Все существующие станции и места ремонта автомобиля можно, условно, разделить на три группы: дилерские СТО, сторонний автосервис и “гаражные” мастерские. Что такое дилерский авторизованный сервис – понятно. Но как разделить небольшие профессиональные СТО и “гаражные” мастерские? Будем считать профессиональным сервисом тот, где обязательно имеются участок мойки, гидравлический подъемник, покрасочный бокс и стенд развала-схождения.

В самом деле – это уж самый минимум, без которого станцию можно объективно причислять к “гаражным”. Но нужно учесть, что здесь мы не рассматриваем специализированные станции (такие, как, например, “Ремонт КП”, “Ремонт двигателя” и пр.), а только те, которые делают все виды ремонта автомобилей.

Так где лучше производить ремонт отечественного автомобиля – на дилерской СТО, стороннем автосервисе или в “гаражных” мастерских?

Дилерские СТО.

Цены, конечно, на дилерских сервисах самые высокие среди всех остальных, но на практике все не так однозначно.
Сроки – обычно все дилерские сервисы довольно плотно заняты ремонтом по гарантии: такова особенность отечественных автомобилей. За получением гарантийного ремонта нужно встать в очередь, и здесь сроки могут быть, скажем мягко, довольно большими. Но если вы приехали ремонтировать автомобиль за деньги, да и еще размер ремонта приличный, то на станции найдут способ принять вас побыстрее. Официально дилеры такой подход отрицают, утверждая, что у них все равны. Однако, как показывает реальная практика – всегда можно договориться.
Качество ремонта и диагностики на дилерских СТО, безусловно, на высоте. В вопросах диагностики дилерским станциям равных практически нет – они располагают полным комплектом стендов, и это оборудование высокого класса. То же и с качеством самих работ: их делают сегодня не хуже, чем на станциях для иномарок.
Зато, в отличие от “иномарочных”, дилеры отечественных автомобилей могут позволить привезти для ремонта свои запчасти(!), если автомобиль не на гарантии. Хотя смотрят на это, что называется, косо и всячески отговаривают, критикуют привезенные детали и предупреждают, что за их качество ответственности не несут – что логично. Кроме российских запчастей, почти на всех станциях дилеры предлагают и более качественные (но и более дорогие) детали европейского производства.
По удобству пользования, дилерские СТО – одни из самых лучших. Фирменный автоцентр легко найти в Интернете или справочнике, легко дозвониться, вопрос записи можно решить по телефону. Обстановка фирменная: холл, рецепшн, телевизор, цветочки… персонал вежливый. Но связь с сервис-менеджером – только через диспетчера, в ремзону клиентов не пускают. Впрочем, данный стандарт применяют во всех, и в “иномарочных”, автоцентрах – иначе в рем.зоне от клиентов (каждый из которых лучше мастера знает, как надо автомобиль ремонтировать) будет просто негде развернуться.

Главными преимуществом сертифицированных СТО является ежегодное обучение и сертификация всех специалистов, наличие специального инструмента для ремонта и склада оригинальных запчастей. Это, в не малой степени, позволяет обеспечить качественный профессиональный ремонт. На сертифицированных СТО оформят гарантию на работы и запчасти не на словах, а документально.
Что касается ремонта автомобиля на гарантийном обслуживании, то тут и речи не может быть о ремонте в стороннем сервисе и “гаражах” – если, конечно же, владелец хочет сохранить гарантию на автомобиль. Никто не сможет лучше позаботиться о гарантийном автомобиле, как сама организация, его продавшая и производившая ТО.
В случае же спорных ситуаций закон будет, скорее всего, на стороне потребителя. И, наконец, цены на работы в сертифицированных СТО строго нормированы, а не берутся из головы, благодаря чему ремонт, как правило, оказывается дешевле.

Сторонние СТО.

Сторонний (т. е. не дилерский) профессиональный автосервис – пожалуй, самый любопытный предмет нашего разговора. Интересен уже вопрос с ценами. Для недилерских СТО высокого класса, которые ориентируются на иномарки, недорогой ремонт отечественных ВАЗ’ов или ГАЗ’ов, зачастую, не особо интересен. Владельцу либо отказывают, либо называют цену, схожую c ремонтом “иномарки”, которая оказывается близкой к дилерской, а порой даже выше ее. Впрочем, качество ремонта тоже не хуже дилерского.
Неотъемлемая черта всех сторонних СТО – возможность использовать запчасти, привезенные с собой. Притом на недилерских СТО, специализирующихся на ВАЗ/ГАЗ/УАЗ, либо тех, где доля российских автомобилей велика, как правило, всегда предлагают варианты по запчастям от разных производителей: подороже и подешевле.
По срокам сторонние СТО успешно конкурируют с дилерскими, и номинально они ремонтируют и обслуживают быстрее. Однако на практике сплошь и рядом случается так, что станция оказывается сильно загружена, и надо ждать. В то время как у дилера автомобиль возьмут хоть сию минуту.
Впрочем, отыскать другую СТО тоже несложно – в любом справочнике и в Интернете можно найти с десяток телефонов. Удобство пользования, особенно у крупных сервисов, не хуже, чем у дилеров: холл, рецепшн, телевизор… На многих СТО можно напрямую связываться с сервис-менеджером. Иногда пускают в ремзону.

Если у автомобиля уже закончился гарантийный срок, то у владельца появляется самый широкий выбор мест для ремонта. И вполне логичное стремление здесь – обслуживать и ремонтировать автомобиль с меньшими затратами, но, вместе с тем, получить сервис на “гаражного”, а профессионального качества.
Решением этого вопроса являются профессиональные недилерские СТО. Такие автосервисы располагают всем необходимым оборудованием и могут выполнить любые виды ремонта. При этом автовладелец получает ремонт того же качества, что и в дилерских автосервисах, но по более доступной, чем у дилеров, цене.
Кроме того, в большинстве случаев, автомобиль в сторонних СТО отремонтируют быстрее. И еще: не такой уж большой секрет, что ряд недилерских сервисов по договоренности делает ремонт (в основном кузовной) для автомобилей, поступивших от дилеров, которые принимали их у клиентов на своих станциях.

“Гаражные” мастерские.
Цены, в “гаражах”, объективно – самые низкие. Собственно, это и есть главное конкурентное преимущество “гаражных” мастерских и механиков-частников. Что до качества, то здесь хуже всего обстоят дела с диагностикой и кузовным ремонтом – сказывается полупрофессиональное и кустарное оборудование, либо его полное отсутствие. Но, с другой стороны, простые операции по обслуживанию – такие, как смена масла, тормозных колодок, свечей, фильтров и т. д., а также работы уровня “снял-поставил” (вроде замены генератора, вентилятора печки или стартера) в “гаражах” сделают ничуть не хуже, чем в том же дилерском центре.
Сроки – самые расплывчатые. Иногда работу могут сделать весьма оперативно, но иногда автомобиль может “зависнуть” у мастеров очень надолго. Тут, с одной стороны, сказывается отсутствие оборудования, отчего многие операции усложняются, с другой – настроение самих “гаражных” мастеров.
Из удобств пользования можно назвать только возможность всегда позвонить механику, ремонтирующему автомобиль, и лично присутствовать при ремонте. Запчасти для ремонта практически на 100% придется покупать самому – для одного это плюс, для другого минус. Само собой, никаких холлов и рецепшнов, доброжелательных девушек и телевизора. Разве что старый злой вахтер при въезде на гаражную стоянку. Никаких телефонов в справочнике и веб-сайтов. О “гаражниках” узнают либо по знакомству, либо в сообщениях на Интернет-форумах, либо случайно, заметив на заборе фанерку с надписью “Ремонт ВАЗ, ГАЗ” и стрелкой, указывающей на ржавые ворота.

Итоги:

Где ремонтировать отечественный автомобиль? Однозначного ответа тут нет: в каждой из рассмотренных групп станций есть свои плюсы и минусы. Но некоторые общие выводы сделать можно.

Если речь идет о простом ТО (смена масла, фильтра, свечей, колодок, ремня и т. д.) или небольшом ремонте “сняли-поставили”, то, пожалуй, самый оптимальный вариант – руководствоваться ценой, сроками и территориальным расположением станции. Где нашлось наилучшее их сочетание – туда и ехать.

В принципе, тем же методом можно действовать и в случае среднего и крупного ремонта: с той лишь оговоркой, что здесь надо обращать внимание на оборудование станции, от чего будет прямо зависеть качество ремонта. Например, если нужны кузовные работы и покраска, то станции без специальных окрасочных боксов (которые, тем не менее, за такой ремонт часто берутся) рассматривать не стоит.
То же и с ремонтом подвески – не стоит ехать туда, где нет стенда установки развала-схождения. Но, в то же время, такую работу, как капремонт двигателя или “переборка” коробки передач, вполне можно доверить и иному мастеру из гаража – если это опытный и честный механик, то он сделает работу не хуже, чем на фирменной станции (порой даже много лучше), а возьмет за нее ощутимо меньше.

Вообще, при ремонте отечественных автомобилей человеческий фактор имеет большое значение. Чего греха таить, спустя рукава могут сделать ремонт на станции любого класса. Впрочем, и механики, которые умеют – а главное, хотят – работать ответственно, тоже встречаются.

Ремонт вашего автомобиля порой оказывается сложнейшей задачей, которую могут выполнить только настоящие специалисты. Иногда можно и своими руками поправить некоторые недостатки, но в большинстве случаев при поломке автомобиля мы обращаемся к специалистам. В данных ситуациях владельцу авто нередко приходится готовить немалые суммы для покупки запчастей, выполнения ремонтных работ. И если вы уж платите действительно много денег, есть определенный смысл выбрать лучшую станцию технического обслуживания, на которой сервис вас будет приятно удивлять. Среди оптимальных вариантов ремонта автомобиля можно отыскать немало компаний с отличными услугами, которые пусть и просят немалые деньги, но делают работу просто великолепно. Наряду с такими организациями есть не менее дорогие исполнители, которые совершенно не думают о качестве выполняемой работы.

Многие владельцы автомобилей сегодня задаются вопросом о том, как лучше ремонтировать свой автомобиль, где заказать услуги ремонтных работ. Многие приходят к тому, что лучше места, чем официальный сервис, не существует. Это действительно неплохой вариант выполнения ремонта машины, но в данном сервисе вам предоставят самые дорогие услуги, баснословные цены на оригинальные запчасти и прочие не слишком удобные возможности. Лучше отыскать неофициальную станцию, которая обладает профессиональным оборудованием и отличными исполнителями для выполнения тех или иных задач. Для удачного ремонт необходимо найти специализированную станцию технического обслуживания, которая имеет все необходимое для решения вашей задачи.

Ценовой фактор и выбор СТО по предложенной стоимости

Вы можете объездить все сервисные центры с автомобильной специализацией в городе, выполнив оценку необходимых работ. В большинстве случаев эта работа будет производиться бесплатно. Специалист просто оценит стоимость запчастей, которые необходимо поменять, а также скажет, сколько примерно денег будет стоить работа. Точная сумма будет определена в процессе ремонта, но и примерной достаточно для оценки. В данном случае вам важно выбрать не самый дешевый и не самый дорогой вариант станции технического обслуживания. Среди основных критериев подбора исполнителя можно выделить такие черты:

  • адекватные расценки, названные представителем компании на выполнение тех или иных ремонтных работ, сопоставимые с показателями других компаний;
  • отсутствие подозрительно низких цен на работу, что может свидетельствовать о плохом качестве предоставляемых услуг и ремонтных работ;
  • возможность заказать запчасти по нормальным ценам, причем доступ как к оригинальным, так и к аналоговым деталям для вашего автомобиля;
  • оправданность названных цифр по стоимости работ, а также отсутствие завышения цен на запчасти, что можно проверить с помощью интернет-магазинов;
  • соответствие оценки ремонта марке и возрасту машины, нередко сервисы ставят все автомобили исключительно в один ряд и не меняют цену работы.

Для СТО очень важна сложность работы. Покупка деталей, их доставка, прием автомобиля – все это периферийные процессы. Наиболее важным фактором, который и определяет параметры стоимости работ специалистов, является время, проведенное сотрудником компании с автомобилем. Чем больше рабочего времени придется затратить, тем больше денег необходимо взять с клиента за те или иные процессы. Часто станции надумывают цифры, чтобы заранее подстраховать себя в случае определения непредвиденных сложностей. Лучше отдать предпочтение сервисам, которые изначально называют не самые низкие, но вполне адекватные цены на ремонт автомобилей, а также в самом начале сотрудничества предлагают подписать договор с определенными условиями и ограничениями ответственности.

Подписание договора на обслуживание с СТО

Сегодня в России договоры и бумажные отношения с теми компаниями, которые предоставляют услуги, являются очень непопулярными. Мы привыкли доверять, а владельцы бизнеса привыкли на этом зарабатывать. Поэтому лучше инициировать подписание договора на предоставление услуг, который должна подготовить станция обслуживания. Так вы сможете получить уверенность во многих вещах, а в случае несоблюдения условий договора сможете очень просто аннулировать его, не платить за выполненные услуги. Через суд вы также получите определенные шансы на возврат уже уплаченных денег, компенсацию потерянных средств за время ремонта и так далее. В договоре главные аспекты будут следующие:

  • компания обязуется произвести все работы на достойном уровне качества, это прописано подробно в нескольких пунктах;
  • после выполнения диагностики СТО назначает стоимость работ, в которую входит полный перечень нужных действий, цена уже не может меняться;
  • также в договоре прописывается ресурс получения запчастей, нередко заказчик предоставляет детали для ремонта самостоятельно;
  • определяются условия гарантии, как и в любой другой сфере коммерческих отношений, вы имеете определенный срок для выявления недостатков ремонта;
  • также договор определяет сроки выполнения ремонтных работ и устанавливает какие-либо возможности для сдвижения этих сроков;
  • вы получаете полный список выполненных работ, подписываете акт приема передачи автомобиля, в котором описано его состояние.

Иногда на СТО сотрудники не слишком аккуратно относятся к автомобилям клиентов. Из-за этого возможно появление новых царапин, сколов и прочих неприятностей. Лучше всего в данном случае потребовать изначально подписать акт приема передачи, в котором специалисты СТО осмотрят автомобиль и опишут присутствующие проблемы с кузовом и салоном. Если же после выполнения ремонтных работ вы найдете новые проблемы с интерьером или внешней частью машины, вы сможете вполне законно требовать устранения этих проблем и возврата вам автомобиля в его первоначальном виде. Документы оказываются очень важной деталью отношений с любыми компаниями.

Оптимальная станция обслуживания – общаемся с мастерами

Конечно, немаловажным этапом оценки профессионализма той или иной компании будет непосредственный осмотр СТО и общение со специалистами, которые предлагают вам необходимые услуги. В общении попробуйте выяснить, как сотрудники компании собираются устранять те или иные неполадки. В большинстве случаев вам удастся поговорить непосредственно с тем мастером, который будет производить ремонт автомобиля. Также оцените прочие особенности станции обслуживания, которые однозначно повлияют на качество работы с вашей машиной:

  • наличие достаточного свободного места в боксе, в котором автомобиль будут поднимать на подъемнике или домкратах;
  • профессиональное оборудование, которое исключает различные неприятности и проблемы в обращении с автомобилем;
  • наличие на станции различных средств защиты кузова, которые помогут сохранить автомобиль от неприятностей при работе;
  • качественные способы устранения неполадок, наличие только эффективных методов работы с транспортом;
  • само здание СТО вполне подготовлено для выполнения специфических задач, оно соответствует вашим представлениям о данном месте.

Если работы будут проводиться в тесном гараже, в котором даже пройти нормально невозможно мимо автомобиля, можете быть уверены в том, что кузов повредят тяжелым инструментом, пронося его мимо автомобиля, а неполадка не будет исправлена должным образом. Специалисту важно иметь пространство для работы, удобный доступ к инструментам и прочие комфортные условия. Иначе выполнить задачи ремонта будет практически невозможно. Речь идет не только о каких-то сложных работах, но даже о рядовых задачах, таких как замена пыльников на элементах ходовой части или работа с небольшими кузовными проблемами. Для сравнения реалий предлагаем вам посмотреть видео о ценах обслуживания автомобиля в Германии:

Подводим итоги

Качественный сервис для вашего автомобиля является необходимостью. Можно долго искать хорошую станцию обслуживания, но найти ее вам удастся только при сложении нескольких важнейших факторов. Важно помнить о том, что именно качественная работа с авто может обеспечить его нормальную эксплуатацию. Скорее всего, сервис в неофициальной компании где-нибудь в гаражных кооперативах заставит вас ездить на обслуживание даже на самой качественной и надежной машине с завидной регулярностью. Лучше доверить работу дорогой профессиональной станции, которая сделает ремонт один раз и на очень долгий период времени.

Сегодня вокруг можно отыскать тысячи сервисных центров с услугами ремонта все марок и моделей автомобилей. Вы можете найти для себя как оптимальные варианты дешевых услуг, так и поехать в самый дорогой официальный дилерский сервисный центр. Все зависит от ваших впечатлений о том или ином месте. Кому-то вполне достаточно дешевых услуг без дополнительного пафоса, а кто-то захочет посидеть в элитном кафе и посмотреть через стеклянную стену, как делают его автомобиль. Так что сервис выбирать стоит исключительно индивидуально. А как вы подбираете компанию для ремонта вашего автомобиля?

Любой автомобилист знает: время от времени автомобиль требует ремонта. Даже мелкосрочный ремонт авто важен для нормального функционирования машины, поэтому к выбору автотехцентра следует подойти с трезвой головой. Работа автомастера не терпит халатного отношения. Потому и бывает так сложно подобрать подходящий и во всем устраивающий автосервис, техцентр и мастера.

Опираясь на интуицию и рекомендации знакомых, вы останавливаетесь именно на том варианте, который вызывает наибольшее доверие. Не последнее значение при выборе играет профессионализм мастеров. К сожалению, вестись на опрятный внешний вид техцентра и менджерские способности мастеров полагаться не стоит. Часто под «яркой обложкой» скрываться некомпетентное отношение к работе, высокие цены и плохое качество оказываемых услуг.

Современные автосервисы предоставляют самый широкий спектр услуг и по уходу, и по ремонту авто в режиме «одного окна», что, безусловно, экономит массу времени автомобилиста. Даже современный «гаражный» автосервис по большей части оснащен всем требуемым оборудованием для ремонта автомобиля как после поломки, так и после ДТП.

Все ремонтные мастерские можно разделить на несколько условных групп:

  • дилерская СТО,
  • автономный автосервис,
  • «гаражная» мастерская

Дилерские станции
Как правило, дилерские станции отличаются очень высокой стоимостью работы, однако все не так однозначно. Ведь СТО при дилерском центре – это не только оснащенная по всем параметрам мастерская, но и квалифицированные, обученные под определенную модель автомобиля мастера. Что и говорить про хорошее дорогое оборудование, сложные инструменты, официальные сертификаты и оригинальные запасные части.

По удобству пользования, безусловно, дилерские СТО лидируют среди всех прочих. По предварительной записи можно приехать в удобное для клиента время на любой вид ремонтных работ. Более того, только сертифицированные СТО могут себе позволить оформлять гарантию на работы и запчасти документально.

Если вопрос касается гарантийного ремонта или плановых ТО по пробегу на новый автомобиль, то и вовсе речи быть не может об обращении в сторонние сервисы, если владелец планирует сохранить гарантию на авто.

Наконец, цены на работы и норма-час в сертифицированных дилерских техцентрах строго регламентированы, а не берутся «с потолка». Чаще всего и оказывается так: переплатив один раз дилерскому СТО, вы не будете по 10 раз ездить на доремонт в обычную мастерскую.

Небольшие автономные автосервисы
Между автономными сервисами и «гаражными» мастерскими много общего, однако грань и различия между ними все же есть.

К профессиональному автосервису можно отнести станцию, оснащенную оборудованием, близкому к тому, что стоит в дилерских СТО: это и гидравлический подъемник, и мойка, и стенд развал-схождения, и бокс покраски. Либо вторая категория автономным сервисов – специализированные станции, занимающиеся исключительно ремонтом двигателя, АКПП, покраской, электрикой.

Обычно ценник в сторонних автосервисах на порядок ниже, чем в дилерских. Если срок гарантии на авто уже закончился, подобное направление – неплохой вариант для автомобилиста. При этом уровень профессионализма у мастеров довольно высок. И плюсов также можно назвать – быстрота и приемлемое качество. Да и гарантия, порой устная, тоже есть. Но на практике случается так, что популярная станция слишком загружена заказами, и приходится ждать свой черед. Впрочем, подыскать другой автосервис несложно. На многих СТО также действует система по предварительной записи и работа в выходные и даже в ночную смену.

«Гаражные» мастерские
Главное преимущество частных мастерских, организованных в гаражах, – очень низкие цены. Да и мелкие и простые поломки и услуги (смена масла, колодок, свечей, замена деталей и пр.) устраняются и выполняются достаточно профессионально и быстро. Однако качество более крупных ремонтных работ, например, кузовного ремонта, пожалуй, требует оговорки – сказывается непрофессиональное оборудование.

Сроки ремонта по большому счету зависят от многих факторов: очередь, наличие запчастей, настроение мастеров. Чаще всего работа выполняется весьма оперативно, а иногда автомобиль ремонтируется слишком долго. Удобен тот факт, что у клиента есть возможность напрямую связаться с мастером и даже наблюдать за ремонтом. А вот недостаток в том, что запчасти для ремонта чаще всего приходится искать и покупать самому. Однако и здесь есть своя выгода. Ведь оригинальные автозапчасти, как правило, стоят в 2-5 раз дороже, а аналоги можно найти как на авторазборе, так и заказать по интернету и не платить за них дилерскую наценку.

Вывод
Так где же ремонтировать свой авто? Точный алгоритм никто не даст. В каждом из видов услуг по авторемонту есть и плюсы, и минусы. Следует помнить, что при ремонте машины человеческий фактор имеет первоочередное значение, нежели самое профессиональное оборудование или обстановка, создаваемая для клиентов. И, конечно, некачественный ремонт может быть сделан как на дилерской станции СТО, так и в «гаражной» мастерской.

Если ваш автомобиль, отданный в ремонт, долгое время не ремонтируется или и вовсе находится в разобранном состоянии, если автомобиль после возврата с ремонта оказался не отремонтирован или заявленные работы проведены не были, если ремонт произведен в ущерб транспортному средству и стал причиной более серьезной поломки, автовладелец имеет право требовать:

  • безвозмездного устранения недостатков;
  • уменьшения предъявленной за работу цены;
  • безвозмездного повторного качественного выполнения работ;
  • возмещения понесенных расходов по исправлению недостатков иными лицами;
  • оплату неустойки за нарушение сроков выполнения услуги, возмещение морального вреда и оплата стоимости услуг юриста.

Кстати, если у вас на руках нет подтверждающих документов о приеме на ремонт автомобиля, чека и пр., будет достаточно свидетельских показаний и даже простой фотографий автомобиля, загнанного в сервисный центр.

В случае нарушения мастерской или сервисного центра сроков, условий, заявленной цены, гарантии, качества и прочих потребительских параметров при ремонте автомобиля отправляйте претензию на имя директора сервиса заказным письмом на юридический или фактический адрес. Организация обязана ответить в течение 10 дней. Если этого не произошло, отправляйтесь в суд.

Автор: Ирина Калина,
Дата публикации: 23.09.2011
Перепечатка без согласия редакции запрещена.