Масляный насос (рис. 1) двухсекционный, шестеренчатый. Верхняя секция масляного насоса подает масло в систему смазки двигателя и в центрифугу, а нижняя секция — в масляный радиатор. Редукционный клапан 3, встроенный в крышку масляного насоса, отрегулирован на давление 3,2 кГ/см 2 (не менее) и перепускает масло из напорной полости масляного насоса во всасывающую.

Минимально допустимое давление масла в двигателе, прогретом до рабочей температуры, должно быть 0,5 кГ/см 2 на холостом ходу (500 об/мин) и 1,5 кГ/см 2 при числе оборотов коленчатого вала 1200 в минуту.

Нижняя секция масляного насоса подает масло в масляный радиатор. Перепускной клапан, встроенный в корпус нижней секции масляного насоса, отрегулирован на давление 1,2 кГ/см 2 .

Эта система-—комбинированного типа, заправочная емкость— 9,5 л. Ома включает маслозаливной патрубок, картер (поддон), насос с маслоприемником, фильтр, радиатор, магистрали и трубопроводы, контрольные приборы. По устройству аналогична системе смазки двигателя ЗМЗ -66, но имеет некоторые особенности. У масляного картера спереди сделано углубление для сбора масла и отверствие с пробкой для слива.

Масляный насос двухсекционный, шестеренчатый, приводится во вращение от шестерни на распределительном валу. Крепится насос в задней части двигателя с правой стороны. Верхняя секция насоса подает масло в систему смазки двигателя, а нижняя — через специальный кран в радиатор.

Редукционный клапан верхней секции установлен в разделительной проставке и отрегулирован на давление 3,2 кгс/см2. Перепускной клапан нижней секции отрегулирован на давление 1,2 кгс/см2.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Масляный фильтр очистки масла двигателя ЗИЛ -131 по устройству такой же, как и двигателя ЗМЗ -66, и отличается наличием перепускного шарикового клапана, предназначенного для перепуска масла, минуя фильтр при значительном износе подшипников коленчатого вала двигателя.

Кран включения масляного радиатора ввернут в корпус нижней секции масляного насоса. Для контроля за уровнем масла с левой стороны двигателя установлен указатель уровня, на котором нанесены три метки: «Долей», «Полно» и метка в виде прямоугольника выше метки «Полно». При длительной стоянке автомобиля до пуска двигателя уровень масла должен быть в пределах прямоугольной метки. Давление в системе смазки контролируется контрольной лампой и по манометру.

Работа системы смазки заключается в следующем. Верхняя секция масляного насоса подает масло через канал в задней перегородке блока в фильтр. Очищенное масло попадает в распределительную камеру, имеющуюся в задней перегородке блока, откуда оно поступает в два продольных магистральных канала- Из левого канала подается к коренным подшипникам коленчатого вала, а от них — к подшипникам и упорному фланцу распределительного вала. По каналам в коленчатом валу поступает к шатунным подшипникам. В теле шатуна имеется отверстие, в момент совпадения которого с каналом в шейке коленчатого вала масло выпрыскивается на стенку цилиндра. Через два радиальных отверстия в шейке среднего подшипника распределительного вала масло по каналам в блоке цилиндров, головках блока, стойках, осях коромысел периодически подается к втулкам коромысел, а по отверстиям в коромыслах — к верхним наконечникам штанг. Толкатели смазываются маслом из продольных магистральных каналов.

Рис. 1. Схема системы смазки двигателя ЗИЛ -130:
1 — масляный картер; 2 — маслоириемннк; 3 — кран включения масляного радиатора; 4 — масляный насос; 5 — маслораспределительная камера; 6—фильтр очистки масла (центрифуга); 7 — воздушный фильтр; 8 — компрессор; 9, 14 — левый и правый магистральные каналы; 10, 11 — трубки подачи и слива масла из компрессора; 12— масляный радиатор; 13 — полости шатунных шеек (ловушки) для центробежной очистки масла

Рис. 2. Схема вентиляции картера двигателя ЗИЛ -131:
1 — воздушный фильтр вентиляции картера и маслозаливная горловина; 2 — маслоуловитель; 3 — клапан вентиляции; 4— штуцер.; 5 — корпус клапана

Из переднего конца правого магистрального канала масло подается для смазки компрессора, а из него по трубопроводу стекает в картер. В радиатор масло подается нижней секцией насоса через кран. Давление в системе должно быть 2—4 кгс/см2.

Вентиляция картера принудительная и осуществляется за счет отсоса газов из картера через клапан. Клапан предназначен для регулирования количества газов в зависимости от режима работы двигателя. Система вентиляции картера действует следующим образом. При работе двигателя на холостом ходу клапан вентиляции вследствие большого разрежения во впускном трубопроводе приподнимается, и площадь проходного сечения штуцера уменьшается — во впускной трубопровод отсасывается небольшое количество газов. С увеличением открытия дроссельных заслонок карбюратора при работе двигателя под нагрузкой разрежение во впускном трубопроводе уменьшается, клапан под действием собственного веса опускается, и площадь проходного сечения между ним и штуцером увеличивается, что соответствует проходу большего объема газов, прорывающихся в картер двигателя. Перед клапаном на выходе из внутреннего пространства двигателя картерные газы проходят через специальный маслоуловитель, предотвращающий попадание масла вместе с газами в камеру сгорания. Свежий воздух поступает в картер через фильтр, установленный на маслозаливном патрубке. Для отключения системы вентиляции при преодолении брода между трубками установлен кран. Рукоятка крана в момент преодоления брода должна быть расположена вертикально.

Рис.35. Схема смазочной системы двигателя ЗИЛ-131: а – общая схема ; б – подача масла к осям коромысла; в – подача масла от оси коромысла к наконечнику штанги; г – смазка стенок цилиндра; 1 – трубка подачи масла в маслянный радиатор; 2 – кран отключения радиатора: 3 – смазочный, насос: 4 – канал подачи масла к фильтрам; 5 -маслораспределительная камера; б – центробежный масляный фильтр; 7 – компрессор; 8 – левый магистральный канал; 9 – трубка подачи масла к. компрессору; 10 – трубка для слива масла от компрессора; 11 – масляный радиатор; 12 – трубка для слива масла из радиатора; 13 -маслоприемник; 14 – грязесборник; 15 – правый магистральный канал; 16 – канал в стойке коромысла; 17 -ось коромысла; 18 -отверстие в шатуне; 19 -указатель давления масла; 20 -контрольная лампа.

Эта система (рис. 35) состоит из маслозаливного патрубка, поддона насоса с маслоприемником, фильтра, радиатора, указателя уровня масла, магистралей, трубопроводов, контрольных приборов. Смазочный насос 3 шестерной, двухсекционный, приводится в дейст­вие от шестерни на распределительном валу, крепится в задней части двигателя с правой стороны (по ходу движения автомобиля). Верхняя сек­ция насоса подает масло в систему смазки, а нижняя – через кран в радиатор. Верхняя секция насоса имеет редукционный клапан, поддерживающий давление в системе 320 кПа; в нижней секции насоса установлен клапан, отрегулированный на давление 120 кПа.

Масляный фильтр 6 центробежной очистки с реактивным приводом, полнопоточный, установлен на крышке блока цилиндров сверху в задней части. В фильтре имеется два жиклера (сопла), выбрасывающих масло струями в противоположных направлениях, что обеспечивает вращение ротора в сборе с колпаком с высокой частотой и центробежную очистку масла. Правильно работающая центрифуга продолжает вращаться после остановки двигателя 2. 3 мин, при этом слышен своеобразный звук. При засорении фильтра или высокой вязкости масла оно поступает в систему без очистки через перепускной клапан, установленный в корпусе фильтра.

Масляный радиатор 11 воздушного охлаждения из посеребренной алюминиевой трубки, установлен перед радиатором системы охлаждения двигателя. Кран 2 включения радиатора находится в корпусе нижней секции смазочного насоса. При эксплуатации автомобиля в весенне-летний период кран 2 должен быть открыт.

Указатель уровня масла установлен с правой стороны двигателя, На его стержне имеется три метки: "Долей", "Полно" и метко в виде прямоугольника выше метки "Полно".

Давление в системе смазки контролируется мембранным манометром непосредственного действия, в нем имеются контакты выключения лампы аварийного падения давления. Манометр и лампа установлены на щитке приборов.

При работе двигателя верхняя секция насоса подает масло через канал в задней перегородке блока в фильтр. Очищенное масло попадает в распределительную камеру 5 в задней перегородке блока, откуда оно поступает в два продольных магистральных канала 8 и 15. Из правого канала масло подается к коренным подшипникам коленчатого вала, а от них – к подшипникам и упорному фланцу распределительного вала. По каналам в коленчатом валу масло поступает к шатунным подшипникам. В момент совпадения отверстия в теле шатуна с каналом в шейке вала масло выпрыскивается на стенку цилиндра. Через два радиальных отверстия в шейке среднего подшипника распределительного вала масло по каналам в блоке цилиндров, головках блока, стойках и осях коромысел периодически подается к втулкам коромысел, а по отверстиям в коромыслах к верхним наконечникам штанг. Толкатели смазываются маслом из продольных магистральных каналов. Из переднего конца левого магистрального канала масло подается для смазки компрессора, а из него по трубопроводу 10 стекает в картер. Давление в смазочной системе должно быть 200 . 400 кПа.

Рис. 36. Схема вентиляции картера двигателя ЗиЛ – 131: 1 – воздушный фильтр вентиляции картера; 2 – маслоулавливатель; 3 – клапан вентиляции; 4 – кран отключения вентиляции.

Вентиляция картера (рис. Зб) закрытая, с отсосом картерных газов через масло улавливатель 2, клапан 3 и трубку во впускной трубопровод, где они смешиваются с горючей смесью и поступают в цилиндры двигателя. Маслоулавливатель отделяет капельки масла от газов. При холостом ходе двигателя, когда разрежение во впускном трубопроводе больше, шарик клапана 3 приподнимается вверх и проходное сечение уменьшается при работе под нагрузкой разрежение уменьшается, шарик клапана под собственным весом опускается и проходное сечение увеличивается; тем самым регулируется количество отсасываемых газов из картера.

Свежий воздух поступает в картер через фильтр 1, установленный на маслозаливном патрубке.

Перед преодолением брода вентиляция крана отключения с помощью крана 4. Во время преодоления брода рукоятка крана должна быть расположена вертикально, все остальное время она должна быть в гори­зонтальном положении.