Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о том, как поворачивать налево на перекрестке без нарушения требований ПДД.

Поворот налево является одним из самых сложных маневров на перекрестке, т.к. при его выполнении траектория машины может пересечься с траекториями других автомобилей.

Многие серьезные ДТП на перекрестках происходят именно при выполнении поворота налево.

С какой полосы разрешен поворот налево?

Для начала рассмотрим самый обычный перекресток, на котором нет знаков и разметки, определяющих направления движения по полосам:

В данном случае выбор полосы движения регламентируется пунктом 8.5 ПДД:

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

Таким образом выполнить поворот разрешается только из левой полосы. Причем нужно не просто занять левую полосу, но и крайнее левое положение на этой полосе (белый автомобиль на рисунке выше). То есть автомобиль должен располагаться максимально близко к разметке, отделяющей встречное направление.

Нужно понимать, что поворот налево из правого ряда повлечет штраф в размере 1 000 – 1 500 рублей:

Поворот налево с двух полос

В правилах дорожного движения существуют специальные знаки и разметка, которые позволяют установить иной порядок движения по полосам. При наличии таких знаков и (или) разметки поворот налево можно выполнять из нескольких полос:

На рисунке выше знаки 5.15.2 разрешают выполнить поворот налево как из левой полосы, так и из средней. Обычно такая ситуация не вызывает проблем у водителей. Белая машина поворачивает на левую полосу, а оранжевая – на правую. То есть траектории не пересекаются.

Однако если внимательно изучить текст ПДД, то можно заметить неоднозначность. С одной стороны, пункт 8.5 требует перед поворотом налево занять крайнее левое положение. С другой стороны, знаки 5.15.2 разрешают поворачивать из двух полос. Причем в правилах не говорится о том, что при наличии знаков 5.15.2 пункт 8.5 перестает действовать. То есть если понимать ПДД буквально, то получается, что использование знаков, разрешающих одновременно поворачивать из нескольких полос, бессмысленно, т.к. водители все равно должны поворачивать только из левой полосы. Однако на практике за поворот из средней полосы при наличии знака 5.15.2, разрешающего поворот, не штрафуют.

На практике вопросы могут возникнуть в случае ДТП при одновременном повороте налево. Поскольку ситуация не регламентирована другими пунктами правил, то применяется пункт 8.9:

8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

То есть оранжевый автомобиль находится справа и имеет преимущество, а белый должен уступить ему дорогу.

Поворот налево с трамвайных путей

Отдельного внимания заслуживают перекрестки, через которые в одном уровне с асфальтом проходят трамвайные пути:

Ситуация регламентируется вторым абзацем пункта 8.5 ПДД:

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

То есть в примере выше белый автомобиль может повернуть налево только с попутного трамвайного пути. Более подробно ситуация рассмотрена в статье:

Кому нужно уступить дорогу при повороте?

Автомобилям на главной дороге

Если Вы въезжаете на перекресток по второстепенной дороге, то Вы должны уступить дорогу автомобилям, находящимся на главной:

Информация об этом приведена в пункте 13.9 ПДД:

13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

Встречным транспортным средствам

Уступить дорогу встречному автомобилю при повороте налево нужно в следующих случаях:

  • на равнозначном перекрестке (пункт 13.12 ПДД);
  • на неравнозначном перекрестке, если главная дорога не меняет направление (пункт 13.12 ПДД);
  • на неравнозначном перекрестке, если Вы въезжаете по второстепенной (пункт 13.12 или 13.9 ПДД);
  • на регулируемом перекрестке (пункт 13.4 ПДД).

Единственная ситуация, когда не нужно уступать дорогу встречному при повороте налево:

  • Вы въезжаете на нерегулируемый перекресток по главной дороге, а встречный – по второстепенной.

На практике имеет смысл уступить дорогу абсолютно всем встречным транспортным средствам, в том числе движущимся с нарушением требований ПДД. Однако, если произойдет столкновение, например, с машиной, едущей по обочине, то виновником ДТП будет признан водитель именно этой машины. Вопрос более подробно рассмотрен в отдельной статье:

Пешеходам и велосипедистам

Пункт 13.1 ПДД требует, чтобы на любом перекрестке водитель поворачивающего автомобиля уступил дорогу пешеходам и велосипедистам:

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Примечание. При этом пешеходы не обязательно должны идти по пешеходному переходу. Уступить нужно в любом случае.

Как правильно поворачивать налево на перекрестке?

Правила дорожного движения позволяют выбрать любую траекторию движения в пределах пересечения проезжих частей.

Разберемся с тем, как выбрать оптимальную траекторию при повороте налево. Для этого нужно рассмотреть 2 ситуации:

  • Транспортные средства со встречного направления не поворачивают налево (им горит запрещающий сигнал светофора, поворот налево для них запрещен знаком или просто нет желающих повернуть).
  • Встречные автомобили поворачивают налево.

Встречные автомобили не поворачивают налево

В этом случае ничто не мешает Вам проехать по перекрестку прямо и остановиться напротив необходимой полосы движения. Как только появится возможность для поворота налево, нужно повернуть налево и покинуть перекресток.

Такая траектория решает одновременно несколько проблем:

  • автомобиль не мешает проезжать встречным машинам, т.к. находится на "попутной" стороне перекрестка;
  • при выезде с пересечения проезжих частей машина случайно не заедет на встречную;
  • если одновременно с Вами решит повернуть еще один автомобиль, то он всегда окажется слева, т.е. уступать ему не придется.

Встречные автомобили поворачивают налево

Не существует единых правил разъезда на перекрестке при повороте налево. Разъезжаться со встречными можно как левыми, так и правыми бортами:

На практике выбор схемы разъезда зависит от конфигурации перекрестка. При этом чаще используется разъезд правыми бортами, т.к. автомобили не мешают друг-другу.

Примечание. На перекрестке с разделительной полосой следует разъезжаться левыми бортами, т.к. в противном случае при выезде с пересечения проезжих частей Ваш автомобиль окажется на встречной полосе, а это запрещено правилами.

Какую полосу занять после поворота?

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

После выполнения поворота налево водитель может выбрать для движения любую попутную полосу движения, правила не накладывают никаких ограничений.

Как правило, водители выбирают для движения левую полосу, чтобы не пересечься со встречными автомобилями, поворачивающими направо. Однако это не обязательно. Можно пропустить встречные машины и повернуть в том числе на правую полосу.

Примечание. Не забывайте, что при повороте направо действуют другие правила. Необходимо двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части. То есть выбрать любую полосу нельзя.

Удачи на дорогах!

Разберите пожалуйста ситуацию с поворотом и разворотом через трамвайные пути с обособлением.

Например на этих перекрестках вечная пробка

3-я улица Соколиной Горы

5-я улица Соколиной Горы

Спасибо за статью!

Однако, хотелось бы уточнить:

1. В описании знаков 5.15.1 и 5.15.2 есть абзац: "Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2, установленных перед перекрестком, распространяется на весь перекресток, если другие знаки 5.15.1 и 5.15.2, установленные на нем, не дают иных указаний." Таким образом, не является ли поворот не из крайней левой полосы в крайнюю левую перестроением, при котором поворачивающий должен уступить поворачивающему из крайней левой в крайнюю левую?

2. Думаю, в статье следует особенно подчеркнуть, что на перекрёстках с несколькими пересечениями проезжих частей разъезд правыми бортами встречных поворачивающих налево, как правило, нарушает ПДД 8.6 в части выезда на встречную полосу при выезде с пересечения проезжих частей.

3. Существует также мнение некоторых инспекторов, что разъезд правыми бортами нарушает ПДД 1.4 в части установленного на территории РФ правостороннего движения. Наказания за это нарушение нет, но на экзамене могут записать нарушение правил поворота, а это гарантированная несдача.

Интересует такой момент, знаки откуда мы выезжаем, слева направо, налево, налево прямо и прямо и направо, при повороте налево, там три ряда, в какую возможно заезжать с левой полосы, в среднюю можно?, возможно здесь пересекёться движение со средним рядом и пункт 8.9,я допустим не успел занять среднюю поосу, я имею право заехать в среднюю полосу или я должен буду применять помеху справа?

Оговорена ли в ПДД ситуация с поворотом налево на зелёный, когда встречные поворачивают направо по стрелке в доп секции (основной им красный)? Если мы поворачиваем в одну полосу (крайняя правая), кто должен уступить?

Xyz, а в чем именно заключается проблема?

В приведенных Вами примерах трамвайные пути и проезжая часть находятся на разных уровнях, то есть на трамвайные пути выезжать нельзя.

Удачи на дорогах!

Keeper_Riff:

"Перестроение" – выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

Я нигде не встречал упоминаний о том, что возможно перестроение во время выполнения поворота налево на перекрестке. И само правило при такой трактовке выглядит довольно непонятно. А Вы где-то в более-менее официальных источниках встречали такую трактовку?

Кроме того, правила не требуют соблюдать никакую "рядность" при повороте налево. Пункт 8.6 ПДД прямо говорит о том, что можно занять любую попутную полосу движения.

Рустам, пункт 8.6 ПДД говорит лишь о том, что при выезде с пересечения проезжих частей Вы должны оказаться на попутной полосе движения. То есть можно выбрать любую попутную полосу.

Однако если поворот осуществляется из двух полос, и оба водителя хотят выехать с перекрестка в одну полосу, то уступить дорогу должен автомобиль, находящийся слева.

Удачи на дорогах!

Николай, ситуация подробно рассмотрена в статье про ДТП при повороте налево на зеленый сигнал светофора.

Если говорить коротко, то никто из водителей не имеет преимущества. В случае ДТП будут виноваты оба.

Удачи на дорогах!

А Вы где-то в более-менее официальных источниках встречали такую трактовку?

В Венской конвенции этот вопрос оговорен гораздо более чётко:

1. Перед поворотом направо или налево для выезда на другую дорогу или для въезда в придорожное владение водитель должен, не нарушая положений пункта 1 статьи 7 и статьи 14 настоящей Конвенции. a) Если он намерен выехать с дороги со стороны, соответствующей направлению движения, – приблизиться, насколько это возможно, к краю проезжей части дороги, соответствующему этому направлению, и затем выполнить возможно более короткий маневр;

У нас почему-то осталась только часть про поворот направо.

У нас почему-то осталась только часть про поворот направо.

А разве в Конвенции не о том же самом идет речь?

1. Перед поворотом направо или налево для выезда на другую дорогу или для въезда в придорожное владение водитель должен, не нарушая положений пункта 1 статьи 7 и статьи 14 настоящей Конвенции. a) Если он намерен выехать с дороги со стороны, соответствующей направлению движения, – приблизиться, насколько это возможно, к краю проезжей части дороги, соответствующему этому направлению, и затем выполнить возможно более короткий маневр;

У нас правостороннее движение, поэтому сторона, соответствующая направлению движения, – правая. Речь про поворот направо.

В Великобритании левостороннее движение. Там такое же правило для поворота налево.

Хотелось бы прояснить ситуацию с велосипедистом.

На приведённой иллюстрации он изображён едущим, хотя, если память мне ни с кем не изменяет, при пересечении проезжей части он должен спешиваться и вести велосипед рядом. Если это так, то не теряет ли он преимущество из-за своего нарушения?

Сергей:

при пересечении проезжей части он должен спешиваться и вести велосипед рядом

Такого в правилах нет. Пункт 24.6 говорит лишь о том, что велосипедист должен спешиться, если он создает помехи для движения на тротуаре, обочине или пешеходной дорожке.

На пешеходном переходе велосипедист спешивается, чтобы стать пешеходом. Однако на рисунке перехода нет.

Удачи на дорогах!

Подскажите пожалуйста! Нарушил ли я ПДД? Я, убедившись, что проеду, за 20 метров повернул налево перед авто, едущему прямо !Преимущество в движении у него, но передо мной возникло препятствие из-за коммунальных служб! Буду ли я виновен в этом случае при ДТП?

Павел, судя по Вашему описанию, сложилась какая-то специфическая ситуация. Что именно произошло перед автомобилем?

Буду ли я виновен в этом случае при ДТП?

Будете. Нарушение п 8.1 ПДД: При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Если у Вас была возможность оценить обстановку – возникновение препятствия – и, как следствие, создание опасности для движения встречному авто, то вина однозначна. Если такой возможности у Вас не было – то и нет вины.

Мне кажется, что при повороте налево с двух полос нужно придерживаться больше пункта 8.5.:"8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении". Получается, что белый автомобиль поворачивает из крайней левой полосы в крайнюю левую (согласно пункту 8.5.), а желтый может так же поворачивает в ту же крайнюю левую согласно знакам 5.15.2, но это будет уже из правой полосы, тогда у жёлтого будет перестроение, т.к. он меняет направление, согласно пункту ПДД 8.4.:"8.4. При перестроении нужно уступить дорогу всем ТС, которые не меняют направление" следует, что опираться на пункт 8.9.:"8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа." не совсем корректно.

И еще есть вопрос.

На регулируемом перекрестке поворот налево с одной полосы в трёхполосную дорогу и на доп.секцию на основной красный. Встречка поворачивает одновременно со мной (со своей стороны направо, с моей стороны налево) так же на доп.секцию на основной красный, но с двух полос согласно знакам 4.1.2. Должна ли я их пропускать и считать их "помехой справа, т.к. с их стороны осуществляется поворот во все три полосы? У них есть знак 5.15.2 "движение по полосам" действие которого распространяется на перекрёсток, и согласно пункту 8.5., самый правый ряд должен выезжать только в крайний правый, средний ряд в средний. Получается, что я без помех могу заезжать в свой крайний левый ряд, а с их стороны это уже будет считаться перестроением, если они полезут в "мой" ряд? Кто будет виновником в случае ДТП?

тогда у жёлтого будет перестроение, т.к. он меняет направление,

Вы верно рассуждаете. Выделил неточность – перестроение – это с сохранением первоначального направления (п 1.2 ПДД "Перестроение"). Поэтому у жёлтого перестроение, т.к. он меняет полосу и уступает, при этом – п 8.9 ПДД здесь не работает, т.к. оговорено п 8.4 ПДД.

Второе. Варвара, аккуратнее с определениями. "Трёхполосная дорога" – это п 9.3 ПДД. Вы же другое имеете ввиду – три полосы в попутном направлении, не так ли?

Получается, что я без помех могу заезжать в свой крайний левый ряд, а с их стороны это уже будет считаться перестроением, если они полезут в "мой" ряд? Кто будет виновником в случае ДТП?

Если Вы налево под стрелку с красным, встречка – направо под стрелку с красным, то работает п 8.9 ПДД. Это на перекрёстке. Если ДТП после перекрёстка – виновник перестраивающийся.

Варвара, рекомендую Вам изучить статью ДТП при повороте налево на зеленый сигнал светофора.

В данной, первой части темы, посвященной поворотам налево на перекрестке, будут рассмотрены случаи поворотов налево с крайней левой полосы.

Поворот налево в том смысле, как следует выполнять данный маневр (левый поворот) в соответствии с ПДД, и какие опасные моменты могут подстерегать водителей в этих ситуациях.

Разумеется, все опасные случаи охватить невозможно, но наиболее часто встречающиеся, так сказать, базовые, рассмотрим.

Некоторые возможные конфликты между участниками движения на перекрестке, связанные с поворотом налево, были уже рассмотрены ранее, в статье Поворот налево и разворот на перекрестках. Опасные ситуации. Те конфликтные ситуации, большей частью связаны либо со встречными участниками, либо с теми, кто движется в поперечном направлении.

Здесь же будет представлено взаимодействие участников, которые движутся попутно, осуществляя левый поворот с крайней левой полосы.

Начнем с того, что установленные перед перекрестком знаки 5.15.1 «Направления движения по полосам» и 5.15.2 «Направления движения по полосе» действуют на весь перекресток, если другие знаки 5.15.1 и 5.15.2, установленные непосредственно на нем (чаще всего над проезжей частью перекрестка) не указывают другое направление. Вышеупомянутые знаки, разрешающие поворот налево из крайней левой полосы, разрешают и разворот с этой полосы.

Какую полосу дороги можно занять, поворачивая налево с крайней левой полосы?

Прямых указаний, как должен выполняться левый поворот, в Правилах нет. В пункте 8.6 ПДД говорится, что поворот (как левый поворот, так и правый) должен осуществляться таким образом, чтобы, выезжая с пересечения проезжих частей, транспортное средство НЕ оказалось на встречной полосе.

Совершая же правый поворот, транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части. Более подробно о выполнении правого поворота изложено в статье Поворот направо. Опасные ситуации.

Таким образом, Правила разрешают повернуть налево на любую полосу той дороги, на которую совершается поворот, например, как на рисунке ниже. В качестве примера взят обычный стандартный перекресток.

Каким образом следует «строить» траекторию движения на перекрестке во время поворота налево, а также в случае разъезда со встречным, поворачивающим налево автомобилем, можно прочесть в статье Проезд перекрестков. Въезд и выезд — общие правила.

В общих случаях линия поворота должна проходить через условный центр перекрестка или около него, а когда на одной из дорог есть разделительная полоса, то поворот налево вдоль такой полосы должен проходить только за линией, проходящей через центр перекрестка, т.е. в правой половине данного «разрыва» по ходу движения автомобиля.

Казалось бы, здесь нет ничего необычного, выбирай траекторию и поворачивай, но нужно понимать, что участников дорожного движения много, каждый едет в соответствии со своими планами, и желающих повернуть налево за один цикл светофора также может быть несколько.

На регулируемых перекрестках время движения через него ограничено «длиной» сигналов светофора, а ждать следующего цикла, обычно, никому не хочется. Поэтому всегда существует вероятность, что кто-то из участников захочет «успеть проехать» любой ценой. Это может выразиться либо в поспешных действиях, либо, в так сказать, разумном игнорировании чужого приоритета. Несколько вариантов, как такое происходит, рассмотрим ниже.

Вариант первый. Поворот «под прикрытием» т.е. автомобиль, поворачивающий следом за вашим авто, «режет» угол поворота.

События происходят следующим образом. Один или несколько участников по зеленому сигналу выезжают к середине перекрестка друг за другом, эдаким «звеном» из нескольких машин, и останавливаются, пропуская встречных. Появляется момент для поворота, ожидающие его водители начинают движение друг за другом, но кое-кто из них может выехать из «звена» и движением слева «срезать» угол поворота.

Когда такое происходит, то есть вероятность столкнуться с этим автомобилем на выезде с перекрестка, например в левой полосе. Поэтому, чтобы избежать столкновения, всегда нужно обращать внимание на ситуацию слева-сзади вашего автомобиля.

Вариант второй. «Помеха справа».

Ситуация такого рода может произойти в следующем случае. Первый участник с левым «поворотником» выезжает не до середины перекрестка, а едва заехав на пересечение проезжих частей, останавливается. Т.е. между ним и условной серединой перекрестка остается приличное расстояние.

Так делать не рекомендуется, хотя бы из солидарности к тем водителям, которые находятся сзади и также ждут поворота налево. Им, ведь, тоже нужно успеть заехать на перекресток, чтобы позже была возможность даже после включения запрещающего сигнала завершить свой маневр и выехать с перекрестка.

Но подобные поступки встречаются нередко, и они вполне могут кого-нибудь нервировать. Что происходит далее?

Ожидающий своей очереди позади того, «первого», объезжает его справа и ставит свой автомобиль впереди, т.е. теперь он на поворот первый! Такие «маневры» еще применяют в местах для разворота и на Т-перекрестках, чтобы первым стать на разворот. Если при этом не пересекается сплошная разметка, движение автомобиля обозначено включением соответствующих «поворотников» и не создается помех движению, то нарушения нет.

И после того, как появляется возможность закончить левый поворот и выехать с перекрестка, кто-то из этих «первых» захочет сделать это действительно первым, не исключено, что на эмоциях. Т.е. возможны «варианты» пересечения их путей, в т.ч. и столкновения. Юридическое преимущество будет у водителя, чей автомобиль находится справа.

Примерно такая же ситуация может сложиться, когда кто-то из участников будет поворачивать налево из средней или с правой полосы в случае, когда такой маневр Правилами запрещен. Т.е. никто не ожидал, а он взял и повернул налево с правого ряда, и таким образом, оказался «помехой справа».

Самое интересное, что преимущество в движении в сложившейся ситуации, у того нарушителя, поскольку он теперь находится справа. Если произойдет ДТП и станут искать виновного, то кроме помехи справа еще обратят внимание на характер столкновения, т.е. кто кого догнал или «притер».

Чтобы неприятности не произошло, подобную ситуацию исключать из возможностей нельзя, и требуется постоянно следить за обстановкой вокруг своего автомобиля, а не только слева-сзади. Если кто-то упорно игнорирует ваш приоритет, то целесообразно пропустить того вперед и не портить себе нервы.

Это, разумеется, далеко не весь перечень спорных ситуаций, которые могут возникнуть с левым поворотом на перекрестке. Каждый случай индивидуален, а универсального «рецепта» как избежать ДТП не существует. В следующей, второй части поворотов, рассмотрен поворот налево на перекрестке, когда он разрешен Правилами и с других полос, кроме крайней левой.

Будьте внимательны за рулем, берегите себя и окружающих.

Автор: Сергей Довженко
Последнее обновление: 13.12.2019

ГЛАВНАЯ » ДВИЖЕНИЕ И МАНЕВРИРОВАНИЕ » КАК ПРАВИЛЬНО ПОВОРАЧИВАТЬ НАЛЕВО НА ПЕРЕКРЕСТКЕ

воскресенье, 16 апреля 2017 г.

КАК ПРАВИЛЬНО ПОВОРАЧИВАТЬ НАЛЕВО НА ПЕРЕКРЕСТКЕ

Правила построения траектории движения на перекрестке во время поворота налево, а также в случае разъезда со встречным, поворачивающим налево автомобилем, вы найдете в статье Проезд перекрестков. Въезд и выезд — общие правила.

Такой «маневр» используют в местах для разворота и на Т-перекрестках, чтобы первым стать на разворот. Если при этом не пересекается сплошная разметка, движение автомобиля обозначено включением соответствующих «поворотников» и не создается помех движению, то нарушения нет.

Юридическое преимущество будет у водителя, чей автомобиль находится справа.

Сам по себе поворот налево на перекрестке с двух крайних левых полос, который еще можно назвать параллельный, не вызывает противоречия между участниками дорожного движения. Не вызывает пока их пути не пересекаются, то есть когда один из участников движения смещаясь относительно своей полосы на другую, создает опасную ситуацию, которая может привести к аварии.

Если пути машин пересекаются, дорогу должен уступить тот водитель, кто выезжает из своей условной полосы. Если же перестроение обоюдное (оба выезжают из своих условных полос), то преимущество у того, кто находится справа.

На этом все, желаю удачи на дороге и не попадайте в ДТП!

Для написания статьи использовал материалы с сайта: АВТОНАУКА.РУ