи электроимпульса, подаваемого на бобину.

Современный электронный коммутатор в своей основе уже состоит из транзисторов, тиристорных схем, бесконтактных датчиков и гибридных схем.

С использованием электроники автоматическое управление электроимпульсами, идущими через катушку зажигания, дало возможность получить целый ряд улучшений и преимуществ:

  • существенно повысилась надёжность работы блока зажигания;
  • система зажигания стала функционировать без перебоев на высоких скоростях и повышенных оборотах мотора;
  • удалось получить более высокую степень сжатия, то есть, отношение рабочего объёма цилиндра двигателя к объёму его камеры внутреннего сгорания.

Со временем инженерная мысль пошла дальше, и присутствующий до того времени в схеме контактный прерыватель электрического напряжения был заменён на бесконтактный элемент. Первым агрегатом, реализованным на этом принципе, стал коммутатор ВАЗ, в котором функция зажигания реализована с применением датчика Холла.

На следующем этапе развития коммутатора система стала многоканальной, то есть, управляющей сразу целой группой катушек зажигания. Альтернативным вариантом стало монтирование автономной системы, состоящей из тандема «катушка + коммутатор» на каждой отдельной свече зажигания. Такое решение дало механикам целый ряд преимуществ:

  • искра в системе зажигания ДВС теперь создавалась более сильная, что сделало работу ДВС более надёжной;
  • присутствовавшие ранее потери мощности в трамблере удалось сначала сделать меньше, а позже и вовсе свести на нет;
  • на холостых оборотах автомобиль получил надёжный и стабильный ход;
  • расход автомобильного топлива был существенно снижен;
  • в условиях пониженной температуры окружающей среды первичный старт двигателя стал более стабильным.

Основные типы существующих коммутаторов

Коммутаторы, используемые в автомобильной технике, подразделяются на следующие типы:

  • тип DС СDI – с высоковольтным генератором, входящим в состав схемы;
  • тип АС СDI – устройство, функционирующее только при наличии высокого напряжения, подведённого извне;
  • тип под названием «катушка».

Тип АС не нуждается в постоянном наличии напряжения. Конструкция его достаточно проста, размеры – небольшие, но подключение этого типа устройства требует определённых навыков и опыта.

Тип DС – наиболее распространённый и часто применяемый в конструкциях. Подключать такой коммутатор несложно, поскольку он снабжён только четырьмя группами контактов: стандартными минусом и плюсом, а также выходами на катушку и датчик Холла.

Конструкция коммутатора DС позволяет выполнять устройство в различных модификациях:

  • с ограничением максимального числа двигательных оборотов;
  • с опцией, позволяющей изменять существующую фазу опережения зажигания;
  • с набором дополнительных контактов для присоединения других модулей.

Коммутаторы «катушечного» типа пока мало распространены. По сути, они являются своеобразным тандемом обычной катушки зажигания и самого коммутатора, без датчика Холла. Их принцип работы — прерывание электротока, идущего через катушку и высоковольтный трансформатор.

Изначально система имела целый ряд недостатков, таких как быстрая порча поверхности контактов из-за частой выработки искры, электрохимические процессы эрозии, некачественный поджог топлива. Эти недостатки смогли устранить или минимизировать, введя в схему устройства высоковольтные мощные транзисторы и системы зажигания на бесконтактном принципе работы.

Разновидности коммутаторов

По своим функциональным особенностям коммутаторы подразделяют на три основных вида:

  • стандартный;
  • спортивный;
  • коммутатор, имеющий опцию корректировки фаз опережения зажигания.

Отличительная черта стандартного или, как его ещё называют, стокового коммутатора – его стабильность. Он строго соответствует параметрам автомобиля, в который устанавливается.

Стоковый коммутатор монтируется в машину на заводе. Как правило, производители заботятся о том, чтобы устройство могло обеспечивать максимальную надёжность и долговечность эксплуатации всего двигателя. На них, как правило, присутствует узел ограничения количества оборотов, что в ряде случаев может спасти жизни водителя и пассажиров.

Спортивный коммутатор повышает верхний предел количества оборотов мотора. Его можно монтировать в авто по желанию автовладельца. Проблема заключается в том, что выполнять такую процедуру могут лишь опытные специалисты, и установка потребует замены ещё целого ряда деталей. При этом всё равно следует помнить, что спортивный коммутатор – это риск аварии, особенно если за рулём находится неопытный водитель.

Коммутатор с корректировкой фаз выравнивает крутящий момент двигателя, компенсируя недостаток мощности. В результате автомобиль получает хорошие данные при разгоне и равномерную работу двигателя на разных скоростях.

Признаки неисправности

Если коммутатор перестаёт работать, теряется искра. В результате мотор начинает глохнуть, работает с перебоями.

Если в работе автомобиля начали наблюдаться вышеописанные проблемы, не стоит торопиться с заменой коммутатора. Искра может «теряться» и из-за некорректной работы датчика Холла, и из-за неисправности ремня ГРМ, и из-за поломки катушки зажигания. Не последней причиной может также стать проблема с электропроводкой.

Зачастую, если коммутатор просто демонтировать и установить, есть смысл подключить на место старого узла новый. Таким образом можно сразу понять, в нём ли причина. Если есть сомнения в исправности узла, продолжить проверку стоит на специально оборудованном стенде, который покажет не только факт неисправности, но и продолжительность электрических импульсов — после этого будет понятно, нужно ли устройство чинить, или лучше заменить.

Коммутаторы в их современном виде существенно повышают эффективность работы двигателя внутреннего сгорания во всех режимах его функционирования и улучшают эффективность запуска мотора. Взяв свое начало с простой пары проводов и катушки, этот узел эволюционировал в достаточно сложную и функциональную систему, являющуюся сегодня неотъемлемой частью двигателя.

Видео о том, как работает коммутатор: