Наткнулся на местном сайте на такую статью:

Московские автомобилисты блокируют чиновников на встречке

Пропустил чиновника — предал страну. Видео с таким заголовком на сервисе YouTube просмотрело уже около 50 тысяч человек. Ролик простой и короткий — 49 секунд камера показывает зеркало заднего вида, в котором отражается следующий сзади автомобиль со спецсигналами. Водитель, он же оператор, сознательно не пропускает машину. «От Одинцова до МКАДа мешал мне слушать музыку» — комментирует автор.

«Насколько я разглядел, в этой машине с мигалкой вообще не было никого, кроме водителя», — пояснил «СП» автор ролика — «Ладно, если бы это действительно чиновник какой-то спешил, а это вообще, конечно, полный беспредел».

Протест против мигалок вновь становится актуальным — череда автоаварий, связанных с «блатными» машинами, вызвала предсказуемую реакцию. Ранее в сети гулял ролик с автомобилем советника президента Владимира Шевченко — тот выехал на Смоленской улице в Москве лоб-в-лоб со встречным потоком. Бизнесмен Андрей Хартли заблокировал машину чиновника, и тоже снял ролик — показав рунету, кто и с какими целями пользуется спецсигналами.

Сам Владимир Шевченко объяснил «Русской службе новостей», что он опаздывал, и поэтому поехал по встречке. К тому же, обвинил автора ролика в провокации: «Он шел преднамеренно прямо на нас!». Советник президента возмутился — «На каком основании он снимает меня? Пусть снимает машину! Ведь если во всем цивилизованном мире вы попробуете подбежать и снимать, простите меня, можно получить по одному месту».

Руководитель московского представительства Федерации автомобилистов России (ФАР) Сергей Канаев рассказал «СП», откуда берутся такие смелые водители.

«СП»: — Насколько я знаю, как раз ФАР предлагает автомобилистам акции противодействия «мигалкам», вплоть до такого блокирования.

— Мы об этом прямо говорить никогда не будем, а то нас всех привлекут.

«СП»: — При этом ФАР выступает за то, чтобы оставить всего 20 или 30 автомобилей со спецсигналами?

— Да, мы давно выступаем за их запрет, сейчас мы немного сменили тактику привлечения людей к этой акции. Сначала мы предлагали размещать наклейки на автомобили, с лозунгами «слуга народа, снимай мигалку», «за равенство и безопасность на дорогах», и так далее. Теперь мы предлагаем организовать «живую волну» во время проезда таких машин по встречной полосе, когда нарушаются правила. И радикальная форма — не пропускать те мигалки, которые едут без сопровождения оперативных служб. По правилам это запрещено, но штраф там всего 500 рублей, и для этого надо еще вызвать сотрудника ГИБДД. Мы хотим показать, что мы не быдло, что на дороге должны быть все равны.

«СП»: — А вы не боитесь, что в таких радикальных автомобилистов будут стрелять сотрудники ФСО?

ФСО ездит на машинах со спецраскраской, сопровождает чиновников. Машин с сопровождением наша акция не касается — только тех, кто ездит с мигалкой без конвоя оперативных служб.

«СП»: — То есть агрессии со стороны пользователей мигалок вы не опасаетесь?

А агрессии никакой не будет, мы же не предлагаем выехать на встречную полосу и перекрыть путь сотрудникам ФСО, которые сопровождают президента или еще какое-нибудь охраняемое лицо. У них бронированные «Мерседесы», они, как бульдозер — даже стрелять не будут, просто собьют, от нас ничего не останется.

«СП»: — Ролики, которые появились с г-ном Шевченко и прочие — это ваши активисты?

Нет, просто люди. Нас на всех не хватит, мы, конечно, работаем, но на легальном поле. Мы сейчас запрашиваем Генпрокуратуру, на каком основании мигалками пользуются руководитель «Сбербанка», работники «Лукойла», и так далее. Даже главред гламурного журнала имеет мигалку, а как он ее получил?

Общее количество машин со спецсигналами, но без раскраски ограничено специальным указом президента. Эта цифра иногда меняется, но в первой версии документа их было ровно 977 на всю Россию. При этом активисты ФАР считают, что реальная численность проблесковых маячков только в Москве — 2-3 тысячи. Примерно такую же оценку, но в целом по России, дает исследователь вопроса «блатных номеров», координатор сайта oo001o.ru Дмитрий Галинович.

«СП»: — Сколько людей пользуется спецсигналами, и кто они?

— 2-3 тысячи, это если говорить об автомобилях без раскраски. Кроме чиновников, пользуются богатые бизнесмены, приближенные к власти. Они могут на полуофициальных основаниях ездить на автомобилях, которым положены спецсигналы.

«СП»: — Как они это делают? Получается, арендуют машины у госструктур?

Да, или наоборот — дают свои автомобили в аренду госорганизации, а уже она ставит на машины законную светозвуковую сигнализацию, и потом бизнесмены ими пользуются.

«СП»: — А сколько это стоит?

— Раньше, когда был рынок спецсигналов, можно было говорить о ценах, а сейчас о суммах говорить бессмысленно. Это связи. Нельзя прийти с улицы и купить. Сейчас мигалка — это статус, и он деньгами уже не измеряется.

«СП»: — А кроме мигалок, есть какие-то блатные номера, которые бы защищали от проверок ГИБДД?

— Неприкасаемых номеров не существует, остановить могут любой автомобиль, номерной знак на неостановку не работает. Раньше, да, было много серий, которые давали такую защиту. Сейчас по-другому — часть серий, которые точно закреплены за госструктурами, 99% — что такая машина не будет остановлена, даже если водитель будет что-то нарушать.

«СП»: — Какие это серии?

— А МР 97, Е КХ московских регионов, СКО О СК 177 — это следственный комитет, в Петербурге — это О КС 98, Конституционный суд, и ОО 9хх О — номера ФСО.

«СП»: — Мигалок, блатных номеров становится больше со временем?

— Спецсигналов стало, наверное, на порядок меньше, чем раньше. Сейчас на дорогах практически нереально встретить машину с незаконным маячком. А номеров, естественно, становится все больше, но они при этом теряют свою значимость.

«СП»: — Кто может проверять законность спецсигналов?

— Любой инспектор ДПС. Он, например, останавливает автомобиль, и может пробить номер предписания, и составить рапорт. Но так как база этих предписаний секретная, к ней имеют доступ не все милиционеры. Но даже обычный сотрудник ГИБДД, запросив, может узнать, фальшивое оно или нет. И в течение 30 минут этот автомобиль будет задержан. Есть автомобили, в документах которых есть штамп — разрешены светозвуковые сигналы. Их тоже проверяют.

«СП»: — А обоснованность включения сигналов, которые предписано использовать только в случае «неотложного служебного задания», он может проверить?

— Нет, у него нет таких полномочий.

Рано или поздно акции неповиновения машинам со спецсигналами закончатся печально — опасается почетный юрист России Леонид Ольшанский. По его мнению, сейчас закон полностью на стороне пользователей «мигалками».

«СП»: — Что будет, если вот так взять, и не пропустить чиновника?

— Нельзя говорить чиновника или не чиновника. У нас есть правила дорожного движения, за нарушение которых есть ответственность, описанная в КоАП РФ. В правилах сказано «обязан уступить дорогу машине со спецсигналом».

«СП»: — Но там есть оговорка, касающаяся «неотложного служебного задания».

— Так это относится к ним. А в кодексе прямо написано, что обязан делать водитель. Наказание — чуть ли не год лишения прав и все в таком духе. Ты не должен думать о том, неотложное у него задание или отложное. Если машина подает спецсигналы — ты обязан уступить ей дорогу.

«СП»: — А как вы воспринимаете призывы не пропускать?

Это такой пиар-ход. И это рано или поздно кончится печально.

«СП»: — А что, бывали случаи, когда к мешающим проезду применяли насилие, стреляли?

— Вот этому парнишке, который выскочил к Шевченко, ему повезло, потому что Шевченко был с водителем без охраны. Если машина останавливается в лоб — охрана может и стрелять, воспринимать как нападение. И кто тебе дал право подходить, рвать двери, пытаться снять пассажира, заставлять представиться? У нас свобода передвижения, у нас неприкосновенность личности. Какое твое дело, кто пассажир, у нас отвечает за все водитель. А документы вправе попросить только работник милиции, в некоторых случаях — сотрудник ФСО. Один водитель у другого не имеет права требовать документы. Если бы у меня потребовали — я бы послал.

«СП»: — А все же — были случаи, чтобы охрана стреляла или еще как-то разбиралась с водителями?

— Если ты едешь по своей полосе — никто в тебя стрелять не будет. Если ты мешаешь проезду важного чиновника — столкнут тебя просто с трассы и все. Поэтому всегда лучше к тротуару прижиматься.

«СП»: — «Расступись, холопы. Барин едет»?

— У нас граждане не имеют права контролировать, законно стоит сирена или незаконно, законно стоит колпак или незаконно. Путин, будучи президентом, подписал указ, ограничив их количество примерно тысячей.

«СП»: — Но ведь этот указ фактически не исполняется?

— С чего вы взяли?

«СП»: — На сайте «Ведомостей» есть прекрасная фотоподборка, в ней больше 1500 машин.

«СП»: — Машины разные, но бывает, что один номер крепят на несколько автомобилей.

— Да, такая практика существует. Допустим, машина обслуживает большого человека. Она вчера царапнулась, колесо прокололо, плохо заводится, давление масла упало, или давление в тормозах. Можно такую машину выпускать на линию? Нет. Берут машину резервную, ставят номера, и она поехала. А количество мигалок осталось прежнее.

«СП»: — А насколько законна такая практика перевешивания номеров?

Это очень сложный вопрос, даже скользкий. Номер выделяется на автобазу, а не на конкретную машину, я думаю, тут не подкопаешься.

Сам был в Москве недавно. Удивился как они там гоняют по встречке на черных тачках с снией мигалкой причем довольно часто.
По приезду в Красноярск в первый же день увидел черную камри с такой же синей мигалкой. Стою на светофоре. Он за мной. Думаю будет быковать или нет. Но ага. Зеленый. Через несколько метров помигал фарами. Да и ладно, мы никуда не торопимся, езжай куда хочешь.
В принципе не понимаю этого непропускания машин с мигалками. От меня не убудет, а тип с мигалкой пусть едет на все четыре стороны, пофиг ваще.

Президент России подписал указ, ограничивающий применение световых и звуковых сигналов на транспортных средствах. Комментарии

Москва. 19 мая. INTERFAX.RU – Президент России Владимир Путин подписал указ "Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства", сообщила в субботу пресс-служба главы государства. Данным указом утвержден "перечень государственных органов, на транспортные средства которых устанавливаются устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов при отсутствии специальных цветографических схем на наружной поверхности этих транспортных средств".

Общее число транспортных средств, оборудованных спецсигналом, согласно этому перечню, составляет 569. Указ вступает в силу с 1 июля 2012 года.

Указ принят "в целях повышения безопасности дорожного движения, упорядочения использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства, а также исключения случаев неправомерного использования указанных устройств".

Путин установил, что "устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов при отсутствии специальных цветографических схем на наружной поверхности транспортных средств устанавливаются на транспортные средства, обслуживающие лиц, которым предоставляется государственная охрана, и лиц, в отношении которых приняты меры государственной защиты".

Согласно указу, спецсигналами оборудуются автомобили экстренных служб, имеющие соответствующую внешние признаки.

"Устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов при наличии специальных цветографических схем на наружной поверхности транспортных средств оборудуются транспортные средства пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, используемые для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан", – говорится в указе. Причем указом запрещено нецелевое использование подобных машин и их закрепление за "должностными лицами государственных органов, обязанности которых не предполагают осуществление неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан".

МВД РФ поручено обеспечивать выдачу разрешений на установку спецсигналов на транспортные средства и контроль за их установкой, использованием, а также проведение соответствующих профилактических мероприятий.

Согласно утвержденному перечню, за ФСБ РФ "закреплено" 197 автомашин, на которых можно устанавливать спецсигнал при отсутствии внешних цветографических признаков; за МВД РФ – 100, за Государственной фельдъегерской службой – 60, "высшими исполнительными органами государственной власти" – 83, правительством РФ – 28, администрацией президента РФ – 20, Генпрокуратурой – 30, Следственным комитетом – 12, Минобороны – 20, Советом Федерации – 5, Госдумой – 8. По одному такому автомобилю – за СВР, ФСКН, ГУСП, Управделами президента РФ, ФАС, Росфинмониторингом.

Согласно примечанию к указу, высший исполнительный орган госвласти субъекта РФ имеет право на использование устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов исключительно в пределах территории субъекта РФ, в котором он образован.

За чиновниками и губернаторами остается 150 машин с "мигалками"

Указ по "мигалкам" кардинально меняет ситуацию со спецсигналами. "Ранее устанавливалось, что спецсигналами разрешалось оборудовать 1 тыс. автомобилей, в соответствии же с нынешним указом количество таких машин сократилось на 400 единиц", – разъяснили в пресс-службе президента РФ. "Для чиновников, по сути, остаются 67 автомобилей, которые могут быть оборудованы спецсигналами, плюс 83 единицы отводятся для губернаторов, которые могут использовать подобные транспортные средства только в своих субъектах федерации. Все остальное отводится для силовых ведомств. Имеются в виду машины с номерами серии "А . . . МР" московского региона", – подчеркнули в пресс-службе.

Там пояснили, что указ запрещает закреплять транспортные средства со спецсигналами и светографикой за должностными лицами. "Ограничение, которое вводится настоящим указом, не распространяется на лиц, находящихся под государственной охраной", – сообщили в пресс-службе.

В Кремле разъяснили, что указ вступит в силу с 1 июля, поскольку до этого времени необходимо принять соответствующее постановление правительства.

Реализация предвыборных инициатив

В пресс-службе Кремля разъяснили, что Путин последовательно продолжает реализацию тех вопросов, которые возникали в ходе его предвыборной кампании.

Секретарь президиума генсовета "Единой России" Сергей Неверов напомнил, что вопрос о спецсигналах неоднократно поднимался в ходе встреч Путина с гражданами. "Эта проблема особенно остро стоит в столице, где из-за большого количества "мигалок" создаются проблемы, выстраиваются километровые пробки на дорогах", – заметил представитель "Единой России". Конечно, признал он, это создает массу неудобств жителям. "Вот почему эту проблему необходимо было решать", – добавил он.

Как подчеркнул Неверов, данный указ – еще одно свидетельство того, что президент последовательно реализует те инициативы, о которых он говорил в ходе своей предвыборной кампании.

Депутаты предлагают пойти дальше

Сергей Неверов предлагает в развитие указа Путина, существенно ограничившего возможность использования "мигалок", законодательно усилить ответственность за их незаконное использование. "Речь может идти, например, о существенном увеличении штрафов, других санкций, вплоть до изъятия автотранспортных средств", – цитирует его пресс-служба партии. Представитель руководства "Единой России" не исключил и возможность уголовной ответственности в случае неоднократного пренебрежительного нарушения закона в связи с неправомерным использованием спецсигналов на машинах.

Коллега Неверова по партии первый замглавы комитета Госдумы по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков убежден, что работа по сокращению количества спецсигналов на ведомственных автомобилях будет продолжена. "Я надеюсь, что указ президента РФ не является точкой в этой проблеме, и Владимир Владимирович (Путин – ИФ) продолжит работу по сокращению спецсигналов", – сказал он в субботу "Интерфаксу".

Лысаков полагает, что в этом вопросе имеется "определенное сопротивление политических элит". "Важно то, что главы субъектов вне своего региона не смогут больше отступать от правил дорожного движения, поскольку использование спецсигналов разрешено им только в пределах подведомственной территории", – сказал он. Вместе с тем Лысаков отметил, что "было бы правильным запретить свободную продажу автомобильных спецсигналов и приравнять их по степени опасности к оружию".

Со своей стороны член бюро президиума центрального совета "Справедливой России", депутат Госдумы Олег Михеев считает, что вслед за сокращением "мигалок" необходимо лишать чиновников "блатных" спецсерий номеров. "Сейчас Путин сократил официальное количество "мигалок" с 1000 до 600. Чиновники "мигалки" снимут, а спецсерии оставят – АМР и прочие. Если уж бороться по-настоящему, то надо изымать все "блатные" спецсерии, которых полиция не останавливает – с "мигалками" они или нет, а спецсигналы оставлять только специальным службам и охраняемым ФСО первым лицам", – заявил он "Интерфаксу".

Оппозиция сомневается в успехе

Депутат Госдумы, лидер столичных коммунистов Валерий Рашкин считает, что указ президента вряд ли решит транспортную проблему в Москве. "Предстоящее сокращение "мигалок" – это не более чем популистский шаг главы государства, предпринятый для того, чтобы прекратить активность "синих ведерок", снизить накал недовольства граждан колоссальными пробками, в основном в Москве, а также, возможно, в Санкт-Петербурге и некоторых других мегаполисах", – сказал он "Интерфаксу". Рашкин считает, что такой мерой "просто невозможно ликвидировать огромные заторы на столичных автотрассах".

Со своей стороны зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Геннадий Гудков ("Справедливая Россия") считает, что указ президента не будет выполняться. "Мигалка" на автомашине – это не столько вопрос удобства при движении на дорогах, сколько вопрос престижа. А поскольку в нашей стране ценится не столько профессионализм и реальная отдача того или иного чиновника, то подавляющее большинство из них ценит внешнюю атрибутику, которая демонстрирует всем, какое место в должностной иерархии занимает тот или иной владелец "мигалки", – сказал он агентству. "Я уверен, что количество "мигалок" будет сокращено лишь на первой стадии выполнения указа, а затем оно вновь возрастет до нынешних небывалых размеров", – заявил депутат.

Лидер партии "Яблоко" Сергей Митрохин считает указ Путина чисто формальным документом. "Этот указ носит чисто косметический, то есть поверхностный характер, потому что он в корне не решает раздувшуюся в нашей стране до невероятных размеров проблему "мигалок", которые давно стали признаком публичного статусного престижа для огромного количества должностных лиц, да и просто разного рода богатеев", – сказал он "Интерфаксу".

Митрохин считает, что "мигалки" следует сохранить лишь на автотранспорте четырех высших должностных лиц страны – президента, главы правительства и спикеров обеих палат Федерального собрания. Кроме того, спецсигналы должны быть установлены на автотранспорте экстренных служб – "скорой помощи", пожарной службы, МЧС и др, полагает он. "Учитывая, что указ президента с нашей точки зрения не решает проблему движения на дорогах, партия "Яблоко" продолжит свою кампанию "Мигалкам – нет!", как на главной правительственной трассе – Кутузовском проспекте, так и на других автомагистралях столицы", – сказал Митрохин.

Сенаторы ожидают позитивной реакции общества

В Совете Федерации поддерживают решение главы государства о сокращении числа автомобилей, которые могут быть оборудованы спецсигналами. "Это решение главы государства можно только приветствовать, и Владимир Путин сдержал таким образом свое предвыборное обещание. В ходе предвыборной кампании он давал слово о том, что сократит число "мигалок" на дорогах", – сказал "Интерфаксу" бывший глава ГИБДД РФ, сенатор Владимир Федоров.

В то же время, по мнению Федорова, необходимо определить конкретный список номеров машин, которые имеют право на проблесковый маячок и спецсигнал. "Нужно составить такой список, и в этом списке эти номера должны определяться визуально, с тем, чтобы можно было, не теряя лишнего времени, определить, что называется на глаз, "левые" эти "мигалки" или нет. И если это "левые", незаконные "мигалки", то они должны изыматься, а к их владельцам должны применяться меры ответственности", – считает Федоров.

С этим мнением согласен и другой сенатор, глава комитета по социальной политике и здравоохранению Валерий Рязанцев. "Примечательно, что количество "мигалок" в рамках президентского указа снизится более чем в два раза, и контроль за использованием "мигалок" должен быть жестким, так же, как и ответственность за использование незаконных "мигалок", с тем, чтобы никому было неповадно использовать "левые" "мигалки", – сказал он "Интерфаксу".

В свою очередь глава комитета по обороне и безопасности Виктор Озеров не сомневается, что сокращение числа "мигалок" повлияет положительно на безопасность движения в стране. По его мнению, это решение Путина будет иметь два важных последствия. "С политической точки зрения это будет иметь несомненный положительный эффект, поскольку, согласно опросам общественного мнения, именно развязное поведение на дорогах водителей с "мигалками" вызывает раздражение у окружающих, и чем меньше будет "мигалок" на дорогах, тем больше уважения будет вызывать наша власть, тем более понятной она будет для населения. И это один из показателей демократичности власти", – подчеркнул Озеров в беседе с "Интерфаксом".

Активисты намерены продолжить борьбу за "равенство на дорогах"

Общество "синих ведерок" (ОСВ) продолжит акции против пользующихся "мигалками" чиновников, заявил координатор организации Петр Шкуматов. "Мы продолжим борьбу, чтобы сделать езду с "мигалкой" затруднительной и вынудить ее обладателей самим отказаться от такого преимущества на дороге", – сказал он "Интерфаксу", комментируя указ Путина. "Мы рассчитывали, – пояснил Шкуматов, – что это будет сокращение до нескольких десятков, а получилось, что число мигалок уменьшится только вдвое".

Со своей стороны Федерация автовладельцев России (ФАР) настаивает на полной отмене спецсигналов на автомобилях госструктур, за исключением экстренных служб. "Все эти сокращения – пыль в глаза людей. 569 "мигалок" будет или 69 – не имеет значения, их надо убрать в принципе", – сказал "Интерфаксу" лидер ФАР Сергей Канаев. "Мигалки" не должны принадлежать чиновникам, а только автотранспорту экстренных служб, и весь этот транспорт должен иметь цветографическую схему на бортах", – сказал лидер ФАР.

Он отметил, что Федерация продолжит борьбу "за равенство всех людей на дорогах". "У нас уже запланировано несколько акций", – сказал Канаев.

Постановления ждали. Многие с нетерпением. Постановление приводит государственный автопарк к некоторому общему знаменателю: у нас сократилось количество министерств и заместителей министров. Соответственно сократилось и количество авто со спецномерами и спецсигналами. Зато появились федеральные агентства и федеральные службы, начальникам которых тоже необходимы спецсигналы на машинах.

Итак, список оперативных служб, которым разрешено устанавливать "проблесковые маячки", включает 11 организаций. Это скорая медицинская помощь, пожарная охрана, милиция, военная автомобильная инспекция, службы специальных перевозок Банка России и Гохрана России, аварийно-спасательные службы, служба специальной связи и федеральное государственное унитарное предприятие "СВЯЗЬ-безопасность" Мининформсвязи России, ФСКН России.

Перечень федеральных органов исполнительной власти, которым разрешается устанавливать спецсигналы на автомобили, состоит из 16 ведомств. Так, МВД РФ можно одновременно использовать не более 230 машин со спецсигналами, Минобороны РФ – 19 автомобилей, ФСБ РФ – 95 автомобилей, Службе внешней разведки – 14, Генпрокуратуре РФ – 10, МЧС – 5, МИД РФ – 15 автомобилей.

Документ будет опубликован в "Российской газете".