(Актуален для всех стран и народов)

Для Вас уже не новость, что за поганый мат людей мгновенно увольняют из приличных заведений, жестоко избивают и даже калечат. Это факт.
Однако запретить человеку свободно выражаться в демократической стране нельзя.
И это тоже факт.
Но не знать, что такое свобода – тяжкий грех и возврат к унизительному рабству!
Христианам известно, как дьявол призывал к свободе – мол, делай всё, что хочешь!
На это Иисус отвечал:
– Не поддамся искушению, ибо истинная свобода – это умение ограничить свои желания!
Иными словами свобода – это умение управлять собой.
С другой стороны современная медицина утверждает, что главное отличие здорового человека от больного в том, что здоровый человек понимает о чем говорит, а больной не задумывается над потоком идущим из его уст и портит воздух смрадными словами.
А, как известно, «в начале было слово»! И всякое слово заключает в себе конкретный смысл, образ и действие. Слово имеет способность оживлять и жить, и если в процессе произношения думать о чем говоришь, то в сознании возникает живая и ясная картина.
Попробуйте сознательно, то есть, не в гневе произнести любое нецензурное выражение, внимательно рассмотрите ожившую картину и Вы увидите, какую дрянь можно легко произвести на белый свет своим языком!
Теперь осталось только вспомнить о другом человеке, находящемся рядом.
Как это ни странно, именно другой человек есть единственное наше мерило. Если нет другого человека, то нет и нас!
И вот, отсюда наша простая цель – посредством игры в словотворчество отойти от зловонного мата сперва к обдуманным выражениям или выражениям, заменяющим мат отвлеченной звуковой энергией, а затем и вовсе научиться усмирять свой гнев, как источник злословия. И как пример перехода к изобретательству, предлагаем вам в качестве первого шага альтернативный

и не очень крепких

ФРАЗЫ И СЛОВА
НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ

Мать тебя в четыре хода!
Пусть земля тебе будет уткой!
Вот! Потомки Петра и Суворова!
От кого сиренью пахнет!?
Какой это сударь проехался мне по ноге?
Мать Олега Вещего! (протяжно)
Милостивый государь!
Что за шутки в доме престарелых!
Попка колбасная!
Дядя Петя! Я ж забыл в ванной воду-то выключить!
Псих одноразовый!
На базаре выходной!
Ящерец хладнокровный!
Засупонь вожжу в черессидельник!
Дерево дереву мать!
Воробей недострелянный!
Прыгаешь, как беременный попугай!
Барсук барсука барсучит барсуком.
Позабыл дружок, как чубоны в глазах погашают!?
Ситечком по барабану!
Хрен редьке!
Чайником по барабану! (более крепкое выражение)

Сокровище нации!
Банан недоеденный!
Пробудись, дитя природы!
Грусть-печаль моя несусветная!
Бесконечная ломота с потяготой!
Да ты поприще-то подними своё!
Блудный пасынок трудоголика!
Так твою тётеньку перетак!
Мать профессора сына матери!

Язва народная!
Пьяный выползок!
Закати свои глаза!
Пусть идут неуклюже!
Качки коматозные!
Нерожалая ты мать-марихуана!
Колпачок героиновый!
Нюхай камушки!
Ко мне, Мухтар!

О ВЫСОКОМ НАЧАЛЬНИКЕ,
НО СОВСЕМ НЕ НАРОДНОМ ЗАСТУПНИКЕ

Соловей-щелкунчик!
Возлагалище наших надежд!
Чтоб твой сыно еду у тебя отнимал!
Над тобой даже кошки смеяться не могут!
В пустом стакане ложкой брякать!
В голове температура!
Эй, воспитательница!
Вот, Пилат!

ОБНАГЛЕВШИМ
МЕНЬШИНСТВАМ – ЭРОТИКАМ

Срамотень-срамотятина!
Обморок занавесочный!
Сексопаты на банной горе!
Заболоченное царство!
Озабоченное чадо!
Дитя разврата!
Общественная каналолизация!
Ой, да ну тебя в кусты!
Сгинь, печаль моя, в пустыню!

Чтоб тебя на скрипке играть каждый день заставляли!
Клеветать тебя матом в шестнадцатый день!
Колобок стоеросовый!
Как колючка верблюжья в промежности!
Короед и вредитель мичуринский!
Не зуди меня, Кондратий!
Забарсучил барсук!
Педаль Кржижижановского!
Седьмой тянитолкай лошади Пржевальского!
В крайнем случае, надо сказать: – Многоточие!
И совсем уже в крайней крайности: – Страшное многоточие!

Чтоб всю жизнь у тебя был вокзал!
Тётя кошка!
Начались опять в садах мичуринские чтения!
Конь Мазандаранский!
По горшку горшком и в репу!
Чтоб вам жить душа в душу!
На базаре магазин!
Клизма ядовитая!
Психопаралитик!
Дерби скотоконские!
Забибикайся, друг мой потерянный!
Как тебе сказать-то, чтоб не больно было?
Не мешай твоим ближним любить тебя!
Заткни свои слова обратно!
Что ж вы так, люди добрые!?

И тому подобное.

Налетели опять вороноиды!
Заметались опять сатаноиды!
В прозу вас, окаянные!
Хватит бисер метать!
Чинганчгук с большой дороги!
Непроветренный сортир!
Слизняки и «любимцы народные»!
Закати свои липкие очи! (глазки липучие)
Плоть живородящая!
Чтоб у вас дети всегда были смирные!
Председатели поднятой целины!
Мазлогномики! (маленькие злобные гномики)
Как киста за пазухой!
Ах ты, враг и убивец старушачий!
Чурка торговая!
Клапан противозачаточный!
Чтоб юстиция вас заколодила!
Ах, коррупция, дочка рэкета!

Коллективный член партии!
Серп и молот тебе, дорогой человек!
Бородавка на теле товарища!
Не толкись тут, как курица!

И тому подобное.

ЗАЗНАВШЕМУСЯ НЕДОУМКУ (СНОБУ)

Тоже мне граф Монтеклистир!
Деревянное детище!
Сяфка беспонтовая! (известное скорбное выражение)
Здравствуй! Здравствуй, минингит!
Сверток недоношенный!
Конь египетский!
Баран с баранессой!
Прах праматери праотца твоего и прапрадеда!
Ох, дружочек ты мой слабоумненький!

Словоубийца!
Семь пятниц во лбу!
Деревянный попугай!
Мазурик заплечный!
Амфибия двуликая!
Манька фестивальная!
Можно послать таких в никуда: – А пошёл-ка ты насын! (nothing)

ПОСЛАНИЯ В НАРОДНОМ СТИЛЕ

Растудыть твою через плетень!
Через пень в колоду жерди, елками об коромысло!
Поди баба в огород!
Да, пошел ты через гору!
Лешак и нечистая сила тебя унеси!
Вразнотык оглоблями в телегу!
Мать тебя в ГКЧП! (Государственный Комитет по Чрезвычайным Происшествиям)

Ругаться можно так же словами научными, географическими терминами, названиями городов и даже именами и фамилиями:

Бубла!
Гомозигота!
Ну! Антилопа гну!
Шишка геморройная!
Всё! Данилка пришёл!
Что совсем сгондурасило?
Умный прямо, как астроном!
Ну, ты календула, поворачивай свои календулы обратно!
Вятское младенчество! (Вятская провокация!)
Страна попугаев и диких ослов! (В любой стране есть и те и другие)

Часто совсем непонятное выражение помогает сбросить злую энергию и облегчить ослабшую душу:

Интерфакс тебе по Интернету!
Хордой по катету!
Всё! Финики! (всё плохо)
Всё кругом финики! (всё прекрасно)
Дефолт! (иностранное очень страшное слово)
Шишка Мересьева!
Фанерохирург!
Баушка блудная!
Поздравлямские каникулы!
Бурда модерн ёк-кирдык!
Лошадь конская!
Ты чё!? Воды наелся?
Чмырло-чувырло!
Планка притворная!
Чтоб ты вздох или выдох!
Раскалённая клизма кровавая!
Сорок пьявок тебе в дышло!
Деревянное косоглазие!
Шиголка сиклявая!

Список может продолжаться бесконечно, но лучше запомнить одно общее правило: когда Вы не в силах сдержать буйный гнев, скорее бегите в отхожее место.
Желаем Вам победы! Надеемся, что в дальнейшем Вы так же успешно освободитесь и от подобного злословия и достигнете обычной красоты общения!
И не забывайте, что в уголовном кодексе Российской Федерации находятся статьи об ответственности за нанесенные оскорбления!

Чем можно заменить мат Описание
Сменой круга общения Человек живет в социуме и специально или неосознанно начинает подстраиваться в некоторых ситуациях под поведение окружающих.

Обратите внимание на тех, с кем постоянно общаетесь, ведь в разговоре с одним человеком совершенно нет брани, а при диалоге с другим она преобладает в речи.

По возможности дистанцируйтесь от тех, кто оказывает негативное влияние или поговорите с собеседником о том, что хотите избавиться от мата в речи.

Часто разговоры не приводят к желаемым изменениям, в таком случае кардинально измените круг общения, уделяя внимание людям, которые и без брани могут спокойно высказываться.

Поощрениями Многие за мат в речи привыкли себя наказывать. Яркий пример – резинка на руке, которой нужно бить себя по запястью после каждого бранного слова.

Забудьте о такой методике, придумывайте мелкие, но приятные поощрения себе, если в течение дня не ругались. Это может быть заказ пиццы на ужин, поход в кино, покупка определенной вещи.

Хладнокровием и выдержкой Если в разговоре вам очень хочет ругаться, научитесь сдерживать себя. Посчитайте в уме до 10. Сконцентрируйтесь на дыхании, мысленно подбирая спокойные и взвешенные слова.

Доносить до собеседника даже гневные мысли можно спокойным, выдержанным тоном не употребляя нецензурную лексику.

Появлением «штрафной» банки Возьмите большую банку с крышкой или коробку и каждый раз, начиная ругаться матом, за одно слово кладите туда по 10 рублей.

Такую штрафную банку можно даже завести на работе, если всему коллективу нужно сделать свою речь более приятной для окружающих.

Как только банка или коробка будут наполнены, можете сделать себе желаемый подарок, а если это происходит на работе – отправиться с коллегами в кафе.

Нецензурная лексика в общении для многих стала настолько привычной, что брань просто перестают замечать. При этом окружающим неприятно слушать постоянные маты от собеседника.

Если эта ситуация периодически возникает в жизни, задумайтесь, чем можно заменить мат, чтобы полностью искоренить брань из своего лексикона.

Смена круга общения

Круг общения оказывает очень сильное влияние на формирование привычек и характера человека. Если среди близких, друзей есть те, кто постоянно ругается и даже не замечает этого, то вскоре такая привычка может появиться и у остальных. Такое поведение нужно пресекать на корню.

Если человеку нравится ругаться матом, он не понимает просьб, не осознает важность проблемы и неприятность самой ситуации, общение с ним лучше временно или полностью прекратить.

Можно попытаться поговорить с друзьями и родными и помочь в избавлении от брани в речь, тогда положительные изменения могут наблюдаться у всех.

Поощрение

Рассматривая метод кнута и пряника, большинство людей в борьбе с матом выбирают лишь кнут. Попробуйте действовать иначе и за каждый день, прожитый без мата, поощрять себя приятными мелочами, от которых отказывается в большинстве случаев. Это может быть покупка даже любимой сладости или поход на каток, концерт.

Эта тактика должна показать, что жизнь без мата гораздо ярче, приятнее. Есть множество слов, которыми можно описать приятные эмоции после того или иного поощрения для себя.

Выдержка

Умение проявлять хладнокровие и рассудительность есть не у всех в пылу спора, в критической ситуации многим легче браниться, чем спокойно взвесить ситуацию и только потом принимать решение или вступать в диалог, спор.

Не отвечайте грубостью на грубость, агрессию. Находите в себе внутренние силы сконцентрироваться, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и только после этого четко, лаконично сформулируйте свою мысль.

Штрафная банка

Большая банка, коробка в которую будут отправляться каждый раз после произнесенного бранного слова 10 рублей, может наполниться существенной суммой. Такое материальное поощрение и одновременно наказание будет хорошим стимулом исключить мат из своей жизни.

Такой метод можно использовать на работе, тогда атмосфера в офисе станет спокойнее, и тишину не будут сотрясать громкие ругательства. Ведь все претензии можно сформулировать и без брани.

Избавление от мата для человека, который браниться по поводу и без него – это длительный и кропотливый процесс.

Следует понять, что столь вредная привычка не позволяет произвести должного впечатления, выставляет человека не в лучшем свете. Воспользуйтесь предложенными методиками, и вскоре мат полностью исчезнет из жизни.

С 1 июля закон запрещает его использование в публичной сфере

Фото: «Новая газета»


  • Михаил Эпштейн. Фото: Виктория ИВЛЕВА — «Новая»

    Необходимое предисловие

    1 июля вступил в силу закон, который предусматривает денежные штрафы за организацию «публичного исполнения произведения литературы, искусства или народного творчества, содержащего нецензурную брань, посредством проведения театрально-зрелищного, культурно-просветительного или зрелищно-развлекательного мероприятия». Частные лица за дворовое исполнение матерных частушек могут быть оштрафованы на 2000—2500 рублей, а юридические за организацию мероприятий с бранью лишатся 40—50 тысяч рублей. Герои фильмов и спектаклей смогут выражаться только «литературным русским языком» — что не соответствует его нормативам, будет решать независимая экспертиза.

    Закон о запрете мата в публичной сфере, пожалуй, единственный из принятых за последнее время в России, который вызывает у меня сочувствие. Но сам по себе запрет вряд ли может изменить ситуацию, если общество не найдет способа говорить об «этом» иначе.

    Мат в России — больше, чем мат

    Мат не просто одна из многих лексических подсистем русского языка, но своего рода бытовая идеология общества, полубессознательная система ценностных или, точнее, обсценных установок. Термин «обсценный» (непристойный), хотя и заимствован из английского (obscene), удачно подчеркивает, в духе народной этимологии, обесценение матом всех ценностей жизни. «Верхние», государственные идеологии приходят и уходят, а мат остается.

    Философ Сергий Булгаков писал: «…Если уж искать корней революции в прошлом, то вот они налицо: большевизм родился из матерной ругани, да он, в сущности, и есть поругание материнства всяческого: и в церковном, и в историческом отношении. Надо считаться с силою слова, мистическою и даже заклинательною. И жутко думать, какая темная туча нависла над Россией, — вот она, смердяковщина-то народная!»

    Почему матерные слова непристойны? Вовсе не потому, что они обозначают «это», а потому, что низводят «это» до предмета оскорбления. Обозначения жизнепроизводящих сил выступают как средства брани. Матерщина отражает злобное состояние человека, которому хочется плюнуть в источник жизни, потому что нет желания или сил черпать из него. Вот почему я не люблю мата (хотя и признаю художественные возможности его использования): он оскорбляет то, что лежит в природе вещей.

    Общество, язык которого так пронизан хулой на жизнь, страсть, зачатие, обрекает себя на вырождение.

    Как ни странно на первый взгляд, но катастрофическая убыль населения в России и беспрецедентное количество абортов напрямую связаны с разливом матерщины, презрительно-глумливым отношением к «этому». Да и к жизни вообще. Матерные слова, как правило, имеют отрицательную энергию.

    Приведу высказывание филолога и «матолога» Юрия Левина: «Легко представить себе мир, описываемый лексикой (мата)…: мир, в котором крадут и обманывают, бьют и боятся, в котором «все расхищено, предано, продано», в котором… падают, но не поднимаются, берут, но не дают, в котором либо работают до изнеможения, либо халтурят — но в любом случае относятся к работе, как и ко всему окружающему и всем окружающим, с отвращением либо с глубоким безразличием, — и все кончается тем, что приходит полный пи…ц».

    Иногда оправдывают оматерение страны тем, что живется трудно, страшно, и мат — «эмоциональная вспышка» — будто бы разряжает отрицательные энергии, скопившиеся в душе: выругаешься — и полегчает. Даже если это так, то, разряжаясь руганью, заряжаешь ею окружающий воздух, близких и дальних, и те самые энергии, которые вытолкнул из себя, возвращаются к тебе извне разрушительными вибрациями.

    Увы, когда речь заходит об интимных отношениях, современный русский язык не предоставляет большого выбора. Либо сквернословие, сленг — либо «совокупление», «половой акт», «копуляция»… Есть ли слова, которые могли бы откровенно обозначить эту сферу жизни — и не нарушать речевой этики?

    Мат — язык импотентов

    Причиной импотенции обычно считается алкоголизм, курение, наркотики, стрессы. К ним, на мой взгляд, нужно добавить матерщину.

    Мат — это язык импотентов, надругательство над тем, чем не удается овладеть. Это не значит, что каждый, кто использует эти слова, — физический импотент. Но повседневное употребление мата свидетельствует о том, что общество воспринимает интимные отношения как нечто грязное, омерзительное. Любовь описывается убойно-бранными словами. Среди эмоций в России начинают преобладать ненависть, презрение, желание унизить и оскорбить.

    Политические последствия такого культа ненависти очевидны — достаточно прочитать сводки новостей.

    Чем заменить мат?

    Я не предлагаю устранить мат вообще. Как средство брани, словесной расправы он совершенен (другое дело, что несовершенен бранящийся). Но мне не нравится, что, кроме бранных слов, в языке нет иных средств обозначить то, что мы любим. Стоит вспомнить о древних корнях, о славянских и индоевропейских корнях -яр- и -ём- и их производных.

    Слова с корнем -яр- происходят от индоевропейской основы jar — «год, весна» (ср. англ. year, нем. Jahr), откуда развились значения «весенний», «теплый», «горячий». Древний славянский бог плодородия назывался Ярилой. Отсюда же возникает и слово «ярый» в значении «огненный», «пылкий», «кипучий». Это свойство может проявляться и в любовном притяжении — и в гневливом отталкивании. Семантически раздвоившись, корень -яр- приобрел со временем два противоположных значения: пылкой страсти — и пылкого гнева.

    В современном языке среди производных корня -яр- сохранились почти исключительно лексемы со значением «гнев» и «ярость». Таков многовековой крен русской языковой системы в сторону отрицательных эмоций. Так не пришло ли наконец время развить из того же древнего корня исконные положительные смыслы: любовь, страсть, плодородие?

    Кое-где фольклор удержал исконный смысл корня -яр-. Вот загадка, где глагол «ярить» сохраняет эротический смысл и преемственность с именем бога Ярилы (хотя и только в форме иносказания):

    Из задней избушки,

    Стал бабу ярить:

    По шерсти, по персти,

    Да наярил добро.

    (Отгадка: печь чистят помелом)

    Не только фольклор, но и словесность порой возрождает первичный «ярильный» смысл корня. Важную роль в этом возрождении сыграл Сергей Городецкий, выпустивший в 1906 году книгу стихов «Ярь».

    Яри нас, яри нас

    Восстановление первичного значения корня -яр- можно отметить и у Исаака Бабеля в рассказе «Исусов грех»: «Вода текет, звезда сияет, мужик ярится. Произошла Арина в другой раз в интересное положение…»

    Так фольклорная традиция и литературная интуиция подводят нас к возможности возрождения этого корня и в языке.

    Слово «яр» в значении «мужского достоинства» соотносится со всем комплексом славянских мифопоэтических представлений о Яриле, о весенних обрядах плодородия — ярения. Чтобы выделить индоевропейское слово и подчеркнуть в нем значение производительной силы, предлагается написание с твердым знаком на конце: яръ.

    Яръ — мужское естество, производительная сила; детородный орган мужеское начало мироздания; сильный, любвеобильный мужчина.

    Далее я привожу речевые примеры, которые иллюстрируют наиболее характерные ситуации и контексты использования данных слов.

    «Ты своим яром лучше землю иди пахать, а девок моих не трожь», — закричал Кузьма, увидев, что Вовка опять шастает вокруг его дома, кого-то выглядывает.

    «Хорошее, крутое слово «яръ», — восхищался Аникин, перелистывая старинную книгу. — И жар в нем звучит, и дар, и удар… Ярок, наливается цветом, как весна-красна… ярится, буйствует…»

    Ярить — плотски любить, обладать, вступать в половую близость; действовать пылко, страстно, с воодушевлением.

    Только начал постоялец ярить добрую хозяйку, как вдруг стук в дверь: хозяин вернулся.

    Яриться — соединяться, плотски любить друг друга.

    Эх, Тима, — вздохнула Глаша. — Тебе бы только яриться. Ты хоть знаешь, что такое любовь? Цветов ни разу мне не дарил.

    Тот не старится,

    Кто много ярится.

    Ярщик — сильный самец, хороший любовник.

    Степан слыл за лютого ярщика… Будто за одну ночь мог отъярить несколько баб кряду.

    Яристый, яровитый — способный ярить, обладающий мужской силой.

    Иван — яристый хлопец, все девки на него западают.

    Конечно, посылать на «яр» никого не надо. Смысл этого корня в том, чтобы пользоваться названиями жизнепроизводящих органов для выражения жизнеутверждающих эмоций.

    В русском языке нет особого глагола женского любовного действия. Те глаголы, которые используются в этом значении, либо не являются активными и представляют женщину как пассивное существо, которое послушно «отдает себя» мужчине («давать», «отдаваться», «подмахивать»); либо не являются специфически женскими и автоматически переносят на женщин глаголы мужского действия («трахнуть», «поиметь», употребить»). В какой-то степени это отражает положение женщины в патриархальной культуре.

    Между тем в русском языке есть корень, означающий активное действие свободного (полого) пространства, его способность вбирать, втягивать то, что снаружи. Слова «объём», «проём», «выем», «ёмкий» и прочие, со значением «содержащий свободное пространство», образованы от исчезнувшего глагола «емати» — «брать, вбирать». В современном языке у корня -ём- осталось только значение объёма, но исконное значение — именно активное действие: ёмить, имать, вбирать.

    Образования от корня -ём- не сводятся к сексуальным значениям. Ёмь — общее название для всех измерений пространства: глуби, выси, шири и дали; ёмкость, объёмность, вместимость; женское начало бытия, естество, лоно.

    Ты посмотри, какая вокруг ёмь: воздух гулкий, плавкий… Кажется, бросишь шапку — он ее проглотит и выплюнет вон за тем лесом.

    Ёмить — активно вбирать, захватывать в себя, действовать по-женски; активно принимать, вбирать в себя мужское.

    Солнце ярит землю — земля ёмит солнце.

    Девка — огонь: пристанет к парню, утащит на сеновал — и давай ёмить. До зари так уёмит, умает, что парень потом мотается за ней, как присушенный. Ёмная девка.

    Ёмиться — вступать в половую близость.

    Привела к себе солдата молодая вдова, чарочкой угостила — и давай ёмить-поёмить. Солдат сначала растерялся от такого натиска, но потом, блюдя воинскую честь, стал в ответ ее наяривать, так что дело они завершили вполне полюбовно.

    Ёмище — большая ёмь; глубокое, нутряное, сокровенное место; женское естество, лоно.

    Ёмка — разговорное название ёми, женского лона.

    Ты чего, бесстыжая, юбку задрала до самой ёмки, кобеля зазываешь?

    Яръ и Ёмь

    Яръ и Ёмь — это не просто половые признаки мужчины и женщины, но природно-духовные полюса мироздания, свойства ландшафта, типы миросозерцания… Исходя из смысла индоевропейских корней в их славянском изводе, Яръ и Ёмь могут стать для русского языка и мировоззрения тем, чем для китайцев являются Ян и Инь — обозначениями мужского и женского начал как двух космических стихий и психических архетипов. Весь процесс бытия, вся система мироустройства рассматриваются в Китае как результат взаимодействия этих полюсов, которые стремятся друг к другу и сливаются в браке неба и земли.

    В литературе о символах Ян и Инь постоянно отмечается, что «мужское» и «женское» — это лишь один из уровней их значения, да и само «мужское» и «женское» — это лишь способ выявления глубинных свойств мироздания, которые выражаются и в других оппозициях: юг — север, свет — тьма, небо — земля, солнце — луна, нечетное — четное и другое. То же самое можно отнести и к понятиям (символам, архетипам) Яръ и Ёмь. Приведем примеры соотносительного употребления этих понятий.

    Солнце — яр небесный, а Россия — ёмь земная.

    Пора готовиться к общению с китайской культурой, которая в XXI веке может придвинуться к нам ближе, чем европейская. Русский Яръ и китайский Ян всегда договорятся. Китайская Инь и русская Ёмь тоже найдут о чем потолковать. А может быть, обозначатся и новые космические переплетения: Яръ — Инь, Ёмь — Ян.

    Таким образом, слова с корнями -яр- и -ёмь не просто служат стилевой альтернативой мату: они могут восполнить недостающие способы мифолингвистической артикуляции космоса и социума.

    Мат — это экспрессивная, оценочно-выразительная лексика, исторически возникшая как нарушение табу, как проклятие и кощунство. Поэтому дело не только в том, чтобы найти замену мату в пристойных словах для обозначения «этого». Важно, чтобы эти слова обладали не меньшей экспрессией, чем матерные, но чтобы в них звучала не брань, а страсть.

    Слова с корнями -яр- и -ём- растут из той древней мифологической, индоевропейской почвы русского языка, где имя Ярилы священно, где эрос еще не подавлен и не осквернен и не служит средством или предметом проклятия. Слова «яръ», «ёмь» и другие образования от этих древних корней я бы назвал неомифологическими. Они возрождают ту жизнестроительную экспрессию, которая свойственна древним культам плодородия.

    Иногда матерщинником восхищаются: «Как лихо выражается!» — или, наоборот, урезонивают: «Не выражайся!» Выходит, что «выражаться» и «браниться» — это синонимы, что только брань по-русски и выразительна. Но разве нельзя выражаться любовно, пылко? Если мат берет своей выразительной силой, то ему не может противостоять канцелярщина типа «сожительство», «половые отношения». Нужна выразительность — но восходящая.

    Мат, конечно, неустраним, да и пусть живет в своей стилевой низине. Но нужны и другие способы обозначить «это».

    Мне представляется, что не только язык, но и судьба всего общества, плодовитость народа, уровень рождаемости зависят от того, продолжит ли он «посылать по матери» (всех, включая самого себя) — или в нем возникнет положительная экспрессия слов, любящих саму любовь.