Коробка переключения передач (КПП) тракторов Т-16 обеспечивает агрегату семь передач переднего хода и одну заднего. Валы КПП размещены поперек продольной оси шасси, благодаря чему уменьшены продольные размеры трансмиссии и осуществлена передача вращения к дифференциалу с помощью цилиндрических шестерен.

Передача крутящего момента от двигателя осуществляется через шестерню коническую вала главного сцепления на шестерню ведомую (на рисунке поз. 4), которая установлена на шлицах конца первичного вала (поз. 8) КПП трактора Т-16. На первичном валу также установлены подвижные блоки шестерен (поз. 7) второй и третьей передачи, пятой и шестой (поз. 6) передач и неподвижная шестерня (поз. 9) четвертой передачи. Ведущая шестерня (поз. 10) первой передачи смонтирована на призматической шпонке. Эта шестерня постоянно зацеплена с большой шестерней (поз. 11) блока заднего хода.

Неподвижно на вторичном валу (поз. 46) расположены блоки шестерен (поз. 56) пятой и шестой передачи, дифференциала и второй передачи (поз. 54), третьей передачи (поз. 55); подвижно установлены шестерни четвертой передачи и заднего хода (поз. 53), первой и замедленной передачи (поз. 52). В нижней части корпуса трансмиссии на шарикоподшипниках смонтирована ось блока (поз. 12) шестерни заднего хода и дополнительной передачи. Также на оси закреплен блок шестерен (поз. 11) заднего хода. Шестерня замедленной передачи, которая изготавливается вместе с осью блока, постоянно зацеплена с промежуточной шестерней (поз. 68).

Переключение передач трактора Т-16 (дизель Д-21) осуществляется при помощи рычага (поз. 30), который перемещает валики (поз. 17, 18, 31, 32) с закрепленными на них жестко вилками (поз. 33, 34, 35, 36). Рычаг смонтирован на сферической опоре в колонке и зафиксирован от проворачивания штифтом (поз. 25) вокруг вертикальной оси. Движение рычага ограничивают боковые поверхности пазов, выполненных в крышке корпуса. Благодаря расположению и размерам пазов предотвращается включение двух передач одновременно.

Механизм блокировки позволяет производить переключение передач только при выключенном полностью сцеплении. Нажатие на педаль сцепления приводит к перемещению валика (поз. 61) таким образом, что фрезерованные его участки становятся напротив валиков переключения передач, что дает им возможность свободного движения в осевом направлении. Когда сцепление включено, валик блокировки входит в проточки валиков переключения, запирая их, при этом не позволяя перемещаться шестерням. Ход валика (поз. 61) ограничивается винтом (поз. 59). Фиксация валиков переключения передач в нейтральном положении осуществляется при помощи шариков (поз. 57) и пружин (поз. 58).

На верхний конец рычага (поз. 30) навернута рукоятка из пластмассы. На нижнем конце рычага находится шаровая головка, которая входит в пазы валиков переключения передач. Для того, чтобы нижняя часть рычага могла перемещаться только в необходимом направлении, служит направляющая кулиса, которая находится в крышке корпуса трансмиссии.

Резиновый чехол (поз. 23), который надет на рычаг и закреплен стяжным хомутом на колонке, служит для предохранения деталей механизма переключения передач от пыли и влаги. Для предотвращения случаев пуска двигателя с включенной передачей существует механизм блокировки стартера, который смонтирован в колонке (поз. 22) переключения передач. Рычаг (поз. 30) переключения передач трактора Т-16 установлен в прорези рамки (поз. 26) блокировки, которая жестко соединена с осью. Ось имеет сферический паз, в который входит шарик включателя блокировки (поз. 27) стартера. При включении передачи рычагом происходит поворот рамки, что приводит к отключению электрической цепи, которая соединена со стартером.

Трактор Т-16 или «Шассик» — так его называют в народе, детище Харьковского тракторного завода. Является глубокой модернизацией самоходного шасси ДСШ-14. Задумывался конструкторами, как самоходная, универсальная платформа, для различного сельскохозяйственного и промышленного оборудования.

На шасси предусматривалась установка оборудования для междурядной обработки: опрыскиватель, культиватор.

Для заготовки кормов, широко применяют косилку с использованием бокового ВОМ, стогомёты. Погрузчики разных видов, кузов – самосвал, большой перечень промышленного оборудования. Несмотря на свою универсальность, наибольшую популярность у населения он приобрел, как компактный, маневренный и проходимый грузовик.

На таком хоть в лес за дровами, хоть песка для или гравия для приусадебной стройки привезти, самое то. За комплектацию с передним расположением кузова, Т-16 получил второе свое народное прозвище — «Попрошайка»!

История создания

В середине 50-х годов на Харьковском заводе тракторных самоходных шасси начинается производство и сборка ДСШ-14. Этот трактор станет началом целой линейки самоходных шасси, которые обретут большую популярность у населения на всей территории бывшего Советского Союза.

ДСШ-14 имел оригинальную для того времени конструкцию. Двигатель было решено перенести назад, за кабину, а спереди на трубчатой раме, устанавливать нужное оборудование.

Первая машина была выпущена в 1956. Дизельный мотор мощностью в 14 л.с. позволяла двигаться со скоростью до 13,7 км/ч, коробка передач имела шесть скоростей, а масса достигала 1,67 т. В такой комплектации трактор выпускался 2 года, после чего завод перешёл на сборку модернизированного ДВСШ-16. Модернизированная машина имела уменьшенный на 200 кг. вес и возросшую до 17 км.ч. скорость.

Дальнейшие работы по усовершенствованию самоходных шасси привели к рождению новой модели Т-16 в 1961 году. Здесь был применён уже более мощный 16 л.с. двухцилиндровый дизель. При массе трактора Т-16 в 1,43 тонны грузоподъёмность составила 750 кг, а скорость выросла до 19,5 км/ч.

На платформе этого трактора в разное время выпускались машины самого разного назначения: экскаваторы, вышки, краны, виброуплотнители. Устанавливалось оборудование для дорожной разметки, уборки улиц и конечно же, масса сельскохозяйственных агрегатов.

Непосредственно Т-16 выпускали в течение шести лет, всего их было собранно 600 тысяч. Модификации этого выдающегося трактора выпускались вплоть до 1995 года.

Назначение

  • сельскохозяйственные манипуляции (такие как опрыскивание культур антипаразитарными средствами);
  • работа в сочетании с культиваторами;
  • работа вместе с уборочными машинами; грузовые операции (после выпуска в последующие годы трактор стал популярен именно благодаря его грузовым функциям);
  • модель, также называемая в кругах фермеров «шассик», использовалась в колхозах, совхозах, а затем — в частных и государственных фермерских хозяйствах;
  • благодаря навесному оборудованию, к агрегату возможно подключение циркулярной пилы, лебедки, генератора;
  • перевозка строительных материалов;
  • вывоз строительного мусора.

Технические характеристики

Технические характеристики трактора Т-16 сделали его любимцем многих поколений фермеров. Из конструктивных особенностей устройства особенно можно выделить заднее расположение мотора. Тяговый класс 0,6. Размеры шин ведущих колес — 9.50-32, направляющих — 6.50-16. Грузоподъемность самосвальной платформы, расположенной в передней части кабины — 1000 кг.

Двигатель

Базовые тракторы Т-16 были оборудованы четырехтактным мотором с мощностью 16 л.с., более поздние модели были оборудованы двигателем Д-21А1 с 22 лошадиными силами. Этого мотора хватает для приведения в действие не только трактора Т-16, но и навесного оборудования, которое может весить до 150 кг. Оба мотора имеют воздушное охлаждение. На головках и боковых сторонах цилиндров расположены ребра, которые обеспечивают их охлаждение. Можно регулировать скорость воздушного потока при помощи поворотного диска в соответствующем канале.

1- счетчик моточасов; 2 — центрифуга; 3 — топливные фильтры; 4 — выпускной трубопровод; 5 — средний дефлектор; в — топливный насос; 7 — маховик; 8 — подогревательная свеча накаливания.

Расход топлива

Удельный расход топлива у «шассика» составлял 272 г/кВт в час.

На агрегате «шассика» использовался предкамерный метод смесеобразования. При этом предкамера формировалась специальной вставкой, впрессованной в головку цилиндров, и полостью, расположенной в головке. Предкамера занимала до 35% объема камеры сгорания.

Коробка передач

На минитракторе Т-16 установлена механическая коробка передач. На первых моделях было четыре положения для езды вперед, на последующих модификациях их количество было увеличено до 7. Ходовая и трансмиссия Валы коробки передач находятся под прямым углом по отношению к продольной оси. Благодаря этому удалось уменьшить размеры трансмиссии и машины в целом. Схема сцепления трактора Т-16 Сцепление включает в себя два однодисковых узла, которые предназначаются для передачи момента вращения на коробку передач и регулировку работы ВОМ. Ведущий мост – задний.

Гидравлическая система

Гидравлика тракторов состоит из шестеренного насоса, установленного на моторе, распределителя, исполнительных цилиндров и соединительных магистралей. На Т-16МГ установлено гидрообъемное рулевое управление, подключенное к основной магистрали.

Оборудование, которое используется на Т-16, устанавливается на раме перед кабиной. В сельском хозяйстве машина прекрасно сочетается с опрыскивателями, оборудованием для подкормки и внесения удобрений, косилками и стогомётами. Бороны и катки удобно цеплять на скобу, за передний поперечный брус, так чтоб борона располагалась между передними и задними колёсами.

Так же с трактором прекрасно агрегатируется различное коммунальное оборудование. Разные виды погрузчиков, включая самопогрузчик с кузовом самосвалом. Сварочное оборудование, помпы для воды, пилорамы.

Рулевое управление

Штампованная колонка прикреплена к фланцевой части заднего силового бруса рамы. В колонке установлены на подшипниках 2 вала, имеющих карданный узел соединения. На Т-16МГ колонка оборудована системой регулировки по длине и углу наклона. Настройка выполняется вручную, после этого шарнирное соединение зажимается фиксатором.

Ходовая система

В состав ходовой входят рама, передний и задний мост, колеса. Рама Т-16 служит для установки различного оборудования. Это жёсткая сварная конструкция, состоящая из двух продольных труб, левой и правой, а так же поперечных переднего и заднего брусьев, соединяющих трубы.

В отверстие в переднем брусе запрессованы две втулки, которые служат опорой для оси качения моста. Сам передний мост состоит из балансира и двух поворотных кулаков вставленных в него. Задний мост ведущий.

Колеса ведущего заднего моста состоят из профилированного обода, диска и шины низкого давления. По внутреннему диаметру обода равномерно распределены и приварены стойки, к которым при помощи шести болтов крепится диск. К ступице колесо крепится на специальные болты, которые подходят как для передних, так и задних колёс.

Устройство

На «шассик» устанавливали жесткий каркас, облицованный различными элементами. В более поздних версиях он получил крышу, двери и панели со стеклами. Каркас защищал водителя от травм в случае опрокидывания шасси, укрывал от плохой погоды и выхлопных газов. Летом быстросъемные элементы с него можно было демонтировать. Сам он крепился на шасси в 6 местах посредством резиновых амортизаторов.

Каркас был сварен из прямоугольных труб, соединенных болтами. Крыша каркаса для вентиляции могла фиксироваться в приподнятом положении. Внутри него также были установлены стеклоочистители, солнцезащитный щиток, зеркала и крючок для одежды.

Навесное оборудование для Т-16 заслуживает дополнительного внимания. Благодаря нему трактор оказался настоящим универсалом, готовым к выполнению множества работ. Специализированная машина представляла собой лишь малофункциональный транспорт, но агрегирование с дополнительным оборудованием делало из нее эффективную технику.
Спереди «шассика» на раме находились места креплений, позволяющие устанавливать особые устройства, мотопилы, дорожные щетки, сенокосилки, погрузчики различных вариаций грузовую платформу и дополнительные агрегаты.
Управление Т-16 осуществлялось посредством педалей, соединенных через наконечники, пальцы и тяги с рычагами управления. У модели была механическая ступенчатая трансмиссия.

Главным отличием «шассика» от классических тракторов было заднее расположение трансмиссии и мотора и переднее расположение навесных орудий. Подобная конструкция обеспечивала отличный обзор междурядий и органов орудий с места водителя. Надежное покрытие с грунтом в Т-16 поддерживалось благодаря смещенному к задним колесам центру тяжести.

Габаритные размеры

Габариты «Шассика» следующие: ДВШ — 3280/2600/2000 мм. Клиренс 56 мм., общий вес трактора 1685 кг. без навесных устройств.

Кабина

На первых моделях кабина на Т-16 отсутствовала. Позже на «шассик» начали устанавливать прочный каркас, для защиты тракториста от опрокидывания. Ещё позже к каркасу добавили различные съёмные элементы кабины: крышу, панели со стёклами, двери. Такая кабина уже служила защитой не только защитой от механических воздействий, но и от непогоды и выхлопных газов.

Плюсом было ещё и то, что в жаркое время года все быстросъемные элементы легко снимались, оставляя только каркас, который крепился к раме на резиновые амортизаторы в шести местах.

Т-16 получил подрессоренное одноместное сиденье с регулировкой по росту и весу водителя. Настройка осуществлялась перестановкой чаши. Сиденья были дополнены подлокотниками и твердой спинкой. На левом крыле каркаса находился инструментальный ящик. Его техническое обслуживание особой трудности не представляло. Необходимо было регулярно очищать сиденья, иногда подкрашивать проблемные места и подтягивать болтовые соединения.

Модификации

Т-16 выпускался только с 1961 по 1967 год, все более поздние модели – это его модификации.

Рассмотрим их более подробно:

  • Т-16М – первая модернизация «шассика». Отличался в первую очередь установкой более мощного двигателя 25 л.с. Максимальная скорость машины возросла до 23 км/ч. А минимальная скорость выполнения работ с помощью ходоуменьшителя была снижена до 1,6 км/ч, это значительно расширило диапазон выполняемых сельскохозяйственных работ. Масса модернизированной машины возросла до 1810 градусов. Появилась каркасная кабина с тентом и дверьми.
  • Т-16МГ – пошёл в серию с 1986 года. Мощность двигателя осталась прежней 25 л.с. но в целом двигатель подвергся большому количеству доработок, благодаря чему стал более эффективно использовать своих лошадок. Максимальная скорость трактора возросла до 40 км/ч. Наконец трактор получил закрытую, цельнометаллическую кабину и в целом стал более комфортным для тракториста. На тракторе предусматривалось аж три ВОМ, два синхронных и третий независимый. Выпуск этой модификации остановили в 1995 году.

Преимущества и недостатки эксплуатации

Почему же трактор Т-16 обрёл такую популярность среди населения? Думаю дело в его главном преимуществе, а именно, низкой стоимости при хорошей надёжности и широком диапазоне выполняемых работ.

Так же из плюсов можно выделить:

  1. Простота в эксплуатации, управлять «шассиком» вполне способен человек без каких — либо специальных навыков.
  2. Техническое обслуживание и ремонт, так же не составят труда, если человек, как механик, знаком хотя бы с основами.
  3. Небольшие размеры позволяют маневрировать там, где большему трактору не развернуться.
  4. Хорошая проходимость позволит забрать или доставить груз туда, где обычному грузовику не пройти.
  5. За счёт малого веса не сильно прикатывается грунт во время сельскохозяйственных работ.
  6. Большой выбор навесного оборудования делает машину универсальной.

Основным и чуть ли не единственным недостатком принято считать воздушную систему охлаждения двигателя. В зимний период запустить двигатель без предварительного подогрева не получится, а система холодного пуска на двигателе не предусмотрена.

«Попрошайка» является очень простым трактором в плане ежедневного и периодического обслуживания. Перед каждым выездом следует проверять и при необходимости доливать топливо, охлаждающую жидкость и масло, проверять работоспособность тормозной и рулевой системы, заряд аккумулятора.

Правила безопасной эксплуатации трактора Т-16:

  • во время движения держите двери кабины закрытой;
  • высоту сиденья регулируйте соответственно росту оператора;
  • ремонт двигателя и разбор КПП производите только после того, как мотор остыл;
  • следите за уровнем давления охлаждающей жидкости;
  • контролируйте показатели дизельного топлива, уровня масла;
  • не курите вблизи работающего двигателя машины.

Правила обслуживания трактора Т-16:

  • как и любая техника подобного класса, Т-16 нуждается в периодической проверке состояния деталей устройства, скрепленных частей, навесок, КПП, данная проверка выполняется каждые 50, 100, 200 и более часов;
  • на время бездействия «законсервируйте» трактор, выполнив слив топлива и установив машину на хранение в сухом помещении;
  • при сложных условиях эксплуатации (высокий уровень влажности, высокая запыленность и т.д) может потребоваться внеплановый ТО, выполните его согласно инструкции по эксплуатации трактора;
  • все отработанные жидкости сдавайте в утилизацию;
  • избегайте течи масла и топлива, в особенности в жаркие летние дни — и масло, и дизельное топливо весьма горючи и легко воспламеняются.

Основные неисправности и методы их устранения

Трактор Т-16 отличается простотой конструкции и проведения ремонтных работ.

Если двигатель не заводится:

  1. Проверьте наличие топлива и масла в соответствующих органах;
  2. Убедитесь в исправности системы зажигания и рабочем состоянии свечей;
  3. Проверьте топливную систему;
  4. Очистите воздушные и топливные фильтры, многие владельцы отмечают то, что они зачастую забиваются.

Слишком комфортным попрошайку назвать нельзя в силу того, что кабина находится прямо над трансмиссией, и при небольшом весе его очень трясет во время езды.

Однако, если идет сильная вибрация, то это является признаком неисправности:

  • Разболтались болтовые соединения;
  • Неправильно подсоединено навесное оборудование;
  • Закончился смазочный материал.

При ремонте шасси Т-16 производится замена изношенных элементов трансмиссии и силовой установки, устранение механических повреждений или трещин на подрамнике или деталях кабины. Трещины на подрамнике свидетельствуют о работе машины с перегрузками, поэтому узел рекомендуется заменить. Поврежденные коррозией части очищаются, покрываются грунтом и окрашиваются.

Ремонт коробки передач может потребоваться при износе или выкрашивании зубьев шестерен или валов, повреждениях валов или подшипников, выходе из строя вилок переключения. Для ремонта коробка передач снимается с трактора — откручивается передний подрамник, снимается кабина и двигатель.

Краткая последовательность шагов при разборке коробки:

  • Перед началом разборки коробки и бортовых передач требуется слить масло.
  • Отделить конечные бортовые передачи, провести проверку состояния шестерен и подшипников.
  • Снять крышки подшипников на картере коробки и вынуть валы.
  • Изношенные детали заменить узлами без износа.
  • Сборка коробки производится в обратной последовательности.
  • Резьбовые соединения требуется затягивать динамометрическим ключом в соответствии с моментами, рекомендованными заводом.
  • Соединяемые поверхности не должны иметь вмятин, поскольку через повреждения стыков станет сочиться масло.

Проблемой является качество запасных частей, из-за чего требуется длительная регулировка зазоров главной передачи. Для регулировки используется краска, которая наносится на зубцы ведущей шестерни. Опечаток на ведомой шестерне должен находиться по центру грани зуба. Если пятно контакта иное, то требуется настроить узел путем замены регулировочных прокладок.

Разборка двигателя применяется при проведении капитального ремонта с заменой элементов поршневой группы. Сигналом к ремонту становится затрудненный запуск, падение мощности и увеличенный расход масла. Двигатель Д-21 оснащается индивидуальными цилиндрами и головками. Цилиндры отлиты из износостойкого чугуна, внутри поверхность отполирована и образует рабочее зеркало. При износе или повреждениях зеркала цилиндр меняется на изделие с номинальным размером.

Для замены головки и цилиндра требуется отвернуть 4 гайки и снять элементы. Вместе с заменой цилиндра осуществляется обновление поршневых колец.

Ремонт механизма газораспределения проводится на снятых головках. Направляющие толкателей и распределительный вал возможно заменить только после снятия двигателя с трактора и разборки картера. Двигатель крепится на шпильках через картер сцепления к коробке передач. Для снятия мотора требуется отсоединить топливные трубки, провода стартера и генератора, открутить гайки. Демонтаж выполняется с помощью кран-балки.

Для замены коренных или шатунных подшипников требуется разборка нижней части картера. Предварительно требуется снять навесное оборудование, слить масло и открутить гайки крепления масляного поддона. После этого откручиваются анкерные боты крышек подшипников, снимается и проверяется коленчатый вал. Изношенные детали заменяются. Сборка мотора должна производиться в чистом помещении с соблюдением моментов затяжки крепежа.

Необходимо следить за установкой контрящих шайб, которые предотвращают самопроизвольное откручивание гаек и болтов. Отремонтированный двигатель должен пройти обкатку, в ходе которой запрещается давать высокие нагрузки и обороты. После обкатки масло в картере подлежит замене.

Трансмиссия самоходного шасси СШ-2540 (Т-16МГ, Т-16)

Трансмиссия (силовая передача) самоходного шасси служит для передачи вращения (крутящего момента) от вала двигателя к ведущим колеса. Она состоит из муфты сцепления, главной и конечных (бортовых) передач.

Главная передача представляет собой единый агрегат, состоящий из коробки передач, дифференциала, механизма блокировки дифференциала, тормоза, бортовые передачи, независимого и синхронного валов отбора мощности. Этот объединенный агрегат заключен в один корпус.

Трансмиссия обеспечивает плавное трогание шасси с места и его остановку, изменение скорости движения и тягового усилия, а также изменение направления движения.

На рисунке представлена схема трансмиссии самоходного шасси СШ-2540 (Т-16МГ, Т-16М), а также в таблице приведены шестерни силовой передачи и количество зубьев.

Вращение от коленчатого вала двигателя Д-120-44(45) передается через муфту сцепления СШ20.21.055 главному валу муфты сцепления СШ20.21.126-1А и валу отбора мощности Т16.37.198.

От главного вала муфты сцепления СШ20.21.126-1А вращение передается через коническую шестерню СШ20.37.103 первичному валу коробки перемены передач СШ20.37.102.

От первичного вала СШ20.37.102. через подвижные цилиндрические шестерни соответствующих передач вращение передается вторичному валу СШ20.37.115А с неподвижными шестернями и от него через малую цилиндрическую шестерню Т16.38.118А дифференциалу СШ20.37.069.

От дифференциала через полуоси с шестернями Т16.39.105А и Т16.39.104А вращение передается шестерням бортовых передач ДСШ14.39.106Б и ведущим колесам.

На самоходном шасси трансмиссия обеспечивает семь передач переднего хода, в том числе одну замедленную и одну передачу заднего хода.

Коробка перемены передач самоходного шасси – механическая двухвальная, четырехходовая с поперечным расположением валов с прямозубыми шестернями и блокировкой механизма переключения.

Муфта сцепления самоходного шасси СШ20.21.055 предназначена для отъединения механизмов силовой передачи от коленчатого вала двигателя, что необходимо для кратковременной остановки шасси и включения необходимой передачи.

Кроме того муфта сцепления позволяет постепенно соединять вращающиеся вал двигателя с неподвижными механизмами силовой передачи, обеспечивает плавное трогание шасси с места.

Одновременно муфта сцепления предохраняет детали силовой передачи и двигателя от поломок при резком изменении числа оборотов дизельного двигателя.

На самоходном шасси СШ-2540 (Т-16МГ, Т-16М) применена постоянно замкнутая муфта сцепления двойного действия, которая направляет мощность от дизельного двигателя одновременно к коробке передач и к независимому валу отбора мощности.

Тип муфты сцепления – фрикционная, однодисковая, сухого трения, постоянно замкнутая с дополнительной муфтой ВОМ.

На самоходном шасси применен простой двухсаттелитный дифференциал СШ20.37.069. Дифференциал предназначен для передачи вращения правому и левому ведущим колесам с одинаковой скоростью при прямолинейном движении шасси и с различными скоростями при повороте шасси и движении по неровной поверхности.

Самоходное шасси имеет два ленточных сухих тормоза, предназначенных для быстрой остановки шасси, безопасного движения под уклон и удержания его на месте при стационарной работе. Тормоза расположены в рукавах Т16.38.101 и Т16.38.102 , соединяющие конечные передачи с корпусом главной передачи.

  • Конечные передачи служат для снижения числа оборотов ведущих колес самоходного шасси.
  • Корпуса конечных передач прикреплены к наружным фланцам рукавов и служат опорой для корпуса главной передачи.
  • Правая и левая конечные передачи, кроме длины валов малых шестерен (Т16.39.104А и Т16.39.105А) одинаковы.
  • Каждая из конечных передач состоит из корпуса -картеров бортовых передач СШ20.39.139Б и СШ20.39.101Б, малой и большой шестерен Т16.39.104А и Т16.39.105А, оси заднего колеса А25.39.026.