Таксистов уличили в изменении GPS-координат ради получения выгодных клиентов. Водители задают фальшивые данные с помощью специальных программ, чтобы быть "ближе" к заказчику. Что такое "такси-невидимки", выяснял экономический обозреватель "Вестей FM" Павел Анисимов.

После вызова такси через специальное приложение сервис обещает, что машина прибудет через 5 минут. На деле приходится ждать дольше, хотя такси якобы находится в соседнем дворе. Дело в том, что водители закачивают в свои планшеты Fake GPS – специальные программы, которые сбивают текущие координаты и задают новые – как будто такси находится в другом месте, ближе к клиенту. Заказчик теряет время. А вот таксисту такая задержка выгодна. Например, в аэропортах, где выстраиваются очереди из свободных такси, таким образом можно получить заказ, рассказывает PR-директор компании по заказу машин Сана Паритова. Ведь он автоматически отдаётся тому, кто ближе к клиенту:

"Водителям это нужно для того, чтобы "ловить" более дорогие, прибыльные заказы в аэропортах. Они выставляют себе локацию возле аэропорта, а сами могут находиться в центре города или вообще дома сидеть. И они не платят за недешёвую парковку возле аэропорта".

По словам Саны Паритовой, в её компании столкнулись с проблемой искажения координат полтора года назад и в итоге решили блокировать в своих машинах Fake GPS:

"Мы никаких потерь не несём, но это просто несправедливо по отношению к другим водителям. Мы пытаемся такие истории отлавливать и не допускать. Теперь, когда водитель включает режим подмены локации, его выкидывает из приложения. И вернуться на линию он сможет только после того, как выключит этот режим".

К борьбе с ложными GPS-координатами подключились компании по автоматизации службы такси. В таксометр "зашивается" специальная программа, которая следит, чтобы водитель не использовал запрещённое приложение. Главное – периодически обновлять чёрный список, объясняет менеджер компании-разработчика Фёдор Грибанов:

"Вычисляем по названию – различных Fake GPS и его клонов очень много. Если зайти в Google Play Market и поискать, то там их больше 100. Соответственно, переносим внесение всех этих приложений на плечи наших клиентов. Либо предварительно можем "зашить" внутрь нашего приложения. И дальше по названию отслеживаем".

Между тем на форумах таксистов – десятки предложений по установке обманных программ. Продавец приложения Иван гарантирует, что оно поможет обойти все запреты таксопарков. Но планшет или смартфон должен работать на операционной системе Android:

Корр.: Вы устанавливаете Fake GPS?

Иван: На какой планшет?

Корр.: Lenovo.

Иван: Версия Android какая?

Корр.: Выше четвёртой.

Иван: Нет, я не смогу поставить. Товарищ мой сможет, но он будет через неделю.

Корр.: А сколько примерно по деньгам?

Иван: Не примерно, а точно – три с половиной тысячи.

По словам экспертов, запреты вряд ли помогут, пока сообщество таксистов само не решит, что делать с нечестными коллегами. Ведь для владельцев таксопарков и пассажиров главное, чтобы "фокусы" с GPS-координатами не сказывались на их финансовом благополучии.

Популярное

Сервис для управления таксопарком «Рос.Такси», приобретенный «Яндексом» у компании «Росинфотех» содержал серьезную уязвимость. Об этом в своем блоге на Habrahabr рассказал пользователь Lamamer.

«Росинфотех» производит ПО для координации работы таксомоторных парков и является автором приложения «Таксометр» для таксистов-водителей, обеспечивающего подсчет стоимости поездки и связь водителей с диспетчерской.

На момент приобретения «Яндексом», по данным самого поисковика, через «Рос.Такси» и так уже было подключено 70% машин, работающих с ««Яндекс.Такси», и обслуживалось 60% заказов «Яндекс.Такси».

Каждый пользователь ПО «Рос.Такси» (таксопарки и водители) имеет уникальный идентификатор — UUID. Зная UUID пользователя, можно в веб-браузере, без авторизации получить о нем всю информацию.

По утверждению Lamamer, UUID всех компаний-пользователей данного ПО можно узнать путем просмотра исходного кода страницы (командой Ctrl+U в браузере Chrome). Кроме того, посредством анализа запросов приложения «Таксометр» также можно найти адрес страницы, на которой доступны UUID таксопарков.

С помощью простого скрипта ему удалось свести в базу данных «всех водителей «Яндекс.Такси» во всех городах (не только в Москве) с их телефонами, рейтингами, номерами прав, лицензий, балансами счета и прочей приватной информацией».


Демонстрация доступа к данным водителей чужих таксопарков

«Так я получил вещественное доказательство более чем двухлетним подозрениям моего друга о воровстве водителей», — пишет Lamamer.

Lamamer утверждает, что ему удалось найти страницу, где без авторизации можно просматривать все текущие заказы «Яндекс.Такси», включая информацию об их ID, водителе, статусе заказа, адресе подачи и др.

Наконец, Lamamer пишет, что имея доступ к личному кабинету пользователя «Рос.Такси» и зная ID-заказов, компания-таксопарк может перехватывать заказы конкурентов и переманивать клиентов. Для водителя этот перехват будет выглядеть как отмена заказа, для клиента — как «пришла другая машина». Еще одна доступная возможность: осуществление широковещательной рассылки водителям, например, с целью отправки им предложений о работе.


Демонстрация доступа к логу заказов такси

Lamamer утверждает, что уведомил «Яндекс» о найденных им уязвимостях. Представительница пресс-службы «Яндекса» Элина Ставиская сообщили CNews, что данная проблема уже решена, при этом карточки клиентов (пассажиров «Яндекс.Такси») не находились под угрозой. От более подробных комментариев в «Яндексе» отказались.

Напомним, общая объем сделки по покупке «Яндексом» компании «Рос.Такси» составляет сумму до i 1 млрд. Половина этих денег будет выплачена наличными, причем i 380 млн — не в момент совершения сделки, а позднее при условии успешной технической интеграции приобретенного ПО и перевода его клиентской базы. Оставшиеся i 500 млн будут выплачены в виде акций «Яндекса» через три года после совершения сделки при условии достижения приобретенной компанией ряда показателей.

Бывалые водители утверждают, что перехватчик заказов Яндекс Такси дает большие преимущества и такая программа действительно эффективна и безотказно работает. Но так ли это в действительности, и насколько применение ПО для перехвата является законным.

Что представляет собой программа-перехватчик

Снующие перед глазами желтые авто со знакомыми логотипами на борту часто вызывают у таксистов раздражение, особенно у тех, которые часами ждут своих заказов. У многих закрадываются мысли, а не используют ли другие какие-то хитрые способы для перехвата и получения приоритета в заявках. Программы для перехвата заказов Такси Яндекс действительно существуют, причем в разных версиях.

Установка такого программного обеспечения довольно простая:

  • найти в интернете мобильное приложение ПО;
  • скачать программу и подвязать к компьютерной сети таксопарка или GPS-системы (для каждого случая применяется разная версия перехватчика);
  • после подвязки водитель получает перечень свободных на данный момент заказов.

Такой незаконный прием практически всегда дает водителю возможность получить заказ первым, а это приличная прибавка к уже существующей зарплате в Яндекс Такси.

Преимущества перехватчика

Программное обеспечение содержит несколько фильтров, позволяющих водителю настраивать их под свои потребности и пожелания:

  • подобрать желаемую стоимость заказа;
  • выбрать наилучший тариф;
  • установить радиус действия программного обеспечения;
  • определить продолжительность по времени и удаленность по месту;
  • также предоставляются дополнительные настройки, которые в каждой версии перехватчика отличаются.

Плюс ко всему водитель имеет возможность выставить вручную местоположение машины, изменяя показатели GPS-датчика. Такой прием часто применяют таксисты, находящиеся в одном конце города при обнаружении хорошего заказа в отдаленном месте. По ошибке система определяет его авто, как самое ближайшее, в результате чего водителю удается перехватить самый лучший заказ. Это создает массу неудобств для пассажира, т. к. ему приходится ждать машину не положенные 10 минут, а все полчаса, а то и больше, но для водителя главное то, что заказ уже на руках.

Разработчики программки перехвата заказов Яндекс Такси утверждают, что после установки такого программного обеспечения водитель будет получать хороший заработок, который в разы превышает доход, таксиста, работающего в официальной системе.

Стоимость ПО для перехвата заказов

Безусловно такое программное обеспечение предоставляется не бесплатно. В зависимости от версии перехватчик Яндекс Такси может стоить от 3000 до 5000 руб. Иногда предоставляется возможность закачать пробную версию программного обеспечения. Но работать в ней на постоянной основе не получится. Найти такой сервис для установки и постоянной работы можно в интернете.

Есть объявления, где просят создать такой перехватчик. Можно увидеть на фото.

Последствия применения перехватчика

Довольно часто водители сами того не подозревая, заказывают программу перехватчика у мошенников, в результате становятся их жертвами. Последствия бывают разными.

  1. Таксисты получают совершенно непонятную программу-бот либо ту, которая совсем не работает.
  2. Еще хуже ситуация, когда через программное обеспечение, установленное на телефоне, мошенники получают доступ ко всем личным данным. Имея на руках пароли, логины, платежную информацию с Таксометра злоумышленники совершают целый ряд действий, которые плачевно заканчиваются для самого водителя.

Насколько это законно

Всем водителям, которые хотят установить программу и перехватывать заказы, следует знать о последствиях ее использования. Ни система Яндекс Такси, ни таксопарки не приветствуют применение такого сервиса на борту такси.

Водитель, который был уличен в этом нарушении, должен будет распрощаться со своей работой.

Касательно законодательства РФ, водители могут пользоваться такой программой. Но при условии, что они не являются в это время нарушителями законов по статьям о неприкосновенности и неразглашении личной информации и других правовых норм.

Видео: как получать больше хороших заказов без использования перехватчика. Советы от владельцев.

Если вы дорожите своей работой в сервисе Яндекс Такси, лучше не впадать в крайности, используя нечестный метод заработка. От этого страдает не только честная конкуренция, но и пассажиры. К тому же вы сами рискуете остаться без работы. Потеряв хорошее место в этом сервисе, вы вряд ли сможете устроиться в другом, т. к. все службы-агрегаторы ведут плотное сотрудничество.