Автомобиль ЗИЛ 103, 131 и аналогичные ему снабжаются воздушным фильтром круглой формы. Желательно регулярно осуществлять замену этого расходного материала. В противном случае существенно возрастет расход топлива, снизится производительность мотора.

Как выбрать воздушный фильтр для ЗИЛ

Завод имени Лихачева (ЗИЛ) за все время своего существования выпустил множество различных автомобилей. Одни из самых популярных — это Бычок 5301 и ЗИЛ 130.

Все транспортные средства снабжаются типовыми двигателями внутреннего сгорания. И для нормальной работы им требуется постоянный приток свежего воздуха. Перед попаданием в камеру сгорания он обязательно фильтруется.

Как выбрать фильтр для ЗИЛ 130

Приобрести воздушный фильтр для ЗИЛ-130 не составит большого труда. В продаже представлены оригинальные модели и их аналоги. Стоимость деталей от официальных поставщиков завода ЗИЛ несколько выше:

Наименование производителя Артикул Стоимость, рублей
АМО ЗИЛ 431410-1109010 От 6 000

В продаже представлено множество различных аналогов – от известных производителей и no name. Лучшее решение – приобретать продукцию именно хорошо себя зарекомендовавших компаний. Они заботятся о своей репутации, вероятность покупки брака отсутствует. Оптимальный выбор:

Производитель фильтра Артикул детали Цена, рублей
Экофил ЕКО-01.61 От 4 тыс. рублей
РТИ 130-1109250 От 3.5 тыс. рублей
«Цитрон» 1109560 От 4 тыс. рублей

Высокая стоимость воздушного фильтра для ЗИЛ-130 обусловлена сложностью конструкции. Масляно-инерционное наполнение задерживает всю пуль, иные посторонние включения – попадание которых в камеру сгорания нежелательно.

Выбор фильтра для автомобиля Бычок 5301

Приобрести фильтрующий элемент для 5301 не доставит проблем. В магазинах представлены как оригинальные детали и компоненты, так и их аналоги.

При использовании «оригиналов» вероятность возникновения проблем с установкой минимальны. Производительно изготавливает фильтры в соответствии с заданными размерами.

Компания-изготовитель Артикул детали Стоимость, рублей
АМО ЗИЛ 110219-5301 От 1000

Аналоги обойдутся несколько дешевле:

Производитель Артикул Цена, рублей
Ливны 9025 От 200
Цитрон 00002786 От 700
Мотор Деталь ДТ75М1109560 От 900

Самостоятельная замена воздушного фильтра в ЗИЛ-130

Стоит отметить: воздушные фильтры для автомобилей ЗИЛ 130 и 131 полностью идентичны. Потому являются взаимозаменяемыми. Корпус такого фильтра можно разобрать при необходимости и прочистить, залить новое масло. Но желательно осуществлять замену – согласно установленному производителем регламенту.

Процедура замены фильтра включает основные этапы:

  • открывается капот и аккуратно откручивается винт, расположенный по центру фильтра;

  • далее аккуратно следует отсоединить все присутствующие патрубки – после чего они промываются;

  • контейнер для фильтра аккуратно промывается – после чего в него устанавливается новый фильтрующий элемент;

  • сборка выполняется в обратном порядке.

Сама процедура обычно не занимает много времени. Достаточно лишь заранее ознакомиться со всеми тонкостями, особенностями снятии и установки.

Причем фильтр нужно менять не только при большом пробеге. Но и при возникновении поломок компонентов цилиндра (кассета дросселя, масляная ванная и другое).

Процедура замены воздушного фильтра на автомобиле Бычок 5301

Заменить воздушный фильтр в автомобиле Бычок не составит труда. Требуется лишь набор ключей, ветошь для удаления грязи, набор отверток из 2 штук (крестовая и шлицевая). Процесс замены фильтра на новый включает основные этапы:

  • аккуратно открываем капот – в левой части подкапотного пространства (со стороны бампера) располагается стальной корпус воздушного фильтра автомобиля;

  • аккуратно при помощи гаечных ключей и отверток снимается два крепежных хомута удерживающих на месте корпус фильтра, патрубок;
  • стальной тубус, в котором размещен воздушный фильтр, аккуратно вынимается наружу;
  • крышка корпуса фильтра удерживается на месте металлической гайкой – её нужно открутить;

Сборка выполняется в обратном порядке, фильтр устанавливается на место.

Важно помнить: наличие масла внутри фильтрующего элемента строго обязательно! При его отсутствии конструкция не будет выполнять все свои функции на 100%. Что приведет к перебоям в работе двигателя, попаданию мелких частиц внутрь камеры сгорания.

Осуществлять замену воздушного фильтра требуется 1 раз в 50 тыс. км либо чаще – при эксплуатации в сложных, тяжелых условиях (на проселочных дорогах, при наличии большого количества пыли). Желательно постоянно контролировать состояние фильтра. Если расход топлива существенно вырос, присутствуют перебои в работе двигателя – возможно проблема кроется в фильтрующем элементе.

Фильтр воздушный 5301-1109010

ОАО «Автоагрегат» — крупнейший производитель фильтров и фильтрующих элементов очистки масла, воздуха и топлива В России и СНГ.

Применение в производстве высококачественной фильтровальной бумаги и клеев импортного производства, а также разработок специалистов предприятия позволяет производить продукцию высокого качества.

Технические характеристики:

  • A, мм: 290
  • B, мм: 185
  • C, мм: 120
  • F, мм: 90
  • G: 87
  • H, мм: 354
  • Применяемость: Д-160, Д-240, Д-242, Д-243, Д-244, Д-245, Д-245.12, Д-245.5, Д-245.7, Д-245.9, Д-245Л, А-41, СМД-14НГ, СМД-18

Использована информация: ОАО «Автоагрегат»

ЗИЛ-5301 Бычок. Система питания воздухом двигателя ММЗ Д-245.12

Система питания двигателя воздухом включает воздушный фильтр и патрубки соединяющие фильтр с турбокомпрессором.

Рис. 23. Воздушный фильтр:
1, 2 – внутренний и наружный фильтрующие элементы; 3 – крышка; 4, 6 и 7 – прокладки; 5 -корпус

Воздушный фильтр сухого типа (рис. 23) состоит из корпуса, двух (возможна установка одного фильтрующего элемента) фильтрующих элементов и крышки. Фильтр прикреплен хомутами к кронштейну, установленному в моторном отсеке на передней панели кабины. Назначение малого (внутреннего) фильтрующего элемента (при его установке) – обеспечение очистки воздуха в случае механического разрушения наружного фильтрующего элемента, поэтому его иногда называют элемент безопасности.

для нормальной работы системы питания двигателя воздухом необходимо следить за плотностью соединений, не допуская подсоса неочищенного воздуха в двигатель.

для облегчения контроля засоренности воздушного фильтра, установлен датчик между фильтром и турбокомпрессором, а на панели приборов -сигнализатор. По мере засорения фильтра растет разрежение во впускном трубопроводе и при достижении величины 4,5 КПа срабатывает сигнализатор. При срабатывании сигнализатора следует обслужить воздушный фильтр.

Для технического обслуживания фильтра необходимо ослабить хомут соединительного патрубка. Ослабить болты хомутов, крепящих фильтр к кронштейну, сдвинуть их в стороны и снять фильтр

с автомобиля. Отвернуть гайку крепления крышки, снять крышку, а затем отвернуть гайки крепления фильтрующих элементов и вынуть их из корпуса фильтра. При наличии на картоне фильтрующих элементов пыли без копоти или сажи (элемент серый) рекомендуется продуть их сухим сжатым воздухом до полного удаления пыли.

Во избежание прорыва фильтрующего картона давление сжатого воздуха должно быть не более

0,2. 0,3 МПа. Следует направлять струю воздуха под углом к поверхности, регулировать силу струи надо изменением расстояния между наконечником шланга и элементом. При наличии на картоне пыли, копоти, масла, топлива, которые не удаляются обдувом, можно промыть элемент в растворе моющего вещества ОП-7 или ОП-10 в теплой воде (40. 50 °С). Состав раствора: 20. 25 г вещества на

1 л воды. Вместо раствора ОП-7 или ОП-10 можно использовать раствор той же концентрации стиральных порошков "Новость", "Лотос" и др. Элемент следует промывать, погружая его на 30 мин. в указанный раствор и интенсивно вращая. После промывки в растворе нужно прополоскать элемент в чистой воде и тщательно просушить. Перед установкой очищенных или новых фильтрующих элементов необходимо проверить визуально его состояние, подсвечивая изнутри лампой. При на-личии механических повреждений картона, отслаивания крышек и кожухов и других дефектов элементы следует заменить.

При длительной работе автомобиля в условиях повышенной запыленности и при резких изменениях условий окружающей среды сроки технического обслуживания рекомендуется определять, исходя из опыта работы в данных условиях.

При сборке воздушного фильтра нужно обратить внимание на состояние уплотнительных прокладок. Прокладки, имеющие надрывы, должны быть заменены. Качество уплотнения контролируют по наличию сплошного отпечатка на прокладке.

Если в процессе эксплуатации продолжительность работы между необходимыми техническими обслуживаньями элемента два раза подряд составит менее 2000 км пробега, наружный элемент нужно заменить. Ориентировочный срок службы элемента 40 ООО км пробега.

Внутренний фильтрующий элемент заменяется только при срабатывании сигнализатора при чистом наружном элементе.

ЗИЛ-5301 Бычок. Турбокомпрессор двигателя ММЗ Д-245.12

В процессе эксплуатации специального обслуживания турбокомпрессора не требуется.

Состояние турбокомпрессора следует проверять по времени выбега ротора при остановке дизеля. Для этого после 3. 5 мин работы на режиме минимальной частоты вращения холостого хода дизель выводят на режим максимальной частоты вращения, после чего выключить подачу топлива.

Вращение ротора турбокомпрессора после остановки дизеля должно прослушиваться не менее 5 с. Ровный, постоянного уровня звук с постепенным затуханием свидетельствует о нормальном состоянии турбокомпрессора.

Производить полную разборку и ремонт турбокомпрессора в условиях эксплуатации не допускается. Для промывки проточных частей и уплотнительных колец можно провести частичную разборку внешних трубопроводов турбокомпрессора.

Перед разборкой необходимо тщательно очистить наружные поверхности турбокомпрессора от грязи и пыли. Во избежании повреждения лопаток при разборке и сборке турбокомпрессора нельзя ставить средний корпус в сборе с ротором на колесо турбины компрессора. Для этой цели необходимо применять специальную подставку.