S Лучшая из возможных оценок. Автомобиль новый или возрастом до 1 года, в отличном состоянии. Не требует никакого ремонта.
6 Отличное состояние, ремонт не нужен (возраст до 3 лет и пробег не более 30 000 км).
5 Возраст автомобиля не имеет четких ограничений, но при очень хорошем состоянии. При минимальном ремонте или даже после тщательной уборки такой автомобиль будет соответствовать оценке «6».
4,5 Автомобиль так же, как и в оценке «5», может быть любого возраста, но в очень хорошем состоянии, ремонт не нужен.
4 Хорошее состояние, но необходим мелкий незначительный ремонт (как правило, кузовные царапины)
3,5 Автомобиль любого возраста, но в хорошем состоянии с пробегом от 100 000км. Есть более заметные царапины и/или небольшие поверхностные повреждения кузова. Также иногда может быть сервисная книжка с историей обслуживания, включающей ремонт или замену некоторых запчастей.
3 Автомобиль в удовлетворительном состоянии, необходим ремонт или у машины большой пробег, больше 130 000 км
2 Плохое состояние, такие авто, как правило, покупаются ради запчастей.
1 Серьезные дефекты (Топляк, коррозия или повреждения солью, битая градом и т.д.)
R Битая, но восстановленная машина
RA Сильно битая, но восстановленная машина
R1 Комплекс от «R» до «1»
RA1 Комплекс от «RA» до «1»
*** Битые и не восстановленные машинки, авто на запчасти, авто «не находу»

Аукционные оценки салона. На большинстве японских аукционов внешнее состояние и состояние салона оцениваются отдельно друг от друга. Если в аукционной оценке используются в основном цифры, то в оценке салона используются латинские буквы от A до D. При этом они означают следующее:
A — безукоризненное состояние
B — несущественнные загрязнения
C — несущественные загрязнения и незначительное количество пятен и следов от сигарет
D — салон грязный, пятен и следов от сигарет довольно много.
Аукционная оценка состояния кузова. Основной список принятых на японских автоаукционах обозначений кузовных дефектов:
Кузов Оценка Характер повреждения
Царапины А1 царапина длиной до 5 см.
А2 Царапина длиной до 20 см.
А3 Царапина длиной свыше 20 см.
Вмятины (маленькие) Е 1-2 маленькие вмятины
Вмятины U1 Вмятина размером около 3 см (мяч для гольфа)
U2 Вмятина размером 10 см.
U3 Вмятина больших размеров.
Восстановления W1 Все сделано отлично.
W2 Заметны неровности окрашивания.
W3 Неровности окрашивания бросаются в глаза, необходимо перекрасить кузов.
Прочие S1 Большая площадь заржавела.
S2 Значительные области затронуты ржавчиной.
C1 Большая площадь подверглась коррозии.
C2 Значительные области подверглись коррозии.

Бампер Оценка Разъяснения
Царапины А1 На бампере есть царапины.
А2 Одна треть поверхности бампера покрыта царапинами.
А3 Царапин очень много.
Трещины Y1 Есть трещины в двух местах.
Y2 Трещин довольно много.
Y3 Очень много трещин, есть восстановленные.
Вмятины U1 Небольшие вмятины, продавленности, потертости
U2 Вмятины.
U3 Большие вмятины, большие продавленности, значительные потертости.
Восстановления W1 Все восстановлено хорошо.
W2 Заметны неровности в местах восстановления.
W3 Восстановлено криво, требуется перекрасить бампер.

A, B — царапина
E или U — вмятина
S — ржавчина, коррозия
Y — дыра
W, P — сколы краски либо закрашенные неровности
X — элемент кузова нуждается в замене
XX — элемент кузова заменен.

Главным элементом в аукционных торгах является аукционный лист. Перед аукционом каждый автомобиль проходит осмотр аукционными экспертами и заполняется аукционный лист, в который вписываются технические характеристики автомобиля, его комплектация, схематически указываются повреждения кузова, замечания инспектора, выставляется общая оценка. Оценка складывается из следующих параметров: возраст автомобиля, пробег, наличие повреждений кузова, состояние салона, история аварийности, наличие следов модернизации кузова (тюнинга). Главная задача инспектора – квалифицированно и беспристрастно сверить документальные данные об автомобиле (в том числе на основе сервисной книжки) с реальным положением дел. Ошибка инспектора может испортить репутацию всего аукциона и привести к потере доверия диллеров, а значит и клиентов. Кроме того, например если на торги выставлен автомобиль со "скрученным" пробегом, аукцион рискует навсегда утратить свою лицензию. Для японцев это недопустимо. К тому же их полномочия строго определены законом и уголовной ответственностью. Поэтому информации по выставляемой машине можно доверять на 90%. А если это касается автомобилей с оценкой 4 и выше, то и на все 99%.

Далее приведём примеры основных типов аукционных листов:

Аукционный лист USS Аукционный лист CAA Аукционный лист HAA Аукционный лист JU Аукционный лист RAA

Система оценки автомобилей в Японии давно устоялась и максимально прозрачна. В зависимости от аукционного объединения градация и описание оценок могу немного различаться. Для примера приведем оценки применяемые на АукционахUSS:

S – первая регистрация за последний год, почти новый автомобиль;

6 – великолепное состояние и не нуждается в ремонте (пробег менее 30000 км);

5 – великолепное состояние и ремонт не нужен (пробег менее 60000 км);

4,5 – хорошее состояние, ремонт не нужен;

4 – достаточно хорошее состояние, необходимость ремонта маловероятна ;

3,5 – нужен некоторый ремонт или пробег выше среднего;

3 – необходим большой объем восстановительной работы или большой пробег;

2 – плохое состояние;

1 – плохое состояние, низкое качество (затопленный, поврежденный от соли, от ливня и т.п.);

R – Восстановленный после аварии;

RA – Восстановленный после тяжелой аварии;

R1 – Сочетание оценок R и 1;

RA1 – Сочетание оценок RA и 1;

*** – Не восстановленный автомобиль на запчасти.

Оценка салона автомобиля имеет буквенное обозначение:

А – очень хорошее состояние;

В – хорошее состояние;

С – плохое состояние;

D – очень плохое состояние.

Повреждения кузова на дефектовочной схеме аукционного листа наносятся буквами и цифрами. Чем больше цифра тем серьёзнее повреждение. Некоторые примеры повреждений кузова и состояния салона приведены здесь .

Название элементов кузова и их расположение приведено ниже на схеме.

При покупке автомобиля с аукциона не стоит надеяться только на оценку аукционного листа. Нужно понимать, что вы покупаете автомобиль бывший в употреблении. Необходимо перевести замечания инспектора аукциона. Особенное внимание нужно уделить "минусам" указанным в аукционном листе. Иногда даже у автомобилей с оценками 4 или 4,5 бывают в замечаниях: сильно потёртый руль, педали или рукоятка КПП, коррозия по кузову, днищу или в моторном отсеке. Встречались даже лоты с оценкой 4, а в замечаниях указывались толчки в трансмиссии, посторониий шум двигателя.

Так же нужно обращать внимание на соответствие выставленной оценки и дефектов, указанных в аукционном листе. Иногда инспекторы завышают оценку из-за небольшого пробега, года выпуска, комплектации.

Кроме оценки и повреждений кузова следует обращать внимание на пробег автомобиля. Самые оптимальные параметры для покупки авто с аукциона это оценка 4, 4.5 и пробег 50-90 т.км. Если пробег меньше 50 тыс. км., то аукционная стоимость такого авто будет просто завышена по сравнению с авто, у которых пробег например 60-70 т.км., при этом существенной разницы по состоянию авто нет. Встречаются машины с пробегами 70-80 и даже 90 т.км. в отличном состоянии. Покупка автомобиля с момента выпуска которого прошло более 5-ти лет и незначительным пробегом – почти лотерея. Часто встречаются машины, которые явно долго стояли в Японии и их техническое состояние может не соответствовать состоянию авто с маленьким пробегом, могут присутствовать такие дефекты как трещины на резине, выгоревшая краска, старые и уже потерявшие свои свойства технические жидкости в агрегатах и редукторах, дефекты консоли от солнца, запах в салоне (особенно если в машине часто курили).

Кроме того нужно уделить внимание состоянию резины. На многих аукционах инспекторы указывают остаток протектора в миллиметрах. Это указывается на дефектовочной схеме цифрами в каждом колесе или рядом с ним. Это можно учитывать при расчете максимальной ставки на выбранный лот. Иногда есть смысл немного увеличить ставку, если остаток протектора равен 7-8 мм (почти новая резина) или наоборот, уменьшить, если остаток 0-2 мм (т.к. потребуется замены шин). Особенно это актуально для автомобилей с высокой стоимостью резины (размером от 16 дюймов).

На данный момент из всего множества аукционов наиболее строгие и качественные, где наиболее реально оценивают состояние автомобилей, являются аукционые объединения Aucnet и Honda. На них торги проводятся по понедельникам. Там описывают детали, на которые на других аукционах даже не обратят внимания (например, небольшие морщины на сидении, малозаметные визуально). Данные аукционы не очень большие и выбор выставляемых авто невелик. Также следует выделить аукционные объединения TAA (Toyota Auto Auction) и NAA(Nissan Auto Auction), автомобили описывают достаточно строго и качественно, например, на схеме поставят А1/U1 на месте дефекта вместо типично-расплывчатой для других аукционов фразы "царапины и вмятины по кузову". Но и на этих аукционах могут завысить аукционную оценку за маленький пробег. Другие аукционы (USS, HAA, JU и др.) примерно одинаково оценивают автомобили.

Таким образом при покупке автомобиля с аукциона Японии следует сопоставлять и учитывать все данные, известные про выбранное авто. Очень грязный салон (или с повреждениями, порезами, прожёгами), неотремонтированные существенные кузовные дефекты, разный остаток протектора у резины, сильно потертый руль – всё это замечания, наличие которых в аукционном листе говорит о том, что автомобиль не стоит рассматривать для покупки. По раздельности эти недостатки кажутся мелочами, которые не трудно исправить, но наличие их всех сразу говорит о том, что за автомобилем не ухаживали и не следили во время эксплуатации в Японии. Также есть большая вероятность того, что технические жидкости не менялись должным образом, а это могло привести к повреждениям и двигателя, и трансмиссии. То же самое касается и ходовой части.

Многие уверены, что покупка автомобиля с оценкой 3.5 или даже R или пробегами более 100 т.км. позволяет купить значительно дешевле средне-статистической цены. Это действительно так, но эта разница в цене покупки редко компенсирует стоимость дальнейшего ремонта, покраски и, что не маловажно, эксплуатации авто. Также стоит задуматься о дальнейшей продаже – гораздо легче продавать автомобиль без следов кузовного ремонта и с честным аукционным листом с высокой оценкой, чем с покрашенным кузовом и оценкой 3.5, R или огромным пробегом. Сейчас всё чаще встречаются покупатели, проверяющие авто по статистике, и выбирающие авто на рынке с толщиномером. И делают они это не зря, т.к. очень много мошенничества и обмана при продаже авто. Но об этом будет отдельная статья о мошенничестве на авторынках.

Если вы хотите приобрести настоящую японскую машину, то рано или поздно судьба вас занесет на японские аукционы, в т. ч. проходящие онлайн. На каждый автомобиль заводится аукционный лист – именно в этом документе содержится вся подлинная информация о нем. Но вот его прочтение вызовет у вас затруднения, даже если вы знаете японский или английский – лист содержит много непонятных обозначений, цифр, аббревиатур и ячеек. В этой статье мы расскажем вам, как читать аукционный лист правильно.

Суть аукционного листа

Аукционный лист – это документ, в котором подробно описывается состояние авто, включенные опции, комплектация, пробег, имеющиеся дефекты и выставленная ему оценка. Составляет такие документы на японских аукционах специальный эксперт. При заполнении листа ему важно быть предельно объективным и ни в коем случае не завышать оценки – это может подорвать доверие к торгам и стать причиной крупных неприятностей для организаторов и продавцов. Поэтому чаще встречаются несколько заниженные оценки.

Аукционные листы могут выглядеть различно, поэтому обратите внимание на краткие расшифровки на фото ниже.

Второй пример на следующем фото.

И еще один аукционный лист.

А мы в качестве примера рассмотрим более распространенный вариант листа. Как вы видите на фото, он разделен на тематические блоки, значение каждого из которых мы сейчас подробно разберем.

Начнем с первого блока.

"Шапка" листа

Начинаем расшифровку аукционного листа японского автомобиля.

  1. Здесь прописывается номер лота на аукционе.
  2. К сожалению, эта информация написана только иероглифами. Здесь отображена история авто: принадлежало ли частному лицу, было ли в аренде и т. д.
  3. Пункт расшифровать просто – это объем двигателя в кубосантиметрах.
  4. Здесь эксперт указал модель машины.
  5. Это самая важная графа. В переводе аукционного листа здесь указана выставленная машине оценка: это может быть цифра или буква латиницы. Об их различиях и разновидностях мы подробно поговорим ниже.
  6. Это поле, куда выставляется оценка салону машины – иногда она идет отдельно от общей и не совпадает с ней.
  7. Читаем поле слева направо: наименование модели, тип кузова, модификация.
  8. А вот эта цифра обозначает год производства авто в летосчислении Страны восходящего солнца. Чтобы перейти к более понятным цифрам, прибавьте к этому числу 88. Например, 11 + 88 = 99. Значит, машина сошла с конвейера в 1999 году.

Блок основных характеристик

Переходим ко второму ряду и первому блоку из трех.

Расшифровка аукционного листа японского автомобиля продолжается.

  1. Срок действия сякэна – обязательного японского техосмотра.
  2. Здесь указан пробег – в километрах или в милях. Нужное, как на примере, будет обведено экспертом. Нередко тут можно увидеть и вопросительный знак: это означает неуверенность специалиста в том, что пробег не был "скручен".
  3. Это малопонятное поле – цвет машины. Если она была перекрашена, то от исходного оттенка к настоящему будет вести стрелочка.
  4. Код оттенка ТС.
  5. Вид топлива – бензин, газ, дизель.
  6. Цвета обивки салона.
  7. Прописывается срок эксплуатации машины.
  8. Сюда ставятся отметки дилеров. Если их нет, то машина не была куплена с их помощью.
  9. Расположение руля: первый иероглиф отвечает за левое, второй – за правое.

Блок важных особенностей

Переходим к центральной секции второго ряда.

Этот небольшой блок сдержит в себе важные сведения.

  1. Тип коробки передач. Подробно коды трансмиссий мы разберем далее.
  2. Кондиционер. АС – обычная модель, ААС – автоматическая, климат-контроль.
  3. Здесь вы узнаете о наличии сервисной книжки: если эксперт обвел левый иероглиф – она присутствует, правый – соответственно, нет. Без этого документа вы не будете уверены в подлинности сведений о пробеге ТС.
  4. Срок действия данного аукционного листа – месяц и день.

Дополнительное оборудование

Последний блок второго ряда поведает нам о наличии дополнительного оборудования.

Расшифровка аукционного листа японского автомобиля здесь – это всего два пункта:

  1. Дополнительное оборудование авто. Каждая аббревиатура означает определенное наименование – вы найдете его в таблице ниже. То, что обведено в кружок, присутствует в машине.
  2. Здесь иероглифами прописана поясняющая информация по первому пункту, а также опции, которых нет в стандартной табличке с аббревиатурами.

Состояние автомобиля

Третий ряд с "раскрытым" кузовом очень важен для покупателя – тут сообщается о дефектах авто и его общем состоянии.

Приступаем к расшифровке аукционного листа японского автомобиля попунктно:

  1. Число посадочных мест.
  2. Общее число мест в ТС.
  3. Плюсы и преимущества машины, которые эксперт выявил в результате осмотра.
  4. Минусы автомобиля.
  5. Это развернутая схема автомобиля. Приглядитесь к ней внимательно – специалист отметил расположение всех выявленных им дефектов. Рядом со стрелочкой обычно указывается буквенно-цифровой код повреждения – и его мы обязательно рассмотрим далее.
  6. Экспертная оценка шинам ТС.

Блок "Автомобиль на аукционе"

И в завершение разбора представим последнюю строку.

Рассмотрим эти три пункта:

  1. Это секция лотов, где продается авто. Машины разбиваются на блоки по следующим критериям: с одним владельцем, битые, восстановленные автомобили и т. д.
  2. Регистрационный номер. По содержанию схож с российским – цифры, город, буквы японского алфавита.
  3. Здесь прописывается полный номерной код кузова машины. Запись, как вы видите, сделана от руки. Поэтому аукционный лист по номеру кузова автоматически либо через какие-то фильтры найти не представляется возможным.

А теперь вплотную перейдем к обещанной расшифровке.

Расшифровка дополнительных сведений

Приведем в таблице значения аббревиатур.

Тип коробки передач
SQ Секвентальный
FA Автоматический, с расположением рукоятки в полу
F4 4 ступени, рукоятка в полу
F5 5 ступеней, рукоятка в полу
F6

6 ступеней, рукоятка в полу

F7 7 ступеней, рукоятка в полу C3 3 ступени, рукоятка на рулевой платформе C4 4 ступени, рукоятка на рулевой платформе C5 5 ступеней, рукоятка на рулевой платформе СА Автомат, рукоятка на рулевой платформе AT Автоматическая без уточнений Дополнительные опции TV Телевизор в салоне SR Люк на крыше PW Стекла поднимаются с помощью электроподъемников PS Гидроусилитель руля Leather Кожаный салон AW Литые диски AC Кондиционер Иероглифы Могут быть обозначены подушки навигации либо навигационная система

Перейдем теперь к аббревиатурам состояния машины.

Расшифровка состояния авто

Рассмотрим оценки состояния салона.

A Высшая оценка
B Имеются несущественные загрязнения
C Небольшие загрязнения + пятна, следы от сигарет
D Большое количество пятен, можно сказать, что салону требуется капитальная чистка

Теперь перейдем к подробной системе оценок повреждений на кузове.

Повреждение Буква Цифра Характеристика дефекта
Царапина на кузове А 1 Длина повреждения до 5 см
2 Длина повреждения до 20 см
3 Длина повреждения более 20 см
Вмятина Е Маленькая, практически незаметная
Вмятины U 1 Диаметр повреждения не более 3 см
2 Диаметр повреждения около 10 см
3 Достаточно хорошо заметная вмятина
Автомобиль был восстановлен W 1 Процедура была проведена без нареканий
2 Местами заметны некоторые дефекты покраски
3 Неровность окрашивания трудно не заметить, такой кузов следует перекрасить
Коррозия С 1 "Островки" коррозии довольно большие
2 Участки коррозии очень заметны
Ржавчина S 1 Ржавых участков много
2 Заметны значительные ржавые участки
Сколы краски Р
Компонент кузова нуждается в замене Х
Элемент кузова, который заменил прошлый владелец ХХ

Оценка повреждений бампера следующая.

Дефект Буква Цифра Характеристика повреждения
Царапина А 1 Можно выделить несколько царапин
2 В царапинах примерно треть поверхности элемента
3 Царапины покрывают подавляющую площадь поверхности
Вмятины U 1 Заметны незначительные вмятины
2 Достаточно заметные вмятины
3 Вмятины большого размера
Восстановление W 1 Работа была выполнена отлично
2 Довольно хорошее восстановление, но все же имеются недостатки
3 Работа выполнена отвратительно – необходимо выполнить полную перекраску

А теперь нам осталось разобрать последний, но очень важный пункт – оценку, вынесенную выбранному автомобилю специалистом на аукционе.

Оценка авто на аукционе

Итак, посмотрим все категории оценок, от самой низшей до высшей:

  • *** (звездочки) – аварийная машина, не на ходу, продается на запчасти.
  • 99 – авто пережило аварию, возможно, что оно не на ходу.
  • 0 – машина была восстановлена после аварии, по всей видимости, легкой.
  • 1 – автомобиль был модифицирован. Испорчен, поврежден или затоплен.
  • 2 – эксперт оценил состояние как плохое.
  • 3 – у автомобиля большой пробег или ему нужен серьезный ремонт.
  • 3,5 – показатели пробега выше средних, машину необходимо подлатать.
  • 4 – состояние удовлетворительное, но без некоторых ремонтных работ все же не обойтись.
  • 4,5 – состояние хорошее, вопрос о ремонте спорный.
  • 5 – пробег менее 60 тыс. км. Состояние машины отличное, ремонт ей не нужен.
  • 6 – пробег менее 30 тыс. км. Машина в великолепном состоянии.
  • 7 – первая регистрация прошла не более полугода назад. Автомобиль можно приравнять к почти новому.
  • 8 – первая регистрация прошла не более трех месяцев назад. Машина практически эквивалента новой.
  • 9 – премьерная регистрация случилась менее месяца назад. Автомобиль новый.

Также можно встретить и буквенные обозначения:

  • А – машина восстановлена после аварии.
  • А3 – восстановлена после аварии, присуждена оценка "тройка".
  • А35 – данной восстановленной машине была присуждена оценка 3,5.
  • В – автомобиль был восстановлен после аварии.
  • ВЗ – машина восстановлена после ДТП, эксперт выставил оценку 3.
  • R – оценка R в аукционном листе означает также восстановление после аварии.
  • RA – автомобиль восстановили после тяжелого ДТП.
  • R1 – оценка "R + 1".
  • RA1 – оценка "RA + 1".
  • S – первичная регистрация прошла не более года назад; почти эквивалентен новой машине.

Вот и все, что мы хотели рассказать о расшифровке аукционного листа автомобиля из Японии. Не все написанное в нем полностью понятно без профессионального переводчика, но то, что вы можете узнать из статьи, поможет составить конкретное представление о лоте.