Раздаточной коробкой принято называть модуль автомобиля, который отвечает за равномерное распределение усилий при вращении между обоими мостам автомобиля. Данная конструкция используется в машинах, предназначенных для поездок по пересеченной местности.

Схема раздаточной коробки ГАЗ-66

Автомобиль ГАЗ-66 или, как его называют в простонародье, «Шишига» является одним из наиболее удачных грузовых автомобилей автозавода ГАЗ. И это справедливо, его конструктивные решения по организации основных узлов и агрегатов, в частности, раздатки, позволяют преодолевать бездорожье, которое большинству автомобилям не под силу.

Внешний вид ГАЗ-66

Конструкция раздаточной коробки ГАЗ-66

Поскольку внешне, а также функционально раздатка схожа с коробкой трансмиссии, она и получила свое название раздаточной.

Основным ее предназначением является равномерное распределение нагрузки на все мосты автомобиля, а также усиление прилагаемых усилий крутящего момента. В зависимости от типа автомобиля раздатка может иметь либо только функцию подключения переднего моста, либо дополнительное переключение на пониженную передачу.

Так выглядит разобранная раздаточная коробка ГАЗ-66

Раздаточная коробка на ГАЗ-66 предусматривает возможность хода на пониженной передаче. Для этого она оборудована двумя рычагами переключения, которые обеспечивают управление включением режимов работы мостов и передач при движении, в том числе:

  • Первый рычаг (с левой стороны): предусмотрено два возможных положения, он отвечает за активацию переднего моста, при этом упор вперед означает одновременную работу двух мостов.

  • Второй рычаг (с правой стороны) имеет три положения:
  • w Нейтральное.
  • w Крайнее вперед, когда подключается основная передача прямого действия.
  • w Заднее, предназначенное для движения с понижением передачи.

Коробка раздатки ГАЗ-66 принадлежит к тому типу, которые оснащены блокирующим устройством с функцией предотвращения подключения пониженной передачи, когда передний мост не активен.

Передачи в раздатке имеют передаточные числа 1,98 и 1, соответственно для пониженной и прямой передачи.

В своем составе раздаточная коробка имеет следующие составляющие:

  • Устройство ведущего вала, к которому посредством фланца передается движение от карданной передачи.
  • Шестерню включения прямой и пониженной передачи.
  • Привод заднего моста, который представляет собой вал с предустановленными двухсторонними зубчатыми колесами.
  • Промежуточный вал, связующий, имеет подвижной зубчатый механизм (шестерню) и отвечает за включение переднего моста, а также пониженной передачи.

  • Привод переднего моста с шестерней, необходимой для непосредственного обеспечения подключения переднего моста.
  • Картер, защитный короб с отверстием для заливки масла.
  • Рычажно-тяговый механизм управления.

Функционирование раздаточной коробки ГАЗ-66 основано на принципе перемещения шестерен в разные положения посредством тягового управления, что обеспечивает вхождение в зацепление с определенной шестерней привода.

Данная конструкция применяется на двухосном, стандартном варианте автомобиля.

Комплектация ГАЗ-66 в трехосном варианте предполагает раздатку, в которой присутствует два положения рычага переключения понижающих передач. При положении включения пониженной передачи происходит автоматическое подключение переднего моста посредством срабатывания клапана электромагнитного типа. Панель приборов в кабине оборудована индикацией работы дополнительного моста и клавишей принудительного его отключения при прямой передаче.

Неисправности раздатки ГАЗ-66, их диагностика и устранение

Раздаточная коробка на ГАЗ-66 относится к тем частям автомобиля, которые в процессе эксплуатации подвержены серьезным нагрузкам и их исправность зависит как от соблюдения основных правил использования, так и от проведения регулярных профилактических мероприятий.

Показателями неисправного механизма раздаточной коробки, как правило, служат следующие признаки:

  • Дополнительные шумы и вибрации при включенных режимах работы.
  • Затрудненное включение или выключение рычагов управления.
  • Самопроизвольное отключение режима на ходу.
  • Масленые подтеки на картере раздаточной коробки.

Причинами, вызывающими данные «симптомы», могут быть следующие неисправности:

  • Недостаточный уровень масла в картере раздатки либо залито масло несоответствующего качества.
  • Износ зубьев приводных механизмов.
  • Неисправность крепления вилок или выработка штоков.
  • Неработающий модуль сцепления.
  • Значительная выработка подшипников.
  • Износ уплотнительных прокладок и сальников.
  • Ослабление крепежных болтов.

Запасные части раздаточной коробки, подвески раздатки и механизма переключения передач ГАЗ-66

201540-П29 Болт М12-6gх30 ОСТ 37.001.123-96

242246-П29 Винт М8х18 крепления оси рычагов

250559-П29 Гайка М14х1,5-6Н ОСТ 37.001.124-93

250602-П29 Гайка М8

252137-П29 Шайба 12

258025-П29 Шплинт 2,5х20 ОСТ 37.001.171-93

260057-П29 Палец 10х28 ОСТ 37.001.163-97

291955-П29 Шпилька М16х(2-Сn/1,5-4Н)х68 ОСТ 37.001.180-96

293452-П29 Шайба 17

63-1801030 Подушка подвески раздаточной коробки ГАЗ-66 в сборе

63-1801040 Втулка распорная подушки подвески раздаточной коробки

63-1803058-А Вилка тяги включения переднего моста и понижающей передачи

66-01-1803015 Рычаг включения заднего моста и понижающей передачи

66-01-1803020 Рычаг включения переднего моста

66-01-1803025 Ось рычагов управления раздаточной коробкой

66-01-1803036 Втулка рычагов раздаточной коробки

66-01-1803037 Шайба рычагов

66-1800006 Раздатка ГАЗ-66 со шпильками в сборе

66-1800010 Коробка раздаточная с центральным тормозом в сборе

66-1800013-А Коробка раздаточная в сборе

66-1803011 Кронштейн рычагов переключения

66-1803051 Тяга в сборе

66-1803052-А Тяга в сборе

66-1803053-А Стержень в сборе

66-1803062 Стержень тяги включения понижающей передачи в сборе

66-1803084 Пружина отжимная рычагов управления

69-1803083 Рукоятка в сборе

Гайка М16Х1,5-6Н Гайка М16Х1,5-6Н

Валы первичный, вторичный, промежуточный и вал привода переднего моста раздатки ГАЗ-66

102305М Подшипник направляющего конца первичного вала

20-1701034 Кольцо стопорное подшипника

20-1701036 Кольцо упорное

208А Подшипник в сборе (А-7025)

258252-П Шплинт 1,2х150 ОСТ 37.001.172-92

258253-П Шплинт 1,2х175 ОСТ 37.001.172-92

290768-П Винт М10х1

293429-П Шайба 16,5

353052-П Пробка К1/4"

50307А1 Подшипник (52-1701073-02)

53А-1702117 Пружина фиксатора

63-1802060 Подшипник вторичного вала 50309

63-1802062 Кольцо стопорное подшипника вторичного вала

66-01-1802162-01 Колпак штоков

66-1802025 Вал первичный раздаточной коробки ГАЗ-66

66-1802040 Шестерня включения заднего моста и понижающей передачи раздатки скользящая

66-1802055-Б Вал вторичный с подшипником в сборе

66-1802056-Г Вал вторичный раздаточной коробки

66-1802085-40 Вал промежуточный раздатки ГАЗ-66

66-1802088-Б Шестерня промежуточного вала

66-1802089 Шайба шестерни понижающей передачи

66-1802090-Б Шестерня понижающей передачи

66-1802110-Б Вал привода переднего моста

66-1802112-Б Шестерня вала привода к переднему мосту

66-1802142-01 Вилка включения переднего моста

66-1802150-Б Шток вилки включения заднего моста и понижающей передачи

66-1802152-Б Шток вилки включения переднего моста

66-1802155 Ползун стопорный штоков переключения

69-1803040 Сальник штоков

69-1803042 Гайка сальника штоков

69-1803043 Кольцо уплотнительное сальника штоков

АА-7045 Кольцо упорное подшипника ведущего вала

Б9,525-100±25 Шарик (263014-П)

М-7234 Пружина стопорных ползунов механизма переключения передач

63-1801030, 63-1801040, 63-1803058-А, 66-01-1803015, 66-01-1803020, 66-01-1803025, 66-01-1803036, 66-01-1803037, 66-1800006, 66-1800010, 66-1800013-А, 66-1803011, 66-1803051, 66-1803052-А, 66-1803053-А, 66-1803062, 66-1803084, 69-1803083, 53А-1702117, 63-1802060, 63-1802062, 66-01-1802162-01, 66-1802025, 66-1802040, 66-1802055-Б, 66-1802056-Г, 66-1802085-40, 66-1802088-Б, 66-1802089, 66-1802090-Б, 66-1802110-Б, 66-1802112-Б, 66-1802140-02, 66-1802142-01, 66-1802150-Б, 66-1802152-Б, 66-1802155, 69-1803040, 69-1803042, 69-1803043

Запчасти картера крышки раздаточной коробки ГАЗ-66 и шестерни привода спидометра

201285-П8 Болт М10-4hх32

201452-П29 Болт М8-6gх12 ОСТ 37.001.123-96

201493-П8 Болт М10-6gх16

201497-П8 Болт М10х25

206538-П8 Болт М10-6gх30

252136-П29 Шайба 10Т

252136-П29 Шайба 10Т

252155-П29 Шайба пружинная 8

252156-П29 Шайба 10

252156-П29 Шайба 10

260305-П Заглушка 16 ОСТ 37.001.173-82

296576-П Пробка КГ 1/2"

298430-П Сапун в сборе

51-1701210-А Манжета в сборе

51-3508055 Палец рычага привода центрального тормоза

52-1701079 Гайка стопорная

52-1701247 Гайка М22х1,5

53А-1701242 Шайба фланца

63-1802016 Крышка верхнего люка картера

63-1802017 Прокладка крышки верхнего люка картера

63-1802065-Г Крышка подшипника вторичного вала раздатки ГАЗ-66 в сборе

63-1802066-Г Крышка подшипника вторичного вала

63-1802067 Прокладка крышки подшипника вторичного вала

63-1802076-Г Фланец вторичного вала

63-1802119-В Кольцо маслоотгонное

63-3802030 Штуцер гибкого вала привода к спидометру

66-01-1802029 Прокладка крышки заднего подшипника

66-01-1802047 Муфта в сборе

66-01-1802175 Манжета 51х76х10

66-1802012-Г Картер раздаточной коробки ГАЗ-66

66-1802018 Крышка бокового люка картера

66-1802019 Прокладка крышки бокового люка картера

66-1802027-21 Крышка в сборе

66-1802028-Б Крышка переднего шарикового подшипника вала привода к переднему мосту

66-1802029 Прокладка крышки подшипника вала привода к переднему мосту

66-1802043 Муфта фланца первичного вала (поз. 77) раздаточной коробки в сборе

66-1802095 Крышка крепления переднего подшипника промежуточного вала

66-1802104 Крышка заднего подшипника вала привода к переднему мосту

66-3802033 Шестерня привода спидометра ведущая

66-3802034 Шестерня привода спидометра ведомая

51-1701210-А, 51-3508055, 52-1701079, 52-1701247, 53А-1701242, 63-1802016, 63-1802017, 63-1802065-Г, 63-1802066-Г, 63-1802067, 63-1802076-Г, 63-1802119-В, 63-3802030, 66-01-1802029, 66-01-1802047, 66-01-1802175, 66-1802012-Г, 66-1802018, 66-1802019, 66-1802027-21, 66-1802028-Б, 66-1802029, 66-1802043,
66-1802095, 66-1802104, 66-3802033, 66-3802034

Самые первые полноприводные машины появились в продаже на начале 20 столетья. Это были легковые автомобили, которые предназначались для использования в гонках по бездорожью и шоссе. Многие автолюбители не очень хорошо восприняли новое изобретение, потому как считали его абсолютно бесполезным и не желали платить огромные деньги за бессмысленную вещь. Разработчики перестали надеяться, и разработка ушла на второй план. Но в десятых годах минувшего века разработчики принялись реанимировать свою разработку и изобрели полноприводные грузовые автомобили имеющие деталь как раздаточная коробка, газ 66 не исключение.

Разработчики пытались решить такой вопрос: Каким образом можно распределить крутящий момент между двумя ведущими мостами?. Причём было совершенно понятно, что привычная коробка скоростей не в состоянии решить поставленную задачу. После множества манипуляций разработчикам удалось изобрести абсолютно новый агрегат, который начал выполнять такие задачи:

  1. Распределять крутящий момент между ведущими мостами;
  2. Создавать целый ряд передаточных отношений, которые способствовали согласованию скорости крутящего момента, с которой вращается коленвал и скорость самого автомобиля;
  3. Не препятствует обратному движению.

Из-за привычки многие автолюбители продолжали называть изобретённый механизм коробкой скоростей, но эта коробка была оснащена двумя выходными валами. Несмотря на больший успех по сравнению с первым изобретением, эта разработка также не обрела ожидаемый успех из-за большой стоимости. Вполне вероятно, что эта разработка также могла забыться, но всему помешала Первая мировая война. Следственно возникает вопрос: Какое отношение изобретение имеет к Первой мировой войне?. Понятное дело, что военные действия не ведутся на идеально ровных дорогах, а иногда вообще не на дорогах. Именно по этой причине стали использовать полноприводные автомобили в военных целях. Такова была история создания раздаточной коробки. В представленной нами статье вы сможете узнать много другой не менее интересной информации связанной с раздаточной коробкой. Мы рассмотрим такие вопросы:

  • Раздаточная коробка;
  • В каких автомобилях используется раздаточная коробка;
  • Типы раздаточных коробок;
  • Основные функции раздаточной коробки;
  • Устройство детали как раздаточная коробка газ 6б;
  • Техническое обслуживание раздаточной коробки газ 66;
  • Самые распространённые неисправности раздаточной коробки;
  • Разбор детали как раздаточная коробка;
  • Правильное регулирование раздаточной коробки.

Основная информация по раздаточной коробке

Что же такое раздаточная коробка?

Раздаточная коробка — это агрегат, который изначально был создан для распределения крутящего момента от двигателя к нескольким приводным механизмам, которые чаще всего увеличивают количество передач в трансмиссии.

Раздаточная коробка выполняет функцию распределения усилия на всеведущие мосты автомобиля. К тому же с его помощью происходит включение и выключение ведущего переднего моста. Обычно раздаточная коробка оснащается двухступенчатым редуктором. При его воздействии происходит изменение передаточных чисел, а также происходит увеличение количества передач автомобиля.

Самый первый ряд передаточных чисел образовывается при включении высшей передачи автомобиля. Второй ряд образовывается во время понижения автомобильной передачи. Благодаря этому транспортное средство можно использовать в различных дорожных условиях. Конструкция транспортного средства с большой проходимостью оснащается устройством, которое не позволяет включать понижающую передачу во время функционирования переднего моста. Благодаря этому устройство выполняет предохранительную функцию заднего моста от перегруза не маленьким крутящим моментом.

Раздаточная коробка предназначена для выполнения таких функций:

  1. Увеличивает крутящий момент на ведущих колёсах в пределах, которые необходимы для преодоления сопротивления качания колёс во время движения транспортного средства по не очень хорошим дорогам или бездорожью, а также на крутых подъёмах;
  2. Распределяет крутящий момент между ведущими мостами для того, чтобы обеспечить самую лучшую проходимость транспортного средства и не создавая при этом негативное явление — циркуляцию мощности в трансмиссии;
  3. Обеспечивает устойчивое передвижение транспортного средства при передвижении на маленькой скорости и функционировании двигателя на режиме максимального крутящего момента.

Раздаточная коробка состоит из таких элементов:

  1. Механизм для совершения управления транспортным средством;
  2. Приводного вала заднего моста, который имеет зубчатые колёса. Вал привода заднего моста оснащён внутренними и наружными зубастыми венцами;
  3. Вал привода переднего моста, который имеет зубчатые колёса;
  4. Ведущий вал, который имеет подвижное на шлицах зубчатое колесо, включающим прямую и понижающую передачи;
  5. Промежуточный вал, который имеет зубчатые колёса, включающие понижающую передачу и подвижное зубчатое колесо, включающее задний и передний мосты.

Основные типы раздаточных коробок

Конструкции раздаточных коробок отличаются между собой видом системы полного привода. Именно из-за отличий конструкции раздаточные коробки отличаются множеством режимов функционирования. Итак, основные режимы функционирования раздаточной коробки транспортного средства:

  1. Подключённая задняя ось;
  2. Подключение обеих осей, которые имеют межосевую блокировку и понижение передач транспортного средства;
  3. Подключение обеих приводных осей;
  4. Подключение обеих осей, которые имеют межосевую блокировку;
  5. Подключение обеих осей, которые имеют автоматическую блокировку межосевого дифференциала.

Переключение режимов раздаточной коробки транспортного средства производится с помощью клавиш на панели приборов, которые оказывают некое воздействие на органы руководства самой раздаточной коробки, или рычага управления поворотного переключателя. В большинстве случаев полноприводные автомобили, которые не предназначаются для внедорожного использования, руководство раздаточной коробки происходит автоматически.

Транспортные средства, на которые была установлена система полного привода, в обязательном порядке уснащаются раздаточной коробкой. На сегодняшний момент существует несколько типов раздаточных коробок, которые различаются между собой в зависимости от применения транспортного средства, на котором оно будет использоваться.

Существующие типы коробок:

  1. Оснащённая несоосными валиками. Здесь нет промежуточного валика. Самыми главными преимущества представленного типа раздаточной коробки заключается в компактности, бесшумности, а также высоком КПД. Также этот тип раздаточной коробки отличается от других маленькой металлоёмкостью;
  2. Оснащённая соосными валиками. Представленный тип раздаточной коробки довольно сильно распространён благодаря возможности использования единственной основной передачи для заднего и переднего моста;
  3. Оснащённая дифференциальным приводом. В представленном типе коробки передач используется межосевой дифференциал, который обеспечивает вращение ведущих валиков, имеющих различные скорости. Транспортное средство, которое было оснащено представленным типом раздаточной коробки, имеет постоянно функционирующий передний мост. Для того чтобы повысить проходимость межосевого дифференциала выполняется с принудительной блокировкой;
  4. Оснащённая блокированным приводом. Представленный тип раздаточной коробки даёт возможность пользоваться полной тяговой силы без пробуксирования колёс транспортного средства. При использовании данной раздаточной коробки передний мост включается исключительно на труднопроходимых участках дороги. Во время движения транспортного средства по твёрдому покрытию с целью экономии топливной смеси и для понижения уровня износа колёсных шин передний мост выключается;
  5. Рассмотрим основные особенности конструкции и принцип функционирования раздаточной коробки с дифференциальным и блокированным приводами на примере раздаточной коробки газ 66 и ваз 2121 нива.

Раздаточная коробка с блокированным приводом

Раздаточная коробка газ 66, оснащённая блокированным приводом, представляет из себя один агрегат, который имеет дополнительную коробку передач.

Раздаточная коробка с блокированным приводом

Комплектация раздаточной коробки с блокированными приводами газ 66:

  • Картер;
  • Промежуточный валик;
  • Ведущий валик;
  • Валик привода заднего моста;
  • Валик привода переднего моста;
  • Шестерёнки включения понижающей и прямой передачи;
  • Шестерёнки понижающей передачи;

Ведущий валик, получает крутящий момент от коробки передач с помощью карданной передачи. Шлицы ведущего валика оснащаются прямой шестерёнкой и понижающей передачей, а на промежуточном валике жестко закрепляется шестерёнка понижающей передачи. На шлицах устанавливается передвижная шестерёнка, которая включает передний мост. В валике привода переднего моста на шлицах в неподвижном состоянии закрепляется шестерёнка. Для произведения включения переднего моста нужно передвигать шестерёнку назад. Во время функционирования прямой передачи шестерёнка ведущего валика, производит перемещение назад по шлицам, таким образом, она входит в сцепление с внутренними зубчиками шестерёнки ведомого валика. Передний мост включается благодаря перемещению шестерёнки в обратное положение по шлицам валика. Рычаги, которые обеспечивают включение пониженной передачи и переднего моста располагаются в кабинке. На большинстве раздаточных коробок пониженная передача не может функционировать до тех пор, пока не будет функционировать передний мост, а для этого в большинстве случаев используется механическая блокировка.

Раздаточная коробка с дифференциальным приводом

Раздаточная коробка с дифференциальным приводом чаще всего устанавливается на кроссоверы и может не быть оснащена пониженной передачей. Также представленный тип раздаточной коробки может использоваться на транспортных средствах, имеющих повышенную проходимость (явный пример ваз 2121 нива).

Комплектация раздаточной коробки с дифференциальным приводом на ваз 2121 нива:

  • Пробка;
  • Шестерёнка;
  • Муфта;
  • Редуктор привода спидометра;
  • Кронштейн крепежа;
  • Промежуточный валик;
  • Валик привода моста;
  • Ведущий валик;
  • Корпус дифференциала;
  • Сателлит;
  • Подушечка;
  • Ось;
  • Подшипник;
  • Зубчатый венец;
  • Фланец;
  • Вилка;
  • Фиксатор;
  • Рычаг;
  • Ползунок;
  • Пружинка
Техническое обслуживание и неисправности раздаточной коробки

Как и любая деталь автомобиля раздаточная коробка требует определённого ухода. Техническое обслуживание раздаточной коробки заключается в регулярной проверке крепежа, поддержании необходимого уровня смазки, а также проведении регулярной смены масла находящегося в картере.

Большинство неисправностей раздаточной коробки аналогичны поломкам коробки передач. Хотя некие поломки существуют исключительно в механизме раздаточной коробки. Итак, основная неполадка раздаточной коробки это самостоятельное выключение переднего моста.

Распространёнными причинами самостоятельного выключения моста являются:

  1. Износились канавки ползунка, зубчики муфты шестерёнок привода переднего моста или включения, вилки;
  2. Ослабилась или поломалась пружинка фиксатора. Из-за этого ползунок не может зафиксироваться и легко перемещается по осевому направлению;
  3. Ослабился крепёж подшипников валика привода моста. Из-за этого образовывается перекос зубчиков валика и муфты включения.

Для того чтобы устранить возникшие неисправности в некоторых случаях необходимо демонтировать раздаточную коробку с транспортного средства и разобрать её. Степень разборки раздаточной коробки зависит от характера неисправности, а значит, разборка может быть полная или частичная.

Как снять и разобрать раздаточную коробку?
  1. Отсоедините от штоков тяги рычаги руководства раздаточной коробкой;
  2. Отсоедините от рычага горизонтально расположенную тягу ручного тормоза;
  3. Отсоедините промежуточный карданный валик;
  4. Отсоедините валик привода переднего моста;
  5. Отсоедините карданный валик привода заднего моста;
  6. Снимите раздаточную коробку.
  1. Снимите с фланца ведомого валика барабан центрального тормоза;
  2. Отверните гайку крепежа фланца ведомого валика;
  3. Снимите фланец и центральный тормоз;
  4. Снимите крышку верхнего люка и выньте шарики фиксаторов с пружинками;
  5. Выкрутите пробку из отверстия для стопорных ползунков;
  6. Выньте из картера штоки переключения, ползунки и вилки;
  7. Выкрутите гайки сальников из картера, уплотняющие кольца, шайбочки и сальники;
  8. Снимите предохраняющие колпачки штоков;
  9. Открутите гайку е=крепежа фланца ведущего валика;
  10. Снимите фланец и крышечку шариков подшипника ведущего валика;
  11. Вытащите из картера ведущий валик вместе с подшипником и шестерёнку включения заднего моста;
  12. Вытащите из крышечки подшипника ведомого валика штурец ведомой шестерёнки привода спидометра;
  13. Снимите крышечку подшипника ведомого валика;
  14. Снимите с ведомого валика задний шариковый подшипник и ведущую шестерёнку привода спидометра;
  15. Вытащите из пазов на наружной обойме переднего шарикового подшипника ведомого валика стопорящее колечко;
  16. Вытащите из картера ведомый валик вместе с подшипником;
  17. Снимите крышки промежуточного валика;
  18. Открутите гайку крепежа переднего подшипника промежуточного валика;
  19. Снимите с промежуточного валика стопорящие полукольца;
  20. Снимите упорную шайбу;
  21. Вытащите промежуточный валик вместе с задним подшипником и шестерёнкой включения переднего моста;
  22. Открутите гайку крепежа фланца валика привода к переднему мосту;
  23. Снимите крышки валика привода;
  24. Открутите гайку крепежа заднего шарикового подшипника валика привода;
  25. Вытащите из картера валик привода и шестеренку;
  26. Вытащите из лаза внешней обоймы подшипника стопорящее колечко;
  27. Спрессуйте передний шариковый подшипник с ведомого валика;
  28. Выпрессуйте из гнёздышка ведомого валика роликовый подшипник.