Таксистов уличили в изменении GPS-координат ради получения выгодных клиентов. Водители задают фальшивые данные с помощью специальных программ, чтобы быть "ближе" к заказчику. Что такое "такси-невидимки", выяснял экономический обозреватель "Вестей FM" Павел Анисимов.
После вызова такси через специальное приложение сервис обещает, что машина прибудет через 5 минут. На деле приходится ждать дольше, хотя такси якобы находится в соседнем дворе. Дело в том, что водители закачивают в свои планшеты Fake GPS – специальные программы, которые сбивают текущие координаты и задают новые – как будто такси находится в другом месте, ближе к клиенту. Заказчик теряет время. А вот таксисту такая задержка выгодна. Например, в аэропортах, где выстраиваются очереди из свободных такси, таким образом можно получить заказ, рассказывает PR-директор компании по заказу машин Сана Паритова. Ведь он автоматически отдаётся тому, кто ближе к клиенту:
"Водителям это нужно для того, чтобы "ловить" более дорогие, прибыльные заказы в аэропортах. Они выставляют себе локацию возле аэропорта, а сами могут находиться в центре города или вообще дома сидеть. И они не платят за недешёвую парковку возле аэропорта".
По словам Саны Паритовой, в её компании столкнулись с проблемой искажения координат полтора года назад и в итоге решили блокировать в своих машинах Fake GPS:
"Мы никаких потерь не несём, но это просто несправедливо по отношению к другим водителям. Мы пытаемся такие истории отлавливать и не допускать. Теперь, когда водитель включает режим подмены локации, его выкидывает из приложения. И вернуться на линию он сможет только после того, как выключит этот режим".
К борьбе с ложными GPS-координатами подключились компании по автоматизации службы такси. В таксометр "зашивается" специальная программа, которая следит, чтобы водитель не использовал запрещённое приложение. Главное – периодически обновлять чёрный список, объясняет менеджер компании-разработчика Фёдор Грибанов:
"Вычисляем по названию – различных Fake GPS и его клонов очень много. Если зайти в Google Play Market и поискать, то там их больше 100. Соответственно, переносим внесение всех этих приложений на плечи наших клиентов. Либо предварительно можем "зашить" внутрь нашего приложения. И дальше по названию отслеживаем".
Между тем на форумах таксистов – десятки предложений по установке обманных программ. Продавец приложения Иван гарантирует, что оно поможет обойти все запреты таксопарков. Но планшет или смартфон должен работать на операционной системе Android:
Корр.: Вы устанавливаете Fake GPS?
Иван: На какой планшет?
Корр.: Lenovo.
Иван: Версия Android какая?
Корр.: Выше четвёртой.
Иван: Нет, я не смогу поставить. Товарищ мой сможет, но он будет через неделю.
Корр.: А сколько примерно по деньгам?
Иван: Не примерно, а точно – три с половиной тысячи.
По словам экспертов, запреты вряд ли помогут, пока сообщество таксистов само не решит, что делать с нечестными коллегами. Ведь для владельцев таксопарков и пассажиров главное, чтобы "фокусы" с GPS-координатами не сказывались на их финансовом благополучии.
Популярное
Сервис для управления таксопарком «Рос.Такси», приобретенный «Яндексом» у компании «Росинфотех» содержал серьезную уязвимость. Об этом в своем блоге на Habrahabr рассказал пользователь Lamamer.
«Росинфотех» производит ПО для координации работы таксомоторных парков и является автором приложения «Таксометр» для таксистов-водителей, обеспечивающего подсчет стоимости поездки и связь водителей с диспетчерской.
На момент приобретения «Яндексом», по данным самого поисковика, через «Рос.Такси» и так уже было подключено 70% машин, работающих с ««Яндекс.Такси», и обслуживалось 60% заказов «Яндекс.Такси».
Каждый пользователь ПО «Рос.Такси» (таксопарки и водители) имеет уникальный идентификатор — UUID. Зная UUID пользователя, можно в веб-браузере, без авторизации получить о нем всю информацию.
По утверждению Lamamer, UUID всех компаний-пользователей данного ПО можно узнать путем просмотра исходного кода страницы (командой Ctrl+U в браузере Chrome). Кроме того, посредством анализа запросов приложения «Таксометр» также можно найти адрес страницы, на которой доступны UUID таксопарков.
С помощью простого скрипта ему удалось свести в базу данных «всех водителей «Яндекс.Такси» во всех городах (не только в Москве) с их телефонами, рейтингами, номерами прав, лицензий, балансами счета и прочей приватной информацией».
Демонстрация доступа к данным водителей чужих таксопарков
«Так я получил вещественное доказательство более чем двухлетним подозрениям моего друга о воровстве водителей», — пишет Lamamer.
Lamamer утверждает, что ему удалось найти страницу, где без авторизации можно просматривать все текущие заказы «Яндекс.Такси», включая информацию об их ID, водителе, статусе заказа, адресе подачи и др.
Наконец, Lamamer пишет, что имея доступ к личному кабинету пользователя «Рос.Такси» и зная ID-заказов, компания-таксопарк может перехватывать заказы конкурентов и переманивать клиентов. Для водителя этот перехват будет выглядеть как отмена заказа, для клиента — как «пришла другая машина». Еще одна доступная возможность: осуществление широковещательной рассылки водителям, например, с целью отправки им предложений о работе.
Демонстрация доступа к логу заказов такси
Lamamer утверждает, что уведомил «Яндекс» о найденных им уязвимостях. Представительница пресс-службы «Яндекса» Элина Ставиская сообщили CNews, что данная проблема уже решена, при этом карточки клиентов (пассажиров «Яндекс.Такси») не находились под угрозой. От более подробных комментариев в «Яндексе» отказались.
Напомним, общая объем сделки по покупке «Яндексом» компании «Рос.Такси» составляет сумму до i 1 млрд. Половина этих денег будет выплачена наличными, причем i 380 млн — не в момент совершения сделки, а позднее при условии успешной технической интеграции приобретенного ПО и перевода его клиентской базы. Оставшиеся i 500 млн будут выплачены в виде акций «Яндекса» через три года после совершения сделки при условии достижения приобретенной компанией ряда показателей.
Бывалые водители утверждают, что перехватчик заказов Яндекс Такси дает большие преимущества и такая программа действительно эффективна и безотказно работает. Но так ли это в действительности, и насколько применение ПО для перехвата является законным.
Что представляет собой программа-перехватчик
Снующие перед глазами желтые авто со знакомыми логотипами на борту часто вызывают у таксистов раздражение, особенно у тех, которые часами ждут своих заказов. У многих закрадываются мысли, а не используют ли другие какие-то хитрые способы для перехвата и получения приоритета в заявках. Программы для перехвата заказов Такси Яндекс действительно существуют, причем в разных версиях.
Установка такого программного обеспечения довольно простая:
- найти в интернете мобильное приложение ПО;
- скачать программу и подвязать к компьютерной сети таксопарка или GPS-системы (для каждого случая применяется разная версия перехватчика);
- после подвязки водитель получает перечень свободных на данный момент заказов.
Такой незаконный прием практически всегда дает водителю возможность получить заказ первым, а это приличная прибавка к уже существующей зарплате в Яндекс Такси.
Преимущества перехватчика
Программное обеспечение содержит несколько фильтров, позволяющих водителю настраивать их под свои потребности и пожелания:
- подобрать желаемую стоимость заказа;
- выбрать наилучший тариф;
- установить радиус действия программного обеспечения;
- определить продолжительность по времени и удаленность по месту;
- также предоставляются дополнительные настройки, которые в каждой версии перехватчика отличаются.
Плюс ко всему водитель имеет возможность выставить вручную местоположение машины, изменяя показатели GPS-датчика. Такой прием часто применяют таксисты, находящиеся в одном конце города при обнаружении хорошего заказа в отдаленном месте. По ошибке система определяет его авто, как самое ближайшее, в результате чего водителю удается перехватить самый лучший заказ. Это создает массу неудобств для пассажира, т. к. ему приходится ждать машину не положенные 10 минут, а все полчаса, а то и больше, но для водителя главное то, что заказ уже на руках.
Разработчики программки перехвата заказов Яндекс Такси утверждают, что после установки такого программного обеспечения водитель будет получать хороший заработок, который в разы превышает доход, таксиста, работающего в официальной системе.
Стоимость ПО для перехвата заказов
Безусловно такое программное обеспечение предоставляется не бесплатно. В зависимости от версии перехватчик Яндекс Такси может стоить от 3000 до 5000 руб. Иногда предоставляется возможность закачать пробную версию программного обеспечения. Но работать в ней на постоянной основе не получится. Найти такой сервис для установки и постоянной работы можно в интернете.
Есть объявления, где просят создать такой перехватчик. Можно увидеть на фото.
Последствия применения перехватчика
Довольно часто водители сами того не подозревая, заказывают программу перехватчика у мошенников, в результате становятся их жертвами. Последствия бывают разными.
- Таксисты получают совершенно непонятную программу-бот либо ту, которая совсем не работает.
- Еще хуже ситуация, когда через программное обеспечение, установленное на телефоне, мошенники получают доступ ко всем личным данным. Имея на руках пароли, логины, платежную информацию с Таксометра злоумышленники совершают целый ряд действий, которые плачевно заканчиваются для самого водителя.
Насколько это законно
Всем водителям, которые хотят установить программу и перехватывать заказы, следует знать о последствиях ее использования. Ни система Яндекс Такси, ни таксопарки не приветствуют применение такого сервиса на борту такси.
Водитель, который был уличен в этом нарушении, должен будет распрощаться со своей работой.
Касательно законодательства РФ, водители могут пользоваться такой программой. Но при условии, что они не являются в это время нарушителями законов по статьям о неприкосновенности и неразглашении личной информации и других правовых норм.
Видео: как получать больше хороших заказов без использования перехватчика. Советы от владельцев.
Если вы дорожите своей работой в сервисе Яндекс Такси, лучше не впадать в крайности, используя нечестный метод заработка. От этого страдает не только честная конкуренция, но и пассажиры. К тому же вы сами рискуете остаться без работы. Потеряв хорошее место в этом сервисе, вы вряд ли сможете устроиться в другом, т. к. все службы-агрегаторы ведут плотное сотрудничество.