Являются ли мотоблок и мотобуксировщик транспортными средствами?

В личном хозяйстве и на дачных участках все чаще и чаще можно увидеть такую универсальную технику как мотоблок или мотобуксировщик. Данные агрегаты в последнее время пользуются огромной популярностью. Но обладатели такого аппарата часто задаются вопросом, нужны ли права для его управления? Кто-то ответит, зачем права для езды по огороду? А вот если участок находится вдали и добраться до него можно только по трассе? Что делать в этом случае? Постараемся разобраться подробнее.

Для того чтобы понять нужны ли права на такой агрегат стоит разобраться является ли он вообще транспортным средством. Конечно же данный агрегат под категорию транспортного средства не попадает. В первую очередь об этом говорит руководство по эксплуатации мотоблоков и мотобуксировщиков. А именно там четко указано, что данный аппарат не предназначен для использования на дорогах общего пользования.

Можно ли ездить на них по дорогам общего пользования?

В законодательстве также не относят данную технику к категории транспортных средств. Соответственно для мотоблока и мотобуксировщика не требуется оформление подлежащее государственной регистрации и прохождение техосмотра. Поэтому в итоге мы имеем, что его можно использовать лишь на огороде, ферме или в саду. Несмотря на то, что мотоблок не относится к транспортным средствам, все же один вопрос остается открытым. Что делать, если добраться до участка можно лишь по проезжей части?

Именно в таких случаях множество владельцев данной техники попадают на штрафы от инспекторов ГАИ. Как этого избежать и найти выход из данной ситуации мы вам сейчас подскажем.

Как всем известно, отдельной категории на получение прав для вождения мотоблоками нет. Но выезжая на дорогу, владельцы данной техники автоматически становятся участниками дорожного движения. Представители автоинспекции всегда смогут потребовать с вас документ, который будет свидетельствовать о ваших знаниях правил дорожного движения. Ведь без них на дороге не обойтись. А если вы еще едите не один, а с пассажирами, что очень часто бывает, тогда и вовсе можете быть оштрафованы. Поскольку согласно пункту 22 ПДД перевозка людей разрешена только на автомобилях.

Буксировщик – это техническое средство малой механизации на одной или нескольких мягких гусеницах, оснащенное двигателем с элементами управления, вынесенными на рычаг управления за пределы буксировщика. В зависимости от модели, буксировщики могут быть предназначены для буксирования позади основного направления движения прицепного оборудования (прицепы, сани, сани волокуши и др.) и волочения грузов при помощи такелажа, или толкания впереди основного направления движения навесного оборудования. Основное направление использования буксировщиков гусеничного типа – перевозка грузов по труднопроходимым местам с малой несущей способностью поверхности движения. Управление буксировщиком и силовым агрегатом на нем осуществляется при помощи рычага с размещенными на нем элементами управления. Оператор (пользователь) при управлении буксировщиком может двигаться как рядом с ним, так и сидя или стоя в прицепе, санях или санях волокушах при условии, что обеспечено сидячее или стоячее место с соблюдением всех необходимых мер предосторожности.

Буксировщики гусеничного типа по сходству с собачьей упряжкой в народе называют «Мотособакой».

Буксировщики – по сути своей, является механическим буксиром с бензиновым мотором общего назначения (типа Honda GX или Lifan F) за которым прицепляется прицеп (могут использоваться абсолютно различные варианты прицепа) в котором находится управляющий водитель и непосредственно буксируемый груз. Буксировщик не является транспортным средством так как, пользователь при управлении может находится как рядом с буксировщиком так и в прицепе. На буксировщике нет органов управления – кроме руля-рычага. (по аналогии с мотоплугом).

Мотобуксировщик представляет собой гусеничную разновидность мотоблока. По состоянию на 9.02.2017 – мотобуксировщик не требует регистрации в технических надзорных органах в связи с отсутствием непосредственно в конструкции машины места оператора для управления.

Мотобуксировщики не подлежат обязательной сертификации, так как в документе об обязательной сертификации отсутствует данное техническое изделие.

Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 (ред. от 26.09.2016) "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия".

Мы нашли в сети некий документ (к сожалению качество скана низкое), в котором Министерство Сельского Хозяйства Российской Федерации а именно Департамент научно-технологической политики и образования г. Москва отвечает директору ООО "Технопарк" г. Ярославль на вопрос о том есть ли необходимость регистрации мотобуксировщиков. Публикуем его в ознакомительных целях и никоим образом не ручаемся за его подлинность.

Мотобуксировщик , пусть и не мощное, но транспортное средство. Такого мнения придерживается и государственная автомобильная инспекция, требуя обязательной его регистрации. Согласно постановлению правительства РФ от 12 августа 1994 года под номером 938, любое автомототранспортное средство, а также самоходная строительная техника дорожного типа и любая иная машина с объемом двигателя более 50 куб. см должна быть зарегистрирована.

Для некоторой категории граждан подобную информацию воспринять не просто. Не принятие и непонимание данного закона до сих пор встречается в обществе. Различные тематические сайты, посвященные мотобуксировщикам и мототехнике в целом, пестрят дискуссиями на тему необходимости регистрации буксировщика. Приобретая данный тип мототехники, многие ее владельцы пренебрегают обязательной процедурой, оставляя этот вопрос не решенным. Однако совсем неожиданно контролирующие органы могут проверить наличие регистрации приобретенного буксировщика в ГАИ и, в случае ее отсутствия, наложить штраф.

Подготавливаясь к регистрации мотобуксировщика в ГАИ, необходимо знать его происхождение и иметь ключевые документы. Если буксировщик произведен в России, то завод изготовитель на каждое изделие выдает заполненный паспорт. В случае покупки импортного изделия выдачей паспорта занимается таможенная служба. Если Вы приобретаете мотобуксировщик в отсутствии заполненного паспорта, то это прямое нарушение закона.

Принимая решение об обязательной регистрации буксировщика, законодатели не прошли стороной вопрос о необходимости наличия водительского удостоверения для управления агрегатом. Так, желающие управлять мотобуксировщиком, должны обладать правами на управление автотранспортным средством категории тракториста-машиниста. Данная мера в очередной раз подтверждает, что мотобуксировщик, несмотря на незначительное количество лошадиных сил, является полноценным средством передвижения и требует регистрационных процедур в ГАИ.

Если заглянуть немного в историю и проследить развитие мотобуксировщиков, то можно узнать, что первые модели оснащались маломощными двигателями. Максимальная скорость данного типа мототехники составляла всего лишь 5 километров в час. Развитие буксировщиков привело к тому, что современные модели набирают скорость в 20-30 километров час, а некоторые и вовсе оснащены двигателями в 300 куб. см. Именно по той причине, что данные агрегаты достаточно мощны, правительство РФ решило поставить их в законодательные рамки, обязав всех желающих управлять мотобуксировщиками иметь на это разрешение.

Магазин мототехники Emoto делает акцент на обязательной регистрации вашего мотобуксировщика. Напоминая об ответственности, Emoto предлагает отличный выбор мототехники своим клиентам. Здесь можно купить мотобуксировщик Барс, Лебедев Гараж, Барс Следопыт. Каждому клиенту доступны приятные бонусы в денежном выражении, а также полноценная консультационная поддержка.

Xарактеристики, комплектность поставки и внешний вид данного товара могут отличаться от указанных на сайте, а также могут быть изменены без отражения в каталоге. *
Продавец оставляет за собой право на возможность пересмотра цены товара под заказ, согласно ст.485 п.3 ГК РФ.

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сначала разберемся – является ли мотобуксировщик транспортным средством?

В настоящее время мотобуксировщики используются для транспортировки грузов по труднопроходимой местности, такой как грязь, снег или болото. Часто его использование можно встретить в личном хозяйстве и за городом на дачных участках, а также рыбаками и охотниками для перемещения до лагеря.

Не является транспортным средством по тех.паспорту

Согласно техническому паспорту самого мотобкусировщика, он транспортным средством неявляется. В руководстве четко указано, что данный аппарат не предназначен для перемещения по дорогам общего пользования.

Мотобуксировщики еще называют "Мотособакой" из-за своей схожести с собачей упряжкой. Отсюда вытекает еще одно утверждение: буксировщик не является транспортным средством, так как водитель может находится, при движении, в прицепе или рядом с ним.

Не является транспортным средством с точки зрения закона

Законодательство Российской Федерации также не относит мотобуксировщик к категории транспортных средств. Согласно ПДД п.1.2:

Транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Мотобуксировщик не предназначены для перевозки людей и грузов по дорогам общего пользования, следовательно для мотоблока и мотобуксировщика не требуется оформление прав на вождение, а также государственная регистрация и прохождение техосмотра. Из этого также следует, что применять его Вы можете только на загородных участках и пересеченной местности.

Но возникает вопрос, что делать, если Ваш участок находится на определенном расстоянии, добраться до которого, можно только по трассе. Дело в том, что выезжая на дорогу – Ваш мотобуксировщик автоматически становитесь участником дорожного движения. Поэтому представители ГИБДД могут потребовать с Вас предъявить документ, сведетельствующий о ваших знаниях правил дорожного движения.