Что ни начертят, все равно у них автомат Калашникова получается. Так говорили раньше. Какую омывайку ни купишь, получишь одинаково вонючий и вязкий изопропиловый спирт. Так говорят сейчас. Почему нормальную зимнюю омывайку можно купить только у нелегалов, выяснял Михаил Колодочкин, который исследовал вязкость и процентное содержание ингредиентов как в отечественных жидкостях на основе изопропила, так и в фирменных зарубежных, содержащих этанол.

В Канаде и Скандинавии, где зимы не мягче наших, официально продают омывающие жидкости, содержащие и метанол, и этанол. В России метанол как основу для незамерзающих жидкостей объявили вне закона. А этанол обложили акцизами, как пищевой спирт, сделав его непомерно дорогим для технических целей. Поэтому производители вынуждены использовать изопропил – дурно пахнущий и теряющий текучесть при низких температурах.

Чтобы в очередной раз попытаться открыть глаза на эту абсурдную ситуацию, мы сравнили несколько омываек. Причем приобретенных не только в России, но и за рубежом. Методика эксперимента проста: охлаждаем жидкости до –20 ºС, а затем поочередно заливаем в бачок одного и того же автомобиля.

Результаты получились ожидаемые. Вязкость метанольных омываек в несколько раз ниже, чем у водки или этанольных составов, поэтому распыл на стекло прекрасный и на морозе они не густеют. А у жидкостей на изопропиле, которые сейчас вынуждены выпускать все легальные производители, вязкость оказалась вдвое выше, чем у аналогов на этаноле. На фотографиях прекрасно видна разница. В таблицу мы собрали любопытные данные о вязкости и процентном содержании ингредиентов. Кстати, мы впервые приводим подобную информацию о фирменных зарубежных омывайках, содержащих этанол.

Любопытно, что на практике метанол даже безопаснее, чем ныне продаваемые омывайки на основе изопропилового спирта. Замеры в салоне автомобиля с постоянно включенным омывателем стекол показывают, что при использовании метанола его ПДК в рабочей зоне водителя достигается примерно через пять минут, а с изопропилом критический предел наступает на порядок быстрее!

Помнится, бывший главный санитарный врач Геннадий Онищенко, запретивший несколько лет назад метанол, заявлял, что «использование стеклоомывающих жидкостей по назначению не оказывает вредного воздействия на здоровье человека». Законотворцы, прислушайтесь: метанол не ядовит, если прыскать его на стекла, а не заливать внутрь организма! По крайней мере, вреда от него куда меньше, чем от изопропила. Так давайте признаем ошибки и снимем запрет. Или хотя бы сделаем этанол для омываек денатурированным (читай: непитьевым), освободив таким образом это сырье от акцизов. А то ведь получается анекдот: производители вынуждены использовать самый неподходящий по химическим свойствам, к тому же дефицитный и недешевый спирт, – автомобилисты же вдыхают отнюдь не безвредные пары и пытаются хоть что-то разглядеть сквозь грязные разводы на лобовом стекле.

Выходит, самый простой путь купить хорошую омывайку – отправиться к нелегалам, торгующим на обочине метанольной жидкостью, или приобрести дешевую паленую водку. Но лучше – найти цивилизованное решение проблемы, к чему и призываем законодателей.

Смотрите также

Комментарии 18

Почему именно на поликарбонаты, и что это вообще за «зверь» такой, — спросите вы? Дело в том, что в современной головной светотехнике применяют специальный пластик, так называемое поликарбонатное стекло, которое обладает рядом преимуществ в сравнении с обычным. Однако при сочетании определенных условий, например, повышенной температуры (что характерно для включенных фар) и периодического воздействия некоторых видов органических растворителей, используемых в том числе и в стеклоомывающих жидкостях, распыляемых струйными омывателями (форсунками высокого давления), на поверхности фар могут появляться трещины и сколы. Эти дефекты, даже мельчайшие, в лучшем случае приводят к помутнению фары, в худшем – становятся причиной ее выхода из строя, причем нередко вместе с лампами. Как правило, после этого приходится менять всю блок-фару, что выливается в кругленькую сумму.
В Европе на эту проблему давно обратили внимание, поэтому там автомобильные стеклоомывающие жидкости проверяют на совместимость с поликарбонатным стеклом. Например, в Германии «незамерзайки» в обязательном порядке проходят тест «на поликарбонаты», когда их испытывают по специальной методике, предложенной национальной экспертной организацией DEKRA.
В нашей стране подобные испытания не являются обязательными, однако российские дистрибьюторы некоторых немецких компаний регулярно их проводят для подтверждения качества своих продуктов. Методика оценки, предложенная DEKRA, имитирует условия эксплуатации автомобильной фары в реальных условиях. Согласно ей пластину поликарбоната в изогнутом состоянии закрепляют на специальной станине-кондукторе и затем в течение двух суток выдерживают в жаровом шкафу при температуре +80°С. В начале испытаний на разогретую пластину несколько раз (по заданному временному алгоритму) наносят исследуемую жидкость. По завершении испытаний стекло осматривают на предмет появления трещин. Если их нет, значит жидкость хорошая.
Результаты исследований показали, что безопасными с точки зрения воздействия на поликарбонаты являются лишь единичные стеклоомывающие жидкости, среди которых особо выделяются отечественные продукты Sintec Арктика и Sibiria. На их особенностях стоит остановиться подробнее.
Высокоэффективные стеклоомывающие жидкости Sintec – это составы, выпускаемые на химическом предприятии «Обнинскоргсинтез» и предназначенные для быстрой и деликатной очистки ветрового стекла, а также фар автомобиля от наледи, пыли, копоти, налёта, силикатов (песка и глины) и других дорожных загрязнений. Линейка стеклоомывающих жидкостей Sintec изготавливается на основе безопасного для здоровья человека изопропилового спирта и тщательно подобранного пакета функциональных присадок. Специальная рецептура каждого продукта гарантирует защиту лакокрасочного покрытия автомобиля, фар, а также его металлических и резиновых деталей от повреждения и коррозии. Продукция Sintec отвечает всем самым высоким требованиям автопроизводителей и подходит для всех типов транспортных средств отечественного и зарубежного производства.
Что касается незамерзающей стеклоомывающей жидкости Sibiria -20, то она в нашем тесте тесте участвует впервые, демонстрируя при этом неплохие показатели. Состав производится компанией «Дзержинский завод органического синтеза» в виде готового продукта, расфасованного в удобные четырехлитровые канистры. В числе достоинств препарата — высокие моющие свойства и специальные отдушки, придающие стеклоомывающей жидкости приятный легкий аромат. Уникальная химическая формула, используемая при производстве Sibiria -20, позволяет эффективно удалять грязь, соль и нефтяную пленку, не оставляя разводов. Жидкость безвредна для лакокрасочного покрытия, для резиновых деталей автомобиля и, как мы убедились, для фар на основе поликарбонатного стекла.

Это называется ездить по ушам. Сейчас фары светодиодные, не греются, поэтому метанол или изопропил никак не создают трещин. Зато желание пропихнуть дорогие омывайки на основе изопропила — налицо.
В тесте нагретых поликарбонатных пластинок явно видно, что омывайки из изопропила также приводят к трещинам, а тест с метанолом вообще не проводился. И где тогда истина? Все ваши тесты профанация.

Хоть одеколон себе заливай))))
есть информация…хочешь верь, хочешь нет.

Важно в незамерзайках! что бы она не портила фары!
вот правильный тест незамерзаек www.autodela.ru/main/top/test/nezamerz_test_2015

В тесте нагретых поликарбонатных пластинок явно видно, что омывайки из изопропила также приводят к трещинам, а тест с метанолом вообще не проводился. И где тогда истина? Все ваши тесты профанация.

Жидкость стеклоомывателя – самая, пожалуй, массово востребованная из всех, используемых в автомобилях. И, если летом можно обойтись обычной водой, то с похолоданием неизбежно придется задуматься о покупке «незамерзайки». Недаром они даже в уличных автоматах-«разливайках» уже давно продаются. Что требуется от хорошей зимней стеклоомывающей жидкости? Как можно дольше не замерзать, качественно очищать стекло, не портить пластик и краску и приятно пахнуть. В нашем рейтинге – только лучшие незамерзайки для самых разных ситуаций.

Как и любая востребованная спиртосодержащая жидкость, незамерзайки стабильно и массово «бодяжатся». В лучшем случае просто заявленная температура не соответствует реальности – но это тоже ни разу не приятно, в худшем «жижа» может умудряться гореть (а для этого нужно постараться!), разрушать поликарбонат фар, да и банально содержать метанол. Почти как водка без акцизных марок. Да и выбор жидкостей немногим меньше, чем в ликеро-водочном отделе. Что из них действительно стоит покупать? Попробуем разобраться.

Категория Место Наименование Рейтинг Цена
Лучшие готовые незамерзайки 1 LIQUI-MOLY ANTIFROST Scheiben-Frostschutz (-27о С) 9.9 / 10 480
2 Sintec Арктика -20 9.6 / 10 230
3 MOTUL Vision 9.3 / 10 470
4 CoolStream -25 9.2 / 10 450
5 Luxe -20 8.9 / 10 330
Лучшие концентраты незамерзающей жидкости 1 LIQUI MOLY ANTIFROST Scheiben-Frostschutz Konzentrat 9.9 / 10 340
2 Концентрат стеклоомывателя FIN TIPPA 9.0 / 10 200

Лучшие готовые незамерзайки

Не менее важно и то, что жидкость полностью безопасна для поликарбоната, ее попадание на нагретые фары не приводит даже к появлению муара микротрещин, не говоря уже о сильном растрескивании. Хитрость состава, который не только безопасен, но еще и не кристаллизуется при заморозках сильнее указанной на упаковке температуры, а лишь густеет – в том, что за «незамерзаемость» не отвечает один только изопропанол. Основную работу берет на себя пропиленгликоль – основа безопасных для здоровья антифризов. Кроме того, жидкость имеет хорошо выраженные моющие свойства и эффективно очищает лобовое стекло и фары, если на них установлены омыватели.

Что мы запишем в минусы? Разве что цену, при больших пробегах за зиму она станет чувствительной. Зато мы платим не просто за имя, а за настоящее качество и безопасность.

  • Соответствие заявленной температуре применения, причем рекордно низкой
  • Хорошие моющие свойства
  • Безопасность для поликарбоната
  • Сильный запах отдушки

«Арктическая» стеклоомывайка от «Обнинскоргсинтез» (выпускаемая, кстати, на одном заводе с Liqui Moly) по заявлению производителя поскромнее, но и этого зимой обычно хватает – благо заявленная температура действительно соблюдена, написано минус 20 – значит, минус 20 и выдержит с гарантией.

К тому же и откровенной «химозности» в запахе у незамерзающей жидкости нет, и моет стекло она вполне прилично. За такие деньги – варум бы и нихьт, как бы сказали немцы? Однако стоит упомянуть, что «Синтек» все же на холоде более вязок в сравнении с Liqui Moly, разбрызгивание быстрее превращается в плохо омывающую стекло струю, которую приходится размазывать дворниками. Но при двукратной разнице в цене все равно есть над чем задуматься.

  • Соответствие заявленной температуре
  • Безопасность для поликарбоната
  • Умеренный по силе запах
  • На холоде заметно повышение вязкости

Но что мы в итоге получаем? Обычную жидкость на основе изопропилового спирта, которая, хотя и соответствует заявленной температуре замерзания, ничем больше не интересна, а стоит при этом на уровне более морозостойкой жидкости Liqui Moly. Так что за честность и безопасность плюс мы дать не забудем, но соотношение «цена/качество» тут даст не меньше минусов.

  • Соответствие заявленной температуре
  • Не самые «ядовитые» отдушки
  • За эту цену мы покупаем скорее марку, чем результат

Итак, к девяти яйцам вместо десятка мы уже привыкли, 0,9 литра в литровой коробке сока не удивляемся… А теперь нам предлагают еще и 3,78 литра «омывайки» вместо четырех, да еще и по цене хорошей честной четырехлитровки.

Нет, конечно, по качеству мы не придеремся. Работает эта стеклоомывающая жидкость хорошо, температуру замерзания держит, а благодаря изопропилово-гликолевой базе и хорошо разбрызгивается форсунками. Для поликарбоната она безопасна, поэтому никаких «противопоказаний» к применению нет. Но, увы, Liqui Moly ей противопоставить нечего, а более дешевый «Синтек» или сопоставимый по цене Motul проигрывают «кулстриму» по температуре не так и сильно.

  • Низкая температура замерзания.
  • Хорошая текучесть.
  • Не портит пластик.
  • Высокую цену трудно списать хотя бы на «переплату за бренд».

Если же у Вас нет омывателей оптики либо рассеиватели фар изготовлены по старинке из стекла, эта незамерзайка сможет стать хорошим выбором… если не вспоминать о том, что за меньшие деньги можно купить Sintec.

  • Температура замерзания указана даже с запасом
  • Хорошие моющие свойства
  • Умеренный запах
  • Легкое растрескивание поликарбоната при тестах

Лучшие концентраты незамерзающей жидкости

О безопасности повторять не будем: естественно, и концентрат имеет все те же свойства, что и готовые жидкости Liqui Moly из этой линейки.

  • Безопасность и эффективность
  • Хорошие моющие свойства
  • Высокий расход при приготовлении жидкости

Разбавляется согласно таблице концентрат примерно так же, как и Liqui Moly – при соотношении 1:1 заявленная температура замерзания чуть выше, -22 градуса. С учетом более низкой цены «типа финна» вариант начинает казаться привлекательным, но есть два «но».

Первое «но» – это то, что по всем тестам производитель страдает оптимизмом, и у готовых жидкостей этой марки обычно есть недобор по температуре в два-три градуса. Так что, не имея рефрактометра под рукой, лучше готовить незамерзайку все-таки с запасом. Причем из-за использования чисто изопропаноловой основы жидкость все-таки не очень хорошо переносит похолодание – да, замерзнуть она не замерзнет при правильном приготовлении, но прокачиваться будет хуже. Второе «но» критично для владельцев машин с поликарбонатными фарами, оснащенными омывателями: увы, жидкости Fin Tippa с поликарбонатом «дружат» плохо. Так что по итогам прямого сравнения Liqui Moly остается лидером, а петербуржский финн уходит вниз.

  • Удобная упаковка
  • Достаточно выгодная цена
  • Неплохие моющие свойства
  • Заметное воздействие на поликарбонат

Как выбрать незамерзайку?

Лучший помощник при выборе незамерзающей жидкости – элементарный рефрактометр: за пару секунд он поможет узнать, насколько нам врут цифры на упаковке. Жаль, конечно, что об этом мы узнаем, только купив и вскрыв упаковку – но, по крайней мере, неудачную покупку можно оставить и на лето.

Проверка проста: капните немного жидкости на плоскость рефрактометра, накройте ее откидным стеклом и посмотрите на просвет: четкая граница, видимая в окуляре, по шкале покажет точную температуру замерзания жидкости. Если же нет рефрактометра, придется довериться тестам – хотя бы нашему сегодняшнему рейтингу.

Чего у незамерзайки не должно быть точно? Сильного спиртового запаха как минимум, как и «убойной» дозы отдушки – это и при езде некомфортно, и часто маскирует именно спиртуозность. Но учтите, что как раз наиболее опасный, по распространенному мнению, возможный компонент – метанол – не имеет такого резкого запаха, как этанол или изопропанол. А хитрость в том, что метанол опасен в первую очередь при питье, а вот вдыхание паров позволяет быстрее набрать предельно допустимую концентрацию именно изопропиловому спирту! Поэтому резкий запах спирта – однозначное «нет» для применения жидкости, ведь вряд ли кто в таком количестве зальет в незамерзайку старый добрый этанол. Да и его, собственно, нюхать за рулем тоже не стоит.

Народный способ проверки на метанол позволит, к сожалению, отсеять только совсем уж «бодяжные» жидкости с высокой его концентрацией. Нагрейте на газовой зажигалке или плите медную проволоку и окуните ее в тестируемую жидкость: метанол выдаст себя крайне неприятным запахом – он при контакте с нагретой медью на воздухе превратится в формальдегид, а уж его не учуять невозможно.

Когда на стекле автомобильной фары обнаруживается мелкая трещина, ее появление владелец машины воспринимает как фактор неудачи — мол, ничего не поделаешь, поймал камешек, от него на дороге никто не застрахован. Отчасти это так, но в зимний период причиной подобного дефекта может стать… обычная незамерзайка. Тестируем несколько образцов. Заодно выясним, на каких канистрах информация о температуре замерзания от лукавого.

test_pol_nezam-000

Для начала немного предыстории. Несколько лет назад в ряде крупных столичных дилерских автоцентров, принадлежащих известному иностранному бренду, случились интересные события, о которых там сегодня уже и не помнят. А суть вкратце такова: как-то зимой в этих техцентрах был отмечен всплеск обращений клиентов с жалобами на дефекты фар головного света. Неисправности фиксировались на новых машинах, находящихся на гарантии, причем многие из них были оформлены по полису каско. Тут уж, как говорится, не отвертишься — дилерам пришлось держать ответ и перед автовладельцами, и перед страховщиками, а технарям основательно вникать в суть проблемы.

Были разбирательства и несколько сложных экспертиз, которые не выявили каких-либо следов явного механического воздействия на фары. Зато выяснилось другое, а именно: подавляющая масса дефектов обнаружилась на машинах, оснащенных струйными омывателями фар. А что могут разбрызгивать эти устройства? Только незамерзайку для стекол, ведь именно эта жидкость распыляется из одного и того же бачка как на лобовое стекло, так и на фары.

Улавливаете логику? Дефект фар — омыватель фар — незамерзайка. Выстроив столь немудреную логическую связь, технические специалисты компании предложили клиентам сменить поставщика незамерзающей жидкости, которую они использовали в своих машинах. На удивление совет оказался полезным — сезонные проблемы с дефектами фар исчезли напрочь.

test_pol_nezam-11

Впрочем, для тех, кто в теме, ничего удивительного в произошедшем не было. Например, в ряде европейских стран на эту проблему обратили внимание почти сразу же, как в автомобилях стали массово применять ксеноновые головные фары с плафонами на основе поликарбонатного стекла. Этот вид пластика легче традиционного стекла и по механической прочности не уступает последнему, обладая к тому же отменной стойкостью к воздействию различных агрессивных сред — солевых растворов, масел, кислотных образований и т.п.

Однако при определенном сочетании химического и физического воздействия структура поликарбонатного пластика может разрушиться. Например, при повышенной (относительно наружного воздуха) температуре (как при включенных фарах) и периодическом воздействии некоторых органических растворителей. Такие растворители во многих отечественных незамерзайках присутствуют по умолчанию, причем иногда в значительных количествах. Применение подобных жидкостей в омывателях фар существенно повышает риск появления трещин и сколов на поверхности поликарбонатного стекла. В лучшем случае вы получите помутнение фары, в худшем — выход ее из строя, причем нередко вместе с лампами. Как итог — замена «светильника» в сборе, выливающаяся в кругленькую сумму.

test_pol_nezam-01

Понимая актуальность этой проблемы, в ряде европейских стран, таких как Германия, проводятся так называемые тесты на поликарбонаты, когда жидкости проверяют на совместимость с поликарбонатным стеклом. Испытания проходят по методике Немецкого союза автомобильного надзора DEKRA. У нас подобные испытания, увы, не являются обязательными.

Впрочем, в России не проверяют даже основные эксплуатационные показатели незамерзаек (температура замерзания и вязкость), не проводятся и тесты на наличие метанола. Производителям это, по понятным причинам, не нужно. Исключением являются разве что внутрикорпоративные тесты на поликарбонаты, организуемые дистрибьюторами некоторых западных автохимических компаний для подтверждения качества своих продуктов. Очевидно, что отсутствие в нашей стране даже маломальского контроля за стеклоомывающими жидкостями сильно вредит рядовым потребителям, поскольку риск нарваться на низкокачественную незамерзайку очень велик.

test_pol_nezam-02

Это отчасти подтверждают и результаты нынешнего теста на поликарбонаты, который по нашей заявке проводили специалисты независимой некоммерческой организации «Химическая экспертиза». Тут будет важно отметить, что даже при наличии отработанной методики далеко не все лаборатории могут позволить себе проводить «поликарбонатные» испытания жидкостей. Дело в том, что процесс этот довольно трудоемкий и на исследования одного только продукта уходит несколько дней.

Вместе с тем алгоритм их примерно таков. Сначала для каждого образца заготавливают тарированную пластину из поликарбонатного стекла. Чтобы создать в ее структуре механическое напряжение (что имеет место в отдельных изгибах поверхности фары), пластину перед началом испытаний закрепляют на особом станке (кондукторе), придавая тем самым изогнутый профиль. После этого кондуктор с пластиной в течение 48 часов выдерживают в жаровом шкафу при температуре +80 С.

test_pol_nezam-04

В процессе отстаивания на разогретую пластину периодически (по строго определенному временному алгоритму) наносят исследуемую незамерзайку. По завершении этого цикла испытаний оператор тщательно осматривает стекло на просвет для выявления трещин. Если их нет, значит жидкость можно рекомендовать к использованию — никакого вреда головным фарам, изготовленным из поликарбоната, она не нанесет.

test_pol_nezam-06

Для своего же нынешнего теста мы навскидку отобрали восемь незамерзающих жидкостей, которые попадались нам в торговых точках Москвы и Московской области. В ходе исследований этих образцов оценивалось не только их влияние на поликарбонаты, но и реальная температура замерзания.

Для наглядности представления все результаты теста мы поместили в сводную таблицу в конце статьи. В ней красным цветом отражены результаты негативного воздействия на поликарбонатное стекло, а также те значения температуры, которые не соответствуют заявленным показателям, указанным на этикетках продуктов. Представленные данные, на наш взгляд, являются более чем показательными: они, хотя и косвенно, отражают реальную ситуацию по качеству незамерзаек, предлагаемых сегодня на рынке. А качество у многих проверенных образцов оставляет желать лучшего.

test_pol_nezam-07

Достаточно сказать, что тест на поликарбонаты смогла пройти только половина продуктов. Но этот вывод, скажем так, верен только при первой прикидке результатов. Если разобраться детальнее, то ситуация с качеством жидкостей выглядит еще хуже.

test_pol_nezam-08

Взять, к примеру, квартет продуктов, не прошедших «поликарбонатные» испытания — это Autoexpress-20, «Лужский-20», WillMelt-30 и «Чисто плюс-20». Для фар они вредны, но для чистки стекол их можно использовать. Правда, с обязательной оглядкой на температурные показатели. А все потому, что два образца (Autoexpress-20 и WillMelt-30) не соответствуют заявленной температуре замерзания.

test_pol_nezam-09

Примерно такая же картина наблюдается среди четверки незамерзаек, которые можно без опаски использовать в омывателях фар. Здесь также выявлены две некондиционные жидкости — «Ойл Райт-30» и Top Energy-20, реальная температура замерзания которых заметно ниже заявленной. Иначе говоря, требуемого количества спирта в них нет. В то же время, полагают эксперты, если бы спирта было больше, то не факт, что эта пара образцов смогла пройти тест на поликарбонаты. Как говорится, и тут без ложки дегтя не обошлось.

Если же обобщить все результаты, то итоговый расклад по характеристикам продуктов оптимизма явно не вселяет — из восьми участников теста только два образца — Liqui Moly Antifrost-25 и Sintec Арктика-20 — не вызвали у экспертов нареканий. Ни по своему воздействию на поликарбонатные фары, ни по параметрам морозостойкости. А что такое восемь продуктов? Это капля в море, если учесть, что сегодня в разных регионах страны одновременно реализуется несколько сот наименований незамерзающих стеклоомываек. И сколько из них окажутся безопасными для фар, можно только гадать.