Решил поделится информацией по торможению, т.к. многим знакомым в автошколе это не доводили.
Источник: kaminsky.su/blog/kak-prav…mozit-na-mexanike-chast-1
"Для многих водителей остается открытым вопрос: «Как правильно тормозить на авто с механической коробкой передач?». И тут возникает много попутных вопросов: выжимать педаль сцепления или нет, включать нейтраль или нет, понижать передачи или тормозить на одной передаче и так далее. Поговорим…
Сразу уточню, в большей части статьи речь пойдет о служебном, штатном, повседневном торможении. В конце статьи я расскажу также и об экстренном торможении на механике. И для начала перечислю основные мысли из трех предыдущих статей: «Крутящий момент двигателя», «Движение накатом» и «Минусы автомата».
Что такое безопасное вождение?
Вы ведете машину безопасно, если в любой момент времени у вас есть возможность совершить маневр, который позволил бы избежать ДТП. Маневр можно совершить тремя основными способами:
1. Изменение направления движения (действия рулем)
2. Торможение:
торможение рабочим тормозом (нажатие на педаль тормоза)
торможение двигателем (отпускание педали газа)
3. Ускорение (нажатие на педаль газа)
Если сцепление шин с дорогой хорошее и машина исправна, она всегда хорошо отреагирует на ваши действия рулем и тормозом – повернет или затормозит. С педалью газа, то бишь с ускорением и торможением двигателем, дело обстоит сложнее. «Газ» активен не всегда, а только при выполнении следующих условий:
1. Должна быть включена передача.
2. Должна быть включена та передача, при которой двигатель имеет запас тяги.
Должна быть включена передача
То есть вы не едете накатом: не выжимаете сцепление и не включаете нейтральную передачу. Как только вы перешли на накат – потеряли педаль газа в качестве инструмента управления авто.
Отсюда первый вывод: на «механике» ПРАВИЛЬНО тормозить НА ПЕРЕДАЧЕ до полной остановки. Полностью исключите движение накатом из повседневной езды.
Давайте вспомним, для чего мы выжимаем педаль сцепления при торможении? Чтобы двигатель не заглох. А когда глохнет двигатель? Когда его обороты упадут ниже холостых.
Обычно холостые обороты – это 800 об/мин по тахометру, и где-то до 500 мотор еще «терпит», дергается, но работает. Ниже 500 – уходит в отключку.
И помните, что мотор не заглохнет ни на 2000 об/мин, ни на 1500 об/мин, ни тем более на 3000 об/мин. А только ниже холостых. Поэтому смело тормозите при включенной передаче и следите за тахометром. Понятно, не все время смотрите, а периодически бросайте быстрый взгляд 🙂 Основное внимание – на дорогу вперед и также коротко – в зеркало заднего вида (а вдруг авто сзади не успевает затормозить за вами?). Смотрите на тахометр и выжимайте педаль сцепления, когда стрелка приблизится к 1000 об/мин.
Возможно, вы сейчас подумали, что еще мы выжимаем педаль сцепления или включаем нейтраль при торможении, чтобы сэкономить топливо? Это не так, поскольку на современных машинах при торможении на включенной передаче подача топлива в мотор полностью прекращается, в то время как при накате мотор потребляет 1-2 литра в час топлива. Читайте об этом подробнее в статье «Движение накатом».
Запомните: нейтральная передача – технологическая необходимость и нужна только для того, чтобы водитель мог переключать передачи, а мотор – работать при остановленной машине. Но никак не для того, чтобы включать нейтралку во время движения!Аналогично дело обстоит с педалью сцепления. Она нужна, чтобы можно было плавно тронуться, переключать передачи и не заглохнуть во время остановки. И не для того, чтобы ее выжимать во время движения.
Должен быть запас тяги двигателя
Передача включена не просто любая, а именно та, которая обеспечит режим максимального крутящего момента и запас тяги двигателя. Другими словами, при торможении стрелка тахометра не должна опускаться ниже 2500 об/мин (кроме I и II передач), если мы говорим про стандартный атмосферный бензиновый мотор. Если мотор бензиновый с наддувом, эта грань ниже – в районе 2000 об/мин. Если у вас дизель, эта грань еще ниже – в районе 1500 об/мин.
Что это означает для нас на практике? А то, что нужно не просто тормозить на передаче, а включать пониженные передачи по мере снижения скорости, чтобы поддерживать рабочие обороты двигателя.
Если помните, в статье «Крутящий момент двигателя» я писал о двух зонах тахометра: экономичной и скоростной. Для атмосферного бензинового мотора граница между этими зонами находится в районе 3000-3500 об/мин. Это значит, при штатном разгоне нужно переключать передачи вверх каждый раз по достижении стрелкой тахометра этих значений. По ощущениям разгон на каждой передаче до 3000 об/мин – плавный, спокойный, а если «докручивать» до 3500, разгон будет чуть более активным, «живым». Но важнее другое – после каждого переключения на 3500 стрелка опускается в район 2500 об/мин, после чего водитель снова продолжает разгон до 3500. В итоге при разгоне стрелка «гуляет» от 2500 до 3500 об/мин и обратно на каждом переключении передачи вверх.
Аналогично стрелка тахометра должна себя вести и при торможении: тормозите (двигателем или тормозом, неважно) и поглядываете на тахометр. Как только стрелка дошла до 2500 об/мин, включаете пониженную передачу, и стрелка поднимается в район 3500 об/мин. Продолжаете торможение и ждете, пока она снова опустится до 2500. Снова включаете пониженную и так далее до II передачи, на которой уже тормозите до полной остановки. И выжимаете педаль сцепления, когда стрелка тахометра приблизится к 1000 об/мин, после чего уже тормозите накатом до полной остановки машины.
Зачем нужен крутящий момент при торможении?
Ожидаю с вашей стороны вопрос: «Для чего все это нужно? Почему нельзя просто нажать на тормоз и остановиться?» Конечно, можно и просто нажать на тормоз. Но в вождении автомобиля многие действия и их последствия носят вероятностный характер. Делая то или другое, мы повышаем или понижаем вероятность ДТП. И торможение по принципу «просто тормоз» вполне безопасно с точки зрения торможения самого по себе, но совсем не безопасно с точки зрения «а вдруг во время торможения что-то произойдет»." Продолжение в статье: kaminsky.su/blog/kak-prav…mozit-na-mexanike-chast-1
Как правильно тормозить на автомобиле с механической КПП – с выжатым сцеплением или с работающей передачей? Однозначно ответить на этот вопрос не могут даже водители, имеющие многолетний опыт вождения автомобилей с механикой. Рассмотрим, как ведёт себя автомобиль в обоих случаях, и какой способ торможения более эффективный и безопасный.
Что происходит с машиной при выжатом сцеплении
Каждый агрегат и узел автомобиля служит для строго определённой цели, и должен максимально эффективно выполнять стоящую перед ним задачу. Это в полной мере касается и трансмиссии авто, частью которой является сцепление. В автошколах инструкторыучат азам пользования педалей «механических» машин: левая нога водителя предназначена для работы со сцеплением, а правая – с газом и тормозом.
Сцепление предназначается для короткого разъединения коленвала с КПП, для переключения скоростей по ходу движения или при трогании с места. Во всех остальных случаях оно должно быть включено, обеспечивая соединение коробки передач с двигателем. Выжимая сцепление, мы отсоединяем работающий мотор от ходовой части, тем самым лишая машину возможности тормозить двигателем. При выжатом сцеплении автомобиль продолжает двигаться накатом, его колёса вращаются чисто по инерции, а это в значительной мере ухудшает его управляемость.
Торможение с работающим сцеплением позволяет автомобилю более плавно снижать скорость. При этом создаётся меньшая нагрузка на тормозную систему, а у водителя имеется возможность осуществить необходимый манёвр в случае возникновения непредвиденной ситуации.
Тормозим до полной остановки: сцеплению − «да» или «нет»?
Наиболее простая ситуация − это торможение до полной остановки автомобиля на прямом участке автотрассы. После нажатия на педаль тормоза следует дождаться почти полной остановки машины. И лишь когда показатель оборотов мотора понизится до уровня холостого хода, нужно отжать сцепление. Делается это для того, чтобы двигатель не заглох. При такой манере торможения удаётся избежать полной блокировки колёс, когда движущийся на скорости автомобиль может превратиться в неуправляемую ракету.
Другой плюс торможения с работающим сцеплением на прямой – вы можете в любой момент прекратить торможение, возобновив движение машины. С технической точки зрения большая эффективность тормозной системы при работающем двигателе объясняется таким образом: на всех современных авто устанавливаются вакуумные усилители, лучше срабатывающие при неразъединённом приводе.
При движении с отжатым сцеплением или на нейтральной передаче высока вероятность мёртвого схватывания колёс машины, что становится причиной перегрева тормозов, вызывает неуправляемый занос и прочие опасные последствия. Особенно это актуально, когда автомобиль движется под гору, или по обледенелой дороге. Если кто-то помнит из детства, как скользят санки с горки: изменить скорость движения или его траекторию нет никакой возможности.
Не составляют исключения из этого правила и современные авто с антиблокировочной системой. В то мгновение, когда АБС отпускает тормоза, при отключённом сцеплении колёса совсем перестают тормозить, что в итоге увеличивает общий тормозной путь. При движении на передаче, даже в момент срабатывания АБС, прекращения торможения не происходит – оно продолжается двигателем.
Отсюда можно сделать вывод: даже в самой простой дорожной ситуации, даже на самом современном автомобиле, всегда следует тормозить с включённой передачей.
Если нужно немного сбросить скорость…
В некоторых случаях водителю требуется не остановить автомобиль, а всего лишь немного сбросить скорость. Например, при перестроении из одной полосы дорожного потока в другую. Алгоритм действий здесь такой же, как и при полной остановке автомашины на прямом участке дороги. Разница состоит лишь в том, что при сбросе скорости не следует допускать полной остановки авто, а главное – не дать заглохнуть двигателю.
Для этого при включённой скорости начинаем лёгкими плавными движениями притормаживать машину. Дожидаемся, когда обороты данного рабочего хода упадут до минимальных показателей. И лишь после этого отжимаем педаль сцепления и переключаемся на нижнюю передачу. Если при этом скорость всё ещё оказывается чересчур высокой для выполнения манёвра, повторяем всю процедуру торможения заново, до переключения на ещё более низкую передачу.
Опасно для жизни!
Рассмотрим теперь несколько случаев, когда даже самые незначительные ошибки при торможении способны привести к трагическим последствиям.
Первый – экстренное торможение, когда автомобиль требуется остановить во что бы то ни стало и как можно скорее. Например, внезапно на дорогу выскочил ребёнок или прямо перед вами произошло ДТП. Действия водителя в этом случае предельно просты: сразу же педаль тормоза в пол, до полной остановки машины.
Отжимать сцепление следует только при падении оборотов до минимальных показателей. Этим вы не допустите, чтобы двигатель заглох, и оставите себе свободу для манёвра в ситуации, когда опасность внезапно возникнет с другой стороны.
Например, вы сбросили скорость до минимума, что позволило объехать внезапно возникшее дорожное препятствие или пропустить перебегающего дорогу пешехода, однако идущий за вами автомобиль не успевает остановиться. Это чревато тем, что он по инерции протаранит экстренно остановившуюся перед ним машину. Предотвратить такое развитие ситуации можно, слегка продвинувшись вперёд или уйдя в сторону. Но сделать это получится, лишь сохраняя полный контроль над своим авто – когда у него работает двигатель и включена передача.
Типичная ошибка многих неопытных водителей – одновременное нажатие сцепления и тормоза при экстренном торможении. Подобный метод позволит быстрее остановить велосипед, но никак не автомобиль. Если перестать крутить педали велосипеда, одновременно нажав на тормоза, он остановится быстрее, но с машиной это не пройдёт.
На моделях авто, лишённых АБС, выжатое сцепление и тормоз однозначно приведут к блокировке колёс. В результате «железный конь» попросту закусит удила − то есть, перестанет слушаться руля и будет лететь по прямой траектории. Если ваш автомобиль имеет встроенную антиблокировочную систему, дело будет не намного лучше.
Всё вышесказанное в полной мере относится и к сбрасыванию скорости при вхождении в крутой поворот. Но здесь к опасности потери контроля над машиной, добавляется вероятность неуправляемого заноса. Особенно опасно выжатое сцепление при торможении в сложной дорожной обстановке: например, при гололёде, на укатанном насте или на мокром асфальте. Внезапная блокировка колёс в момент вхождения в крутой вираж неизбежно станет причиной вылета автомобиля с трассы.
Советы для чайников на механике
Для неопытных водителей, имеющих в своём распоряжении машины с механической коробкой, можно дать один важный совет – использовать сцепление только по его прямому назначению:
- во время начала движения с места;
- при необходимости переключиться на более высокую или низкую передачу во время движения;
- при полной остановке машины для перевода рычага МКПП в нейтральное положение с последующей постановкой на стояночный тормоз.
Ни в коем случае не следует пытаться применять сцепление для остановки машины. Торможение двигателем намного эффективнее и безопаснее, нежели неуправляемое движение с заблокированными колёсами.
Девочки-новички на дорогах (у кого машина с МКПП) скажите вы нажимаете педаль сцепления, только когда окончательно останавливаетесь или например при торможении на поворотах рефлекторно нажимаете на сцепление? муж ругает, говорит нажимай сцепление только когда тормозишь окончательно, а я не могу отвыкнуть или наоборот привыкнуть не нажимать сцепление при торможении. расскажите как у вас это происходит?
Эксперты Woman.ru
Узнай мнение эксперта по твоей теме
Сокол Лариса Ивановна
Психолог, Гештальт-терапевт. Специалист с сайта b17.ru
Султанова Анна Олеговна
Психолог, Клинический психолог. Специалист с сайта b17.ru
Фортунатова Оксана Васильевна
Психолог, Психосоматолог. Специалист с сайта b17.ru
Наталья Маратовна Рожнова
Психолог. Специалист с сайта b17.ru
Спиридонова Надежда Викторовна
Психолог. Специалист с сайта b17.ru
Шелудяков Сергей
Психолог, Клинический психолог. Специалист с сайта b17.ru
Белянин Валерий Павлович
Психолог, Супервизор, Немедицинская психотерапия. Специалист с сайта b17.ru
Вячеслав Потапов
Психолог, -консультант. Специалист с сайта b17.ru
Светлана Чернышова
Психолог, Консультант. Специалист с сайта b17.ru
Елена Владимировна Акчалова
Психолог, Клинический психолог. Специалист с сайта b17.ru
перед поворотом или подъезжая к красному светофору выжимаю сцепление, дабы переключиться на нижнюю передачу. можно и на 4 передаче подъехать, потом сцепление+тормоз. просто так не надо сцепление жать. Еще заметила, когда еду по опасной дороге в городе, где есть большая вероятность появления пешеходов или еще чего, левую ногу держу над сцеплением, чтобы легче было понизить скорость или остановиться
Вот поэтому девушкам предпочтительнее АКПП- на механе коробка умирает быстро:-( Я лично даже останавливаясь сцепуху не жму. Она нужна ТОЛЬКО для переключения.
Всегда ли вы при каждом торможении нажимаете педаль сцепления?!
При экстренном нет!Чтобы сила инерции гасилась рвущимися узлами коробки.
Смотря что вы делаете перед поворотом. Вы ж не заходите в поворот с 4 передачей, обычно притормаживают и переключаются на 2ю, тогда конечно сцепление. Если просто замедлить движение без смены передачи, то не трогаю сцепление. Если полная остановка, то само собой-не трогаться же с 3-ей.
Всегда нажимаю сцепление. привычка. ничего плохого от этого с машинами не случалось. Единственное, если долго держите сцепление, то перед непосредственно переключением передачи выжмите его еще раз.
Похожие темы
В крутом повороте в плохих погодных условиях выжимать сцепление даже опасно, можно оказаться в столбе или в остановке с людьми. Надо предварительно на прямой дороге включать 2-ю с перегазовкой, а в повороте пользоваться только тормозом или газом или вообще не трогать педали, только рулить это по необходимости. Когда включена передача, то диффиренциал активно работает обеспечивая курсовую устойчивость. На нейстралке или с выжатым сцеплением каждое колесу крутиться и тормозит как хочет, не актуально если в машине есть АБС,ЕБД и ЕСП вместе взятые 😉 Для остальных вариаций актуально.
Вообще-та есть такое понятие как торможение "коробкой" т.е . посредством понижения передач самый надежный способ при зимних условиях. А как вы простите переключитесь не выжав сцепление?
Есть понятие торможение двигателем, под торможением коробкой подразумевается просто переключение передач. А вот торможение сцеплением более интересная вещь, плавно отпускаем сцепление, затем быстро выжимаем и повторно плавно отпускаем. Но курсы экстремального вождения в зимний период в этой теме я пока открывать не буду )))
купите автомат и не парьтесь
Даже тапками можно тормозить. Тормозите так как привыкли, а экспериментировать нужно тогда, когда научитесь
Вообще-та есть такое понятие как торможение "коробкой" т.е . посредством понижения передач самый надежный способ при зимних условиях. А как вы простите переключитесь не выжав сцепление?
Сцепление – неотъемлимая часть механизма автомобиля! Иногда даже не трогая тормоз можно регулировать скорость и резкозть движения сцеплением. Использовать сцепление при сильном снижении скорости необходимо. Нельзя всегда держать ногу на сцеплении,даже если Вам кажется,что она педали совсем не касается!
ну если просто притормозить,то без сцепления – каплю нажал и едешь.
если сильно торможу, но не окончательно – конечно со сцеплением – поскольку придется переключиться.
ну а тормоз окончательный – обязательно сцепление.
а на поворотах меня учили непосредственно нельзя пользоваться сцеплением, поскольку ты не контролируешь колеса. надо перед поворотом, и отпустить сцепление когда входишь уже в поворот.
а вообще если понимать хоть бы минимально принцип сцепления – то вуман не нужен, это должно быть абсолютно понятно, наверно инструктор плохой у тебя был, не объяснил.
блин, с этой механикой – не ездить, а РАБОТАТЬ за рулем
Выжимать при торможении даже интенсивном сцепление надо только когда, обороты по тахометру приближаются к холостым т.е. к "1", чтобы понизить передачу, на которой обороты войдут в рабочий диапазон "2-3".
О-оооо. Это моя тема))))))))))))))))
За рулем 7 лет (тьфу-тьфу). Вроде все нормально. Права получила в России (по-честному). Вожу – в Бельгии. Полгода назад выяснилось, что мои российские права тут больше не действительны – пришлось пересдавать экзамены в местном (бельигйском) ГИБДД.
И каково же было мое удивление, когда с экзамена по вождениию меня попросили – именно за неправильную "технику сцепления". Мол, девушка, водите вы хорошо, правила знаете, но технику сцепления нужно менять. Поговорила с мужем (мы с ним на права в России одновременно сдавали).
Оказывается – не одна я такая дура. Многим инструкторы на курсах автовождения вбили в подкорку, что тормозить на скорости ниже 50 км. в час нужно "сцепление – тормоз" и вообще жать сцепление по поводу и без.
Зачем? Этого я понять не могу. Видимо, убитые ВАЗы, на которых занимались на курсах, без подобной техники постоянно глохли. Другого объяснения я найти не могу.
А по сути: да, все правильно. Сцеплением нужно пользоваться ТОЛЬКО при переключении передач.
блин, с этой механикой – не ездить, а РАБОТАТЬ за рулем
Оказывается – не одна я такая дура. Многим инструкторы на курсах автовождения вбили в подкорку, что тормозить на скорости ниже 50 км. в час нужно "сцепление – тормоз" и вообще жать сцепление по поводу и без.
ну во первых до полной остановки на любой машине нужно сцепление,а во вторых в России есть возможность подариться правами и после этого ездить на иномарке,и в третьих инструкторы Бельгии сами бы глохли везде на наших авто,и плюс который огромен в отечественных авто- они как конструктор лего ,а запчасти копеешные,хоть и порой низкого качества вообще и у иномарок бывает но реже,но с головой можно на них ездить практически бесплатно!Во Избежание домыслов по поводу рекламы якобы скажу, что у меня лично два немцких авто стареньких до 2000г ,а если бы менял брал бы японца хоть и праворукого посвежее!
Погодьте. Или лыжи не едут, или я чего-то не догоняю, но машина же глохнет, если тормозить без сцепления??
или я чего-то не догоняю
тут вы правы!!
или я чего-то не догоняю
тут вы правы!!
Гостьили я чего-то не догоняю
тут вы правы!!Слыште, я значит тоже не догоняю. Едем например на 3-ей скорости-жмем тормоз без сцепления, обороты снижаются и машина глохнет.
Гостьили я чего-то не догоняю
тут вы правы!!Слыште, я значит тоже не догоняю. Едем например на 3-ей скорости-жмем тормоз без сцепления, обороты снижаются и машина глохнет.
перечитайте 20 пост-тормозить нельзя пишет гость,но речь про подтормаживать ,хотя и несколько некорректно написано в 17 посте!ясно что любая машина заглохнет если тормозить одним тормозом ,даже мощный дизель!
Ну вы и тупицы:)) Нажимать педаль сцепления можно только тогда, когда скорость движения будет близка к нулю.
При экстренном торможении о педали сцепления надо вовсе забыть! Пусть лучше двигатель заглохнет, но лишь таким образом Вы сможете обеспечить себе наименьший остановочный путь.
При экстренном торможении на любой скорости о левой ноге надо забыть!
всегда выжимаю, так научил инструктор
Меня инструктор учит так: подъезжаем к светофору – сцепление, нейтраль, сцепление отпускаем, тормоз не жмем, а плавно подкатываемся, а уж перед перекрестком подтормаживаем, окончательно не останавливаемся, может, зеленый зажечься, едем дальше.
Техника работы педалью сцепления зависит от многих причин.
1. Какая у вас машина?
2. Какая ситуация на дороге?
Теперь по порядку. Автомобили оборудованные системой АБС рассматривать не будем.
Экстренное торможение.
На заднеприводной машине тормозят только педалью тормоза. Сцепление нажимать нельзя.
На переднеприводной тормозить обеими ногами.
При нажатии ТОЛЬКО НА ПЕДАЛЬ ТОРМОЗА первыми срабатывают передние тормоза и потом задние. Тормозные трубки к задних колесам очень длинные. Как только заблокируются передние колеса глохнет мотор.
На заднеприводной машине заглохший мотор и остановившиеся колеса помогают затормозить машину. На переднем приводе передок блокируется, а зад_ница, пардон, уходит в занос. Тормоза еще не сработали.
Здесь полная аналогия с велосипедом. Кто ни разу не тормозил резко передним тормозом может попробовать.
Это экстренное торможение. А в обычной ситуации я, например, могу выключить передачу и ехать накатом к светофору или к пробке держа правую ногу на педали тормоза. Там ведь все равно останавливаться, нажимать сцепление и включать нейтраль.
Теперь о том почему нельзя долго держать нажатой педаль сцепления.
При нажатии на сцепление первым в работу включается выжимной подшипник.
Он крутится вместе с корзиной сцепления.
У любой железяки в машине есть свой ресурс.
Если выжимной подшипник сломается, для его замены потребуется разобрать половину машины.
Отсюда правило: встал у светофора – КПП в нейтраль и левую ногу на пол.
Эти правила рассчитаны на обычных водителей и я так езжу. Профессиональные спортсмены различают несколько десятков видов торможения. Если у кого есть желание можно поискать в наставлениях по экстремальному вождению.
Но вы должны помнить следующее. В психологии человека заложено – взял в руки оружие, хочется пострелять. Научился экстремально водить – захочется применить на практике. А мой друг говорит: Прежде чем залезть в зад_ницу, подумай как ты из нее вылезешь.