Всем доброго времени суток!
— На прошлой недели произошла одна неприятность, а именно — порвался ремень генератора. При чем его можно назвать было новым, ведь ставил я его новым при замене помпы не так давно.
— Нашел я у себя в закромках 3 ремня, еще времён *строительства коммунизма*. Качество конечно не очень, резина уже утратила свою эластичность. Ставить конечно я не рискнул ни один из них.
— Снял размеры с порванного своего ремня и отправился в магазин запчастей. Спрашивая у консультанта ремни по моему размеру, он все пытался узнать *от какой все таки машины*, на что я отвечал *да таких уже нет* и всё же сказал ему, что Москвич 412, на что он сказал, что есть ремни на них. Хотелось бы видеть тогда мне самому своё лицо.) но удивление было большое.
— Вообщем купил ремень клиновой 8,5х8 — 875.
— Пришел, поставил его.
— Он оказался даже поуже предыдущего и сел в паз очень ровно, нежели предыдущий выпирал немного.
— Но все же мне он не очень нравится, какой то хлипкий, как мне показалось. Немного поездив, обнаружил небольшую стружку резины на самом ремне. Вообщем хотелось бы его заменить на более качественный и надежный.
— Отсюда и вопрос к знатокам, какой ремень лучше поставить (фирма, марка, с какого авто и т.д.) ?!
— Всем спасибо за внимание и всего наилучшего!
Написать это меня побудили сообщения некоторых автолюбителей о том, что ремни 875 мм и даже 900 мм являются для "Москвича" (с двигателем 412) короткими. Мне вспомнился один совет 27-летней давности.
Речь сейчас не о некоторых спорных моментах в этом совете, а о самом факте. Да, ремни 900 мм на "Москвич" вообще невозможно было установить. А поскольку "Жигулёвские" ремни (они даже длиннее 900 мм) тогда были более распространены, некоторые шли на такое.
То, что у "Москвича-412" ремень вентилятора (да, да, раньше их так называли) имеет длину 875 мм, я знал ещё с незапамятных времён. И что 408-ой ремень короче. И даже официально допускалась установка 408-го ремня на 412 в безвыходной ситуации, чтобы добраться до дома (сейчас уже не помню номер журнала).
А что означает вообще длина ремня, как она определяется? И что такое конкретный в данном случае параметр 875 мм? Ведь ремень имеет определённую глубину (или высоту) и длина, измеряемая на разном радиусе, будет различной. Есть такое понятие — нейтральная линия. При изгибе ремня его наружная часть будет подвержена растяжению, а внутренняя — сжатию. Нейтральная линия — это как раз то место, где растяжение переходит в сжатие (или наоборот), и напряжение там нулевое. И в этом месте ремень сохраняет свои геометрические размеры. Именно это место используется для расчёта параметров ременной передачи.
И по ней определяется эффективный диаметр шкивов. И ширина ремня тоже может определяться по нейтральной линии. Существовал (существует?) специальный ГОСТ 5813-76 по клиновым ремням. Ремень 412 по нему обозначается следующим образом: 8,5Х8 — 875 ГОСТ 5813-76. Первое число — расчётная ширина (по нейтральной линии), второе — высота профиля. Третье — длина по нейтральной линии (расчётная). И далее ГОСТ. Есть и внутренняя длина ремня (по-моему, раньше они обозначались по ней). Необходимые сведения приведены в таблице.
Ремни вентиляторные клиновые для автомобилей, тракторов и др. техники. Предназначены для передачи движения от вала двигателя к вспомогательным агрегатам.
Пример условного обозначения:
Марка двигателя и машины
Снегоход "Буран", ЯМЗ-238ЕК и 238АК (комбайн "Дон")
ГАЗ-53А, ГАЗ-53-2, ЗМЗ-53, УМЗ-451МГ, МП, ЭД-181Т, М-408 ("Москвич-2138", "Москвич-2136")
"Москвич-412Э", "Москвич-2136", ЯМЗ-236, ЯМЗ-238
М-412Э (Москвич 412ИЭ, "Москвич-21251", "Москвич-2140", "Москвич-2137")
"Запорожец ЗАЗ-965", А-01М (Т-4А), А-41 (ДТ-75М)
ГАЗ-21, ГАЗ-24 "Волга", ГАЗ-13, ГАЗ-31 "Чайка", СМД-60 (трактор Т-150), МеМЗ-963П
УМЗ-451, УМЗ-4146, Волга-2410, 31029, РАФ, Газель
СМД-23/24, 31/32, Урал-744, Дон
КАМАЗ, ЯМЗ-740, Урал-745
Д-21 А1, Д-120, Д-37Е, Д-144
ЯМЗ-740, КАМАЗ, Урал-843, 744, 1320,43223, ЗИЛ-133ГЯ
ВАЗ-2108, 2109 с повышенным ресурсом, "Ока"
ВАЗ-2101-2107, Нива-2121, Жигули (01-06), МЕМЗ-966(ЗаЗ-966)
ЯМЗ-841, 842, МАЗ-14, Газель, ГАЗ-14
ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, Д-65
ГАЗ-53, БеЛАЗ-75211, КрАЗ-960, 6443, 6505, 6437, Урал-745, ЯМЗ-236М2(238М), ЯМЗ-238НД, ЗМЗ-73, 24Д, 3402, 3403
Икарус, МАЗ-6422, ЗИЛ-114, Урал-744, СМД31/32
ГАЗ-66, 71,73, ПАЗ-3105
СМД-23/24, 31/32, Урал-744
ЯМЗ-840, 841,8421, 8423,8424, 238АК, 238ЕК
ЗИЛ-157КД, ЗИЛ-645, ЗМЗ-14, ГАЗ-14
Икарус, Бычок, ЗИЛ-645, 157КД, ЗМЗ-14, ЗМЗ-505-10
ЗИЛ-114, 117, 4104, 41
ЗИЛ-118КА, ПАЗ-672, 3203, 3205, ЛАЗ-698, ЛиАЗ-5251, ГАЗ-66, ЯМЗ-8401
ПАЗ-672, 3201, ЗМЗ-66-92, ЗМЗ-3403
ПАЗ-3205, ЗИЛ-118, СМД-18Н, ДТ-75, ТБ-1М, СМД-21/22 (комбайны "Нива", "Сибиряк"), СМД (тр. ЛТЗ-155)
ЗМЗ-6506, ЗМЗ-3402, СМД-72,74
ГАЗ-66, 71,73, ПАЗ-3205
Д-108, Д-130, Д-160, (трактор Т-130, Т-100М)
СМД-60 (тр. Т-150), СМД-62 (тр.Т-150), СМД-74/75
МАЗ-500, 504, ЯМЗ-236, 238 КрАЗ-258256, Урал-4320-10