что такое запасная тормозная система автомобиля
Что такое запасная тормозная система автомобиля?
Запасная, или стояночная, тормозная система – это независимая от основной тормозной системы механическая система, предназначенная для удержания автомобиля на месте на стоянке или при экстренной остановке․ Она обеспечивает дополнительную безопасность, предотвращая самопроизвольное движение транспортного средства․ Важно понимать, что это не дубликат основной системы, а самостоятельный механизм, обеспечивающий фиксацию автомобиля․ Её исправность критически важна для безопасности․
Основные компоненты запасной тормозной системы
Запасная тормозная система, в зависимости от конструкции автомобиля, может иметь несколько вариантов исполнения, но основные компоненты остаются схожими․ Рассмотрим наиболее распространенные элементы⁚
- Тросовый привод⁚ В большинстве автомобилей используется тросовый механизм․ Стальной трос, проходящий через систему рычагов и направляющих, соединяет рычаг стояночного тормоза с тормозными механизмами на задних колесах․ Надежность тросового привода зависит от состояния троса (отсутствие коррозии, повреждений, заломов), правильной регулировки натяжения и исправности всех элементов системы․
- Рычаг стояночного тормоза (ручной тормоз)⁚ Это основной элемент управления запасной тормозной системой․ Его конструкция может варьироваться, но принцип действия остается неизменным⁚ перемещение рычага приводит в движение тросовый механизм, задействуя тормозные механизмы на колесах․
- Тормозные механизмы⁚ В большинстве случаев, стояночная тормозная система воздействует на задние колеса․ Механизм может быть барабанного или дискового типа․ В случае с барабанными тормозами, трос воздействует на кулачки, которые разжимают тормозные колодки, прижимая их к внутренней поверхности барабана․ В дисковых системах трос может приводить в действие суппорт, который прижимает колодки к тормозному диску․ Состояние тормозных колодок (износ, загрязнение) критично для эффективности стояночного тормоза․
- Направляющие и рычаги⁚ Система тросового привода включает в себя множество направляющих и рычагов, обеспечивающих правильное направление и усилие троса․ Износ или повреждение этих элементов может привести к неэффективной работе стояночного тормоза․ Регулярная проверка их состояния крайне важна․
- Стопорные механизмы (в некоторых системах)⁚ В некоторых современных автомобилях, особенно с электронными системами управления, могут присутствовать дополнительные стопорные механизмы, обеспечивающие надежную фиксацию тормозных колодок․ Эти механизмы обычно работают в автоматическом режиме․
- Электронный контроль (в некоторых системах)⁚ В некоторых автомобилях с электронным стояночным тормозом (EPB) управление осуществляется электронными компонентами, которые контролируют работу электромотора, приводящего в действие тормозные механизмы․ В таких системах важно следить за исправностью электроники и проводки․
Важно помнить, что регулярная проверка всех компонентов запасной тормозной системы – залог вашей безопасности․ Обращайте внимание на любые признаки неисправностей, такие как ослабление троса, затрудненное срабатывание тормоза или неполное удержание автомобиля на склоне․
Принцип работы запасной тормозной системы
Принцип работы запасной тормозной системы достаточно прост, но его понимание важно для обеспечения безопасности․ В основе лежит механическое воздействие на тормозные механизмы задних колес (в большинстве случаев), предотвращающее движение автомобиля․ Рассмотрим подробнее⁚
Механический привод (традиционный)⁚ В автомобилях с механическим приводом стояночного тормоза, движение рычага ручного тормоза приводит в действие тросовый механизм․ Трос, проходящий через систему рычагов и направляющих, передает усилие на тормозные механизмы задних колес․ При затягивании ручного тормоза трос натягивается, приводя в действие кулачки в барабанных тормозах или суппорт в дисковых тормозах․ Это приводит к прижатию тормозных колодок к тормозному барабану или диску, создавая трение и блокируя вращение колес․ Сила трения зависит от натяжения троса и состояния тормозных колодок․ Чем сильнее натянут трос, тем сильнее прижаты колодки и тем эффективнее торможение․
Электронный привод (EPB ౼ Electronic Parking Brake)⁚ В современных автомобилях все чаще используется электронный стояночный тормоз․ В этом случае, движение рычага или нажатие кнопки активирует электронный блок управления, который в свою очередь управляет электромотором․ Этот мотор приводит в действие механизм, прижимающий тормозные колодки к тормозному диску․ Электронная система позволяет осуществлять более точное управление силой торможения и обеспечивает дополнительные функции, такие как автоматическое отпускание тормоза при начале движения․ В некоторых системах EPB предусмотрена функция автоматического включения стояночного тормоза при остановке двигателя и выключении зажигания, что повышает безопасность․
Влияние на основной тормозной системы⁚ Важно отметить, что запасная тормозная система является независимой от основной тормозной системы․ Это означает, что отказ основной тормозной системы не влияет на работу стояночного тормоза, и наоборот․ Однако, неисправности в любом из механизмов могут снизить эффективность торможения․ Поэтому регулярная проверка и обслуживание обеих систем крайне важны․
Когда срабатывает запасная тормозная система?
Запасная тормозная система, в отличие от основной, не срабатывает автоматически в результате нажатия на педаль тормоза․ Ее активация происходит целенаправленно водителем или в некоторых случаях автоматически, в рамках дополнительных систем безопасности․ Рассмотрим подробнее ситуации, когда использование стояночного тормоза необходимо или целесообразно⁚
Остановка на стоянке⁚ Это основное и наиболее частое применение стояночного тормоза․ Он обеспечивает надежную фиксацию автомобиля на месте, предотвращая его скатывание на склоне или самопроизвольное движение․ Важно помнить, что на крутых склонах или неровной поверхности использование стояночного тормоза является обязательным, даже если автомобиль стоит на передаче․ Включение стояночного тормоза гарантирует дополнительную безопасность и предотвращает возможные аварийные ситуации․
Экстренная остановка⁚ В случае отказа основной тормозной системы, стояночный тормоз может использоваться как дополнительное средство для экстренной остановки автомобиля․ Однако, следует помнить, что стояночный тормоз не предназначен для интенсивного и длительного торможения․ Его применение в экстренной ситуации должно быть кратковременным и осторожным, чтобы избежать блокировки колес и потери управляемости․ В такой ситуации приоритетом является использование основной тормозной системы, а стояночный тормоз – дополнительное средство․
Дополнительная безопасность на склонах⁚ Даже при исправной основной тормозной системе, на крутых склонах рекомендуется использовать стояночный тормоз для дополнительной безопасности․ Это особенно актуально при длительной остановке или при наличии неровной поверхности․ Сочетание включенной передачи и стояночного тормоза обеспечит максимальную надежность фиксации автомобиля․
Автоматическое включение (в некоторых автомобилях)⁚ В современных автомобилях с электронным стояночным тормозом (EPB) часто реализована функция автоматического включения стояночного тормоза при выключении двигателя․ Эта функция повышает безопасность, предотвращая скатывание автомобиля после остановки․ Однако, необходимо учитывать, что автоматическое включение может быть отключено или настроено в зависимости от настроек автомобиля․
Замена тормозных колодок⁚ При замене тормозных колодок, стояночный тормоз может быть использован для безопасной фиксации автомобиля, предотвращая его случайное движение во время работы․