В 2018 году показатель снизился на 8% – до 270,66 млрд рублей
Москва. 1 августа. INTERFAX.RU – Выручка ритейлера "Ашан" (принадлежит французскому Auchan Retail) в России снижается третий год подряд, следует из данных "СПАРК-Интерфакс". В 2018 году показатель снизился на 8% – до 270,66 млрд рублей с 294,32 млрд рублей в 2017 году.
В 2017 году выручка компании снизилась на 6,3%, в 2016 году – на 3,2%.
Валовая прибыль ритейлера в 2018 году сократилась на 2,9%, до 73,33 млрд рублей. Коммерческие расходы выросли на 1,4%, до 60,1 млрд рублей. Прибыль от продаж составила 13,2 млрд рублей по сравнению с 16,2 млрд рублей годом ранее.
Чистая прибыль компании упала на 29,8%, до 2,65 млрд рублей.
Выручка ООО "Атак" (развивает супермаркеты ритейлера) в 2018 году снизилась на 7,8%, до 57 млрд рублей.
Auchan работает на российском рынке с 2002 года. Компания была лидером в сегменте гипермаркетов, но по итогам 2017 года уступила первое место по выручке "Ленте". Сейчас Auchan развивает в России четыре формата – классические гипермаркеты, ситисторы (компактные гипермаркеты), супермаркеты (все – под брендом "Ашан") и магазины "у дома" ("Мой Ашан"). Гендиректор компании в России Франсуа Реми в конце прошлого года прогнозировал, что в 2019 году "Ашан" откроет два гипермаркета (против шести в 2018 году), а также нескольких супермаркетов и ситисторов, "но ускоренное развитие планируется в 2020-2021 году". Причем "Ашан" будет делать ставку на магазины небольших форматов.
После отказа «Ашана» работать в формате дискаунтера выручка ритейлера в России упала в 2018 г., сообщила головная компания Auchan Retail. Французский ритейлер не раскрывает продажи в деньгах и их динамику на отдельных рынках, в том числе и в России. Ранее аналитики Infoline оценивали, что выручка «Ашана» в России за 2018 г. упала на 8,5% до 306,4 млрд руб. Теперь компания занимает 4-е место по выручке после X5 Retail Group, «Магнита» и «Ленты». По размеру выручки французскую сеть «Ашан» практически догнали специализирующиеся на продаже алкоголя магазины «Красное и белое», отмечают аналитики Infoline: по их данным, оборот «Красного и белого» за 2018 г. вырос на 40% до 301 млрд руб.
За 2018 г. «Ашан ритейл Россия» закрыл 11 магазинов – это магазины у дома и косметические магазины, уточнил представитель компании. От других комментариев он отказался.
Операционная компания сети гипермаркетов, ООО «Ашан», пытается оспорить решение Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам о взыскании 739,7 млрд руб. налогов, пеней и штрафов. В середине марта компания подала иск в московский арбитражный суд, а также попросила в обеспечение иска приостановить действие решения налоговиков, чтобы они не могли взыскивать спорную сумму.
Суд пошел навстречу компании, следует из определения суда об обеспечительных мерах (копия есть у «Ведомостей»). В этом же документе указаны и основные показатели деятельности торговой сети, и данные бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках ООО «Ашан» за девять месяцев 2009г. Сама компания эти данные никогда не раскрывала.
Как указано в определении суда, средняя выручка ритейлера в месяц составляет 15-20 млрд руб. Таким образом, в 2009 г. выручка операционной компании «Ашана» могла составлять от 180 млрд руб. до 240 млрд руб. По этим показателям «Ашан» уступает лишь лидеру российского рынка розничной торговли; компании Х5 Retail Group, чистая розничная выручка которой в 2009 г. составила 275 млрд руб. При этом по показателю выручки на квадратный метр торговой площади «Ашан» обгоняет даже Х5. У французского ритейлера в России 36 гипермаркетов:
это магазины «Ашан» площадью до 20 000 кв. м и «Ашан сити» — около 5000 кв. м. Поскольку их общая площадь составляет чуть более 300 000 кв. м, выручка на единицу площади получается в границах 600 000-800 000 руб. Для сравнения: X5 в прошлом году удалось достичь уровня продаж в 258 884 руб. с 1кв. м торговой площади, у сети «Магнит» этот показатель был равен 161 000 руб.
Представитель пресс-службы «Ашана» отказался прокомментировать представленные в определении финансовые показатели. Топ-менеджер компании — поставщика «Ашана» объясняет такую эффективность продаж сети высокой для российского рынка оборачиваемостью капитала, которая составляет чуть более 30 дней против средних по рынку 40-45 дней. «Это достигается прежде всего умением держать низкие цены, наличием большого количества товарных позиций — более 40 000 — и возможностью генерить высокий покупательский трафик, который состоит из различных социальных групп населения», — дополняет Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group (сети «Гастрономчикъ» и «Продэко»).
Так, один московский гипермаркет «Ашан» в выходной день способен обслужить до 10 000 человек.
По уровню валовой рентабельности «Ашан» можно сравнить с лидерами рынка. По подсчетам (на основе данных из судебного определения) аналитика ВТБ Татьяны Прокиной, валовая маржа «Ашана» составляет 20%. У Х5 за девять месяцев 2009 г. этот показатель составил 24,4%, у «Магнита» — 23,3%. «Небольшое отставание по объему валовой маржи от лидеров рынка можно объяснить агрессивной политикой низких цен», — объясняет Прокина.
Ранее генеральный директор «Ашан Россия» Жан-Пьер Жермен рассказывал в интервью «Ведомостям», что компания всегда вела осторожную финансовую политику в стране, избегая излишней закредитованности. «Эта стратегия нам позволяет сконцентрироваться на оптимизации бизнес-процессов, а не на поисках средств для рефинансирования задолженностей», — отметил он.
По данным судебных документов, самая высокая статья расходов «Ашана» — выплаты поставщикам, составляющие в среднем 16 млрд руб. в месяц, далее идут расходы на аренду помещений (1,7 млрд руб. в месяц) и зарплату (0,5 млрд руб.). У компании 3113 поставщиков, и на конец февраля общая задолженность ритейлера перед поставщиками составляла 24 млрд руб.
Российский рынок является стратегическим и одним из самых крупных в группе Auchan, признаются топ-менеджеры компании. В 2008 г. выручка группы Auchan в мире составила 39,48 млрд евро. Оборот за 2009 г. компания пока не раскрывала, но если предположить, что он остался на прежнем уровне, то на долю российского подразделения приходится более 10% общего оборота.