Современный малогабаритный трактор Беларус с легкостью выполняет работы в сельском, лесном и коммунальном хозяйствах. Благодаря усиленной конструкции переднего моста МТЗ 320 автотехника справляется с большими нагрузками. В данной статье мы расскажем вам об особенностях устройства систем малогабаритного трактора.

Передний мост МТЗ 320

Система относится к портальному типу. Поэтому машина легко справляется с работой между рядами культур с высоким стеблем. Механизм оснащен одноступенчатыми редукторами конечных передач. Передний мост МТЗ 320 состоит из:

  1. Привода от вторичного вала КПП;
  2. Главной передачи;
  3. Дифференциала;
  4. Шарниров кардана;
  5. Редукторов;
  6. Привода.

Повышению проходимости колес способствует наличие самоблокирующегося дифференциала храпового вида в составе переднего моста 320. Механизм включается автоматически, работая от привода вторичного вала КПП. За счет простоты конструкции не возникает необходимость в дополнительных узлах привода управления ПВМ.

Включение блокировки переднего моста МТЗ 320 в автоматическом режиме помогает сконцентрировать внимании оператора на технологических операциях. При желании можно купить мост МТЗ 320 с неведущей передней осью.

Присоединен к полураме, поэтому может смещаться одновременно с колесами в поперечной плоскости. Ограничивает колебания упор, установленный на рукав.

Детали и комплектующие

При разборке переднего моста МТЗ 320 необходимо регулировать зазор сбоку между шестернями. Показатель должен составлять 0,08-0,3 мм. При этом зубья должны прилегать как минимум половиной поверхности. Зазор регулируется частичным переносом прокладок из-под фланца одного рукава к другому.

Дифференциал нужен для обеспечения вращения передних ведущих колес с разными скоростями во время поворотов. Механизм отвечает за передачу крутящего момента от КПП, в том числе при буксовании колес сзади. Дифференциал переднего моста МТЗ 320 является сдвоенной муфтой храпового типа.

Агрегат находится на конических подшипниках и включает фланцы на четырех болтах, муфты, подпружиненные оси с неподвижными собачками и диск. Привод переднего моста 320 необходим для передачи крутящего момента.

Механизм защищен специальным ограждением. Передняя неведущая ось трактора выполнена в виде телескопической подвижной балки, присоединенной к полураме осью качания с выдвижными кулаками.

Купить запчасти для МТЗ 320 вы можете на нашем сайте. Каждому клиенту предоставляем быструю доставку в любой город страны, выгодные цены и бесплатную консультацию по выбору товара.

Передний ведущий мост (ПВМ) МТЗ-320 Беларус портального типа с приводом от вторичного вала коробки передач, состоит из главной передачи, дифференциала, карданных шарниров, колесных редукторов и привода.

Через кронштейны 27 (рис. 25) ПВМ соединен с полурамой минитрактора, что дает возможность мосту качаться вместе с колесами в поперечной плоскости на угол, ограничивающийся упором на рукаве.

Рис. 25. Передний ведущий мост МТЗ-320 Беларус

1 – редуктор левый; 2 – палец шкворня; 3 – рычаг поворотный; 4 – прокладка регулировочная; 5 – обойма; 6 – пробка; 7 – прокладки регулировочные; 8 – штифт; 9 – дифференциал; 10 – шестерня ведомая; 11 – кольцо; 12 – корпус; 13 – сапун; 14 – рукав; 15 – палец шкворня; 16 – масленка; 17 – подшипник; 18 – шарнир карданный; 19 – редуктор правый; 20 – кольцо; 21 – подшипник; 22 – рычаг; 23 – фланец; 24 – прокладка; 25 – шестерня ведущая; 26, 28 – прокладка регулировочная; 27 – кронштейн; 29 – кольцо маслоотгонное; 30 – манжета; 31 – гайка; 32 – фланец; 33, 35 – подшипник; 34 – втулка; 36 – манжета; 37 – рукав; 38 – рычаг; 39 – заглушка

Представляет собой пару конических шестерен 10 и 25 (рис. 25) со спиральными зубьями. Ведущая шестерня установлена в корпусе 12 на двух конических роликовых подшипниках 33 и 35, ведомая шестерня 10 закреплена болтами к фланцу дифференциала.

Подшипники ведущей шестерни 25 регулируются с натягом 0,01-0,04 мм путем подбора регулировочных прокладок 28, при этом момент проворачивания ведущей шестерни (без зацепления с ведомой шестерней) после затяжки гайки 31 моментом 120-150 Нм (12-15 кг/см) должен быть в пределах 0,2-0,4 Нм (0,02-0,04 кг/см).

Путем перестановки одинакового количества прокладок 26 и 28 ведущая шестерня 25 должна быть установлена так, чтобы размер "В" (расстояние от торца шестерни до центра отверстий под установку рукавов 14, 37) составляет 59, 5+0, 19мм.

Боковой зазор в зацеплении шестерен главной передачи ПВМ МТЗ-320 Беларус должен быть в пределах 0,08-0,3 мм, прилегание зубьев не менее 50% поверхности с расположением отпечатков в средней части зуба или ближе к вершине конуса.

Регулировка зазора производится переносом части прокладок из-под фланца правого рукава 14 под фланец левого рукава 37 без изменения общего количества прокладок. Предварительно должен быть отрегулирован натяг в подшипниках дифференциала (см. ниже).

Обеспечивает вращение передних ведущих колес минитрактора МТЗ-320.4 Беларус с различными угловыми скоростями при поворотах, а также передает крутящий момент от коробки передач к передним колесам при пробуксовке задних ведущих колес более 4%.

Рис. 26. Дифференциал

1 – фланец; 2 – шестерня ведомая; 3 – шарик; 4 – пружина; 5 – ось; 6 – диск; 7 – фланец; 8 – муфта дифференциала; 9 – подшипник; 10 – шайба; 11 – болт; 12 – собачка; 13 – болт; 14 – шайба; 15 – заглушка

Дифференциал представляет собой сдвоенную обгонную муфту двойного действия храпового типа.

Он установлен на двух конических роликовых подшипниках 9 (рис. 26) в рукавах переднего ведущего моста, состоит из соединенных между собой четырьмя болтами фланцев 1 и 7, муфт 8, подпружиненных осей 5 с неподвижно установленными на них собачках 12, а также диска 6.

При вращении ведомой шестерни 2 собачки 12 через упоры вводятся в зацепление с муфтами 8 силой трения, возникающей между поверхностью диска 6 и выступами осей 5.

Для создания силы трения оси 5 постоянно поджимаются к диску 6 пружинами 4. В зависимости от направления вращения ведомой шестерни 2 собачка 12 входит в зацепление с муфтой 8 одним из упоров (А или В).

Если задние колеса минитрактора вращаются с буксованием менее 4%, то муфты 8 обгоняют ведомую шестерню 2, а собачки 12 вынуждены "пощелкивать" по четырем выступам муфт 8.

При достижении буксования задних колес более 4%, поступательное движение трактора замедляется, угловые скорости муфт 8 и ведомой шестерни 2 выравниваются.

При дальнейшем увеличении буксования задних колес крутящий момент начнет передаваться от ведомой шестерни 2 через собачки 12 на муфты 8 и через сдвоенные карданные шарниры 18 (рис. 25) к редукторам передних колес.

Подшипники дифференциала регулируются с натягом так, чтобы усилие, приложенное к наружному торцу зубьев ведомой шестерни 2 для проворачивания дифференциала (без зацепления с ведущей шестерней главной передачи) в подшипниках было в пределах 55-75 Н (5, 5-7, 5 кгс) после предварительного проворачивания дифференциала на 4-5 оборотов.

Регулировка производится в следующем порядке:

– установите под фланец правого рукава 14 два набора регулировочных прокладок 7, после чего затяните рукав тремя болтами;

– подбирая набор регулировочных прокладок под фланец левого рукава 37, добейтесь получения требуемого натяга. В каждом наборе должно быть не менее двух прокладок толщиной 0, 2 мм.

Колесные редукторы установлены на рукавах 14, 37 (рис. 25) ПВМ МТЗ-320.4 Беларус через пару конических подшипников 17, 21. Каждый из редукторов состоит из корпуса 7 (рис. 27), крышки 1, пары цилиндрических шестерен 3, 17, фланца 18, сдвоенного карданного шарнира 11.

Правый и левый редукторы посредством рычагов 38 (рис. 31) и 22, а также рулевой тяги связаны между собой. Поворотный рычаг 3 правого редуктора соединен со штоком гидроцилиндра рулевого управления.

Конические подшипники 17, 21 с помощью прокладок 4 регулируются с натягом таким образом, чтобы усилие, приложенное к фланцу крепления колес для поворота редуктора поддомкраченного ПВМ, было в пределах 30-50 Н (3-5 кгс).

Рис. 27. Редуктор

1 – крышка; 2 – прокладка; 3 – шестерня; 4 – подшипник; 5 – манжета; 6 – кольцо; 7 – корпус; 8 – винт; 9 – шайба; 10 – грязевик; 11 – шарнир; 12 – сапун; 13 – гайка; 14, 15 – пробка; 16 – болт; 17 – шестерня; 18 – фланец; 19 – шайба; 20 – болт; 21 – пластина фиксирующая

Привод ПВМ МТЗ-320 Беларус

Привод постоянного включения, передает крутящий момент от выходного вала коробки передач к переднему мосту. Состоит из фланца 1 (рис. 28), двух карданных шарниров 2, трубы 4, задней вилки 6.

Фланец 1 болтами соединяется с фланцем ведущей шестерни главной передачи ПВМ, а вилка 6 – шлицами соединена с выходным валом коробки передач, имея при этом осевое перемещение по шлицам вала КПП. Для предохранения привода предусмотрено его ограждение.

Рис. 28. Привод переднего моста

1 – фланец; 2 – шарнир карданный; 3 – вилка; 4 – труба; 5 – заглушка; 6 – вилка; 7 – обойма; 8 – крестовина; 9 – кольцо; 10 – подшипник

Передняя неведущая ось трактора МТЗ-320 Беларус (рис. 29) представляет собой качающуюся трубчатую балку 8 телескопического типа, соединенную с полурамой при помощи оси 5 качания, в которую вставлены выдвижные кулаки 6, 9.

Рис. 29. Передняя ось

1 – ступица; 2 – цапфа; 3, 11 – рычаги; 4 – гайка; 5 – ось качания; 6, 9 – кулак выдвижной; 7 – гидроцилиндр; 8 – балка; 10 – тяга рулевая

В кулаках 6, 9 на втулках установлены поворотные цапфы 2, на верхних концах которых закреплены поворотные рычаги 3, 11, связанные между собой рулевой тягой 10. Левый рычаг связан с гидроцилиндром 7.

На оси поворотных цапф 2 установлены посредством 2-х конических роликовых подшипников ступицы 1 колес.

Выдвижные кулаки могут иметь три положения с интервалом 100 и 75 мм, что позволяет менять колею направляющих колес.

Проверка уровня масла в корпусе переднего моста МТЗ-320 Беларус

– Отверните пробку контрольного отверстия. Уровень масла должен доходить до контрольного отверстия.

– Если уровень масла не доходит до контрольного отверстия, отверните пробку-сапун на корпусе моста и долейте масло до уровня контрольного отверстия.

– Заверните пробку контрольного отверстия и пробку-сапун.

Проверка уровня масла в корпусах редукторов передних (ведущих) колес

– Отверните пробку контрольно-заливного отверстия. Уровень масла должен доходить до контрольного отверстия.

– Долейте масло до уровня, если он ниже контрольного отверстия.

– Заверните пробку. При необходимости слив масла производите через сливное отверстие.

Смазка подшипников шкворней колесных редукторов трактора ПВМ МТЗ-320.4 Беларус

– Очистите и снимите защитные пробки (по 2 шт. на каждом редукторе) для доступа к масленкам.

– Смажьте подшипники до появления смазки из зазоров.

– Установите на место защитные пробки.

Замена масла в корпусе переднего моста

– Выверните пробку и слейте масло из корпуса переднего моста, заверните пробку.

– Залейте свежее сезонное масло через пробку-сапун до уровня контрольного отверстия, закрытого пробкой.

Замена масла в корпусах редукторов передних (ведущих) колес (2 шт.)

– Отверните пробки и слейте масло из корпусов редукторов,

– Заверните пробки и залейте свежее сезонное масло до уровня контрольно-заливных пробок.

Неисправности переднего ведущего моста минитрактора МТЗ-320 Беларус

Течь масла по сопряжению корпус ПВМ-рукав

Износ уплотнительных колец – Замените уплотнительные кольца.

Течь масла из рукавов в местах выхода карданных шарниров

Изношены или повреждены уплотнительные манжеты – Замените уплотнение.

Быстрый износ и расслоение шин передних колес

Нарушена регулировка сходимости передних колес – Отрегулируйте сходимость.

Несоответствие давления в шинах рекомендуемым нормам – Поддерживайте давление согласно рекомендациям настоящего руководства.

Повышенный шум в корпусе ПВМ

Нарушена регулировка зацепления шестерен главной передачи – Отрегулируйте зазор, который должен быть в пределах 0,08-0,3 мм.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

Кстати, для ремонта моста, совсем не обязательно его выкатывать, достаточно поддомкратить трактор и просто опустить его на болтах которыми он крепиться. Открутить правую половину чулка по ходу трактора.

-разобрал передний мост-диск не протерт, пружины и кулачки нормальные, что буду делать что-бы он включался как положено не знаю.

А как выглядит "клювик" новой, не работавшей оси, не могу найти фото. Думаю что новый "клювик" значительно острее и точка контакта отнесена дальше от продольной линии оси. Возможно что проворачивающая ось сила уменьшилась из за увеличения пятна контакта и уменьшения плеча
Но это только предположения
И пружины тоже могли просесть

да по такой примерно он системе работает. палец проворачивается упираясь об тарелку и кулачок упирается в канавку и тем самим включает мост. один кулачок с пальцем на одно колесо, а второй на другое. то есть на левое и на правое. у вас на диске задиры не хилые поэтому валик провернутся толком не может, сделайте пятно контакта валика в виде треугольника, сейчас он в виде прямоугольника, вершиной к центру валика. И немного диск шлифаните. —- задиров там "не хилых" нет, а вот эксцентрик придется покупать + пружины. Купить эксцентрик оказалось совсем не просто, будем наваривать

-И всё таки переднии мост по гарантии в моём 311 сделали. Работает. Обточили кулачки почти до треугольника поменяли тарелку и всё заработало. После гарантииного ремонта и основательных испытании переднии мост работает идеально. Верхние углы клювика были сточены примерно по 4-5 миллиметров и поставлена новая тарелка хотя на старои выработки не было совсем.

– эксцентрик не измерял, но он в порядке, к тарелке нормально прижимается и при движений поворачивается и тащит за собой собачки, дело судя по всему не в нем было, у собачек на концах углы были стерты, после их заточки и обратной сборке моста передок начал схватывать, система вся эта кажется слабоватой, хотя у нас еще т 40 есть ведущий, у него система похожая, но она сбоев вообще не дает гребет и назад и вперед

– Интересно, а есть люди у которых ПВМ надежно работает?

на непрогретом то вообще не работает, то одно колесо. а когда покатаешься, то начинает работать без каких либо проблем.

– Интересно, а есть люди у которых ПВМ надежно работает?

ну у меня, переделал эксцентрики и все работает.

– В переднем мосту залито Лукоил ТМ-5. Иначе зимой при температуре ниже -10 передний мост не включается. Я использую 75W-90 ТМ-5.

–мужики, сегодня мост передний не включался. Морозы чуть выше 20 были. Масло летнее вроде залито, из-за масла, да? какое на зиму залить? короч, купил полусинтетику трансмиссионное Лукойл ТМ-5 75w-90. Поменял масло на Лукойл полусинтетическое трансмиссионное ТМ-5 75w-90. Выехал в 25-градусный мороз. вперед мост включается, назад – ни в какую. покатался минут 10 на нем просто так, начал работать. В гараже, где стоял, было -20.

–Забрал трактор из ремонта. Мост включается. Говорят что просто отрегулировали ("подтянули пружину").А какую пружину не сказали? Их там три маленьких. Думается, просто растянули, тем самым увеличив давление на эксцентрик.

Вчера толькоперебрал) поменял тарелку и кулачки которые в неё упираются залил новое масло. значит что доработал" на кулачках клювики обточил что бы площадь прикосновения к тарелке была больше. Под пружину которая в этих кулачках стоит ну тоесть которая их подпирает подложил со стороны дифференциала по две однакопеечные монеты те которые наши новые беларуские) вот и добавил ещё по одному шарику которые стоят под пружинкой, с завода идёт один шарик на одну пружинку. я поставил на одну пружину по два шарика с верху и с низу все собрал обратно. канечне результатом очень рад все работает чётко но сколько это прослужит увы не знаю.

).это я уже перебирал второй раз первый раз перебирал когда наработка была 50-55моточасов на данный момент наработка 90 моточасов..2).обтачивал все на глаз кокой высоты получились эксцентрики я не замерял а прикосающая площадь к тарелке у меня где то получилась 5-7 мм.3).срабатывает как только чуть буксануло заднее я думаю там времени примерно 1-1,5секунды это при зайце на полу второй диапазон первая передача на более низжих не проверял.4).у нас не большой минус был когда проверял примерно -1/-5.про работу в большие морозы ещё ни чего не могу сказать, говорю то что было.5).по времени у меня ушло 4-ре часа это разбирал и собирал один ни куда не спеша.6) Эксцентрики новые обтачивал.

Значит вывешивал передний мост. Потом выворачивал так что бы можно было подлезть ко всем болтам с правой стороны по ходу трактора. откручивал по кругу все болты их если не ошибаюсь восемь штук. у меня от силы рук правый чулок сам не вышел но это не беда на нем с верху и снизу есть два технологические отверстия с резьбой ,тоесть в них вкручиваете болты и таким образом чулок выходит из корпуса редуктора. после того как достали чулок достаете сам диференциа лзабыл сказать нужно ещё отсоеденить рулевую тягу от правой цапфы паходу так она называется. отсоеденить ее можно двумя способами либо выбить рулевой наконечник либо саму цапфу от бортового редуктора открутить она там на четырёх болтах прикручена. вот после того как достали деференциал не обязательно его весь разбирать для того что бы сделать то что я сделал тоесть ту процедуру которую я проделал со своим деференциалом достаточно только снять конусный подшипник который стоит со стороны тарелки. Брал сьемник и сьемником вместе с тарелкой снимал тоесть хватался не за подшипник а за тарелку у меня все хорошо без проблем снялось. А обратно садил подшипник, прокипятив в масле

Снимаем подшипник и открыт доступ и к тарелке и к эксцентрикам и пружинкам и шарикам.

Ещё одну вещь не указал не знаю как правильно она называется та деталь на которой грубо говоря висит пвм надо ее на всех восьми болтах опустить на сколько хватит длинны болтов для того что бы подлезть к болтам которые крепять правый чулок к корпусу редуктора. болты эти расположены по правой стороне трактора по два штуки перед мостом и после моста с каждой стороны трактора тоесть с права и слева).

Чтобы сильнее давили пружины, перед тем как засунуть в корпус моста редуктор, на направляющие, которые для тарелки, надел шайбы по два миллиметра

А я под пружины подлаживал шайбы а теперь с обеих сторон подложил шарики

Передний ведущий мост (MT3-320)

Передний ведущий мост (ПВМ) портального типа с приводом от вторичного вала коробки передач, состоит из главной передачи, дифференциала, карданных шарниров, колесных редукторов и привода. Через кронштейны 27 (рис. 31) ПВМ соединен с полурамой трактора, что дает возможность мосту качаться вместе с колесами в поперечной плоскости на угол, ограничивающийся упором на рукаве.

Рис. В31. Передний ведущий мост
1 – редуктор левый;
2 – крышка;
3 – рычаг поворотный;
4 – прокладка регулировочная;
5 – обойма;
6 – пробка;
7 – прокладки регулировочные;
8 – штифт;
9 – дифференциал;
10 – шестерня ведомая;
11 – кольцо;
12 – корпус;
13 – сапун;
14 – рукав;
15 – палец подвески;
16 – масленка;
17 – подшипник;
18 – шарнир карданный;
19 – редуктор правый;
20 – кольцо;
21 – подшипник;
22 – рычаг;
23 – фланец;
24 – прокладка;
25 – шестерня ведущая;
26, 28 – прокладка регулировочная;
27 – кронштейн;
29 – кольцо маслоотгонное;
30 – манжета;
31 – гайка;
32 – фланец;
33, 35 – подшипник;
34 – втулка;
36 – манжета;
37 – рукав;
38 – рычаг;
39 – заглушка.
Главная передача

Представляет собой пару конических шестерен 10 и 25 (рис. В31) со спиральными зубьями. Ведущая шестерня установлена в корпусе 12 на двух конических роликовых подшипниках 33 и 35, ведомая шестерня 10 закреплена болтами к фланцу дифференциала.

Подшипники ведущей шестерни 25 регулируются с натягом 0,01. 0,04 мм путем подбора регулировочных прокладок 28, при этом момент проворачивания ведущей шестерни (без зацепления с ведомой шестерней) после затяжки гайки 31 моментом 120. 150 Нм (12. 15 кгс·м) должен быть в пределах 0,2. 0,4 Нм (0,02. 0,04 кгс·м).

Путем перестановки одинакового количества прокладок 26 и 28 ведущая шестерня 25 должна быть установлена так, чтобы размер "В" (расстояние от торца шестерни до центра отверстий под установку рукавов 14, 37) составляет 59,5+а19 мм.

Боковой зазор в зацеплении шестерен главной передачи должен быть в пределах 0,08. 0,3 мм, прилегание зубьев не менее 50% поверхности с расположением отпечатков в средней части зуба или ближе к вершине конуса. Регулировка зазора производится переносом части прокладок из – под фланца правого рукава 14 под фланец левого рукава 37 без изменения общего количества прокладок. Предварительно должен быть отрегулирован натяг в подшипниках дифференциала (см. ниже).

Дифференциал
Обеспечивает вращение передних ведущих колес трактора с различными угловыми скоростями при поворотах, а также передает крутящий момент от коробки передач к передним колесам при пробуксовке задних ведущих колес более 4%.

Рис. В32. Дифференциал.
1 – фланец;
2 – шестерня ведомая;
3 – шарик;
4 – пружина;
5 – ось;
6 – диск;
7 – фланец;
8 – муфта дифференциала;
9 – подшипник;
10 – шайба;
11 – болт;
12 – собачка;
13 – болт;
14 – шайба;
15 – заглушка.

Дифференциал представляет собой сдвоенную обгонную муфту двойного действия храпового типа. Он установлен на двух конических роликовых подшипниках 9 (рис. В32) в рукавах переднего ведущего моста, состоит из соединенных между собой четырьмя болтами фланцев 1 и 7, муфт 8, подпружиненных осей 5 с неподвижно установленными на них собачках 12, а также диска 6. При вращении ведомой шестерни 2 собачки 12 через упоры вводятся в зацепление с муфтами 8 силой трения, возникающей между поверхностью диска 6 и выступами осей 5.

Для создания силы трения оси 5 постоянно поджимаются к диску 6 пружинами 4. В зависимости от направления вращения ведомой шестерни 2 собачка 12 входит в зацепление с муфтой 8 одним из упоров (А или В). Если задние колеса трактора вращаются с буксованием менее 4%, то муфты 8 обгоняют ведомую шестерню 2, а собачки 12 вынуждены "прощелкивать" по четырем выступам муфт 8. При достижении буксования задних колес более 4%, поступательное движение трактора замедляется, угловые скорости муфт 8 и ведомой шестерни 2 выравниваются. При дальнейшем увеличении буксования задних колес крутящий момент начнет передаваться от ведомой шестерни 2 через собачки 12 на муфты 8 и через сдвоенные карданные шарниры 18 (рис. В31) к редукторам передних колес. Подшипники дифференциала регулируются с натягом так, чтобы усилие, приложенное к наружному торцу зубьев ведомой шестерни 10 (рис. В31) для проворачивания дифференциала (без зацепления с ведущей шестерней главной передачи) в подшипниках было в пределах 55. 75 Н (5,5. 7,5 кгс) после предварительного проворачивания дифференциала на 4 – 5 оборотов. Регулировка производится в следующем порядке:
установите под фланец правого рукава 14 два набора регулировочных прокладок 7, после чего затяните рукав тремя болтами;
подбирая набор регулировочных прокладок под фланец левого рукава 37, добейтесь получения требуемого натяга. В каждом наборе должно быть не менее двух прокладок толщиной 0,2 мм.