Самая крупная в мире экспозиция авто, самая большая коллекция ретро и классики и самое полное собрание Bugatti. Все это — собрание миллионеров, текстильных магнататов братьев Шлумпф во французском Мюлузе, что на границе Вогезов и Шварцвальда.


Коллекция, собранная текстильными магнатами братьями Шлумпф насчитывает около 600 автомобилей 107 разных производителей

Здесь можно увидеть шикарные гран-туризмо тридцатых годов, дизайн в стиле модерн пятидесятых, машины гонок «Гран-при» давадцатых, и гоночные машины шестидесятых. Gordini пятидесятых, и «мазерати» тридцатых годов. Здесь представлены 123 модели «бугатти».

Это самое крупное собрание машин марки в мире, включающее совершенно уникальную модель «купе Наполеон», на которой ездил сам Этторе Бугатти.

В коллекции множество раритетов, включая «Антилопа гну» – «Лорен Дитрих» из романа «Золотой теленок», Mercedes 300SL, на которой ездили Элвис Пресли и Софи Лорен.

В отдельном зале — самая роскошная огромная Bugatti 41-й серии в кузове родстер. Автомобиль был создан по индивидуальному заказу парижского промышленника Арманда Эсдерса в 1932 году.

У машины съемные фары, которые располагались в ящичке в багажнике. Арманд Эсдерс считал, что фары портят общий вид автомобиля, нарушая гармонию его линий да и не планировал ездить на нем ночью.

В 1970-е годы владельцы коллекции братья Шлумпф приступили к созданию реплики кузова, взяв за основу оригинальное шасси от Бугатти 41-й серии. Проект был прерван в связи с начавшимися у братьев проблемами.

Немного истории
Ганс Шлумпф родился в Италии в феврале 1904 года под именем Джованни Карло Витерио Шлумпф. Фриц родился там же в феврале 1906 года под именем Федерико Филиппо Аугустино Шлумпф. Их отец был швейцарцем, а мать — француженкой. Сразу после рождения Фрица семья переехала в Мюлуз. Окончив школу, Ганс начал работать в банке, а Фриц занялся изучением текстильного дела. В 1935 году братья объединили свои капиталы для производства шерстяных изделий.

А потом — пришла война и немецкая оккупация.
Во время войны братья Шлумпф сотрудничали с оккупационными властями и поставляли немецкой армии текстильные изделия, а рядом со швейцарским над их фабриками развевался нацистский флаг. Стены некоторых фабричных помещений украшали фотографии Геринга и Геббельса. По слухам, после неудачного покушения на Гитлера в 1944 году братья даже послали ему поздравительную телеграмму.

Когда война окончилась, во Франции началась охота за коллаборационистами. Фабрикантов обвинили в сотрудничестве с наци. В апреле 1946 года на имущество братьев был наложен временный арест, началось расследование. Фриц оправдывался тем, что порой обстоятельства заставляют с волками жить и по-волчьи выть, но следствие считало, что братья Шлумпф слишком буквально воспринимали выражение «цель оправдывает средства» и готовы были сотрудничать с кем угодно, только бы продолжать делать свой бизнес.

Рабочие горой стояли за хозяев. В 1946 году 97% сотрудников году подписали петицию в защиту Шлюмпф, в которой утверждали: «У нас никогда не было таких прекрасных, понимающих и заботливых руководителей».
Промышленник Бернар Тьери Миг, назначенный правительством освобожденной Франции разобраться в деятельности братьев Шлумпф во время войны, исходил из того, что они действительно сотрудничали с немцами, но отнюдь не были одиноки в этом сотрудничестве. Он дал рекомендацию не подвергать братьев судебному преследованию. Но его рекомендация во многом основывалась на том, что братья Шлумпф, являясь швейцарскими гражданами, не подлежат преследованию по французским законам.
Имущество братьям возвратили.

С 1946 по 1957 годы братья Шлумпф расширили свою империю, присоединив к ней еще четыре текстильных концерна. С тем же упорством, с каким они отказывались приносить какие-либо извинения за свою деятельность во время войны, они отказывались присоединиться к местным промышленникам, чтобы составить единый фронт против иностранных конкурентов. Их интересовало только одно: превратить свое дело в крупнейшее текстильное предприятие во Франции.
А затем, в 1957 году, умерла их мать.

После смерти Жанны Шлумпф во Фрице Шлюмпфе что-то надломилось. Оба брата очень тяжело переживали смерть матери. Но у Фрица, который всегда более откровенно выражал свои чувства, горе как бы открыло клапан его тайной страсти. Он ударился в собирательство и стал покупать буквально каждую старинную машину, которая только попадется ему на глаза. Он задумал собрать самую замечательную в мире коллекцию автомобилей и посвятить ее памяти своей матери. Фриц истратил целое состояние на покупку и реставрацию автомобилей, а одну из фабрик в Мюлузе переделал под автомобильный музей.
"Каждый день я проводил с машинами по крайней мере два часа. Так продолжалось тридцать лет. Это было моей жизнью".

На протяжении всего 1960 года на заводы Шлумпфа во Франции приходили по железной дороге партии старинных автомобилей. Некоторые модели сгружались с платформ только ночью. Каждая из машин была укутана в брезент. Доставка грузов осуществлялась в атмосфере такой таинственности, как будто все это происходило в детективном романе. Тут была и колючая проволока, и сторожевые собаки, и мощные прожектора. Около сорока рабочих, с которых была взята подписка о неразглашений тайны, занимались реставрацией этих машин.

Коллекция стремительно разрасталась и в 1967 году состояла уже из 105 автомобилей Bugatti, не считая раритетов других автопроизводителей. Для хранения экспонатов и проведения реставрационых работ, в 1965 году Фриц преобразовал один из цехов своей фабрики. Была создана бригада, состоящая из 40 человек, которые занимались реставрацией купленных автомобилей. Коллекция как и ее местонахождение являлись строгой тайной и за десять лет с 1966 по 1976 год только тридцати трем избранным было позволено посетить музей.
"Я просто не хотел пускать туда кого попало" — вспоминал Фриц Шлумпф.

По легенде, о существовании собрания автомобилей знали многие, но почти никто, включая членов клуба Bugatti, не знал о ее реальном масштабе. Но как можно спрятать такое количество раритетов? Чинить, расставлять, да даже просто стряхивать с них пыль — на все это потребовалось не меньше полусотни человек!

В период кризиса 70-х для компании наступили трудные времена. "В 1974 году во всем мире разразился кризис текстильной промышленности. Он затронул всех. Не только меня одного. Это было очень трудное время. Спрос на нашу продукцию резко упал, в то время как себестоимость и зарплата подскочили до сумасшедших высот. Профсоюзы тоже добавляли масла в огонь. Все вышло из-под контроля. И в конце концов я решил, что с меня хватит".

"Когда мы оставили свой бизнес, мы имели положительный баланс по всем показателям. Когда профсоюзы подали на меня в суд и потребовали аудиторской проверки, то назначенные судом аудиторы вынуждены были признать, что все наши балансы сходятся с положительным сальдо. И только когда ликвидаторы стали распродавать наше имущество по бросовым ценам, встал вопрос о задолженности".
"Шлумпф груп" была выставлена на продажу и известный французский предприниматель Альбер Салах был назначен, чтобы помочь компании выбраться из кризиса.

Саллан видел выход из ситуации во включении стоимости музея в стоимость имущества, подлежащего продаже для выплаты долгов. Он встретился с Гансом Шлумпфом и объяснил ему, что если коллекцию автомобилей объявить имуществом компании, то можно будет найти деньги для реанимации текстильного производства. Саллану казалось, что это вполне приемлемое решение вопроса. Но он не смог заставить братьев принять его точку зрения: "Они твердо решили закрыть свои фабрики. Причем им казалось, что в этом случае они сумеют сохранить свою коллекцию машин. Им и в голову не приходило, что после банкротства их компании им могут не позволить сохранить их личную собственность. На меня они произвели впечатление не слишком дальновидных людей".

В октябре 1976 года разочарованные и ожидающие массовых увольнений рабочие захватили фабрики компании. Братья Шлумпф вместе с гражданской женой Фрица и их дочерью были вынуждены искать убежища на своей вилле в Мальмерспахе. Тогда профсоюзы организовали осаду виллы, окружили дом и продержали братьев в заточении полных трое суток.
"Наконец я решил, что хорошего понемножку, — вспоминал Фриц, — и вызвал полицию".
На рассвете следующего дня на место происшествия прибыли вооруженные подразделения французской полиции. Более 400 полицейских потребовалось, чтобы снять осаду, освободить Шлумпфов и доставить их в Мюлуз, откуда они на такси уехали в швейцарский Базель.
История наделала большой шум и в мировой прессе публиковались истории о том, как Шлумпфы, подобно беглым преступникам, под покровом ночи чудом сумели ускользнуть в Швейцарию. Сам Шлумпф опровергал это:
"Это неправда. Мы спокойно уехали 2 октября 1976 года. Никто не чинил нам никаких препятствий".

Власти Мюлуза предложили братьям решить проблемы в обмен на завещание им музея.
"Они сказали мне, что если я подарю музей городу Мюлузу, департаменту Верхний Рейн и Франции, то все мои проблемы будут решены в два счета. Я послал их по матери и выставил за дверь. Они приходили еще три раза. Они пытались меня шантажировать. Вы же понимаете, без меня не было бы музея, а без музея город Мюлуз — ничто. Он известен сейчас во всем мире только благодаря мне".
"Я всегда отвечал отказом на такие предложения. Это был мой музей. Он принадлежал мне. А что с ним произойдет потом, я буду обдумывать тогда, когда настанет это "потом". Впрочем, я собираюсь дожить до ста лет. Сейчас мне восемьдесят, так что впереди еще двадцать. А после этого музей перейдет к моей жене и дочери".
Вот в этот-то момент профсоюзы и подали на братьев в суд, обвиняя их в том, что они использовали деньги компании на содержание музея. Французские власти выдали ордер на их арест.
"Профсоюзы давили на это, чтобы лишить нас возможности искать защиты у французского правосудия. Они предъявили мне обвинение в том, что мы использовали деньги, принадлежащие компании, чтобы вкладывать их в музей, тогда как, по их представлениям, я должен был вкладывать эти капиталы в то, чтобы спасти компанию. Ордер на арест был выдан на основании обвинения в злоупотреблении фондами компании. Нас обвиняли в том, что мы неправильно распоряжались нашими личными состояниями, нашими компаниями и что собрание машин было приобретено на деньги компании. Это совершеннейшая ложь. Нам принадлежало двадцать пять компаний, но ни единого автомобиля не было куплено на их деньги. Все покупалось на наши личные средства, и я могу это доказать. Но моим адвокатам даже не дали подать протест против судебного преследования на том основании, что мы якобы скрывались от правосудия. Нам вменялось в вину, что мы уехали из Мюлуза в Базель. Вы не поверите, но в течение десяти лет французские судебные инстанции притворялись, что не знают нашего адреса".
Не сумев завладеть музеем иными способами и отлично понимая, какие перспективы он сулит для туристического бизнеса, городские власти Мюлуза и департамента Верхний Рейн решили для достижения своей цели воспользоваться банкротством братьев. Они выкупили музей у ликвидаторов, после того как некие "эксперты" оценили его в сорок четыре миллиона франков. Город и департамент собрали необходимую сумму и заявили о своем праве на коллекцию. На международном рынке только восемь принадлежащих Шлумпфу различных моделей "бугатти" выпуска 1932-1935 годов могли бы быть оценены в сорок четыре миллиона франков. Примечательно, что в коллекцию братья собирали машины только европейских марок.
Современность Музей, несомненно, одна из жемчужин туристической Франции. Ес ли вы окажетесь в немецком Шварцвальде или французском Эльзасе, обязательно загляните по адресу Мюлуз, 192 Avenue de Colmar (вход и парковка по адресу 15 Rue de l’épée 68)
Цены на билеты вполне доступные и то, что вы увидите, стоит каждого заплаченного цента.
Взрослый билет — 13.5 евро (11 без шоу), льготный — 10.5 евро (8.5 без шоу)

Чтобы не ходить как очумелый по огромным цехам текстильной фабрики, стоит подготовиться заранее. В википедии на страничке, посвященной музею внизу есть список всех марок и моделей. Изучить будет полезно.

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Ральф Лорен

Один из богатейших людей планеты, дизайнер и модельер Ральф Лорен вышел из небогатой семьи евреев-мигрантов, жившей под Пинском и выехавшей в 20-е годы XX века в США. Свой бизнес Ральф начал в 26 лет, занявшись созданием галстуков. На сегодняшний день его состояние превышает 7 млн долларов, что ставит его в топ-50 бизнесменов планеты и позволяет купить любой автомобиль.

Впрочем, за раритетами Лорен не гоняется, предпочитая покупать лишь то, что сам считает красивым. Коллекция автомобилей бизнесмена очень часто выставляется напоказ во Франции. Впрочем, редкие авто у Ральфа Лорена все-таки есть, например, роскошный Bugatti Type 57 Atlantic – автомобиль считающийся первым суперкаром на Земле.

2. Джей Кей

Джей Кей долго блуждал по жизни, сидел на тяжелых наркотиках и даже был арестован за преступление, которое, как потом оказалось, не совершал. В какой-то момент Кей просто решил завязать. Более того, он стал писать музыку. И вот неожиданность – быстро разбогател. Уже через четыре года Джей смог сменить зависимость от наркотиков на зависимость от автомобилей. А оно и к лучшему. Раритетов коллекции Джей Кея нет, зато собраны почти все наиболее уважаемые спортивные авто.

3. Хамад Аль Нахия

Какой араб не любит быстрой езды? Шейх Хамад является одним из членов правящей династии в ОАЭ. К машинам Нахия пристрастился вовремя службы в армии в дипломатическом корпусе в 1990-е годы. Однако, коллекция Хамада ценна не стоимостью тех авто, которые в ней собраны, а тем, что более 400 машин в ней коллекционер собрал собственноручно. Буквально собрал, из запчастей.

Некоторые из этих машин очень необычные, так как их габариты значительно превышают габариты «нормальных» авто.

4. Хассанал Болкиах

Султан Брунея Хассанал Болкиах является одним из самых известных (а может и самым известным) коллекционером автомобилей. Он берет не только количеством собранных машин, но и их редкостью. Сколько точно авто в коллекции Болкиаха трудно сказать. Может, султан уже и сам об этом не задумывается. По самым скромным оценкам, в ней от 4 до 7 тысяч разных автомобилей. Чтобы собрать такую коллекцию, султан должен был покупать в среднем по 2 машины каждую неделю! Есть в ней не только дорогие спорткары, но и грузовики и даже (неожиданно) автобусы.

5. Джей Лено

Коллекция Лено точно не сможет потягаться с коллекцией султана по количеству, однако сопоставима с ней по качеству собранных авто. При том, что у Джея порядка 300 автомобилей, большая их часть – раритеты американского автомобилестроения. Свою коллекцию Лено готов показать чуть ли не всем желающим, чего уж там, известный комик даже шоу снимает о своем внушительном гараже.

В продолжение темы рассказ о том, как и для кого житель Арабских Эмиратов приобрел автомобильный номер за 3 млн «зеленых» на автомобиль.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

В этом материале мы познакомимся с людьми, которые уже вошли в историю как самые большие автомобильные фанаты.

Стать знаменитым автомобильным коллекционером, с одной стороны, просто – нужно всего лишь быть мультимиллионером. А с другой стороны, это очень трудно, ведь таких мультимиллионеров, как вы, на свете очень много, а уникальных Ferrari или Bugatti – всего одна-две штуки на всех. Тогда вам на руку может сыграть тот факт, как именно вы получили свое богатство. Ведь звезде рок-н-ролла или кино намного легче получить преференции продавца.

Но не будем затягивать и сразу перейдем к нашему списку.

Ральф Лорен

Ральф вырос в бедной семье эмигрантов из Белоруссии. В детстве он вместе с родителями посетил их друзей, и его до глубины души поразило наличие у них нескольких шкафов с одеждой. Маленький Ральф тогда сразу захотел себе такой же гардероб и решил приложить все усилия, чтобы добиться этого. Первые свои сбережения он тратил не на комиксы и жевательную резинку, а на покупку костюмов. Свой собственный бизнес Ральф начал в 26 лет с производства галстуков, и с тех пор все завертелось.

Теперь Ральф на 57 месте в списке самых богатых людей в США. Его состояние в 7 миллиардов долларов позволяет ему приобрести любую машину. Но он не гоняется за каждым раритетом. Его цель – собирать самые красивые машины. В 2005 году в Бостоне, а позже в 2011 году в Париже часть его коллекции показывали в музеях изобразительных искусств.

В его коллекции есть действительно уникальные машины, например, Bugatti Type 57 Atlantic. Эта машина считается первым в мире суперкаром. Кузов был сделана из магния и алюминия, которые легки и огнеопасны, поэтому детали скреплены заклепками. Машина оснащена компрессорным рядным 8-цилиндровым двигателем на 3,2 литра, который выдает мощность в 210 л.с. и разгоняет машину до 200 км/ч. Таким машин было выпущено всего 3 штуки.

Кроме Bugatti в его коллекции есть уникальная Ferrari 250 GTO 1962 года выпуска, две Ferrari 250 Testa Rossa, три McLaren F1 (в том числе LM), Blower Bentley (1929), Bugatti Veyron, Alfa Romeo 8C 2900B Mille Miglia (1938).

Джей Кей

После долгого сидения на тяжелых наркотиках Джей Кей решил, что пора завязывать. А тут еще и арест за преступление, которого он не совершал. Но как в такой ситуации заработать денег? Надо вспомнить, что ты англичанин, и просто начать писать музыку. Всемирное признание тебе гарантировано автоматически.

За четыре года карьеры Джей поднакопил достаточно денег, чтобы компенсировать пристрастие к наркотикам пристрастием к машинам. Сегодня его коллекция насчитывает больше 60 машин, в основном, спорт-кары. Среди них нет таких особенных, как Bugatti Atlantic. Но получить одним из первых Ferrari Enzo

или Ferrari LaFerrari

чего-то да стоит. После первичного пристрастия к Ferrari, Джей Кей начал собирать Lamborghini, но там не так много разных машин. После этого он пересел на Porsche и собрал не самую маленькую их коллекцию. Среди них есть черный 356 Speedster, 911 Carrera RS, 911 GT3 RS и Porsche Carrera RS (1973).

Шейх Хамад Аль Нахия

Это, наверное, самый странный почитатель радуги в мире. Шейх Хамад является одним из членов правящей семьи в ОАЭ. Сначала он служил в армии, потом – в дипломатическом корпусе, а к 1990-ым начал заниматься машинами. Все дело в том, что простым коллекционированием это не назовёшь. Самые интересные экземпляры его немаленькой коллекции (из 400 единиц) он собирал сам.

Он сконструировал модель пикапа Dodge Power Wagon, которая в восемь раз больше оригинала, и разместил в этой машине небольшой отель. При этом копия еще и способна двигаться! Такой передвижной памятник шейх решил посвятить машине, которая в свое время очень помогла во время разработки нефтяных скважин в регионе.

После этого он решил не останавливаться и собрал реплику Jeep Willys. Машина вышла лишь в четыре раза больше оригинала и попала в книгу рекордов Гиннеса. В 1983 году Mercedes пришлось ненадолго остановить выпуск модели S-класса, чтобы подготовить особый заказ для шейха. Он попросил создать 7 Mercedes-Benz 500 SEL, каждый из которых покрасили в один из цветов радуги, при этом не только внутри, а и снаружи. Но так как времена были сложные, то в багажнике каждой машины были крепления для автоматов M16. Тоже покрашенных в цвет авто.

Султан Брунея Хассанал Болкиах

Султан – наверное, самый известный автомобильный коллекционер. При этом берет он не только количеством, но и качеством своей коллекции. Хотя нет, количество все же опережает. Чтобы накопить подобное число машин, нужно покупать две машины в неделю на протяжении 30 лет! Его коллекция так разрослась, что никто точно не знает, сколько там машин – называют цифры от 4 до 7 тысяч авто. При этом там не только уникальные спорткары. Место нашлось как здоровым автобусам или грузовикам, так и маленькому Fiat Cinquecento. Однако основной вклад в коллекцию стоимостью 5 миллиардов долларов составляют дорогие машины.

У него около 604 Rolls Royce, 574 Mercedes-Benz, 452 Ferrari, 382 Bentley, 209 BMW, 179 Jaguar, 134 Koenigsegg, 21 Lamborghini, 11 Aston Martin. Есть также в гараже султана Porsche Carrera GT, Lamborghini Diablo Jota, Porsche 959, Bugatti EB110, Bugatti Veyron, Lamborghini Murcielago LP640, Maybach 62, Jaguar XJR-15, 6 моделей Ferrari FX, Bentley Continental R, Porsche Carma, Koenigsegg Agera CC GT, Ferrari Mythos, Ferrari 456 GT, Mercedes-Benz CLK-GTR, пять McLaren F1, Aston Martin One-77, Aston Martin DB4 GT Zagato, Cicero BDB Maestro, Bentley Java и Bentley Dominator 4×4, Aston Martin AM3, Mercedes-Benz 300SL.

И это не учитывая болидов Формулы 1, которые с 1980 года регулярно пополняют коллекцию.

Джей Лено

А закончить мы решили известным комиком. Его коллекция просто ничтожна на фоне султановской, но не менее известна. Лено часто выступает на сцене, ведет вечернее шоу и снимает передачу про свой гараж. Его коллекция из 286 экземпляров (169 машин и 117 мотоциклов) содержит уникальные образцы американского автомобилестроения. Например, машины с паровым двигателем. Или с газовой турбиной. Или хрустальная машина с двигателем от танка. Любит человек оригинальные машины, ну что тут поделаешь?

Смотря на коллекции этих людей, на их истории, начинаешь невольно задумываться, что выводы в начале материала были не верны. Самое главное, когда хочешь стать автомобильным коллекционером, – это по-настоящему любить машины. А все остальное прибудет.