Маятниковый рычаг, или просто маятник, – узел в рулевом управление достаточно уязвимый, и менять его приходится часто. О том, как самостоятельно заменить маятник – наш сегодняшний рассказ .

Причины недолгой ходимости маятникового рычага прозаичны — это дань родословной. При проектировании Нивы максимальное число умов и агрегатов было взято от легкой малолитражки ВАЗ-2106. В результате оригинальная передняя подвеска Нивы с мощной балкой и кованными рычагами на неубиваемых сайлент-блоках, с усиленным ступичным узлом, оказалась скрещен с рулевым управлением фиата-124, прототипа ВАЗ-2101-06. От этого авто Ниве достались (с поправкой на разницу в колее) все рулевые тяги, шарниры и рулевой механизм е маятаиковым рычагом Как следствие, детали рулевого управления оказались подвержены значительным перегрузкам. Опыт экстремальной эксплуатации редакционных Нив показал, что меньше других узлов рулевого управления живет маятниковый рычаг. На него передаются удары от неровностей дороги, усиливаемые значительно большими, чем у классики, колесами.

Основные неисправности: изгиб собственно рычага (сошки) и износ резиновых втулок или подшипников (в зависимости от типа маятника), вызывающий люфт оси рычага. Езда с изогнутым рычагом приводит к быстрому неравномерному износу передних шин по причине изменения углов установки колес.

Если Ниву «уводит» с траектории, а колеса смотрят в разные стороны, внимательно осмотрите рычаг. Следует хорошо представлять его правильную форму. На ВАЗ-2121 рычаг имеет характерную ступеньку между отверстиями под рулевые пальцы (см. фото справа). На BA3-21213 ступеньки нет, и отверстия находятся практически в одной плоскости. Внимание: рычаги невзаимозаменяемы! на исправных рычагах оси пальцев параллельны. Если пальцы как бы перекрещиваются — рычаг погнулся и подлежит замене.

Какой купить рычаг? В продаже имеются рычаги на резиновых конусных втулках и на подшипниках. Подшипники теоретически снижают усилие на рулевом колесе. Но на практике сколь-нибудь существенной разницы не обнаруживается. Явный недостаток подшипникового рычага — его подшипник может выйти из строя при резком ударе по корпусу. Маятнику на втулках такие удары не страшны. Кроме того, он поддается восстановительному ремонту — замене изношенных втулок

Если Вы купили маятник на втулках, воспользуйтесь его разборной конструкцией. Вытащите шплинт, отвинтите гайку и извлеките рычаг вместе с осью из силуминового корпуса (см фото внизу). «Высаженные» поверхности оси (большего диаметра) под резиновые втулки обработаны резцом и, как правило, не шлифуются на заводе. Втулки в гаком рычаге будут быстро «съедены» шершавой осью. Отполируйте поверхность мелкой шкуркой, смажьте ось литолом и соберите рычаг. Этим Вы продлите жизнь узла.


Замена маягникого рычага

1. Установите машину на надежный домкрат (фото 1) и снимите правое переднее колесо

2. Расшплинтуйте и отверните гайки средней и боковой рулевых тяг. Инструмент — головка на 22 с карданчиком и удлинителем (фото 3-4).

Для удобства можно предварительно демонтировать корпус воздушного фильтра, сняв его крышку и открутив с длинных шпилек карбюратора четыре гайки ключом на 8 (фото 2). Это облегчит доступ к маятнику сверху.

3. Отсоедините от маятника рулевые тяги.

Для выпрссовки пальцев рулевых тяг можно, конечно, воспользоваться специальным съёмником с многоцифорным обозначением, но нам полюбился более быстрый способ. Пальцы выбиваются при помощи молотка на 800-1000 г. и выколотки длиной 50-60 см. и диаметром 20-30 мм, которую легко изготовить из стального прутка (фото 5).

Главное, чтобы удар был направлен вдоль оси пальцев рулевых тяг. Возможное повреждение первых витков резьбы на них легко устранить треугольным напильником (фото 8).

Действуя таким образом, Вы сэкономите массу времени.

4. Зафиксировав рожковым ключом на 17 гайки на корпусе маятника (фото 6), при помощи торцевой головки и удлинителя отверните два болта крепления маятника к лонжерону.

5. Снимите старый маятниковый рычаг и поставьте на его место новый. Сборку проводите в обратном порядке (фото 9-10).

Дуя облегчения последующих ремонтов рекомендуем все резьбовые соединения промазать графитовой смазкой. Если случай не запущенный, то регулировки схода-развала не потребуется.

Теперь Ваш маятник будет качаться только туда, куда ему положено. А Ваша Нива послушна и покладиста на радость хозяину. Удачных ремонтов!

Затраты времени при замене рычага:

Инструмент и оборудование:

домкрат, баллонный ключ (желательно «крест»), ключи и головки на 8, 10, 17, 22, удлинитель с карданчиком, молоток, треугольный напильник, пассатижи, выколотка

Видео

ВАЗ-2121, 21213-15, 2129-31 – это знаменитое семейство внедорожников, завоевавшее громадную популярность с первого дня появления серийного образца в 1977 году. ВАЗ-2121 «Нива» представляет собой базовую модель, в основу которой положен несущий трехдверный кузов-универсал и трансмиссия с постоянным полным приводом.

За время выпуска данного автомобиля было спроектировано и изготовлено множество различных модификаций, касающихся конструкции кузова, внешнего вида, применяемого двигателя и многих других элементов машины. Например, ВАЗ-21213 «Тайга» – это переработанный рестайлинговый вариант базового автомобиля, ВАЗ-21214 – модель с отечественным двигателем 1,7 литра, а на ВАЗ-21215 устанавливался французский мотор Пежо XUD 9SD. Отдельное место занимают экземпляры, переделанные под коммерческое использование. В частности, ВАЗ-2129 «Утилитер» – это удлиненная на 500 мм модель с двумя передними сиденьями и грузовым кузовом, а ВАЗ-2131 – удлиненный пятидверный универсал.

Из-за огромного числа модификаций сложно говорить о конкретной группе запасных частей, пользующихся наибольшим спросом. Однако надо заметить, что на протяжении уже многих лет устойчивый интерес проявляется к деталям классического базового варианта «Нивы».

Рег.: 07.10.2008
Сообщений: 37
Откуда: Череповец
Возраст: 47
Авто: 21213, 2002 г.в.

Проехал 1000 км с новым Гусевским маятником.
Руль ощутимо легче крутить. Авто стало рулиться супер. Но по трассе тяжелее ехать стало – обратная связь выше и в большой колейности и на плохих убитых участках в руки все отдает. Почти как на зубиле стало.
Также приходиться крепче держать руль при проезде крупных неровностей, при заезде на бордюр. Больше вырывает.

Правда кроме маятника менялось в подвеске:
-рулевой редуктор ,
-аммы по кругу на KYB Excel-G
– все шаровые .

Будем посмотреть сколько проживет. Если до зимы – то нормально.

Рег.: 08.03.2006
Сообщений: 2992
Откуда: Арзамас
Возраст: 51
Авто: ВАЗ 2121(k) 1990г.

Рег.: 20.10.2007
Тем / Сообщений: 7 / 4557
Откуда: Красноярск
Возраст: 37
Авто: ВАЗ-2121 1989, ВАЗ-2121 1979

Вчера купил маятник, говорят, заводской. Т.к. трапеция у меня 21213, то и маятник брал такой же, был выбор между втулочным и подшипниковым. Взял втулочный (сошки на обоих из одинаково говённого металла, с зализанными фрезой заусенцами, как на фото ранее), т.к. подшипниковый уже ставил именно такой, проходил почти год и заколбасило ось. Продавец сказал, что ресурс подшипниковых как раз на год

Посмотрим на втулочный, что он покажет.

Добавлено спустя 15 минут 34 секунды:

Да, господа, если кому нужны обрезки фасада Краспан (два листа алюминия, между ними пластик, общая толщина где-то 4 мм) розового цвета , то я знаю где На госунивере за общагами есть обрезки, листы длиной метр-полтора, шириной сантиметров 30-40.

Печку хочу из этого колхозить.

Рег.: 28.10.2008
Тем / Сообщений: 2 / 354
Откуда: Новосибирск
Возраст: 45
Авто: 21214 2003

Рег.: 16.01.2009
Тем / Сообщений: 1 / 12
Откуда: Уфа
Возраст: 31
Авто: 21213, 1995г., карб, цвет "сафари"

Оторвал уши крепления маятника от основания, доехал до дома 200 км, рулится стало замето легче :lol:!
Ходил по магазинам, искал на втулках, но чет все продавцы на меня смотрели как на идиота, мол втулки – прошлый век и все такое. В ладье откапали один, без коробки, без идентификационных знаков, только на рычаге написано 21213-номер-запчасти. Силуминовый корпус только сомнения вызывает.

Рег.: 09.01.2008
Тем / Сообщений: 4 / 3014
Откуда: Тольятти
Возраст: 44
Авто: 2131 2001г.в.

Рег.: 08.03.2006
Сообщений: 2992
Откуда: Арзамас
Возраст: 51
Авто: ВАЗ 2121(k) 1990г.

Рег.: 22.04.2009
Сообщений: 206
Откуда: Мытищи
Возраст: 45
Авто: была 2121, 92 г.в.,щас 214, 2002

Рег.: 16.01.2009
Тем / Сообщений: 1 / 12
Откуда: Уфа
Возраст: 31
Авто: 21213, 1995г., карб, цвет "сафари"

Рег.: 29.02.2008
Тем / Сообщений: 5 / 327
Откуда: Москва, САО (ВАО)
Возраст: 38
Авто: ВАЗ-21213, 1999г.в., Skoda Felicia 1.6 AEE 1998г.в., GT Avalanche 2.0 (2012), KIA Sportage Grand (2005)

Рег.: 14.08.2007
Сообщений: 381
Откуда: Тольятти
Возраст: 37
Авто: ВАЗ2131, 2003

Рег.: 11.08.2009
Сообщений: 44
Откуда: Украина-Запорожская обл.-г.Бердянск
Возраст: 40
Авто: ВАЗ-21214 г.в.2005

Рег.: 01.11.2008
Тем / Сообщений: 1 / 133
Откуда: Пермь-Псков
Возраст: 51
Авто: ВАЗ 21213, 1997; 212140, 2014

Машина 74 тыс. Первая разборка маятникого рычага.
Обнаружил горизонтальный люфт правого колеса. Причем еле заметный я как-то уже ловил примерно 3 тыс. км назад, но не придал этому значение. Теперь люфт был приличным и машина стала себя не адекватно на дороге вести. Проглядел. В основном люфт был в нижней части.
С ходу купил ремкомплект Балаковский рядом с домом – 25 руб. Втулки серого цвета, резина жесковатая. Растянул – налезла.
Разобрал с трудом – сначала верхнюю гайку открутил, ось вниз до конца не ушла как -где-то было написано на 5-6 страницах ветки. Верхняя втулка черная почти совсем развалилась, потеряла свою площадку и резинку.
Соответсвенно откуртить ось от рычага я не смог. Ось проворачивалась. Но гайку сорвал с места. Затем снял корпус, тоже пришлось повозиться. Солидола внутри почти не было, какой-то черный налет. Интересно что при максимальном люфте в нижней втулке развалилась больше верхняя.
Все протер, отковырял налет, собрал втулки в корпус, а обратно он на ось не встает, верхнюю втулку ось выталкивает с резинкой, и не садится до конца. Пришлось снимать с рычага ось.
Держал за фаску на оси рожковым ключем и легко свинтил гайку и вынул ось. Все это проделал не отсоединяя рычаг от рулевых тяг.
Потом опять собрал втулки на корпусе. вставил очищенную и пошкуренную слегка микронкой ось на свое место. Не забыл и салидол.
Возник вопрсо до какой степени затягивать гайку со шплинтом. Сделал на глазок примерно как было, придерживая плоскогубцами за нижний конец.
Корпус с осью на место. Снизу наживил рычаг. Гайку со шплинтом застопорил рожковым ключем. Снизу торцевым затянул гайку.

Переживаю – не перетянул ли? Могут и втулки лопнуть. Резиновые уплотнители не выпучились, хотя, как мне помнится, на новой ниве верхний уплотнитель аккуратненько так выпучивался как на сайлетблоке.
Еще дотягивать? Как в мануале не проверишь, т.к. собирал я блок на машине, а не отдельно. рычаг так и оставался на тягах.

Рег.: 06.02.2007
Тем / Сообщений: 1 / 906
Откуда: г.Улан-Удэ
Возраст: 42
Авто: 2121-1986, презренный пруль Тойота Vista 1998 г/в SV-41, 3S-FE, @X.

210 сообщений на предыдущих страницах