Реверс ДТ-75 (или реверс-редуктор) предназначен для получения повышенных скоростей заднего хода и пониженных передних. Это необходимо для работы с целым рядом оборудования, которым снаряжается многофункциональный трактор. Перед сельскохозяйственной техникой общего назначения, вынужденной работать в самых сложных условиях, ставятся различные задачи, и нужно быть готовым к их выполнению.

Устройство реверса

Конструкционно, реверс-редуктор содержит не только зубчатые конические шестерни, позволяющие менять угловую скорость ведущего вала КПП, но и механизм реверса, определяющий направление вращения.

Ведущая шестерня, связанная с валом, идущим от муфты сцепления, находится в зацеплении с парой ведомых зубчатых колес, установленных на валу механической коробки передач трактора. Направление, в котором происходит вращение, регулируется муфтой, установленной между шестернями и обеспечивающее соединение с одной из них. Такая достаточно простая конструкция показывает высокую эффективность и надежность. При отсутствии механических поломок, данный механизм будет работать в любых условиях, безотказно выполняя возложенную на него функцию.

Управление производится с помощью специального рычага реверса. Рядом с ним расположены необходимые подсказки, призванные помочь избежать сомнений и ошибок. В этом нет ничего сложного – гораздо труднее и важнее понять, для чего какая передача нужна и правильно её подобрать. Ошибки в этом вопросе могут привести к неэффективной эксплуатации тракторной техники или даже в невозможности выполнять работу.

Отказы по причине поломки

Ввиду достаточно простого устройства реверса, владельцы ДТ-75 не всегда уделяют необходимое ему внимание. Между тем, этот агрегат так же нуждается в периодическом осмотре и диагностике на предмет потенциальных поломок.

От пользователя требуется периодический контроль уровня трансмиссионного масла, которое заливается напрямую в корпус и имеет свойство утекать или ухудшать свой характеристики со временем. Для проверки предусмотрен специальный щуп, который является частью пробки. Желательно делать это не сразу после работы, когда СОЖ может иметь высокую температуру нагрева. Несвоевременная замена тракторного масла в реверсе ДТ-75 может иметь очень неприятные последствия в виде выхода его из строя и критичного снижения срока службы.

Симптомы поломок следующие:

  1. Отсутствие надежного зацепления. Чтобы понять, что трактор не переключился на нужную передачу или не поменял направление движения, не нужно быть опытным механиком.
  2. Скрежет в процессе переключения или во время работы.

Скорее всего, это означает механические повреждения, которые сами собой не пройдут и необходим ремонт.

Реверс достаточно сложен для самостоятельного исправления, и лучше обратиться к профессионалам, которые проведут более сложную диагностику и определят масштабы повреждений. Восстановления деталей в этом случае практикуются крайне редко – лучше найти сменные комплектующие, которые гарантировано будут обладать высокими свойствами и попадать под гарантию. Каталог тракторных запчастей для реверс-редуктора содержит десятки позиций, и необходимо выбрать именно то, что было. При выборе необходимо учитывать модификацию ДТ-75 – у разных моделей есть свои отличия.

Реверс ДТ-75 требует оригинальных запчастей, идентичных тем, которые устанавливались на линии сборки. Чтобы быть в этом уверенным, необходимо выбирать надежных поставщиков и не связываться с более дешевыми предложениями с сомнительным качеством.

Наша цель – обеспечить качественными и доступными по цене запчастями любого клиента от простого крестьянина до большого фермерского хозяйства и промышленного предприятия.

Устройство реверс-редуктора показано на рис. 1. В расточках литого чугунного корпуса на подшипниках установлено четыре вала: ведущий вал, ведомый вал, вал пониженных скоростей и вал реверса.

На ведущем валу установлена ведущая шестерня, которая может перемещаться по шлицам вала и входить в зацепление с ведомой шестерней, установленной неподвижно на шлицах вала, или с шестерней, а также установленной неподвижно на шлицах вала.

На этом же валу неподвижно установлена на шлицах шестерня, которая находится в постоянном зацеплении с шестерней, неподвижно установленной на шлицах вала.

Ведущий вал имеет внутренние шлицы, предназначенные для приводного вала отбора мощности.

На валу установлена шестерня, она может перемещаться по шлицам вала и входить в зацепление с шестерней, установленной неподвижно на валу, или с помощью зубчатой муфты с валом.

Перемещение подвижных шестерен и установка их в нужное положение производится с помощью механизма переключения передач.

Когда включена прямая передача, зубчатая муфта шестерни ведомого вала находится в зацеплении с зубьями ведущего вала, движение от него передается непосредственно ведомому валу.

Для включения пониженной передачи «Вперед» шестерню вводят в зацепление с шестерней, установленной на валу, шестерню — с шестерней.

Для включения передачи «Назад» шестерню вводят в зацепление с шестерней на валу, и передача будет осуществляться с вала на вал, с вала через шестерни на вал и через шестерни на вал.

Механизм переключения передач реверс-редуктора и механизм переключения коробки передач принципиально одинаковы.

К низу верхней крышки реверс-редуктора с помощью штампованной обоймы прикреплены две планки переключения, к которым приварены вилки. Вилка переключения левой планки входит рожками в кольцевой паз шестерни 8, а вилка переключения правой планки входит в кольцевой паз шестерни.

Планки переключения вместе с вилками могут перемещаться рычагом и устанавливаться в определенное положение с помощью пружинных фиксаторов. Для исключения одновременного перемещения двух планок между ними установлена разделительная планка.

Включение необходимых передач реверс-редуктора производится по схеме (рис. 2).

Для предотвращения самопроизвольного выключения шестерен, а также для уменьшения торцевого износа зубьев шестерен при переключении передач предусмотрена блокировка реверс-редуктора с коробкой передач и главной муфтой сцепления. Механизм блокировки состоит из двух валиков блокировки, фиксаторов и тяги блокировки. Валики блокировки соединены тягой с механизмом блокировки коробки,, передач, который в свою очередь соединен с механизмом выключения главной муфты сцепления.

При выключении главной муфты сцепления оба валика блокировки поворачиваются так, что их гнезда устанавливаются над фиксаторами и не препятствуют подъему фиксаторов при перемещении планок в момент переключения передач реверс-редуктора.

При включенной главной муфте сцепления гнезда валиков блокировки оказываются смещенными относительно фиксаторов, поэтому переключать реверс-редуктор нельзя.

Для смазки реверс-редуктора используется трансмиссионное масло, применяемое для смазки узлов трансмиссии трактора. Масло заливают в корпус редуктора через горловину.

Уровень масла контролируется щупом, вмонтированным в пробку-сапун, при незавернутой пробке. Следует иметь в виду, что нагрев масла и деталей реверс-редуктора во время работы трактора может достигать температуры +90 °С при температуре окружающего воздуха +40°С.

Техническое обслуживание реверс-редуктора заключается в своевременной доливке масла и устранении течи. После первых 30 часов работы трактора необходимо слить масло из реверс-редуктора, промыть корпус дизельным топливом и залить свежее масло до верхней метки щупа.

Проверку уровня масла в реверс-редукторе и доливку масла проводите в сроки, предусмотренные правилами технического обслуживания.

Механизм управления трактора ДТ-75В с реверс-редуктором отличается от механизма управления трактора ДТ-75В отсутствием деталей управления увеличителем крутящего момента.

Реверс-редуктор ДТ-75 — это одноступенчатый механический редуктор, имеющий реверсивный механизм, который значительно расширяет диапазон скоростей коробки передач ДТ-75. Благодаря реверс-редуктору трактор может двигаться как на основных, так и на дополнительных скоростях: пониженных — при движении передним ходом, повышенных — задним ходом.

Реверс-редуктор устанавливается перед коробкой перемены передач на передней плоскости корпуса трансмиссии ДТ-75.

Схема переключения передач ДТ 75 с реверсом

Наименование

Каталожный номер

Кол-во на модель

Шпонка 5х9 ГОСТ 24071-80

Болт М10.6gх30.58.016 ГОСТ 7796-70

Шайба 1065Г05 ГОСТ 6402-70

Палец валика блокировки переднего

Болт М10.6gх40.58.016 ГОСТ 7795-70

Заглушка 28-08 кп ГОСТ 3111-67

Вилка ведущего вала

Болт М10.6gх20.58.016 ГОСТ 7796-70

Вилка ведомого вала

Шайба 10.01 ГОСТ 11371-78

Шплинт 3,2х18 ГОСТ 397-79

Болт М12.6gх35.58.016 ГОСТ 7796-70

Шайба 1265Г05 ГОСТ 6402-70

Реверс-редуктор имеет три передачи: «вперед» и «назад» — с передаточными числами соответственно 1,67 и 1,35 и прямую передачу с передаточным числом 1. В сочетании с основными передачами КПП это позволяет трактору в дополнение к основным скоростям передвигаться также на технологических скоростях: на 7-ми пониженных при движении передним ходом и на 7-ми повышенных (на 25% относительно пониженных) — задним ходом.

Конструктивно реверс-редуктор ДТ-75 состоит из ведущего вала, ведомого вала, вала пониженных скоростей, вала реверса, ведущей шестерни, ведомой шестерни, шестерни вала реверса, четырех дополнительных шестерен, рычага переключения, щупа и корпуса заливной горловины.

Схема валов реверса ДТ 75

Наименование

Каталожный номер

Кол-во на модель

Кольцо СП-93-69-10 ГОСТ 6308-71

Манжета ГОСТ 8752-79 ОСТ 38 05146-78

Подшипник 311 (55х120х29) ГОСТ 8338-75

Кольцо В35 ГОСТ 13942-68

Подшипник 407К (35х100х25) ГОСТ 8338-75

Стакан с кольцом

Подшипник 213 (65х120х23) ГОСТ 8338-75

Кольцо 2В120 ГОСТ 13941-68

Шестерня вала реверса

Кольцо 2В55 ГОСТ 13940-68

Подшипник 70-32605К (25х62х24) ГОСТ. 8328-75

Кольцо 2В80 ГОСТ 13941-68

Шестерня ведомого вала

Кольцо 2В65 ГОСТ 13940-68

Вал пониженных скоростей

Подшипник 292208К (50х80х18) ГОСТ 5377-79

Манжета ГОСТ 8752-79 ОСТ 38 05146-78

Болт М10.6gх30.58.016 ГОСТ 7796-70

Кольцо 2В100 ГОСТ 13941-68

Подшипник 32213 КМ (65х120х23) ГОСТ 8328-75

Прокладка корпуса увеличителя крутящего момента

Пробка сливная с магнитом в сборе

Шайба 1265Г05 ГОСТ 6402-70

Болт М12.6gх45.58.016 ГОСТ 7795-70

Болт М14х1,5.6gх35.88.40х.016 ГОСТ 7796-70

Шайба 1065Г05 ГОСТ 6402-70

Болт М10.6gх40.58.016 ГОСТ 7795-70

Следует подчеркнуть, что механизмы переключения передач КПП и реверс-редуктора ДТ-75 принципиально не отличаются.

Чтобы предотвратить самопроизвольное выключение шестерен и снизить торцевой износ их зубьев при многочисленных переключениях передач, предусмотрена возможность блокировки реверс-редуктора с главной муфтой сцепления и КПП.

Механизм блокировки — это два валика, фиксаторы и тяга. Валики при помощи тяги соединены с механизмом, выключающим главную муфту сцепления трактора ДТ-75. При ее выключении оба валика поворачиваются следующим образом: гнезда валиков оказываются над фиксаторами, чтобы не препятствовать их подъему при перемещении планок при переключении передач реверс-редуктором.

А вот переключать передачи реверс-редуктором, когда главная муфта сцепления включена, нельзя, потому что гнезда валиков механизма блокировки в этом случае смещены относительно фиксаторов.