После снижения таможенных пошлин "отверточная сборка" умрет в Казахстане. Поставщикам нужно повышать локализацию.

Локализация поэтапно должна включать:
1) переход от DKD/SKD к CKD;
2) включение сварки и окраски кузова в процесс сборки;
3) частичное замещение отдельных компонентов на казахстанские и/или российские (аккумуляторы, шины, стекла, метизы, технологические жидкости и т.п.)

На сегодняшний день в Казахстане три предприятия по сборке легковых пассажирских автомобилей:

Allur Auto – Агромашхолдинг:
SsangYong (технология сборки — мне неизвестна, возможно CKD) — Actyon, Kyron, Rexton, Rodius, Chairman;
Peugeot (технология сборки — DKD) — 301, 3008, 508 и Partner, планируется сборка модели 301 по технологии CKD со сваркой и окраской кузова.

Allur Auto – СарыаркаАвтоПром
SsangYong (технология сборки — CKD со сваркой и окраской кузова) — Nomad;
Toyota (технология сборки — CKD со сваркой и окраской кузова) — Fortuner;
Geely (технология сборки — мне неизвестна, возможно CKD);
Hyundai (технология сборки — мне неизвестна, возможно DKD) — Elantra, i30, Sonata, Tuscon, Santa Fe.

БИПЭК Авто — Азия Авто
(Вероятно, все, кроме Lada, DKD/SKD)
Lada (технология сборки — CKD со сваркой и окраской кузова) — Lada 4×4;
Kia — Sorento, Mohave, Cerato, Sportage, Soul, Cadenza, Optima, Cee’d, Carens, Quoris, Picanto, Rio HB, Carniva;
Chevrolet — Captiva, Cruze, Aveo, Orlando, Malibu, Tracker;
Skoda — Fabia, Octavia, Superb, Yeti, Rapid.

ИМХО, Агромашхолдинг и СарыаркаАвтоПром более интересны в плане того, что имеют более "глубокий" процесс сборки, чем Азия Авто.

Allur Auto — непубличная компания. Выход Allur Auto или всей группы ГК Аллюр на IPO был интересен…

Азия Авто — публичная компания — выпускала облигации на KASE (эмитент допустил дефолт, но в последствие полностью погасил задолженность по купонам и основному долгу) — выход БИПЭК Авто — Азия Авто на IPO был интересен…

* Применяемые технологии сборки (именно сборки, а не производства) автомобилей:
Complete Knock Down (CKD) — сборка осуществляется из машинокомплектов, включающих отдельные детали, а также агрегаты (двигатель, коробка передач), в отдельных случаях включает сварку и окраску кузова;
Semi Knocked Down (SKD) — сборка осуществляется из машинокомплектов, полученных путем разборки полностью собранных и готовых автомобилей;
Disassembled Knock Down (DKD) — сборка осуществляется из машинокомплектов, полученных путем снятия с полностью собранных и готовых автомобилей агрегатов (двигатель, коробка передач) и отдельных узлов и деталей (бамперы, фары, зеркала, колеса).

Сборка машин из различных деталей практикуют на многих автосборочных предприятиях. Она в народе получило определение как «отверточная сборка». Что это такое и самые важные процессы разберем по пунктам.

Процесс сборки автомобилей

1. Отверточная сборка или крупноузловая сборка автомобилей представляет некий конструктор. Иногда, можно встретить выражение, что производство работает в режиме SKD (Semi Knocked Down) — это то же самое. На завод из-за границы в специальных металлических конвейерах поставляются детали автомобиля в сборе. Это кузов автомобиля, двигатель, элементы подвески, трансмиссия и другие детали.

2. После поставки кузова целиком, специалисты автосборочного производства полностью проверяют его на механические повреждения. Хотя, в конвейере кузов максимально защищен от внешних повреждений, но как говориться «бог береженого бережет». Так что, перед началом сборки все осматривают на целостность и работоспособность.

3. Потом кузов снимают с палета, на которой он устанавливался в конвейере. Это процесс в профессиональных кругах сборщиков называют «перепаковка». Также, во время перепаковки, извлекают детали автомобиля, которые помещаются в специальный ящик.

4. Далее детали распределяют согласно их назначению и месту установки. Крепеж укладывают в одно место, а пластмассовые детали — в другое. Детали платформы автомобиля и ходовой части устанавливают на специальную платформу, где к ним монтируют элементы подвески и тормозной системы. Т.е. полностью подготавливают шасси автомобиля для последующего соединения его с кузовом.

5. «Свадьба» — в профессиональном сленге это процесс соединения кузова автомобиля с шасси. Это одна из самых ответственных операция при отверточной сборки автомобиля, так как она является трудоемкой и сложной.

6. После автомобильной «свадьбы» подсоединяют недостающие детали и агрегаты. Подключают электропроводку, шланги и трубки. После этого заливают в автомобиль необходимые технические жидкости: масло, антифриз, тормозную жидкость.

7. Последние шаги в «отверточной сборке» — контроль готового автомобиля. Специальными тестерами проверяют работу электронных систем нового собранного автомобиля и проверяют состояние тормозных систем. Далее автомобиль поступает на трек, для тестирования его на пригодность к эксплуатации в дорожных условиях. Трек представляет дорожку на несколько сотней метров, где проверяют на подозрительный шум и стуки, смотрят на работу подвески и АБС. А этап заключительной проверки — это «водный тест» (контроль на пропускаемость воды при дожде) и проверка лакокрасочного покрытия.

Завод ПСМА обещает довести долю использования местных комплектующих для моделей SUV до 30%, недавно сообщили на предприятии. А на данный момент при производстве Mitsubishi Outlander и Pajero Sport она составляет более 20%. Что такое эта самая «локализация» – давайте изучим.

Сообразили на троих

Предприятие PCMA Rus (сокращение от Peugeot-Citroen-Mitsubishi) основано в январе 2008 года. Оно принадлежит японцам и французам в долях: «Пежо-Ситроен» – 70%, «Мицубиши» – 30%. Автосборочный завод расположен в 25 километрах от Калуги , в него вложили 546 млн евро. По состоянию на апрель 2015 года на заводе работало около 2 000 человек. Немаленькое предприятие – примерно полкилометра на полкилометра, хотя после посещения производственных корпусов кажется весьма компактным.

Неподалеку также расположены сборочные заводы Volvo и Volkswagen, но они все же ближе к Калуге. Кроме того, вокруг расположились площадки по производству автокомпонентов, это и есть тот самый калужский автопроизводственный кластер.

Завод уникален тем, что в его цехах производят машины разных производителей и разных классов, но производственные процессы в значительной степени объединены. Например, сварка кузовов седанов Peugeot 408 и Citroen С4 и внедорожников Mitsubishi происходит на двух разных линиях, но цех окрашивания – общий. А конвейерные линии по сборке снова две – для внедорожников и седанов. Общая производственная мощность – 125 тысяч автомобилей в год.

CKD против SKD

Давайте определяться с терминологией. «Отверточной» или крупноузловой сборкой у нас называют SKD – Semi Knock Down. Это когда, грубо говоря, к готовым кузовам прикручивают бамперы и колеса подвешивают. В отличие от этого типа производства CKD (Complete Knock Down) называют мелкоузловой сборкой или производством полного цикла. То есть кузова свариваются из штампованных деталей, потом окрашиваются, устанавливается мотор, трансмиссия, подвеска, элементы интерьера и т. д. Естественно, в случае с Россией (и особенно в нынешних условиях) важно, чтобы большая доля комплектующих тоже была не привозной и валютной, а местной и рублевой. Тогда и вся машина будет дешевле в производстве. Но и тут не все просто, к этому позже вернемся*. Пока о планах завода.

Они «привязаны» к требованиям соответствующего российского закона о промсборке, то есть режим сборки автомобилей иностранных производителей в обязательном порядке согласован с Минпромторгом , Минэкономразвития и Минфином . Такие предприятия временно существуют в благоприятном для них таможенном режиме, но эта музыка не будет вечной. В первой фазе – в течение 30 месяцев – даже при отверточной сборке таможня давала добро, но потом предприятие должно перейти на полный цикл. Вот пример. В сентябре 2010 года Mitsubishi Motors Corporation осуществила запуск собственного производства в России под Калугой – это была сборка Outlander XL в режиме SKD. Спустя почти три года – в июле 2013 – началась полная сборка Pajero Sport. Но до этого – с ноября 2012 года – «Аутлендер» стал полноценно российским.

Седаны Peugeot 408 и Citroen С4 также собираются в режиме CKD по полному циклу, соответственно, с июля 2012 и марта 2013 года. А начиналось все там как раз с «французов» – в апреле 2010 года началась крупноузловая сборка хэтчей Peugeot 308 и Citroen С4.

В настоящий момент Mitsubishi производит на заводе модели Outlander и Mitsubishi Pajero Sport в режиме полного цикла – CKD. Местные комплектующие появлялись постепенно – сначала бамперы, сиденья, стекла. Потом детали интерьера, панели крыши, звукоизоляция пола, модуль климатической системы, рулевое колесо, передние фары, передняя панель, подушка безопасности. К концу года местными станут выпускные системы и задние фонари, вот тогда уровень локализации и дойдет до 30%. Причем, надо понимать, что эти доли выражаются в стоимости. То есть почти треть цены использованных в машине комплектующих – российского производства. По условиям промсборки, до 30% должна дойти локализация при CKD в течение 54 месяцев с момента начала такого производства.

Кто тут наши?

И вот тут мы возвращаемся к тому, от чего ушли*. Давайте смотреть, кто занимается у нас производством компонентов. Думаете, это ИП Сидоров или ООО «Славянка-калужанка»? Дудки! Изучаем на примере японских внедорожников.

39% их местных комплектующих делают здесь японские предприятия. Японские! Mitsuba, Yokohama, Nitto, AGC, Sanoh и другие. Продолжаем интернационал: 33% российских комплектующих – от европейских компаний. Gestamp (штамповка), Autoliv и прочие. Французская Faurecia, итальянский HT&L Fitting, хорватский AD Plastik, испанский CIE Automotive. Америка тоже не осталась в стороне – 22% местных комплектующих делают здесь на предприятиях североамериканского «гражданства» – канадская Magna, Lear и т. д. Итого: 39+33+22=94%. Остается 6%. Вот они исключительно российские – это рамы для Pajero Sport от Горьковского автозавода, больше никто в стране такие не делает. И не надо шутить, мол, они унифицированы с рамами «Газелей», ГАЗ сейчас тоже не лыком шит, и он ведет сборку легковых иномарок.

Как вы понимаете, в вышеперечисленных комплектующих иностранные не только имена, но и сырье, например. То есть и это частично валютный товар. И дело здесь совсем не в том, что иностранные производители не желают сотрудничать с нашими поставщиками. Они прагматики до мозга костей, тут ничего личного – только бизнес. Имя для них – дело шестнадцатое. Их интересует качество и цена.

– По истечении 8-летнего срока все импортированные комплектующие станут для нас дороже, поскольку таможенные пошлины вновь вырастут. Так что мы заинтересованы в максимальном количестве местных запчастей. Комплектующие иностранных компаний тоже не являются дешевыми, поскольку материалы они импортируют. Так что мы по-прежнему заинтересованы в поиске более дешевых комплектующих, – говорит Ёсия Инамори, заместитель гендиректора ПСМА Рус.

С одной стороны, было бы все исключительно местное (читай: рублевое), производство машин можно было бы удешевить. С другой – иностранцы дают возможность работать на этих предприятиях нашему персоналу, платят здесь налоги. И ярые поклонники иномарок могут спать спокойно, даже при условии местной сборки и относительно высоком уровне локализации иностранные машины продолжают оставаться таковыми.