Новая модель АвтоВАЗа

В 2004 году автоконцерн ВАЗ выпустил в свет новый автомобиль Лада Калина. И вот в 2013, спустя 9 лет, выпуск моделей Лада первого поколения прекратился. АвтоВАЗ запустил в производство новые усовершенствованные и модифицированные автомобили Лада Калина.

Несмотря на то, что эта марка становится с каждым годом все лучше и лучше по своим характеристикам, автовладельцы по-прежнему стараются модернизировать свое транспортное средство: делают тюнинг ходовой части и внешнего вида, чип-тюнинг двигателя, по-другому — прошивка Лада Калина, добавляют различные аксессуары.

Общая характеристика модели

В новом поколении Калины увеличился крутящий момент и появился регулируемый впуск. Двигатель стал более мягким и плавным. Но основным отличием новой Калины стало то, что она теперь соответствует классу «Евро-4».

Автомобиль все так же 5-дверный и 5-местный, задние сидения складываются, увеличивая багажное пространство. Формы машины стали более обтекаемыми, ее внешние данные значительно лучше, чем у предыдущей версии. Благодаря модернизированной форме кузова на дороге автомобиль стал вести себя намного увереннее. Заметно увеличился и клиренс транспортного средства.

Как и старая Калина, новая выпускается в 2 версиях: универсал и хетчбэк. Двигатель 8- и 16-клапанный объемом 1,6 л. Подвеску разрабатывали совместно с конструкторами «Рено» и «Ниссан», а АКПП позаимствовали у японцев.

В общем, как бы хороша новая Лада Калина ни была, а прошивка для ее двигателя не помешает. И дело не в недоверии к качеству выпускаемой отечественными автопроизводителями продукции, а в желании автолюбителей максимально адаптировать машину под свои потребности.

Чем чип-тюнинг отличается от тюнинга

Тюнинг с английского переводится как «регулировка» или «настройка» и означает работу по улучшению технических характеристик автомобиля. Он включает в себя модернизацию всех систем двигателя и его настройку: улучшение характеристик системы впуска, доработку фазы газораспределения, снижение потребности в топливе и прочее. Тюнингу могут подвергнуться и остальные узлы автомобиля, такие как коробка передач, системы впуска и выпуска, подвеска и тормозная система. Все это делается с целью адаптации машины под определенные условия эксплуатации.

Чип-тюнинг — это доработка микропроцессора автомобиля. Так как в современном мире любую технику невозможно представить без электроники, и под капотом автомобиля теперь располагается целая система микросхем, управляющих всеми основными узлами Лада Калина. Получается, что обычный тюнинг меняет саму деталь и ее характеристики, а чип-тюнинг — центральное управление этой деталью.

Хочется сказать сразу, что прошивка электроники автомобиля легко совмещается с обычным тюнингом, а в некоторых случаях это просто необходимо. Сменив деталь и улучшив ее характеристики, необходимо настроить управление ею, чтобы «мозг» подавал агрегату правильные команды.

Устройство для прошивки авто

Чип-тюнинг автомобиля обеспечивает не только улучшение рабочих качеств, но и, как следствие, экономию денежных средств владельца. После модернизации двигателя значительно снижается расход топлива, что приводит к меньшим затратам на бензин, а также продлевает жизнь всем агрегатам. За счет этого можно сэкономить на постоянных ремонтных сервисах.

Прошивку автомобиля считают самым бюджетным вмешательством, не требующим проникновения в саму систему двигателя внутреннего сгорания.

Точная и грамотная работа специалиста вносит изменения, которые невозможно не заметить во время эксплуатации Калины. Она становится более покладистой в управлении. Исчезают необъяснимые запаздывания и «клевки» при нажатии на педаль газа во время разгона. Можно забыть и о неприятных подергиваниях во время изменения скорости.

Особенности чип-тюнинга

Главное в прошивке (чип-тюнинге) то, что ресурсы двигателя вовсе не страдают, а даже наоборот, дольше сохраняются и расширяются. Ведь для многих автовладельцев этот показатель очень значимый, потому что автомобиль, как правило, используется ежедневно, в активном ритме, постоянно растрачивая свои ресурсы. Из-за этого машина стареет, ее характеристики с каждым годом становятся все хуже. А чип-тюнинг замедляет этот процесс. Устранение ошибок в системе двигателя сохраняет и продлевает ему жизнь.

Кроме улучшенной работы мотора, прошивка затрагивает и коробку передач, если она автоматическая. Переключение становится более четким и резвым, а все потому, что в современных автомобилях Лада Калина двигатель и коробка-автомат находятся в связке и считаются одним целым. Во время работы мотора вся информация о его режиме (крутящий момент, мощность) направляется в блок регулировки трансмиссией, и процессор с микросхемами подает системе АКПП команду о переключении передачи выше или ниже действующей. Таким образом, чем легче и быстрее двигатель принимает, обрабатывает и передает информацию, тем лучше поведет себя трансмиссия и тем комфортнее будет езда. При этом снижается и расход топлива, его теперь не приходится затрачивать на ненужные действия и команды. А в результате — экономия денежных средств.

Процедура повышает мощность мотора

Особенно внимательно стоит подойти к вопросам повышения мощности двигателя. Правда, ни один разработчик программ для прошивки, а уж тем более ни один работник по чип-тюнингу не сможет с точностью сказать, насколько увеличится или увеличилась мощность автомобиля. Однако то, что это происходит, доказано многими испытаниями. Перед прошивкой хозяину машины просто называют, на сколько примерно улучшится мощность — до 15%. Но иногда настройки могут не повлиять на данный показатель работы двигателя и только в редких случаях слегка снизить его.

Если в обычных условиях чем больше мощность, тем больше потребление топлива, то здесь все наоборот: при увеличении мощности расход бензина сокращается. Этот нонсенс возможен только благодаря прошивке. А учитывая сегодняшнюю стоимость бензина, экономия горючего и средств весьма радует.

Что дает прошивка

Прошивка, или чип-тюнинг, — это настройка микросхем в блоке управления автомобилем путем внесения в данные некоторых корректировок. То есть машиной управляют программы с определенными заводскими настройками, а прошивка изменяет эти параметры с целью улучшения качества работы авто. Умелые руки и голова мастера творят с двигателем настоящие чудеса.

Можно подкорректировать работу топливной системы

Заводские настройки в автомобиле, увы, несовершенны. Они нередко выдают ошибки, а иногда и откровенно неверную информацию. Плохая динамика, частые провалы и неожиданные остановки двигателя — это только незначительная часть проблем, с которыми может столкнуться автовладелец неперепрошитой машины.

Но даже хорошая работа компьютера автомобиля может не устраивать владельца, потому что некоторые характеристики хочется поменять в лучшую сторону. Бывает так, что элементарная недоделка приводит к частым поломкам или выходу из строя отдельных деталей. И в поиске механической неисправности владелец забывает об элементарной электронной ошибке.

Он трепетно и с усердным старанием вновь и вновь перебирает все детали автомобиля и не понимает, в чем могло бы быть дело. А когда не находит причин поломки, просто заменяет запчасть на новою. А на самом деле деталь, возможно, была исправной, но из-за ошибки в системе автомобиль на дороге не слушался. Чтобы это выяснить, нужно было просто проверить работу управляющей программы. Тем более если такие проблемы возникают довольно часто и каждый раз приходится тратиться на автомастерские. Прошивка программ обойдется намного дешевле.

И еще одна причина, по которой лучше сделать прошивку, — это несоответствие изначально установленных топливных систем евростандарта и некачественного отечественного топлива.

В управлении автомобилем важен комфорт. Прошивкой устраняются заводские ошибки в программе, улучшается запуск двигателя при любых погодных условиях, исключаются провалы и подергивания, сокращается расход топлива. Кроме того, чип-тюнинг позволит достичь следующих целей:

  • повышение комфорта в управлении автомобилем, мягкая и плавная работа мотора;
  • увеличение мощности до 15%;
  • улучшается разгон;
  • увеличивается максимальная скорость;
  • подгон системы под стандарты отечественного топлива — удаление стандартов «Евро 3» и «Евро 4»;
  • улучшение работы автоматической коробки передач;
  • снижение расхода топлива.

Вернуться к оглавлению

Прошивка автомобиля Лада Калина

Чип-специалист за работой

В народе бортовой компьютер, отвечающий за электронное управление системами автомобиля, называют «мозгами». Программное обеспечение на различных моделях машины может отличаться, поэтому одинаковые двигатели могут работать по-разному.

Специальные программы для прошивки разрабатываются специалистами и выпускаются известными компаниями. В автомастерских, занимающихся тюнингом двигателя, обычно закупается официальное программное обеспечение со всеми лицензионными соглашениями и правами технической поддержки. К тому же мастерская должна иметь специальное оборудование для перепрограммирования автомобиля.

Программное обеспечение для прошивки устаревает и обновляется, выпускаются более совершенные версии. Так, для автомобилей Калина только недавно появилась 3 версия прошивки. Она добавляет машине еще больше динамики и снижает потерю мощности двигателя при включенном кондиционере.

После прошивки авто водитель Лады Калина чувствует изменения в работе транспортного средства:

  • автомобиль уверенно подхватывает снизу и быстро реагирует на нажатие педали;
  • быстрый переход скорости, возможность разгонять машину, переключая передачи через одну;
  • снижается необходимость частого переключения передачи в городских условиях, так как диапазон тяги при отсутствии смены передачи увеличивается;
  • более плавная работа 5 передачи при снижении оборотов двигателя;
  • мотор работает тише и ровнее.

Вернуться к оглавлению

Программное обеспечение для прошивки

После прошивки машина будет работать лучше

Единственный нюанс прошивки «мозгов» автомобиля: если транспортное средство находится на гарантии, она автоматически становится недействительной. Это связано с посторонним вмешательством в работу двигателя, за которое завод-изготовитель ответственности не несет. Поэтому если с мотором что-то случится, на гарантийное обслуживание можно уже не надеяться.

Современные мастера по прошивке (чип-тюнингу) предлагают 3 основных варианта программного обеспечения для Лады Калины, хотя на самом деле их больше. Программы поставляют как российские разработчики, так и зарубежные. Чаще всего используются системы «Паулюс», «Ледокол» и «Адакт». Они наиболее востребованы в нашей стране и являются продуктами отечественных производителей, поэтому для российского автомобиля Лада Калина отлично подойдут.

Мастера могут предлагать как определенную программу, так и все 3. Иногда специалисты предлагают испытать сразу несколько программ и выбрать понравившуюся, наиболее оптимальную. Например, 1 раз в 2-3 дня устанавливают новую прошивку и обкатывают автомобиль, оценивая работу. Сама процедура прошивки занимает не больше 30 минут, а стоимость варьирует от 1,5 до 5 тыс. Некоторые мастера испытание разных систем предлагают как рекламную акцию с особыми условиями.

Чип-тюнинг системы мультимедиа

Если говорить о прошивке всех электронных систем Лады Калины, то не стоит забывать о мультимедиа, которая тоже может подвергаться тюнингу. Прошивку ММС Лады Калины делают с целью изменения внешнего вида меню и расширения ее возможностей. Отличается она от работы с двигателем тем, что ее можно выполнить самостоятельно в домашних условиях.

В этом случае понадобятся SDHC карта памяти и специальное программное обеспечение на компьютере, которое на эту флешку нужно перенести в разархивированном виде. Затем, следуя инструкциям по перепрошивке ММС (обычно они идут в комплекте с программой), выполнить последовательно все необходимые действия.

Что можно получить в результате модернизации:

  • более быстрые отклики на команды при нажатии на кнопки, а при наличии сенсорных экранов — более четкое попадание;
  • установка системы Bluetooth связи, что дает возможность проигрывать музыку не только при помощи USB-порта;
  • улучшенная работа USB-носителей — быстрый поиск и качественное воспроизведение записей;
  • встраивание навигационной системы, если таковой не прилагается в комплекте. ММС Лады Калина адаптирована под установку навигации.

Важно, что все изменения, вносимые программными установками в работу микросхем двигателя и ММС, могут легко отменяться. Для отмены прошивки двигателя во время работы специалисты сохраняют все начальные параметры в специальном резерве. При необходимости, если результат модернизации клиента не устраивает, можно вернуть все на свои места за такое же короткое время.

Автомобиль уже давно перестал быть средством передвижения. Машины теперь играют значительную роль в жизни каждого. Человек стремится улучшить работу своего автомобиля, увеличить его производительность, повысить качество и при этом сэкономить.

ВАЗ-1117, 1118, 1119

  • Первое впечатление
  • Ключ с СДУ
  • Как работает СДУ
  • Иммобилизатор
  • Двери и сидения
  • Подушка безопасности
  • Салон
  • Органы управления
  • Приборная панель
  • Бортовой компьютер
  • Светотехника
  • Переключатели света и стеклоочистителя
  • Замок зажигания
  • Отопитель салона
  • Кондиционер
  • Предохранители
  • Типоразмеры шин
  • Технические характеристики
  • Паспортные данные
  • Что находится под капотом
  • Как ездить с кондиционером
  • Замена ламп ближнего света
  • Установка реечного стеклоподъемника
  • Прошивка "мозгов" Калины
  • Отзыв после 2 лет эксплуатации
  • Что ремонтировалось за 4 года

Работой двигателя Лады-Калины управляет бортовой компьютер (в просторечии – "мозги"). В зависимости от программного обеспечения (которое прошито в бортовом компьютере) двигатель работает в том или ином режиме. Программное обеспечение (прошивка) разрабатывается специалистами и "заливается" в "мозги", которые устанавливаются на заводе-изготовителе автомобиля.

В случае с Ладой-Калиной – это, до недавнего времени, была вторая заводская версия прошивки "мозгов". Сейчас уже вышла третья заводская версия, которая заметно добавила динамики автомобилю и сгладила потерю мощности двигателя при работающем кондиционере.

Однако, многие автолюбители, предпочитают заводским прошивкам, так называемые, тюнинговые прошивки. Это программное обеспечение, разрабатываемое сторонними организациями. Характерным отличием тюнинговой прошивки от Паулюса для Лады-Калины является еще более существенное (по сравнению с заводской прошивкой) увеличение динамики автомобиля на "низах", при этом расход бензина (особенно по трассе) снижается за счет более оптимальных режимов работы двигателя на высоких передачах.

Лично мои субъективные ощущения после заливки тюнинговой прошивки от Паулюса на свою Ладу-Калину 1,4 литра (16 клапанов):

  • Автомобиль более уверенно подхватывает на низах, мгновенно реагируя на нажатие педали газа;
  • Спокойно можно разгоняться "через передачу", например, 1-3-5 передачи;
  • По городу можно ездить на 3 или 4 передаче (в зависимости от транспортного потока) почти как на "автомате" (т.е., не переключаясь), поскольку третья передача уверенно тянет начиная с 25-30 км/ч, а четвертая с 40-45 км/ч + эти передачи у Лады-Калины длинные, поэтому диапазон их работы после тюнинговой прошивки мозгов значительно увеличился;
  • То же самое можно сказать о пятой передаче при езде по трассе (например, я спокойно ехал на пятой передаче в гору с включенным кондиционером, поддерживая скорость 80 км/ч, при этом компьютер показывал мгновенный расход бензина в районе 9 литров);
  • Включение кондиционера почти не сказывается на падении мощности двигателя. Нет, конечно же, падение, безусловно есть (не стоит ждать чуда от 1,4 литра), но оно гораздо менее заметно, чем у второй заводской прошивки (по крайней мере, теперь можно уверенно ездить с включенным кондиционером в городском режиме, не боясь заглохнуть на перекрестке);
  • О том, что работа двигателя стала тише или ровнее сказать трудно, поскольку это сугубо субъективные ощущения. Ну, может быть, на холостых двигатель стал работать чуть "спокойнее", но вот при движении на низкой передаче его звук стал более агрессивным, ИМХО.

В итоге, затратив 10 минут времени и символическую сумму в 40$, я получил, можно сказать, другой автомобиль – более динамичный, экономичный, уверенно работающий с включенным кондиционером.

Менять или не менять прошивку – дело сугубо личное. Сразу следует оговориться, что, если автомобиль на гарантии, то при заливке тюнинговой прошивки он автоматически снимается с гарантии, поскольку в этом случае завод-изготовитель не гарантирует исправную работу двигателя.

Ну, и, конечно же, заливку "мозгов" следует делать только у знающих квалифицированных специалистов. Еще лучше будет, если они являются официальными представителями фирм-изготовителей тюнинговых прошивок.

В начало страницы

Перед написанием этой части хотел изменить название и содержание 1 и 2 частей. Вот они: 1 часть, 2 часть.
А все почему — как в итоге оказалось ЭБУ у меня не Январь 7.2, а Январь 7.2+. И разница из-за этого плюса огромная. Схема и программы из первых частей рабочие, сто процентов, но только на Январе 7.2.
Данная запись будет о прошивке именно Январь 7.2+ , Калина, 1.6, 8 кл.
Кого-то возможно огорчу, кому-то наоборот будет интереснее. В этой части расскажу как прошивался, какую прошивку залил и конечно же об ощущениях.
А теперь обо всем по порядку, не спеша 🙂
После второй части стал искать контакты, для подключения к ЭБУ, так как думал, что процесс прошивки у меня не идет из-за плохих контактов. Пошел в магазин радиодеталей и купил простые пиновые контакты.

С контактами разобрались. Теперь, на ножках ЭБУ, все держится отлично.

Попробовал подключиться к мозгам — опять вылазит ошибка. Накачал еще программ, пробовал разными — толку нет.
Решил еще раз посмотреть распиновку на диагностическом кабеле. Разобрал его, увидел какие проводочки к какой ножке идут. Схемка ниже.

Пробуем снова, по старой схеме из первой записи — ничего не происходит, ошибка. Опять полез в интернет, начал пересматривать записи про чип января… И тут я понял, что прошиваю не те мозги. Понял я это расшифровывая код прошивки, который указан на ЭБУ. Там всего одна буква отличается, а мозги сразу другие. Информация по серийным прошивкам вот здесь — www.chiptuner.ru/.
Думал у меня такая I201CO57, а оказалась вот такая I201CP57. Первая для Января 7.2, вторая для Января 7.2+.
С этого момента начинаем все сначала.
Записей и информации по прошивке января 7.2+ не так много, но информации оказалось достаточно. Нюансов тут больше, чем при прошивке простого Января. Поэтому обо всем подробно.
Для того, чтобы убедиться в том, что у Вас действительно Январь 7.2+ нужно разобрать ЭБУ и посмотреть на плату.

В сравнении с простым январем разница видна сразу.

Дальше нашел схему подключения к ЭБУ.
Вот она:

Но просто так прошить январь 7.2+ мы не сможем. Нужно перевести его в режим программирования. Есть два варианта: первый — перепаивать резистор на плате, второй — купить два резистора на 1.8 кило Ом и без пайки вставить их в плату. Естественно чем проще, тем лучше, выбираем второй вариант. Вперед в радиодетали за резисторами. Они еще оказывается и разные по мощности бывают. Взял на глаз, вот такие

Так вот, берем два резистора и вставляем их в плату вот по такой схеме:

В плате есть отверстия, паять не нужно, все аккуратно вставляется.
Далее нужна программа для прошивки. Больше всего нашел информации об использовании st10flasher v1.5, для прошивки именно январь 7.2+.
Скачал не помню откуда, просто по поиску. Это не проблема.

Где-то прочитал, что в диспетчере устройств лучше определить от 1 до 4 сom-порт для диагностического кабеля. Скорость поставил стандартную. В программе ком-порт и скорость соответственно должны совпадать с теми, что в диспетчере устройств.
Итак, резисторы в плате, схема собрана, адаптер в компе, аккумулятор на столе, все подключено, программа запущена. Пробую — нет ответа. Выключаю, включаю "зажигание", на 13м контакте, нажимаю "Установить связь" — связь установлена! Сколько радости у меня было! Считываю Flash, сохраняю, считываю Eeprom, сохраняю. На всякий пожарный.
Тут при прошивке январь 7.2+ появляется еще один нюанс. Нам нужно узнать не стоит ли на нашем блоке защита от перепрограммирования. Говорят, есть такие блоки, что при попытке их программирования срабатывает защита и блок можно выкидывать, поэтому лучше перестраховаться.
Для того, чтобы определить защищенный блок или нет, нужно скачать любую программу hex-редактор. Она нужна чтобы открыть файл прошивки, которую мы скачали из блока.

Если мы не видим повторяющиеся символы 9B 00 9B 00 9B 00, то наш блок не защищен. Мне повезло — блок можно шить.
На этом этапе можно еще заметить одну интересную штуку. Файл прошивки, который мы считали из блока весит 576 кбайт. А прошивки на январь 7.2 весили 64 кбайт. Такая прошивка (576кбайт) называется декриптованная. И тут опять возникают некоторые сложности — декриптованных прошивок ваще не найти. Я нашел только от Ледокола, одна с датчиком кислорода, вторая без. Ну что же, прошиться все равно надо — будем пробовать эти.
Пытался, кстати, найти инфу как декриптовать прошивки с января, ничего толкового не нашел.
Возвращаемся к программе st10flasher. Кликаем кнопку загрузить Flash и выбираем файл новой прошивки.
EEPROM очищать не стал, где-то люди пишут, что надо, где-то ничего не пишут. Прошивка загрузилась, резисторы вытащил, ЭБУ собрал и побежал ставить в машину. Ах да! Еще перед тем как заводить: включаем зажигание и делаем сброс ЭБУ с инициализацией любой диагностической программой. Потом выключаем зажигание и заводим.
Теперь самое интересное 🙂
Сначала залил прошивку от Ледокола без датчика кислорода. Настоящая она или нет — не знаю. Машина завелась, но некоторое время трещала какая-то релюшка. Обороты несколько секунд держались на 2000. Релюха затихла, ХХ установился на 900 об/мин. Поехали! В общем тачка реально изменилась, валит ахаха, шёл дождь, буксует всю вторую передачу))) Проехал кружок вокруг работы, торможу — работает вентилятор охлаждения на первой скорости, хотя температура двигателя только 80 градусов, то есть еще даже термостат не открылся. В общем какая-то фигня, да еще и релюха щелкала. Решил залить вторую прошивку — с датчиком кислорода. Повторил все операции. Завел и поехал. И катаюсь уже 4й день.
Что изменилось: холостой ход держится в районе 900 об/мин, вентилятор охлаждения включается на 98 градусах, как я и хотел. За 4 дня пробовал кататься в различных условиях и по трассе, и по городу. В первый же день для сравнения динамики со стоковой прошивкой поехал гоняться с другом на королле, 1.6 на роботе. Раньше он на корпус-два от меня уезжал при разгоне до 100, сейчас — тоже самое))) Но был дождь и я просто буксовал две передачи, у друга резина лучше держит, так что пока ясности не было. По личным ощущениям за 4 дня — с низов едет определенно лучше, двигатель работает мягче, но на верхах лучше точно не стало. Теперь комфортно ездить на 2-4 тысячах, раньше крутил больше. По трассе максималка та же, но как будто тяжелее набирать, хотя тоже точно не сказать, разница незначительна в любом случае. По расходу топлива: в режиме трасса, скорость 150-170 всю дорогу, все время газ в пол расход получился 9 литров. Думаю это хороший результат на такой скорости. По городу сейчас установился расход в 10,5 литров и это при очень динамичной езде, на тяжелых 15х колесах, раньше был 11,5 литров. Не знаю как у некоторых 7 литров кушает, наверно едут 20км/ч на пятой передаче. Так что думаю в целом расход упал. Кстати насчет колес, вот тут я точно ощутил разницу — теперь машина их не замечает, еду как на 13ых. Так что думаю если поставить ковки — будет вообще огонь…ну как огонь, для 10 летнего тазика огонь 😀 А вчера ночью поехал по делам, закусился, только не смейтесь, с БМВ е91. Судя по звуку была дизельная, внутри полный салон народу. Три светофора подряд ехали одинаково, нос к носу 😀 Но думаю, что тут не заслуга моей тачки, а просто с бехой что-то не то. По расходу топлива буду следить дальше, по динамике — в сухую погоду заеду с другом еще раз. Результатом уже доволен, машинка стала ехать приятнее.

На этом все, буду рад вопросам, замечаниям, предложениям 🙂