Кто-то отправляется к воде с целью «помочить ножки», кто-то мужественно купается даже там, где нельзя. Счастливые обладатели яхт нарезают круги и петли в зонах отдыха, причём иной раз с плачевным результатом наезда на купающихся, как это было 21 июля на Пироговском водохранилище, когда под винтами погибла Олеся Иванова.
В любом случае приходится признать, что всё это так или иначе относится к отдыху, пусть даже и под лозунгом: «Получить максимум удовольствия, сохранив при этом здоровье и жизнь». Странно, что основная и самая древняя функция реки прочно забыта. Наверное, стоит вспомнить, что река – не только источник воды, но и мощная транспортная артерия, которой могут пользоваться все желающие.
Или не все? Обилие яхт и моторных лодок на озёрах и водохранилищах за чертой города и их полное отсутствие в пределах Москвы не может не навести на мысль, что дело нечисто. Элементарная логика подсказывает: наверное, кто-то облечённый властью попросту лишил москвичей возможности добраться от дома до работы на личном плавсредстве. А теоретически это было бы очень удобно. Скажем, живёт человек в Марьине, а работает в Коломенском. Добираться на метро – это значит через центр и с двумя пересадками. На машине – стояние не только в пробках, но ещё и в едком дыму. По реке же, с крейсерской скоростью 25 км в час, будешь на месте, может, и не быстрее, чем сухим путём, но выигрыш в комфорте очевиден – нет пробок, да и воздух свежее. Почему нас лишили водной дороги?
С этим вопросом мы обратились в ГИМС (Государственная инспекция маломерных судов) ГУ ЧС по г. Москве. И выяснилась любопытная вещь: оказывается, никто ни у кого ничего не отнимал. Река общая, пользуйся на здоровье, хоть катайся в своё удовольствие, хоть езди на работу. Главное, что нужно накрепко запомнить и передать другим, – это то, что в бьефе между 9-м и 10-м шлюзами нельзя появляться на вёсельных или парусных лодках. Мудрёные флотские слова на русский переводятся просто: между Строгино (шлюз 9) и Коломенским (шлюз 10) запрещено плавать «самоходом». Зато любой желающий может купить резиновый надувной таз или металлическую лодку, присобачить к ней мотор, оформить соответствующие документы (какие – см. инфографику) и теоретически получить в своё распоряжение всю Москву-реку, а в перспективе даже и океанские просторы, поскольку всем известно, что наша столица – порт пяти морей. Однако, если даже вам удастся стать судовладельцем, всё равно останется серьёзная проблема: баз-стоянок для маломерных судов в черте Москвы нет, все они расположены в Подмосковье. К тому же на реке не предусмотрены швартовочные места для маломерок – все пристани рассчитаны на прогулочные теплоходы. Так что выход только один – надувная лодка. Её и мотор можно хранить дома, на плечах или в сумке с колёсиками донести до реки, а приплыв к месту назначения, сдуть и опять-таки на себе дотащить до офиса. Или дожидаться, когда городские власти возьмут пример, скажем, с французов или американцев. На Сене и на Потомаке создана разветвлённая сеть не только малых баз и пристаней, но и речных топливных заправок, и даже магазинчиков, закусочных и ресторанов, к которым может пришвартоваться даже самая маленькая лодочка. Будем надеяться, что такой когда-нибудь станет и Москва-река. В конце концов, согласно статистике ГИМС, каждую неделю в Москве покупают около 150 лодок с мотором.
Как стать судовладельцем
1. После покупки лодки и мотора необходимо зарегистрировать своё плавсредство в ГИМС.
Для этого – пройти техосмотр и проверку, что судно не в угоне.
2. Подготовить пакет документов для получения судового билета. В пакет входят:
– справка о техосмотре;
– договор о купле-продаже лодки, мотора, товарный и кассовый чеки;
– заявление в ГИМС о постановке судна на учёт, бланк выдаётся;
– техпаспорт на лодку и мотор (прилагаются в магазине с инструкцией по пользованию);
– ваш личный паспорт;
– квитанция об оплате госпошлины, в зависимости от размера лодки и мощности мотора она составляет от 100 до 600 руб.
3. Сдать на права. Курсы длятся от трёх недель до двух месяцев, стоимость может достигать 10 тыс. руб. По окончании в школе сдаётся экзамен по билетам, после чего выдаётся диплом.
4. Госэкзамен в ГИМС. За его прохождение тоже нужно заплатить пошлину, это около 500 руб.
И помните: на реке тоже есть милиция, которая штрафует за превышение скорости (не более 30 км в час по реке, не более 15 км в час по каналам), а за судовождение в нетрезвом виде права могут и отобрать.
Как пройти всю столицу по воде и что для этого нужно
Москву называют портом пяти морей, потому что отсюда действительно можно попасть в любую точку планеты водным путем: дойти до Волги, Черного моря, а дальше — Средиземка. Но это в теории, а на практике все гораздо сложнее. В рамках регаты The Village рассказываем о том, как устроена столичная акватория и какие правила мешают горожанам полноценно пользоваться рекой. Для этого мы пообщались с яхтсменом и инструктором школы «Сила ветра» Юрием Трошиным и архитектором Юрием Григоряном.
Москва-река должна принадлежать горожанам
Юрий Григорян
архитектор, сооснователь бюро «Меганом» и преподаватель МАРХИ, автор проекта развития прибрежных территорий Москвы-реки «Порты будущего»
Проект всей реки — это долгосрочное мероприятие, оно реализуется по частям. Скоро должны сделать Шелепихинскую набережную — там можно будет посмотреть первые результаты. Но идея «Портов будущего» не только в благоустройстве. Люди хотели бы находиться в акцентированных местах на реке и у реки, проводить там время. И мы хотели объединить все инициативы, которые есть вокруг этой идеи.
Идеальная Москва-река, на мой взгляд, должна быть в фокусе города и горожан. Характерный пример — это общественные пространства. Когда-то не было такого термина, до 2010 года ими никто не занимался. А сейчас только ленивый об этом не разговаривает, и за этим следует масса физических изменений — город открывает парки, пешеходные улицы. Но для начала нужно объяснить людям, что это важная вещь, а за этим уже следуют физические изменения. Сначала дискуссия, а потом уже работа.
Так возник проект «Друзья Москвы-реки»: он про то, что река может объединить городские сообщества. Под сообществами я имею в виду и судовладельцев, и жителей районов у реки, и вообще всех горожан. Можно поддерживать идею очистки реки, создания праздников и сообществ.
На каких лодках можно передвигаться по Москве-реке?
Юрий Трошин
В целом в центральную часть города заходят только те суда, которые по размерам проходят через шлюзы и под мостами. Грузовое транзитное судоходство в Москве плохо развито из-за этих ограничений. Грузовые суда приходят из Волги по каналам Москвы только в один порт — на севере в районе Водного стадиона. На Речной вокзал приходят пассажирские теплоходы и оттуда же стартуют на разные экскурсии до Углича, Ярославля, Астрахани и так далее.
Зато на маломерных судах можно передвигаться спокойно и по Москве-реке, и по Яузе. Правда, с оговоркой. В центре нельзя ходить под парусом или на веслах. А в Строгинской пойме, где проходит Регата The Village, наоборот, нельзя использовать двигатель внутреннего сгорания, так как это зона массового отдыха москвичей. Исключения делаются только для спасательных судов.
Можно ли пройти на лодке через Москву?
В теории можно дойти на парусной лодке под мотором до центра города. Но на практике мешают мосты: из-за мачты яхта почти нигде не проходит. У маленьких парусных яхт Platu 25, на которых катаются на регате The Village в Строгине и на Пироговском водохранилище, мачта 11 метров. Поэтому из Ореховой бухты можно пройти максимум до Строгина — до первых шлюзов, а дальше мосты. Единственный выход — выбрать модели, где мачта складывается. Бывают и такие.
Иногда в центре можно увидеть парусные яхты — например, на каких-то мероприятиях. Такие яхты, как правило, привозят на трейлерах и спускают на воду уже на месте. А еще сейчас в Москве проводят много детских регат, например, на Останкинском пруду ВДНХ: детские яхты привозят на прицепе автомобиля по несколько штук, собирают на месте и переносят на руках. Так что для совсем маленьких яхт проблем нет.
Где в Москве можно встать на причал?
Почти нигде. Причал — это одна из самых больших проблем на воде в Москве. На реке довольно много причалов, но вставать там можно не всем категориям судов, только пассажирским (речные трамваи, пароходы) или грузовым. Частная лодка на реке не считается пассажирским судном и не может приставать к общественным причалам. Более того, нельзя причаливать к благоустроенным участкам набережной. По сути, можно вставать только там, где «дикая» река. Например, сразу после шлюзов в Строгине есть небольшой дикий участок, а дальше уже пойма. Также в центре города нельзя вставать на якорь: почти везде по дну проложены коммуникации.
Как выглядят водные границы Москвы?
В Московской области есть огромное количество искусственных водоемов и каналов. Уровень воды в центре города и системе каналов Москвы-реки, Оки, Волги регулируют шлюзы. Также судоходный шлюз обеспечивает переход судов из одного водного бассейна в другой, если у них есть разница в уровнях воды.
В Москве шлюзы находятся на севере и на юге: в Хорошеве, недалеко от Строгина, и рядом с Капотней. Между этими шлюзами (то есть в центре города) действуют ограничения: нельзя идти под парусом и на веслах, нельзя останавливаться на благоустроенных территориях — это, например, набережные, парки, практически вся набережная Москвы-реки благоустроена.
Как преодолеть шлюзы?
В центр Москвы можно попасть только через шлюзы, и это длительная процедура, которая сопряжена с бюрократией: сначала нужно заключить договор с «Каналом Москвы» на проход судна. Этот договор заключается на год, а делается за несколько дней: в процессе проверяются все документы на лодку — официальная регистрация транспортного средства, права владельца. После уже можно по предварительной договоренности проходить шлюзы: с работниками шлюза нужно связываться по рации. Подходишь, запрашиваешь возможность пройти, тебе отвечают, могут ли пропустить, и в определенный момент запускают. Может быть очередь на несколько часов из судов — в зависимости от размера шлюза лодки проходят по одной или несколько.
В Москве со шлюзами сложнее, чем где бы то ни было в России. Например, на Волге могут проходить одновременно несколько грузовых судов и вместе с ними запускают несколько маленьких яхт. На маленьких московских шлюзах запускают по одной-две лодки. Кроме того, шлюзы за пределами Москвы пройти намного проще: ты просто подъезжаешь, связываешься с работниками шлюза — и тебя пропускают. В Москве каждый раз нужен договор.
Какие правила движения действуют на реке?
Самое главное — знать правила расхождения судов: каким образом нужно действовать, если ты повстречал на своем пути судно, другой катер или яхту. Базовые знания дают на курсах получения лицензии на маломерное судно.
Глобально на реке действует правостороннее движение, но есть и локальные условия — вроде коммуникаций на дне реки. Еще есть навигационные правила, которые определяют, каким образом нужно проходить тот или иной участок реки — как читать навигационные знаки на пути. Для столицы существует документ, который называется «Правила движения и стоянки судов в Московском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации». В нем очень четко описано в правилах, как нужно двигаться, когда проходишь каждый поворот Москвы-реки.
Как проверяют водителей маломерных судов?
На воде есть своя полиция — ГИМС (Государственная инспекция маломерных судов). Она проверяет, есть ли права необходимой категории, в порядке ли документы на яхту, есть ли разрешение и правильно ли яхта эксплуатируется. Они периодически подходят к катерам и лодкам, которые курсируют в Москве и области.
Еще в Москве часто перекрывают движение по воде на время проведения крупных городских мероприятий — для безопасности. На время проведения чемпионата мира по футболу, например, перекрывали части реки около стадионов — в Тушине в районе Хорошево, около «Лужников».
Где заправляют яхты?
Даже у парусной яхты все равно есть небольшой мотор, чтобы идти, когда нет ветра или на участках, где паруса запрещены. Заправить мотор при желании можно с воды — в Подмосковье есть несколько водных заправок. Правда, бензин на заправках около яхт-клубов дороже процентов на 20, чем на обычных. Так что дешевле залить бензин из канистры.
Как хорошо развиты яхтинг и парусная культура в Москве?
Спортсмены развиваются и растут и в Петербурге, и во Владивостоке, на Черноморском побережье и по всей России, но массовый яхтинг развит больше в Москве. В столице очень много людей, которые время от времени ходят под парусом — обычно на несколько часов по выходным. В Питере в целом тоже, но там рядом граница — и иногда уже проще поехать в Прибалтику заниматься яхтингом, там удобнее и лучше инфраструктура.
Можно ли назвать яхтинг спортом в черте города?
Да. И ему можно учиться с пяти-шести лет. В Москве очень много детских школ — при каждом яхт-клубе. Тренировки проходят на небольших лодках в зависимости от возраста ребенка. Дети пяти-шести лет начинают обычно с «Оптимиста» — маленькой лодки с одним парусом. Дальше по мере взросления они пересаживаются на более скоростные яхты. Дети выезжают с тренером на какие-то регаты и соревнования — областные, чемпионаты страны и международные. Лучшие ученики уже могут быть замечены государственной школой олимпийского резерва и идут туда. Почему именно в Москве много школ? Потому что много людей, которым это интересно, и с достатком, который позволяет тратить средства на своих детей. Но в целом парусный спорт не привязан к региону, спортсмены тренируются там, где есть возможность. Материальная часть у спортсмена — яхта и инвентарь — очень мобильная, он все перевозит с собой.
Присоединяйтесь
к регате The Village
Гонки, прогулки на яхтах и вечеринки в Строгинской пойме — идеальный летний отдых по воскресеньям
Что такое яхт-клуб и зачем он нужен?
Для парусных судов в Москве есть огромное количество яхт-клубов — территорий на воде, где можно заниматься парусным спортом и прогулками. Это база на побережье, где есть пирсы для яхт, инфраструктура, места для хранения инвентаря и хранения лодок, помещения для тренеров. В Москве несколько водохранилищ, где яхт-клубы встречаются буквально через каждый километр. В одном яхт-клубе могут размещаться несколько парусных школ для взрослых и детей. The Village организовал регату в Строгине из-за удобной транспортной доступности: от станции метро «Щукинская» до базы можно добраться за 20 минут пешком или за десять минут на трамвае.
Как проходит тренировка на воде?
Тренировки «Силы ветра» — и в Строгине на регате The Village, и в Орешке — проходят в несколько этапов: сначала небольшой инструктаж по безопасности на берегу, чтобы не было травм. После инструктажа лодка отходит, и мы объясняем, как она устроена — как называются паруса, как ими управлять. Дальше уже в течение тренировки каждый из пяти человек (на лодке Platu 25) пробует на каждой позиции — кто-то рулевой, кто-то шкотовый, кто-то отвечает за один парус, кто-то за другой, а есть еще третий парус для попутных курсов — спинакер. Каждый человек меняется ролями, чтобы понять, что ему больше интересно и как все происходит на яхте.
Когда человеку становится интересно, ему буквально через две-три тренировки надоедает просто так ходить по водоему, поэтому мы проводим любительские соревнования — вроде той же регаты.
Как устроены любительские регаты?
Есть команды-участники, которые занимаются уже несколько лет, а есть и новички. Новички выходят с тренером, он подсказывает какие-то основные вещи, дает советы, но сам не управляет яхтой руками. Опытные команды могут ходить сами и уже развиваться, отрабатывать слабые места и готовиться к гонкам.
Гонка проходит обычно в несколько этапов. Чтобы победить, надо выступать стабильно в течение всего сезона. Выигрыш зависит в том числе от погоды и везения, но в большей степени — от мастерства и навыков команды. Это как любой спорт — чем больше ты занимаешься, тем больше у тебя стабильности, тем лучше результат.
Как начать и зачем «идти в парус»?
«Войти в парус» очень легко — тренировки стоят около 2 500 рублей за 2,5 часа — это вполне доступно. Вы приходите в место, где школа проводит тренировки, вас присоединяют к команде, дают инструктора. Яхтинг вполне может быть досугом на выходные и даже в будние дни. Выбраться в выходной на парусную тренировку стоит хотя бы потому, что это своя, очень особая эстетика и ни с чем не сравнимые ощущения — чувство полета, когда двигаешься бесшумно только под силой ветра.
Фотографии: обложка, 2 — Дарья Трофимова, 1, 3 — Полина Рукавичкина
ПРИЧАЛ – БЕДА ГОНДОЛЬЕРА
Цены на речные трамвайчики пугают: готовь 400 – 500 рублей за часовое катание на пароходике! Можно, конечно, поплавать на автомобильной камере около пляжей в Серебряном Бору. Но это как-то неромантично. То ли дело прокатиться с девушкой на лодке мимо Кремля! Корреспондент « КП » решил проложить романтический маршрут по Москве -реке, а заодно открыть навигацию надувных лодок в столице.
– Да ты в полицию загремишь! – пугали меня знакомые. – Или какие-нибудь секретные водолазы, охраняющие Кремль, пустят тебя на дно!
Чтобы не повторить судьбу Муму, я позвонил приятелю – владельцу моторки.
– Имею я право плавать по Москве-реке на лодке?
– Вообще река судоходная, – ответил приятель. – Если документы в порядке, то почему бы и нет!
Вот и отлично: по закону на мою резиновую «гондолу» никакие документы не нужны.
Главной проблемой оказались причалы. Высокие пристани для резиновой лодки не подходят – с них, наверное, только топиться удобно. Нужны места, где ступеньки идут к самой воде, а их, увы, почти нет. Наконец два низких причала нашлось: стартовать я решил от храма Христа Спасителя, а завершить плавание у Большого Устьинского моста (см. схему).
В путь! У воды – несколько чумазых дорожных рабочих с удочками.
– Как рыбалка? – интересуюсь, надувая лодку.
– Разве тут что-нибудь поймаешь! – отзываются мужики. – Какой-нибудь трехглазый карась попадется, но такого даже кошке не дашь. Непонятно, кто кого съест.
Для романтики осталось взять с собой на борт какую-нибудь симпатичную пассажирку. Гребу к парковке туристических автобусов.
– Бесплатное катание на «гондоле»! – ору во все горло.
Ожидающие туристов водители автобусов лениво смотрят в мою сторону.
– Греби отсюда, – говорит один из них. – У тебя разрешение-то есть на работу? Сейчас придут мужики из других турагентств и популярно объяснят, как зазывать клиентов на их территории.
Эх, тяжело первопроходцу! То «кремлевскими водолазами», то бандитами пугают. Тут вижу, что ко мне идет потенциальная клиентка. На ногах у нее обтягивающие гепардовые лосины, они эффектно подчеркивают безразмерность пятой точки. Как бы не перевернуться с таким балластом.
– Денег платить не надо? – интересуется женщина.
– Не надо. Только за безопасность я не отвечаю. Мы можем стать жертвами спецслужб и мафии, нас могут забрать в полицию, да и лодка не застрахована от кораблекрушения.
Где-то я промахнулся со своей PR-стратегией. Неудавшаяся пассажирка бежала от меня как от прокаженного.
Ладно, буду открывать навигацию в одиночестве.
НА ФИНИШ БЕРИ ПОМОЩНИКА
Не успеваю удалиться от причала – вижу, как в мою сторону плывет теплоход «Князь Юрий». Боязливо прижимаюсь к высокой каменной набережной. Уф, опасность миновала. От облегчения хочется петь – должен же у нас, московских гондольеров, быть свой гимн! Но как назло ничего подходящего в голову не лезет – лишь пара строк из хита про Стеньку Разина .
– И за борт ее бросает в набежа -а- авшую волну, – вывожу, дико фальшивя. Загребая веслами, разгоняюсь до скорости бегущего трусцой пенсионера – спасибо течению. Немного напрягают волны от проходящих речных трамвайчиков – но так даже веселее.
Скоро надо мной нависает Большой Каменный мост. Снизу он смотрится не так презентабельно: железные балки заржавели, в каменных опорах – дырки, да и мусор какой-то сыплется на голову.
Гребу дальше. У Большого Москворецкого моста какой-то турист, путая немецкие и русские слова, просит меня покружиться на одном месте: ему хочется сделать эффектный кадр. Пока он готовит камеру, борюсь с течением.
– Что вы здесь делаете? – спрашивает полицейский, опираясь на парапет набережной.
– Позирую немцам! – Я предельно честен.
Патрульный в замешательстве: «Плавайте где угодно, только не в мою смену!»
Я не спорю. Но интересно, как страж порядка заставил бы меня уплыть – не в воду же ему сигать?
Конец маршрута уже виден, осталось проплыть где-то 500 метров до Большого Устьинского моста. И тут мне становится тревожно: «А как вылезать?» Лодку привязывать нечем, да и непонятно к чему. Пока буду выбираться – уплывет или бухнусь в воду. На мое счастье, около лестницы под мостом стирает свою куртку какой-то бродяга. Вняв моим мольбам, бомж соглашается подержать мою гондолу во время высадки.
Смотрю на часы: на дорогу у меня ушло 30 минут. Не так и плохо – застрявшие в пробке машины ехали медленнее.
ОШИБОЧКА ВЫШЛА
После своего путешествия я позвонил в МЧС . Оказалось, знакомый ошибался: центр города для надувных лодок закрыт!
– На маломерных судах могут плавать только спасатели и сотрудники спецслужб, – заявили в пресс-службе МЧС. – Столичное правительство (ПП-702, 5 августа 2008 г.) запретило хождение на гребных, парусных судах и гидроцик лах между шлюзами № 9 (Филевский бульвар) и № 10 (Южный порт), на искусственной части канала им. Москвы.
Остается радоваться, что меня не поймали. Впрочем, наказание было бы небольшим – от 300 до 500 рублей.
КСТАТИ
В Петербурге люди на надувных лодках с веслами могут спокойно плавать по воде. Единственное табу – это Нева , она считается судоходной артерией. Все остальное – Фонтанка , Мойка, Карповка, канал Грибоедова – к вашим услугам.
А КАК У НИХ?
В Париже плавать по реке может любой, у кого есть судовые права. За нарушителями следит речная полиция. Покататься без документов не получится – накажут, а лодку отбуксируют на штрафстоянку. Катание на воде с каждым годом набирает популярность – даже пробки появились на Сене .
В Венеции лодки то же, что машины у нас, – есть почти у каждого. С владельцев судов собирают транспортный налог, а в центре приходится парковаться на платных пристанях. Услугами гондольеров пользуются только туристы: для рядовых жителей катание слишком дорого (100 евро за 25 минут). Лодочники, как и таксисты, получают лицензию на работу – их не может быть больше 425.
Центр Лондона для надувных лодок закрыт. Любителям парусного и гребного спорта разрешают ходить по Темзе лишь в пригороде.
"Комсомолка" прокатилась по Москве-реке на резиновой лодке.Корреспондент «КП» решил проложить романтический маршрут по Москве-реке, а заодно открыть навигацию надувных лодок в столице Владимир ВЕЛЕНГУРИН, Руслан РАХМАНГУЛОВ