Лекция №4

Тема: Основные нормативы ТО и ремонта автомобилей и их корректирование.

Основные нормативы ТО и ремонта автомобилей и их корректирование.

Основные понятия о диагностике.

Организация диагностирования автомобилей.

4. Диагностика и управление техническим состоянием автомоби­лей.

Основные нормативы ТО и ремонта автомобилей и их корректирование

Одним из важнейших принципов рациональной организации ТО и ремонта автомобилей является применение обоснованных нор­мативов выполнения профилактических и ремонтных работ. В тех­нической эксплуатации существуют нормативы: периодичности ТО, трудоемкости ТО и ремонта, продолжительности ТО и ре­монта, а также ресурса до капитального ремонта (КР).

Основополагающим нормативным документом, регламентиру­ющим планирование, организацию и содержание ТО и ремонта автомобилей, определение ресурсов, является «Положение о тех­ническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобиль­ного транспорта» (далее — Положение).

В современных условиях контроль за качеством выполнения нормативных положений по ТО и ремонту автомобилей обеспе­чивается благодаря существующей системе сертификации произ­водственно-технической базы (ПТБ) и полноте услуг по обслу­живанию и ремонту.

Для оперативного учета изменений конструкций автомоби­лей и условий их эксплуатации в Положении предусматривают­ся две части.

В первой части содержатся основные положения по организа­ции ТО и ремонта подвижного состава. В данной части устанавли­ваются: система и виды ТО и ремонта, а также исходные норма­тивы, регламентирующие их; классификация условий эксплуата­ции и методы корректирования нормативов; принципы организа­ции производства ТО и ремонта в автотранспортной организации (АТО); типовые перечни операций ТО и другие основополагаю­щие материалы.

Вторая часть (нормативная) включает конкретные нормативы по ряду базовых моделей автомобилей и их модификациям. С це­лью объективного учета изменения выпускаемых автомобилей по-модельно (отечественного производства) данная часть разрабаты­вается и дополняется с периодичностью 3 — 5 лет в виде отдель­ных приложений к 1-й части.

Нормативы ТО и ремонта, установленные Положением, от­носятся к определенным условиям эксплуатации, называемым эталонными. За эталонные условия принята работа базовых мо­делей автомобилей, имеющих пробег от начала эксплуатации в пределах 50. 75 % от нормы пробега до КР, в условиях эксплуа­тации I категории в умеренном климатическом районе с уме­ренной агрессивностью окружающей среды. При этом преду­сматривается, что ТО и текущий ремонт (ТР) выполняются на предприятии, имеющем ПТБ для обслуживания 200. 300 авто­мобилей, составляющих не более трех технологически совмести­мых групп.

При работе в иных, отличных условиях эксплуатации изменя­ются безотказность и долговечность автомобилей, а также трудо­вые и материальные затраты на обеспечение их работоспособно­сти. Поэтому нормативы ТО и ремонта корректируются.

Регламентируемый Положением вид корректирования (ресурс­ный) имеет целью корректирование нормативов в зависимости от изменения уровня надежности автомобилей, работающих в различных условиях эксплуатации. Это корректирование приво­дит к изменению материальных ресурсов, необходимых для про­ведения ТО и ремонта автомобилей в различных условиях эксплу­атации.

При корректировании учитываются следующие пять основных факторов.

1. Категория условий эксплуатации. Корректирование нормати­вов ТО и ремонта автомобилей в зависимости от условий эксплуатации осуществляется в соответствии с их классификацией, ко­торая включает пять категорий условий эксплуатации.

Категория условий эксплуатации автомобилей характеризует­ся типом дорожного покрытия, типом рельефа местности, по которой пролегает дорога, и условиями движения и учи­тываются коэффициентом К1, который применя­ется для корректирования трудоемкости ТО и ТР (1,0. 1,5), про­бега до капитального ремонта (1,00. 0,6) и расхода запасных частей (1,0. 1,65), периодичность ТО (1,0….0,6).

2. Модификация подвижного состава и особенности организации
его работы.
При формировании нормативов учитывают необходи­мость их корректирования по типу и модификации (конструктив­ному назначению: автомобили с прицепами, самосвалы и т.д.) транспортного средства с учетом специфики его транспорт­ной деятельности.

Модификация подвижного состава и особенности организации его работы в соответствии с «Положением о техническом обслуживании подвижного состава автомобильного транспорта» учи­тываются коэффициентом К2, который применя­ется для корректирования трудоемкости ТО и ТР (1,0. 1,25), про­бега до капитального ремонта (1,00. 0,75) и расхода запасных частей (1,0. 1,3).

3.Природно-климатические условия учитываются при определе­нии периодичности ТО, удельной трудоемкости ТР и норм про­бега до капитального ремонта. Корректирование по природно-кли­матическим условиям осуществляется с помощью коэффициента К3, который соответственно изменяется с учетом агрессивности окружающей среды при определении: периодичности ТО — от 0,72 до 1,0; удельной трудоемкости ТР — от 0,9 до 1,43; при опре­делении пробега до первого капитального ремонта — от 0,63 до 1,1; расхода запасных частей — от 0,9 до 1,54 .

4.Пробег с начала эксплуатации (возраст транспортного средства) учитывается при корректировании удельной трудоемкости ТР автомобилей. Корректирование по возрасту в соответствии с Положением выполняется с использованием коэффициента К4.

Для грузовых автомобилей этот коэффициент корректирует трудоемкость, изменяясь от 0,4 (для пробега, составляющего менее 25% ресурса автомобиля до КР) до 2 и более при пробеге автомобиля, в 1,75. 2 раза превышающем ресурс до КР.

В зависимости от пробега с начала эксплуатации до капиталь­ного ремонта изменяется и продолжительность простоя автомо­биля на ТО и в ремонте, которая учитывается коэффициентом К`4, изменяющимся в пределах 0,7. 1,4. При пробеге автомобиля, превышающем его значение до первого капитального ремонта, величина К’4 принимается равной 1,4.

5. Уровень концентрации подвижного состава. При корректиро­вании нормативов учитываются размеры АТО и разномарочность обслуживаемого парка. Последнее учитывается числом технологи­чески совместимых групп, т.е. групп, требующих для ТО и ТР одинаковых средств обслуживания (постов, оборудования) автомо­билей в парке (не менее 25 в группе). Корректирующим коэффи­циентом является коэффициент К5.

Корректирование по данному коэффициенту не имеет смысла в небольших, одно- и маломарочных АТО.

Результирующий коэффициент корректирования получается пе­ремножением соответствующих коэффициентов, при этом он не должен быть меньше 0,5.

Кроме указанного вида корректирования (ресурсного) приме­нительно к организациям существует и второй вид — оператив­ный, который проводится непосредственно в АТО и имеет целью повысить работоспособность автомобилей путем изменения со­става операций ТО с учетом конструкции, условий работы авто­мобилей и особенностей данной АТО.

Оперативное корректирование осуществляется только после внедрения в АТО исходных нормативов, рекомендуемых Поло­жением.

Этот вид корректирования основывается на объективных дан­ных действующей системы учета неисправностей, затрат на ТО и ремонт, а также результатов диагностических работ.

Основным методом оперативного корректирования является со­вместный анализ фактически выполняемых в данной АТО опера­ций ТО и диагностирования и возникающей при этом потребно­сти в работах сопутствующего ТР, которые непосредственно свя­заны с режимами и качеством выполнения профилактических работ.

Основные понятия о диагностике.

Для повышения эффектив­ности ТО и ремонта автомобилей требуется индивидуальная ин­формация о -их техническом состоянии до и после обслуживания или ремонта. При этом необходимо, чтобы получение указанной информации было доступным, не требовало бы разборки агрега­тов и механизмов и больших затрат труда. Индивидуальная ин­формация о скрытых и назревающих отказах позволяет предот­вратить преждевременный или запоздалый ремонт и профилак­тику, а также проконтролировать качество выполняемых работ.

Средством получения такой информации является техническая диагностика автомобилей.

Технической диагностикой называется отрасль знаний, изу­чающая признаки неисправностей автомобиля, методы, средства и алгоритмы определения его технического состояния без разбор­ки, а. также технологию и организацию использования систем диагностирования в процессах технической эксплуатации под­вижного состава.

Диагностированием называют процесс определения техничес­кого состояния объекта без его разборки, по внешним признакам путем измерения величин, характеризующих его состояние и со­поставления их с нормативами. Оно обеспечивает систему ТО и ремонта автомобилей индивидуальной информацией об их техни­ческом состоянии и, следовательно, является элементом этой си­стемы. Диагностирование данного объекта (автомобиля, агрегата, механизма) осуществляют согласно алгоритму (совокупности последовательных действий), установленному технической доку­ментацией. Комплекс, включающий объект, средства и алгоритмы образует систему диагностирования.

Объект системы диагностирования характеризуется необходи­мостью и возможностью диагностирования. В свою очередь, не­обходимость диагностирования автомобиля определяется законо­мерностями изменения его технического состояния и затратами на поддержание работоспособности. Возможности диагностиро­вания обусловлены наличием внешних признаков, позволяющих определить неисправность автомобиля без его разборки, а также доступностью измерения этих признаков.

Средствами диагностирования служат специальные приборы и стенды. Они делятся на внешние (отдельные) и встроенные, являющиеся составной частью автомобиля. При диагностирова­нии используют не только измерительные технические средства, но и субъективные возможности человека, его органы чувств, опыт, навыки; в простейших случаях используют субъективное диагностирование, а в сложных — объективное.

Системы диагностирования делятся на функцио­нальные, когда диагностирование проводят в процессе работы объекта, и тестовые, когда при измерении диагностических па­раметров работу объекта воспроизводят искусственно. Различа­ют системы универсальные, предназначенные, для нескольких различных диагностических процессов, и специальные, обеспечи­вающие только один диагностический процесс.

Диагностические системы могут быть общие,, когда объектом является изделие в целом, а назначением — определение его состояния на уровне «годно-негодно» и локальные, — для ди­агностирования составных частей объекта (агрегатов, систем, механизмов). Кроме того, диагностические средства могут быть ручными или автоматизированными.

Под прогнозированием технического состояния автомобиля понимают определение срока его исправной работы до возникновения предельного состояния, обусловленного технической доку­ментацией (ГОСТами, отраслевыми нормативами, заводскими инструкциями). Оценку же технического состояния объекта в прошлом (например, для выявления причины аварийного отказа, повлекшего за собой дорожно-транспортное происшествие) на­зывают ретроспекцией. Практические задачи прогнози­рования или ретроспекции решают, пользуясь -известными зако­номерностями изменений параметров технического .состояния объекта в функции наработки (пробега) путем соответственно их экстраполяции или интерполяции.

Различают диагностирование периодическое и непрерывное. Первое осуществляют через определенные периоды наработки объекта перед ТО или ремонтом автомобиля, а второе при помо­щи встроенных на автомобиле диагностических средств, в про­цессе его эксплуатации.

Применение обоснованных нормативов выполнения профилактических и ремонтных работ является одним из важнейших принципов рациональной организации технического обслуживания автомобилей. В технической эксплуатации различают следующие виды нормативов: норматив периодичности ТО и ремонта, норматив трудоемкости ТО, а также норматив ресурса до капительного ремонта (КР).

Нормативы трудоемкости технического обслуживания и ремонта рассчитываются на полное или частичное сочетание следующих условий: первая категория условий эксплуатации; базовые модели автомобилей; пробег с начала эксплуатации составляет 50. 75% от пробега до капитального ремонта; автомобили работают в умеренных климатических условиях; авторемонтное предприятие (АРП) или СТОА оснащены средствами механизации согласно «Табелю технологического оборудования».

Основополагающим нормативным документом, регламентирующим планирование, организацию и содержание ТО и ремонта автомобилей, определение ресурсов, является «Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» (далее — Положение).

В современных условиях контроль за качеством выполнения нормативных положений по ТО и ремонту автомобилей обеспечивается благодаря существующей системе сертификации производственно-технической базы (ПТБ) и полноте услуг по обслуживанию и ремонту. Нормативное регулирование для субъектов на рынке транспортных и сервисных услуг осуществляется системой лицензирования.

Для оперативного учета изменений конструкций автомобилей и условий их эксплуатации в Положении предусматриваются две части.

В первой части содержатся основные положения по организации ТО и ремонта подвижного состава. В данной части устанавливаются: система и виды ТО и ремонта, а также исходные нормативы, регламентирующие их; классификация условий эксплуатации и методы корректирования нормативов; принципы организации производства ТО и ремонта в автотранспортной организации (АТО); типовые перечни операций ТО и другие основополагающие материалы.

Вторая часть (нормативная) включает конкретные нормативы по ряду базовых моделей автомобилей и их модификациям. С целью объективного учета изменений выпускаемых автомобилей помодельно

(отечественного производства) данная часть разрабатывается и дополняется с периодичностью 3. 5 лет в виде отдельных приложений к первой части.

Нормативы ТО и ремонта, установленные Положением, относятся к определенным условиям эксплуатации, называемым эталонными. За эталонные условия принята работа базовых моделей автомобилей, имеющих пробег от начала эксплуатации в пределах 50. 75% от нормы пробега до капитального ремонта, в условиях эксплуатации 1 категории в умеренном климатическом районе с умеренной агрессивностью окружающей среды. При работе в иных, отличных условиях эксплуатации изменяются безотказность и долговечность автомобилей, а также трудовые и материальные затраты на обеспечение их работоспособности. Поэтому нормативы ТО и ремонта необходимо корректировать под конкретные условия эксплуатации автомобилей.

В таблице 2.2 приведены ориентировочные величины нормативов трудоемкости ТО и текущего ремонта легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов различных классов.

Нормативы трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей и автобусов

Тип автомобилей и автобусов

Нормативы трудоемкости в человеко-часах

Чтобы обеспечить работоспособность автомобиля в течение всего периода эксплуатации, необходимо периодически поддерживать его техническое состояние комплексом технических воздействий, которые в зависимости от назначения и характера можно разделить на две группы: – воздействия, направленные на поддержание агрегатов, механизмов и узлов автомобиля в работоспособном состоянии в течение наибольшего периода эксплуатации; – воздействия, направленные на восстановление утраченной работоспособности агрегатов, механизмов и узлов автомобиля.

Комплекс мероприятий первой группы составляет систему технического обслуживания и носит профилактический характер, а второй — систему восстановления (ремонта).

Техническое обслуживание. У нас в стране принята планово-предупре-дительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей. Сущность этой системы состоит в том, что техническое обслуживание осуществляется по плану, а ремонт — по потребности.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Принципиальные основы планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта автомобилей установлены действующим Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.

Техническое обслуживание включает следующие виды работ: убо-рочно-моечные, контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, заправочные, регулировочные, электротехническое и другие работы, выполняемые, как правило, без разборки агрегатов и снятия с автомобиля отдельных узлов и механизмов. Если при техническом обслуживании нельзя убедиться в полной исправности отдельных узлов, то их следует снимать с автомобиля для контроля на специальных стендах и приборах.

По периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ техническое обслуживание согласно действующему Положению подразделяется на следующие виды: ежедневное обслуживание (ЕО), первое (ТО-1), второе (ТО-2) и сезонное (СО) технические обслуживания.

Положением предусматриваются два вида ремонтов автомобилей и его агрегатов: текущий ремонт (TP), выполняемый в автотранспортных предприятиях, и капитальный ремонт (КР), выполняемый на специализированных предприятиях.

Каждый вид технического обслуживания (ТО) включает строго установленный перечень (номенклатуру) работ (операций), которые должны быть выполнены. Эти операции делятся на две составные части: контрольную и исполнительскую.

Контрольная часть (диагностическая) операций ТО является обязательной, а исполнительская часть выполняется по потребности. Это значительно сокращает материальные и трудовые затраты при ТО подвижного состава.

Диагностика является частью технологического процесса технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (TP) автомобилей, обеспечивая получение исходной информации о техническом состоянии автомобиля. Диагностика автомобилей характеризуется назначением и местом в технологическом процессе технического обслуживания и ремонта.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) выполняется ежедневно после возвращения автомобиля с линии в межсменное время и включает: контрольно-осмотровые работы по механизмам и системам, обеспечивающим безопасность движения, а также кузову, кабине, приборам освещения; уборочно-моечные и сушильно-обтирочные операции, а также дозаправку автомобиля топливом, маслом, сжатым воздухом и охлаждающей жидкостью. Мойка автомобиля осуществляется по потребности в зависимости от погодных, климатических условий и санитарных требований, а также от требований, предъявляемых к внешнему виду автомобиля.

Первое техническое обслуживание (ТО-1) заключается в наружном техническом осмотре всего автомобиля и выполнении в установленном объеме контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных, смазочных, электротехнических и заправочных работ с проверкой работы двигателя, рулевого управления, тормозов и других механизмов.

Комплекс диагностических работ (Д-1), выполняемый при или перед

ТО-1, служит для диагностирования механизмов и систем, обеспечивающих безопасность движения автомобиля.

Проводится ТО-1 в межсменное время, периодически через установленные интервалы по пробегу и должно обеспечить безотказную работу агрегатов, механизмов и систем автомобиля в пределах установленной периодичности.

Углубленное диагностирование Д-2 проводят за 1—2 дня до ТО-2 для того, чтобы обеспечить информацией зону ТО-2 о предстоящем объеме работ, а при выявлении большого объема текущего ремонта заранее переадресовать автомобиль в зону текущего ремонта.

Второе техническое обслуживание (ТО-2) включает выполнение в установленном объеме крепежных, регулировочных, смазочных и других работ, а также проверку действия агрегатов, механизмов и приборов в процессе их работы. Проводится ТО-2 со снятием автомобиля на 1—2 дня с эксплуатации.

На АТП Д-1 и Д-2 объединяют на одном участке с использованием комбинированных стационарных стендов. На крупных АТП и на базах централизованного обслуживания все средства диагностирования централизуют и оптимально автоматизируют.

Определение места диагностики в технологическом процессе технического обслуживания и ремонте автомобилей позволяет сформулировать и основные требования к ее средствам. Для диагностики Д-1 механизмов, обеспечивающих безопасность движения, требуются быстродействующие автоматизированные средства для диагностирования тормозных механизмов и рулевого управления.

Для диагностирования автомобиля в целом (Д-2) и его агрегатов необходимы стенды с беговыми барабанами для определения мощностных и экономических показателей, а также состояния систем и агрегатов, максимально приближающие условия их диагностирования к условиям работы автомобиля. Для диагностики, совмещенной с техническим обслуживанием и ремонтом, должны использоваться передвижные и переносные диагностические средства и приборы.

Сезонное техническое обслуживание (СО) проводится 2 раза в год и является подготовкой подвижного состава к эксплуатации в холодное и теплое времена года. Отдельно СО рекомендуется проводить для подвижного состава, работающего в зоне холодного климата. Для остальных климатических зон СО совмещается с ТО-2 при соответствующем увеличении трудоемкости основного вида обслуживания.

Текущий ремонт (TP) осуществляется в автотранспортных предприятиях или на станциях технического обслуживания и заключается в устранении мелких неисправностей и отказов автомобиля, способствуя выполнению установленных норм пробега автомобиля до капитального ремонта.

Цель диагностирования при текущем ремонте заключается в выявлении причин отказа или неисправности и установление наиболее эффективного способа их устранения: на месте, со снятием узла или агрегата с полной или частичной разборкой их или регулировкой.

Текущий ремонт заключается в проведении разборочно-сборочных, слесарных, сварочных и других работ, а также замены деталей в агрегатах (кроме базовых)1 и отдельных узлов и агрегатов в автомобиле (прицепе, полуприцепе), требующих соответственно текущего или капитального ремонта.

При текущем ремонте агрегаты на автомобиле меняют только в том случае, если время ремонта агрегата превышает время, необходимое для его замены.

Капитальный ремонт (КР) автомобилей, агрегатов и узлов выполняется на специализированных ремонтных предприятиях, заводах, мастерских. Он предусматривает восстановление работоспособности автомобилей и агрегатов для обеспечения их пробега до следующего капитального ремонта или списания их, но не менее чем при 80% их пробега от норм пробега для новых автомобилей и агрегатов.

При капитальном ремонте автомобиля или агрегата выполняется его полная разборка на узлы и детали, которые затем ремонтируют или заменяют. После укомплектования деталями агрегаты собирают, испытывают и направляют на сборку автомобиля. При обезличенном методе ремонта автомобиль собирают из ранее отремонтированных агрегатов.

Легковые автомобили и автобусы направляют в капитальный ремонт, если необходим капитальный ремонт его кузова. Грузовые автомобили направляют в капитальный ремонт, если необходим капитальный ремонт рамы, кабины, а также капитальный ремонт не менее трех основных агрегатов.

За свой срок службы полнокомплектный автомобиль подвергается, как правило, одному капитальному ремонту.

Цель диагностирования при капитальном ремонте — проверка качества ремонта.

Нормативы технического обслуживания и ремонта. Построение планово-предупредительной системы ТО и ремонта базируется на определении нормативов технического обслуживания.

Каждый вид ТО характеризуется периодичностью (числом километров пробега между двумя последовательно проводимыми однородными видами ТО), объемом (конкретным перечнем) работ и трудоемкостью (числом затраченных человеко-часов на выполнение этого объема работ).

Периодичность ТО для первой категории условий эксплуатации приведена ниже:

Нормативы технического обслуживания и ремонта, установленные Положением, относятся к определенным условиям эксплуатации, называемым эталонными. За эталонные условия принята работа базовой модели автомобиля, имеющего пробег с начала эксплуатации в пределах 50— 75% нормы пробега до капитального ремонта в умеренной климатической зоне, по загородным дорогам с асфальтобетонным и приравненным к ним покрытиям. При этом предусматривается, что ТО и TP выполняют на автотранспортном предприятии, имеющем в своем составе 200—300 автомобилей.

Для сопоставимости условий работы АТП в различных регионах страны осуществляется корректировка нормативов, учитывающая условия эксплуатации, типаж подвижного состава, климатические условия, «возраст» автомобиля и мощность АТП.

Нормативой частью Положения предусмотрен ресурс до капитального ремонта (в тысячах километров пробега) как полнокомплектного автомобиля, так и его агрегатов.

Для TP нормируется удельная трудоемкость, т. е. трудоемкость, отнесенная к пробегу автомобиля (человеко-часы, деленные на 1000 км).