Наряду с узкоспециализированными динамиками, воспроизводящими звук из определенных частот, существуют широкополосные динамики, которые в качестве основной полосы выбирают средние частоты, но подключают к ним и нижние, и верхние. Конечно, на дешевой технике звук кажется совсем скудным, но при покупке качественного оборудования можно его в разы улучшить. Правда, считается, что такое смешение частот в любом случае дает искажения, поэтому для особых ценителей качественного воспроизведения музыки такие динамические излучатели не подойдут.

Основная информация о широкополосных динамиках

Акустика высокого качества, в которую встроен широкополосный динамик, охватывает весь спектр частот, при этом не нужно перегружать систему несколькими колонками. Такая возможность позволяет слушателям избавить себя от необходимости покупать кроссовер, который необходим для окрашивания звука. На практике такого динамика вполне достаточно, чтобы звук был насыщенным, но многое зависит не только от излучателя, но и от короба и, в частности, производителя устройства.

Так, английская фирма Lowther производят по-настоящему качественные широкополосные динамики, способные конкурировать с целой акустической системой. Также по всему миру распространились продукты под брендом Fostex, их можно включить в число топовых брендов в этой области. Помимо вышеперечисленных торговых марок, колонки с широкополосными динамиками производят:

  • Саба;
  • Jordan;
  • Diatone Mitsubishi;
  • Reps,
  • Supravox;
  • Кинап ЛОМО;
  • Fertin;
  • Radio Shack;
  • Сонидо;
  • Ноэма;
  • Телефункен и прочие.

Правда, далеко не все динамики, заявленные как широкополосные, воспроизводят весь спектр частот. Для многих необходимо приобретение дополнительного оборудования в виде кроссовера или твиттера, чтобы они были в состоянии полноценно покрыть звуковой диапазон.

Типы широкополосных динамиков

Существует два типа широкополосных динамиков:

  • с центральным колпачком;
  • с конус-визером «дудка».

Первый напоминает простой динамик, у которого встроен один конус-купол. Второй имеет два конуса, один из которых большой, как в стандартных динамиках, а другой, меньшего размера, расположен внутри большего.

Кроме того, широкополосные динамики могут сильно отличаться друг от друга в зависимости от производителя и конструкции. Это значит, что одни динамики практически не выдают искажений, имеют высокую эффективность и чувствительность, но плохо выдают низкие частоты. Чтобы сгладить этот недостаток, требуется разработать специальный короб, повышающий басы. Высокая производительность широкополосных динамиков позволяет ограничиваться усилителями с малой мощностью (ДО 3 Вт). У других широкополосных динамиков хорошо передается звук на всем спектре частот, но их эффективность ниже. К тому же они требуют более сильного усилителя.

Есть ли необходимость в широкополосных динамиках?

Широкополосные динамики явно уступают аналогам, так как один излучатель не может эффективно преобразовывать весь спектр частот. В результате – искажения звука, отсутствие объемности и глубины. Настоящие ценители аудио категорически против подобных устройств, так как ощущают разницу в качестве звука. но существуют ситуации, когда широкополосные динамики могут вполне сгодиться.

Нередко их используют в автомобилях, так как установить в транспортное средство мощную акустическую систему может не каждый, да и не всем она нужна. Для прослушивания попсовой музыки не необходимости подключать басы и высокочастотные звуки. При этом искажения в передаче звуковых волн вряд ли станут первоопределяющим фактором для оснащения автомобиля мощной и дорогостоящей системой.

Широкополосным динамикам отдают предпочтение люди, которые не принимают во внимание качество звука. Им достаточно средних частот, с которыми легко справляются излучатели такого типа, поэтому они не задумываются о сборе акустической системы, состоящей из нескольких элементов.

Сравнение широкополосных динамиков от разных производителей

Если задаться целью изучения рынка широкополосных динамиков, можно обнаружить, что он не настолько богат по-настоящему качественными системами с единственным динамиком, отвечающим за воспроизведение всех частот. Например, Diatones выпускают подобные устройства, но они не дотягивают до высокого качества при преобразовании басов.

В большей степени высоким стандартам качества соответствуют динамики, выпущенные в 80-х годах. Они захватывают и низкие частоты от 30 Гц, и воспроизводят высокие до 16 кГц. Конечно, это не полный охват существующих звуковых волн, но его достаточно для максимального окраса в условиях работы единственного динамика. Такая редкость объясняется тем, что найти или создать полноспектровый динамик крайне сложно. Выйти из такой ситуации можно при установке хотя бы двух динамиков, отвечающих за разные диапазоны, но это уже выходит за пределы понятия широкополосного динамика.

В этой связи большинство производителей, указывающих, что колонки оснащены широкополосным динамиком, дополнительно встраивают элементы, сглаживающие недостатки динамика. Например, большинство добавляют басы, но это также не сказывается в лучшую сторону на качестве звука. Смешивание динамиков трудно воспринимается на слух, при этом резонансные вибрации от сабвуфера только портят звучание средних и высоких частот.

Особенности конструкции, повышающие качество широкополосных динамиков

Как уже было упомянуто ранее, широкополосные динамики чаще ориентируются на средние и высокие частоты, упуская из внимания низкие. При этом большинство слушателей стремятся обеспечить себя и басами в том числе, поэтому прибегают к различным ухищрениям для устранения этого недостатка. Именно из-за проблем с отсутствием басов многие не рассматривают динамики с полипропиленовым конусом, который никак не показывает себя с положительной стороны. Лучшее звучание динамика достигается при наличии конуса, сделанного из бумаги. Современной альтернативой является кевлар.

При выборе широкополосного динамика следует обращать внимание на диафрагму, которая не должна быть большого размера. Движение конуса также должно быть умеренным, иначе возникнет проблема с передачей высоких частот, что также приведет к значительным искажениям. Для увеличения баса можно увеличить размер конуса при этом ход конуса оставить на прежнем уровне. Правда, такие действия помогут только в том случае, если в динамик встроен качественный диффузор.

Для широкополосных динамиков лучше всего использовать бумажные, пластиковые, например, полипропиленовые, диффузоры. Также большой популярностью пользуются кевлар, алюминий и смола. Бумага хороша тем, что она не обладает высокой жесткостью, как металл, но от этого ее резонанс уменьшается. Чтобы улучшить этот параметр, материал можно покрыть лаком.

Таким образом, при желании остановиться на широкополосном динамике, нужно быть готовым к искажениям звука. Качественное устройство способно выдавать наиболее приемлемое звучание, но найти его практически невозможно. По этой причине многие стремятся усовершенствовать модель излучателя, изменяя его внутренние параметры, что всегда сопровождается затратами времени и сил, но не в каждом случае приводит к положительному результату.

Другие статьи раздела Динамики

Низкочастотные (НЧ) динамики, динамики для сабвуфера

Сабвуфер – это акустическое устройство, которое воспроизводит низкие частоты. Они ощущаются не всегда, но в некоторых случаях дают большую глубину ощущений от воспроизводимых звуков. Конструкция. 19619

Серднечастотные (СЧ) динамики

Среднечастотный динамик, или иначе его еще называют m > 1021555

Высокочастотные (ВЧ) динамики

Высокочастотный динамик, или твиттер – обязательная деталь любой многополосной колонки. В то время, как низкочастотный излучатель может и не встречаться, будучи вынесенным в отдельный сабвуфер. 6450

Популярные статьи

Наушники – это весьма простые устройства, и, как правило, они надежно защищены от различных. 2704233

Динамический излучатель – это та часть колонки или наушников, которая, собственно, и занимается. 1835947

На сегодняшнем рынке акустической техники представлено множество звуковых систем – они могут быть. 1326135

Всем хочется, чтобы любимая, бережно собранная акустическая система всегда издавала только. 1095745

Как известно, для воспроизведения звуковых волн в большинстве акустических систем применяются. 1033464

Среднечастотный динамик, или иначе его еще называют m > 1021555

Наушники, как и любая акустическая техника, не застрахованы от поломок. Разные наушники имеют. 809665

Одни из основных характеристик любых наушников – это удобство пользования ими и степень. 529366

Воспроизведение звука, особенно в условиях салона автомобиля – процесс сложный и отвечающий сразу множеству требований. Основной нюанс состоит в том, что совершенно любой динамик будет воспроизводить одни частоты лучше, другие – хуже. Причины этого эффекта излагаются ниже, возможно, они покажутся лишними аудиофилам с хорошими техническими знаниями. Но будут очень полезны «чайникам», ищущим для своей машины хороший звук. Считается по аналогии с обычными аудиосистемами, что с этой задачей может справиться широкополосный вариант на 8 см, 10 см, 12 см. Что это такое?

Широкополосное воспроизведение – заводской комплект для автомобилей среднего класса

Колонки с широкополосным воспроизведением на 8 см, 10 см, 12 см устанавливают на большинстве заводских конвейеров. Они могут устраивать или не устраивать, но качество звучания будет зависеть от производителя. Выбор этого варианта связан с воспроизведением низких и высоких частот без кроссовера. Многие аудиофилы уверены, что именно так задается чистота звука, при этом есть одно «но».

Автомобильные колонки

Оно состоит в следующем, чем больше корпус, тем лучше он воспроизводит низкие частоты и хуже – высокие частоты. Крупные полнодиапазонные динамики, прежде всего, не могут похвастаться ровной частотой звука на высоких частотах. Среднеразмерные колонки имеют обычно ровные высокие частоты, хорошую дисперсию (о ней позже). В пределах 5-7,5 Мгц они звучат отлично, но даже не специалисту понятно, что не хватает басов. При всех недостатках широкополосные динамики к колонкам являются отличным дополнением, так как имеют малый размер, соответственно, страдают по воспроизведению басов. Лучшими будут крупные версии до 10 дюймов.

Дисперсия характеризует его способность рассеивать звук во всех направлениях. Если у динамика плохая дисперсия, то звук будет очень напоминать звучание акустики под одеялом. Если в магазине вы слышите из колонки хороший естественный звук, значит, с дисперсией в этой модели все отлично. То же касается басов, улучшенные образцы снабжены дополнительно сабвуфером, компенсирующим недостаток низких частот. Устройства на 10 дюймов помогут получить качественные низкие частоты.

Автомобильные колонки

Какие требования к колонкам и особенности отбора модели

Если вы еще не определились, что вас интересует из широкополосной акустики 8 см, 10 см, 12 см, сделайте небольшую анкету:

  • размер динамика;
  • ценовой диапазон;
  • требования к ВЧ и НЧ.
  • требования к дисперсии.

В принципе все эти параметры можно оценить на слух при определенной доле приближения, главное, знать критерии, по которым отбираются качественные динамики. Так можно определить, какой вариант является лучшим для вашего личного пакета предпочтений.

Автомобильные колонки Пионер

При прослушивании акустического устройства обратите внимание:

  • на естественность звука (дисперсию): достойное воспроизведение широкополосного диапазона дает богатый звуковой спектр с естественными особенностями;
  • на низкие частоты в малых акустических приборах (широкополосный динамик 12 см требует сабвуфера);
  • на высокие частоты в больших динамиках (широкополосные динамики 8 см могут выступать как «пищалка», то есть рассчитанными на воспроизведение высоких частот);

Автомобильные колонки (16 см) Focal Access 165 AC

Покрутите регулятор громкости и проверьте звучание на разных диапазонах воспроизведения.

Важно! При выборе стоит учитывать, что колонки будут в салоне звучать по-другому. Это связано с особенностями замкнутого пространства. Кроме того, в теории динамик с полным диапазоном используется часто в монокомплектации, как воспроизводящий полный диапазон частот. В сочетании с другими моделями нужно обстоятельно подходить к выбору.

Решить проблему воспроизведения в салоне можно двумя способами:

  • приобрести магнитолу со звуковым процессором, который компенсирует недостатки;
  • протестировать устройства, установленные в салоне;
  • выполнить настройку звука за счет самодельных элементов (при наличии навыков).

То есть при наличии возможности замены товара не спешите от нее отказываться. Качественный звук требует жертв.

Акустические колонки Morel Tempo Coax 6

Рейтинг полнодиапазонных акустических устройств: какие выбрать

Довольно сложно рекомендовать принципиально разные устройства, обеспечивающие отличные акустические функции, но мы попробуем это сделать. Прежде всего, корпус должен быть с фазоинвертором, то есть вентилируемым.

Это не всегда реализуемо, но желательно. В целом басы в таких версиях не будут звучать хорошо, а ВЧ будут довольно плоскими. Некоторые звуковые компании обеспечивают улучшенные характеристики колонок, соответственно, одни полнодиапазонные устройства будут звучать лучше, другие – хуже.

Акустические колонки Infinity

В качестве замены этих моделей рекомендуют коаксиальные, они содержат излучатели для разного диапазона звуковых частот. Такие модели дают более качественный звук и предпочтительный для автомобилей. Таким образом, подходяшей полнодиапазонной акустической системой для автомобилей будет именно этот вариант.

Для коаксиальной автомобильной акустики рейтинг выглядит следующим образом:

  • FOCAL 165 AC – одни из подходящих 16 сантиметровых, уступают компонентой системе, но звучат отлично;
  • Morel Tempo Coax 6 – выполнены из стекловолокна, поэтому дает хорошо сбалансированные НЧ и СЧ. Имеют качественный диффузор для НЧ;
  • Infinity REF-6522ix – отличная двухполосная система;
  • Pioneer TS-1339 – хорошо воспроизводят басы и средние частоты, поэтому очень популярны среди покупателей недорогого, но качественного звука.

Динамики Pioneer TS-1339

Таким образом, лучшие широкополосные динамики 8 см, 10 см, 12 см для автомобилей – это все же дорогостоящая экзотика (если только не выполнены как самодельные аналоги), которую лучше заменить коаксиальными версиями, они также дают полнодиапазонное звучание с меньшими затратами. Теперь вы знаете, что это такое полнодиапазонные устройства на 8 см, 10 см, 12 см и сможете сделать выбор самостоятельно.

При этом отметим, что компонентные системы все же дают более высокого класса звук, поэтому приведенные варианты — это только неплохая бюджетная замена.

Каждый автомобилист мечтает о хорошей акустике в машину. Для одних главным требованием к системе является дребезжание окон домов, мимо которых они проезжают. Другие отдают предпочтение максимально аутентичному звучанию, проработанной детализации звуковой картинки, сочным басам. Однако большинство автолюбителей просто не могут сформулировать свои желания. В этом случае идеальный вариант установки в машину — широкополосные динамики. Они характеризуются приемлемым звуком, не пугают стоимостью, а если правильно выбрать параметры — порадуют действительно хорошим звучанием.

Устройство

Широкополосная акустика в авто имеет простую конструкцию. В самом недорогом варианте исполнения это динамик большого диаметра. Он имеет особую конструкцию:

  • катушка диффузора формирует сильное магнитное поле для быстрого движения на сравнительно большие расстояния;
  • диффузор выполняется из классических или современных материалов высокой жесткости. Это может быть бумага со специальной пропиткой или многослойная полимерная пленка;
  • в конструкции обязательно используется мощный постоянный магнит;
  • по контуру диффузора располагается амортизирующий блок, выполненный из мягкой резины. Он отвечает за добротность системы, чем она выше, тем лучше звучат широкополосные колонки.

Такая простая конструкция вызывает массу споров в среде специалистов по звуку. Одни высказываются по поводу практически нулевых фазовых искажений при воспроизведении. Это верное утверждение, так как звук исходит из одной точки и не возникает наложения волн, как это происходит в многополосной акустике с несколькими динамиками.

Однако уверенно отбросить негативные высказывания аудиофилов не позволяют сугубо технические и физические процессы. Ни один динамик, как бы он ни был хорош, не способен одинаково работать на всем спектре слышимых частот. Обязательно наблюдаются провалы в верхней и нижней зоне. Простейший широкополосный динамик физически не может воспроизводить сочные басы и тонкие оттенки звука на грани слышимости.

Чтобы нейтрализовать недостатки плоского звучания, была создана коаксиальная акустика. Это усовершенствованная широкополосная система. В конструкции:

  • большой основной динамик;
  • малый динамик, расположенный внутри диффузора большого;
  • система частотных фильтров.

Принцип действия системы достаточно прост. При помощи фильтра частот диапазон воспроизведения большого динамика смещается к низу (басы и средние). Одновременно маленький динамик работает в верхней области слышимости.

Вариант соосного размещения динамиков тоже выбран не случайно. При такой схеме общий акустический фон характеризуется минимальными фазовыми искажениями. Коаксиальный широкополосный динамик воспроизводит звук действительно лучше своих предшественников самой простой конструкции.

Широкополосные динамики коаксиального типа при росте качества звука не приобрели неудобств использования. Его так же просто установить в автомобиль на предусмотренные штатные места, не нужна сложная настройка положения и уровня звука, не требуется усилитель с раздельным регулированием каналов. Эта схема любима автовладельцами, в буквальном смысле «прикрутил — работает».

Преимущества и недостатки

Если погрузиться в дискуссию какого-либо форума авто звука, можно легко запутаться и потеряться в море доводов за и против широкополосной акустики. Поэтому разумно сразу привести достоинства и недостатки подобных решений. К несомненным плюсам относятся:

  • отсутствие фазовых искажений (этой особенностью обладает как простой динамик, так и коаксиальная колонка);
  • выход звука из точечной области (не нужно подбирать положение системы, не требуется настройка громкости в нижней и верхней области частотного диапазона);
  • не требуется специальная регулировка параметров;
  • отсутствие искажений сигнала благодаря использованию независимых кроссоверов.

Пользователи, которым нравится широкополосная акустика, утверждают, что у нее особый, воздушный, по-настоящему хороший и естественный звук. Но есть у систем данного класса и недостатки:

  1. В любом варианте исполнения тональный баланс имеет провалы в области низких частот.
  2. Средние частоты звучат достаточно плоско. Причина в физических процессах, не позволяющих большому диффузору основного динамика быстро реагировать на изменения сигнала.
  3. Чем дешевле система, тем сильнее заметно падение качества воспроизведения. В самых бюджетных моделях часть звуковой картинки будет просто пропадать или звучать неверно.

Слушая аудиофилов, можно подумать, что широкополосная акустика — это старый, неуклюжий черно-белый телевизор. На практике это не так. Если подобрать модели с хорошими характеристиками, машина заиграет звуком, так как широкополосная акустика отлично работает в ограниченном пространстве.

Как выбрать

Популярность, которую имеет широкополосная колонка у автомобилистов, можно понять по множеству предложенных моделей на рынке. Но при выборе своей идеальной акустики не нужно идти на поводу у нечестных маркетологов.

Среднестатистическая коаксиальная широкополосная колонка имеет один или два кроссовера и пару динамиков. Это позволяет:

  • сохранить проход воздуха от основного динамика, обеспечить более живые басы и разборчивые средние частоты;
  • расширить частотный диапазон.

Но сегодня на рынке можно встретить что угодно. Начиная от трехполосных, заканчивая шести- и восьмиполосными коаксиальными динамиками. На месте одной небольшой пищалки часто громоздится габаритная головка с несколькими звукоизлучателями. Не стоит соглашаться с не совсем корректным мнением, что «больше полос — лучше». На практике это означает следующее:

  • при многополосной фильтрации часто используется только два кроссовера или схема с запараллеливанием контуров;
  • головка с несколькими звукоизлучателями в центре основного динамика закрывает пространство прохода звука, что негативно сказывается на его качестве.

Таким образом, гнаться за количеством полос, которые имеет широкополосная коаксиальная акустика для авто, совершенно не нужно. Разумно обратить внимание на технические характеристики.

Частота

Производители всегда указывают диапазон воспроизводимых частот. При выборе широкополосной акустики в машину стоит помнить о провалах в нижней и верхней зоне слышимости. Покупать нужно модель с максимально широким диапазоном. Идеально, если его нижний предел меньше 20 Гц, а верхний приближается к 48000 Гц.

Чувствительность

Большинство динамиков для авто имеют чувствительность около 90 Гц. Этого значения достаточно, если планируется сделать в машине действительно хороший звук, устанавливая качественный усилитель. Если же устройство воспроизведения не может похвастаться значительной выходной мощностью, стоит поискать акустику с большей чувствительностью.

Но выбирать рекордные значения, например, 150 или выше, не стоит. В этом случае динамики слишком явно реагируют на различные радио- и электрические помехи, которых в автомобиле предостаточно.

Размер

Размеры широкополосных динамиков выбираются в соответствии с предусмотренными в авто штатными местами для их установки. Большинство владельцев машин следуют именно такой тактике. Пытаться модифицировать области для установки акустики без соответствующего опыта не стоит. Это не только может ухудшить эксплуатационные свойства салона, но и способно привести к снижению качества звука из-за нарушений герметизации и других ошибок.

Номинальная и пиковая мощности

При покупке динамиков в авто стоит ориентироваться исключительно на номинальную цифру. Это значение показывает, при какой подаваемой мощности акустика будет воспроизводить звук без искажений в течение сколь угодно длительного времени.

Пиковая мощность — это предельный режим работы акустики. По стандартам тестирования на производстве, катушка диффузора и другие электросхемы динамика могут выдержать максимальные токи в течение 5 минут. Поэтому рекомендуется игнорировать параметр пиковой мощности и выбирать акустику только по номинальному показателю.

Частота резонанса

Показатель резонансной частоты практически аналогичен срезу сабвуферных систем. Для широкополосной акустики — чем ниже показатель, тем более глубокие басы она способна воспроизводить.

Полная добротность

Данный параметр сугубо физический. Он описывает способность контурного резинового блока диффузора сохранять амплитуду колебаний. По значению полной добротности выбирают динамики для замкнутого пространства, например, устанавливаемые в дверях. Если значение в пределах 0,4–0,6 (низко), звук будет плоский и невыразительный. Поэтому рекомендуется приобретать модели с как можно большей добротностью.

Последний параметр любой акустики — электрическое сопротивление системы, или импеданс. Покупать колонку нужно с таким значением данного показателя, которое указано в техническом паспорте усилителя. Говоря простыми словами, если написано, что система воспроизведения выдает 100 Вт на канал при сопротивлении 4 Ома, именно акустику с данным импедансом надо покупать. Это позволит снизить искажения сигнала и избежать аварийных режимов работы усилителя.

Компоненты качественной системы

В современных машинах можно совершенно неожиданно обнаружить большое количество штатных мест для установки динамиков. К примеру, они есть в дверях, передних стойках крыши, в торпеде. Это сделано для размещения компонентной акустики. Но построить систему с качественным звуком можно с использованием широкополосных динамиков. Для этого понадобятся дополнительные компоненты.

Сабвуфер

Сабвуфер предназначен для работы исключительно в низкой полосе частот. Он формирует тот самый любимый многими сочный бас. Располагать это устройство нужно либо в багажнике, либо за спинкой заднего ряда кресел. Сегодня выпускаются модели, которые можно разместить под сидением.

Правило расположения сабвуфера всего одно: он должен находиться сзади. Это позволит распределить колебания по всему салону, не образуя области, где басы забивают всю остальную звуковую картинку.

Кроссовер

Задача кроссовера — разделять частоты. Грубо говоря, это многофункциональный фильтр. Кроссовер может быть одноканальный, настраиваемый на узкую полосу пропускания. Но для построения хорошей многоточечной аудиосистемы в автомобиле рекомендуется покупать более продвинутые модели.

Стандартный кроссовер разделяет сигнал на три полосы: бас, мидлбас, верх. Они заводятся на точки воспроизведения следующим образом:

  • бас — на сабвуфер;
  • мидлбас — на динамики дверей и торпеды;
  • верх — на акустику в стойках крыши.

Преимущество использования кроссовера заключается в том, что его выходные сигналы можно как угодно преобразовывать. К примеру, устанавливая отдельные усилители для саба, среднечастотных и высокочастотных контуров воспроизведения.

Рейтинг

Предпочтения пользователей — лучший источник для составления рейтингов, в отличие от рекламных материалов и мнений маркетологов. Автомобилисты объемами покупок ясно показали, какие модели широкополосной акустики востребованы и позволяют получить хороший звук в салоне.