Для безопасной и нормальной работы автомобиля в целом и рулевого управления в частности необходимо перед каждым выездом проверять состояние свободного хода рулевого колеса. При правильной регулировке погрешность хода (колеса в положении прямого движения) не должна превышать величину в 40 мм. Если этот показатель отличается от стандарта, требуется срочная регулировка механизма.

Возможные проблемы

Распространенная причина повышенного и неправильного свободного хода – зазоры и загрязнения в шарнирных соединениях. Поэтому важное дополнительное условие качественного ремонта – дополнительная регулировка шарниров тяги.

Ремонт продольной тяги ГАЗ 3309 может также требоваться и в ряде других случаев:

  • повреждение гидроусилителя руля;
  • технический износ деталей;
  • дефекты подшипников;
  • разрушение втулок, кронштейна или ролика.

Чтобы произвести полное устранение неполадок – необходимо выяснить источник проблемы. От причины зависит дальнейший алгоритм протекания и количество необходимых действий для ремонта.

Информация для водителей или к кому обращаться за помощью

Чтобы отрегулировать передний шарнир либо привести в норму другие комплектующие, нужно снять клапан, затянуть гайку (ее параметры зависят от сложности поломки), затем – отвернуть ее на половину либо четверть оборота. Заключительные действия – установка штифта, стакана с гайкой, клапана управления и сбор детали.

Ремонт рулевой тяги ГАЗ 3309 – занятие хлопотное и ответственное. Для экономии личного времени и облегчения проблемы, обращайтесь за помощью в проверенные автомастерские. Наши специалисты профессионально выполняют работы любой сложности, подтверждая своей деятельностью слоган «качественная услуга не обязательно имеет заоблачную стоимость». Обращайтесь к нам за помощью и получайте исправные детали железного коня за минимальные сроки.

Гидроусилитель руля (ГУР) ГАЗ-3309

Рис.1. Установка гидроусилителя руля ГАЗ-3309

1 – сошка; 2 – шланг нагнетательный; 3 – шланг сливной; 4 – лонжерон; 5 – пресс-масленка; 6 – балка передней оси; 7 – хомут; 8 – продольная рулевая тяга; 9, 14 – пальцы; 10, 11 – шланги силового цилиндра; 12 – поперечная рулевая тяга; 13 -уплотнитель цилиндра; 15 – силовой цилиндр; 16 – скоба соединительная

Установка гидроусилителя руля показана на рис. 1 и 2. Гидроусилитель руля состоит из следующих основных узлов: клапана управления, силового цилиндра, масляного насоса, трубопровода масляного бачка и коробки с клапанами.

Рис. 2. Установка насоса ГУР и клапанной коробки ГАЗ-3309

1 – насос ГУР; 2 – трубка нагнетательная; 3 – трубка всасывающая; 4 – клапанная коробка

На двигатель с правой стороны встроен шестеренчатый насос гидроусилителя руля 1 НШ-10-ЗВЛ, а с левой стороны двигателя на кронштейне устанавливается клапанная коробе (рис. 5.7) с клапанами ограничения давления и производительности, отрегулированный соответственно на значения 8,5-9,5 MПа (9-18 л/мин.).

Установка насоса ГУР и клапанной коробки показана на рис. 2.

Рис. 3. Бачок ГУР ГАЗ-3309

1 – крышка; 2 – корпус; 3 – фильтрующий элемент; 4 – боковой патрубок; 5 – центральный патрубок

Масляный бачок ГУР (рис. 3) устанавливается внутри моторного отсека на передней панели кабины на кронштейне. Бачок неразборный, пластмассовый, на его корпусе нанесены метки «max» и «min», определяющие уровень масла.

Рис. 4. Силовой цилиндр гидроусилителя руля ГАЗ-3309

1 – гайка; 2 – уплотнительные кольца; 3 болт-штуцер; 4 – соединительная муфта; 5 – цилиндр; 6 – кольца поршня; 7 – штоке поршнем; 8 – манжета штока; 9 – сальник штока

Шток 7 (рис. 4) силового цилиндра прикреплен к кронштейну поперечной рулевой тяги, палец шарового шарнира – к кронштейну переднего моста. Шток силового цилиндра перемещает поперечную рулевую тягу, при этом осуществляется поворот передних колес.

Работа гидроусилителя рулевого управления автомобиля ГАЗ-3309

При движении автомобиля в прямом направлении золотник клапана управления находится в среднем положении, при этом нагнетательная магистраль соединена со сливной магистралью. При поворотах золотник смещается относительно корпуса управления, закрывая зазор между золотником и корпусом с соответствующей стороны центральной шейки золотника.

Вследствие этого масло от насоса направляется в соответствующую полость силового цилиндра, который перемещает поперечную тягу рулевой трапеции ГАЗ-3309, осуществляя поворот колес.

Движение при неработающем ГУР

При повреждении гидроусилителя руля ГАЗ-3309 необходимо закольцевать насос-бачок-клапанная коробка, соединив выход II (см. рис. 5) клапанной коробки (нагнетание) со сливом бачка ГУР.

Рис. 5. Клапанная коробка ГАЗ-3309

I – из бачка ГУР; II – клапан ГУР; III – в насос; IV – из насоса; 1 – коллектор; 2 – клапан ограничения давления; 3 – крышка насоса; 4 – клапан ограничения подачи

Для уменьшения усилия на рулевом колесе при поврежденном гидроусилителе рекомендуется слить масло из силового цилиндра и клапана. В случае повреждения силового цилиндра необходимо дополнительно снять силовой цилиндр.

Привод рулевого управления состоит из продольной и поперечной рулевых тяг, снабженных шаровыми шарнирами.

Продольная рулевая тяга ГАЗ-3309

ГУР (рис. 6) регулируется по длине и преднатягу в шарнирах. Регулировкой длины тяги обеспечивается установка рулевого механизма в среднее положение при прямолинейном положении управляемых колес.

Для регулировки длины продольной тяги ГАЗ-3309 необходимо выполнить следующие операции:

– Проверить и при необходимости довести до нормы давление воздуха в шинах колес, устранить возможные неисправности ходовой части (поломка листов или неравномерное проседание рессор, неисправности амортизаторов и др.).

– Установить передние колеса в положение, соответствующее прямолинейному движению, путем прокатывания автомобиля по прямой.

– Отсоединить продольную тягу от поворотного рычага ГАЗ-3309, установить рулевой механизм в среднее положение поворотом рулевого вала из любого крайнего положения на три оборота и доворачивания его до совмещения риски на торце винта рулевого механизма с ребром В верхней крышки рулевого механизма (риска должна находиться внизу).

Проверить правильность установки рулевого колеса относительно рулевого механизма. Плоскость симметрии спиц рулевого колеса должна быть параллельна плоскости симметрии автомобиля (допускается отклонение не более 5°). При необходимости восстановить положение рулевого колеса его перестановкой.

– Ослабить гайку 14 (см. рис. 6) и отрегулировать длину тяги, заворачивая или выворачивая тягу 7 до совмещения оси пальца шарнира с осью конусного отверстия поворотного рычага (защитный чехол должен быть снят). Затянуть гайку 14 моментом 50_62 Нм (5,0-6,2 кг/см) и надеть на шарнир защитный чехол.

– Установить тягу, затянуть гайку пальца шарнира моментом 110-140 Нм (11,0-14,0 кг/см) и зашплинтовать.

Рис. 6. Продольная рулевая тяга ГАЗ-3309

1,8- защитные муфты; 2 – сошка; 3, 13 – болты; 4 – клапан гидроусилителя руля; 5 – наконечник тяги; 6, 11, 14 – гайки; 7 – тяга; 9 – палец; 10 – проба 12 – поворотный рычаг; 15 – гайка; 16 – болт; 17 – гайка стакана; 18 – штифт; 19 – ограничитель; 20 – пружина; 21 – сухарь; 22 – стакан наконечника; 23 – наконечник шарнира

Правильность регулировки проверяется пробным пробегом по прямому участку горизонтальной дороги длиной не менее 500 м. При правильно отрегулированной длине рулевой тяги и исправной ходовой части не должно быть отклонения (увода) рулевого колеса от установленного среднего положения.

Регулировка шарниров продольной рулевой тяги ГАЗ-3309

– Расшплинтовать пробку 10 (см. рис. 6) заднего шарнира и затянуть моментом 24-36 Нм (2,4-3,6 кг/см), а затем отвернуть на 1/12-1/4 оборота и зашплинтовать пробку.

– Для регулировки переднего шарнира продольной тяги необходимо снять клапан, затянуть гайку 17 стакана моменте 24-36 Нм (2,4-3,6 кг/см), а затем отвернуть на 1/12-1/4 оборота.

– Установить штифт 18, вдвинуть стакане с гайкой 17 внутрь наконечника, установи клапан управления и собрать тягу.

Стакан наконечника должен свободно перемещаться в осевом направлении на величину рабочего хода, а пальцы легко поворачиваться на сфере от усилия руки.

Снятие и разборка продольной рулевой тяги ГАЗ-3309

– Отвернуть шланги от клапана гидроусилителя руля и снять хомут крепления шлангов к тяге.

– Расшплинтовать гайки 11 (см. рис. 6) крепления шаровых пальцев к сошке и рычагу поворотного кулака

– Отвернуть гайки крепления шаровых пальцев, выпрессовать пальцы из сошки и рычага и снять тягу.

– Зажать тягу в тисках, отвернуть винты крепления защитных муфт и снять муфты 1 и 8.

– Расшплинтовать и отвернуть две гайки и два болта 3 клапана управления.

– Расшплинтовать и отвернуть гайку центрального болта клапана управления и снять клапан.

– Переместив палец в сторону клапана, вынуть штифт 18 гайки стакана и отвернуть гайку 17.
– Вынуть ограничитель, пружину, сухарь, палец, другой сухарь и стакан из наконечника переднего шарнира тяги.

– Расшплинтовать и отвернуть пробку с противоположного конца тяги и разобрать. Сборку тяги проводить в порядке, обратном разборке.

Разборка и сборка поперечной рулевой тяги ГАЗ-3309

– Расшплинтовать гайки крепления пальцев поперечной рулевой тяги в рычагах рулевой трапеции и гайку штока силового цилиндра.

– Отвернуть гайки крепления пальцев и штока.

– Снять со штока шайбу штока и подушку штока.

– Вынуть пальцы из отверстий рычагов и сдвинуть поперечную тягу вдоль силового цилиндра до выхода штока из отверстия кронштейна крепления силового цилиндра на поперечной рулевой тяге.

– Зажать поперечную рулевую тягу в тисках (крышка наконечника должна быть вверху).

– Слегка вдавить крышку внутрь, чтобы ослабить стопорное кольцо.

– Тонкими плоскогубцами вынуть стопорное кольцо.

– При необходимости выпрессовать из наконечника вкладыш и заменить его. Сборку и установку поперечной рулевой тяги ГАЗ-3309 проводить в обратной последовательности.

Перед сборкой рабочие поверхности пальцев, вкладышей, сухарей и опорных пят смазать тонким слоем смазки. После установки тяги на автомобиль наконечники необходимо смазать через пресс-масленки до выхода смазки из ограничительных шайб.

Разборка и сборка клапана рулевого управления ГАЗ-3309

Для разборки клапана необходимо выполнить следующее:

– Отвернуть винт крепления переходника и снять переходник.

– Вынуть опорные шайбы манжет, манжеты и золотник.

– При необходимости выпрессовать седла и запрессовать новые.

– Сборка клапана управления проводится в порядке, обратном разборке.

ВНИМАНИЕ! Электронный автокаталог запчастей предназначен для справочных целей! Наша компания продает не все запчасти, представленные в этом списке.

Если в правой колонке есть ссылка "Стоимость" – эти запчасти есть в активной продаже. Наличие на складах по деталям с ценой смотрите в карточке товара.
Если в правой колонке нет ссылки "Стоимость" – такие детали мы не продаем и заказы на них не принимаем.