Не работают звуковые сигналы:

– Обрыв цепи, короткое замыкание

Проверить надежность контакта в разъемных соединениях. Проверить целостность жгута проводов. Проверить исправность предохранителя. В случае неисправности предохранителя устранить короткое замыкание в цепи, заменить предохранитель

– Неисправен подрулевой переключатель

Проверить работоспособность переключателя, в случае необходимости заменить

– Неисправно коммутирующее реле

Проверить работоспособность реле, в случае необходимости заменить реле

– Неисправны звуковые сигналы

Проверить работоспособность сигналов, в случае необходимости заменить

Не работает плафон освещения кабины:

– Обрыв цепи, короткое замыкание

Проверить надежность контакта в разъемных соединениях. Проверить целостность жгута проводов. Проверить исправность предохранители. В случае неисправности предохранителя устранить короткое замыкание в цепи, заменить предохранитель. Заменить пампу

Не работает плафон освещения двигателя:

– обрыв цепи, короткое замыкание

Проверить надежность контакта в разъемных соединениях. Проверить целостность жгута проводов. Проверить исправность предохранителя в случае неисправности предохранителя устранить короткое замыкание в цепи, заменить предохранитель

– Неисправен выключатель плафона

Проверить работоспособность выключателя, в случае необходимости — заменить

– Разрушение нити накала

Не работает пневмосигнал:

– Обрыв цепи клапана, КЗ. Неисправен подрулевой переключатель

Проверить надежность контакта в разъемных соединениях. Проверить целостность жгута проводов. Проверить исправность предохранителя. В случае неисправности предохранителя устранить короткое замыкание в цепи, заменить предохранитель

Проверить исправность клапана, в случае необходимости — заменить

Не работает обогрев зеркал:

– Обрыв цепи, короткое замыкание

Проверить надежность контакта в разъемных соединениях. Проверить целостность жгута проводов. Проверить исправность предохранителя. В случае неисправности предохранителя устранить короткое замыкание в цепи, заменить предохранитель.

– Неисправен выключатель обогрева зеркал

Проверить работоспособность выключателя в случае необходимости — заменить

– Неисправен нагревательный элемент

Проверить работоспособность нагревательного элемента, в случае необходимости — заменить

Не работают фонари заднего хода:

– Обрыв цепи, короткое замыкание

Проверить надежность контакта в разъемных соединениях. Проверить целостность жгута проводов.

– Неисправен датчик включения сигнала заднего хода

Проверить работоспособность датчика, в случае необходимости заменить

– Неисправно коммутирующее реле

Проверить работоспособность реле, в случае необходимости заменить реле

– Разрушение нити накала лампы

Не работает клапан блокировки межколесного дифференциала:

– Обрыв цепи, короткое замыкание

Проверить надежность контакта в разъемных соединениях. Проверить целостность жгута проводов. Проверить исправность предохранителя. В случае неисправности предохранителя устранить короткое замыкание в цепи, заменить предохранитель

Проверить работоспособность выключателя, в случае необходимости заменить

Проверить работоспособность клапана, в случае необходимости заменить

не работает клапан блокировки межосевого дифференциала

– Обрыв цепи, короткое замыкание

Проверить надежность контакта в разъемных соединениях. Проверить целостность жгута проводов. Проверить исправность предохранителя. В случае неисправности предохранителя устранить короткое замыкание в цепи, заменить предохранитель

Не работают фонари сигналов торможения:

Проверить работоспособность выключателя, в случае необходимости — заменить

Проверить работоспособность клапана, в случае необходимости заменить

– Обрыв цепи, короткое замыкание

Проверить надежность контакта в разъемных соединениях. Проверить целостность жгута проводов. Проверить исправность предохранителя. В случае неисправности предохранителя устранить короткое замыкание в цепи, заменить предохранитель

– Неисправен включатель сигналов торможения

Проверить работоспособность датчика, в случае необходимости — заменить.

Не работает дальний или ближний свет фар и соответствующие контрольные лампы:

– Неисправно коммутирующее реле

Проверить работоспособность реле, в случае необходимости — заменить

– Разрушение нити накала лампы

Неисправен главный переключатель света. Неисправен подрулевой переключатель:

Проверить надежность контакта в разъемных соединениях. Проверить целостность жгута проводов. Проверить исправность предохранителя. В случае неисправности предохранители устранить короткое замыкание в цепи, заменить предохранитель

Проверить работоспособность переключателя, в случае необходимости — заменить

– Обрыв цепи, короткое замыкание

Проверить работоспособность переключателя, в случае необходимости заменить

Не работают габаритные контурные огни**:

– Неисправно коммутирующее реле

Проверить работоспособность реле, в случае необходимости — заменить

– Разрушение нити накала лампы

– Неисправен главный переключатель света

Проверить надежность контакта в разъемных соединениях. Проверить целостность жгута проводов. Проверить исправность предохранителя. В случае неисправности предохранителя устранить короткое замыкание в цепи, заменить предохранитель

– Обрыв цепи, короткое замыкание

Проверить работоспособность переключателя, в случае необходимости — заменить

Не работают задние противотуманные фонари и контрольная лампа:

– Обрыв цепи, короткое замыкание

Проверить надежность контакта в разъемных соединениях. Проверить целостность жгута проводов. Проверить исправность предохранители. В случае неисправности предохранители устранить короткое замыкание в цепи, заменить предохранитель

– Неисправен главный переключатель света.

Проверить работоспособность переключателя, в случае необходимости — заменить

Неисправен выключатель задних противотуманных фонарей:

– Разрушение нити накала лампы

Проверить работоспособность выключателя, в случае необходимости — заменить

– Неисправно коммутирующее реле

Проверить работоспособность реле, в случае необходимости заменить реле

– Разрушение нити накала лампы

Не включаются указатели поворотов:

– Обрыв цепи, короткое замыкание

Проверить надежность контакта в разъемных соединениях. Проверить целостность жгута проводов.

– Неисправен подрулевой переключатель

Проверить работоспособность переключателя, в случае необходимости — заменить

– Неисправно реле прерыватель Реле РС951 имеет автоматическую защиту от короткого замыкания (КЗ). При замыкании в одном из бортов реле отключает указатели поворота

ПЭУП6 имеет четыре независимых канала: ЛБ тягача, ПБ тягача, ЛБ прицепа, ПБ прицепа. При КЗ в одном из каналов остальные сохраняют работоспособность

Проверить работоспособность реле-прерывателя, в случае необходимости — заменить

– Неисправен выключатель аварийной сигнализации

Проверить работоспособность выключателя «аварийки», в случае необходимости — заменить

– Разрушение нити накала лампы

Контрольные лампы указателей поворотов тягача или прицепа не горят при работающих реле РС95IА (слышны щелчки) и реле/ПЭУП6 (гудит зуммер)

Обрыв в цепях контрольных или сигнальных ламп указателей поворотов:

– Разрыв нитей контрольных или сигнальных ламп

Проверить надежность контакта в разъемных соединениях. Проверить целостность жгута проводов

Не работает зуммер открывания двери при включенных задних противотуманных фонарях и вынутом ключе выключателя стартера и приборов:

– Обрыв цепи, короткое замыкание

Проверить исправность предохранителя. В случае неисправности предохранителя устранить короткое замыкание в цепи, заменить предохранитель

– Неисправен выключатель задних противотуманных фонарей

Проверить работоспособность выключателя, в случае необходимости заменить

– Неисправен концевой выключатель

Проверить работоспособность его, в случае необходимости — заменить

Проверить надежность контакта в разъемных соединениях. Проверить целостность жгута проводов. Проверить исправность предохранителя. В случае неисправности предохранителя устранить короткое замыкание в цепи, заменить предохранитель

– Увеличен зазор между левой дверью и дверным проемом в зоне установки концевого выключателя

Отрегулировать зазор в дверном проеме или отрегулировать концевой выключатель

Проверять работоспособность выключателя, в случае необходимости — заменить

Не работает стеклоочиститель:

– Обрыв цепи, короткое замыкание

Проверить надежность контакта в разъемных соединениях. Проверить целостность жгута проводов. Проверить исправность предохранителя. В случае неисправности предохранителя устранить короткое замыкание в цепи, заменить предохранитель

– Неисправен подрулевой переключатель

Проверить работоспособность переключателя, в случае необходимости — заменить

– Неисправно реле-прерыватель стеклоочистителя

Проверить работоспособность реле-прерывателя, в случае необходимости — заменить

– Неисправен моторедуктор стеклоочистителя

Проверить работоспособность моторедуктора, в случае необходимости — заменить

Электродвигатель стеклоочистителя работает с перегрузкой. При включении слышен шум и скрежет, потом он отключается (сработал тепловой предохранитель):

– Тяги зацепляются за детали кабины

Обеспечить зазор между тягами и деталями кабины

– Заклинило тяги, примерзли щетки

Обеспечить зазор между тягами и деталями кабины, устранить примерзание

Не работает стеклоомыватель:

– Обрыв цепи, короткое замыкание

Проверить надежность контакта в разъемных соединениях. Проверить целостность жгута проводов. Проверить исправность предохранителя. В случае неисправности предохранителя устранить короткое замыкание в цепи, заменить предохранитель

– Неисправен подрулевой переключатель

Проверить работоспособность переключателя, в случае необходимости заменить

– Неисправен насос стеклоомывателя

Проверить работоспособность насоса, в случае необходимости — заменить

Не работают указатели: уровня топлива, давления температуры охлаждающей жидкости, давления в пневмосистеме*:

– Обрыв цепей, короткое замыкание. Неисправны датчики

Проверить надежность контакта в разъемных соединениях. Проверить целостность жгута проводов. Проверить исправность предохранителей F20, F9. В случае неисправности предохранителей устранить короткое замыкание в цепи, заменить предохранители. Проверить работоспособность датчиков, в случае необходимости — заменить

Не работает тахометр:

– Обрыв цепи, короткое замыкание

Проверить надежность контакта в разъемных соединениях. Проверить целостность жгута проводов. Проверить исправность предохранителя F20. В случае неисправности предохранителя устранить короткое замыкание в цепи, заменить предохранитель

– Неисправен тахометр. Обрыв цепи от клеммы «

» генератора к тахометру

Проверить цепь в жгутах проводов от генератора к тахометру

Не работает мигающий режим контрольной лампы тормоза:

– Обрыв цепи, короткое замыкание

Проверить надежность контакта в разъемных соединениях. Проверить целостность жгута проводов. Проверить исправность предохранителя. В случае неисправности предохранителя устранить короткое замыкание в цепи, заменять предохранитель

– Неисправно реле-прерыватель контрольной лампы

Проверить исправность реле-прерывателя, в случае неисправности — заменить

– Неисправен датчик стояночного тормоза

Проверить исправность датчика, в случае неисправности — заменить

Не работают электродвигатели отопителя:

– Обрыв цепи, короткое замыкание

Проверить надежность контакта в соединениях. Проверить целостность жгута проводов. Проверить исправность предохранителя. В случае неисправности предохранителя устранить короткое замыкание в цепи, заменить предохранитель

Проверить исправность переключателя, в случае неисправности — заменить

Проверить исправность электродвигателя, в случае неисправности — заменить

Не работают контрольные лампы: давления воздуха, аварийного давления засоренности воздушного включения блокировок дифференциалов:

– Обрыв цепей, короткое замыкание

Проверить надежность контакта в разъемных соединениях. Проверять целостность жгута проводов. Проверить исправность предохранителей F20, F9. В случае неисправности предохранителей устранить короткое замыкание в цепи, заменить предохранители

– Неисправность соответствующих датчиков

Проверить исправность датчиков, в случае неисправности — заменить

– Разрушение нити накала соответствующей контрольной лампы

Заменить контрольную лампу

Не работает осушитель воздуха:

– Обрыв цепи, короткое замыкание

Проверить надежность контакта в разъемных соединениях. Проверить целостность жгутов проводок. Проверить исправность предохранителя. В случае неисправности предохранителя устранить короткое замыкание в цепи, заменить предохранитель

– Неисправен осушитель воздуха

Проверить исправность осушителя, в случае неисправности — заменить

Не работает розетка в кабине:

– Обрыв цепи, короткое замыкание

Проверить надежность контакта в разъемных соединениях. Проверить целостность жгута проводов. Проверить исправность предохранители. В случае неисправности предохранителя устранить короткое замыкание в цепи и заменить предохранитель

Не работает магнитола:

– Обрыв цепи, короткое замыкание

Проверить надежность контакта в разъемных соединениях. Проверить целостность жгута проводок. Проверить исправность предохранители. В случае неисправности предохранители устранить короткое замыкание в цепи, заменить предохранитель

Проверить исправность магнитолы.

Не включается стартер:

Обрыв цепи, короткое замыкание. Неисправно промежуточное реле стартера. Неисправен включатель стартера и приборов. Неисправен стартер

Проверить надежность контакта в разъемных соединениях. Проверить целостность жгута проводов

Проверить исправность промежуточного реле стартера, в случае необходимости — заменить

Проверить исправность выключателя стартера и приборов, в случае неисправности — заменить

При включении массы стрелка напряжения остается на месте:

– Обрыв цепи, короткое замыкание

Проверить надежность контакта в разъемных соединениях. Проверить целостность жгута проводов. Проверить исправность предохранителя F1. В случае неисправности предохранителя устранить короткое замыкание в цепи, заменить предохранитель

При работающем двигателе горит лампа контроля исправности генераторной установки:

Отремонтировать или заменить генератор.

Не включается выключатель «массы» из кабины:

– Обрыв цепи. Неисправна кнопка включения

Проверить надежность контакта в разъемных соединениях. Проверить целостность жгута проводов

– Неисправно коммутирующее реле КЗ

Проверить исправность кнопки, в случае неисправности – заменить

– Подгар контактов выключателя АКБ

Проверить исправность реле, в случае неисправности заменить. Зачистить контакты выключателя

Не работает спидометр:

– Обрыв цепи, короткое замыкание

Проверить надежность контакта в разъемных соединениях. Проверить целостность жгута проводов. Проверить исправность предохранителя. В случае неисправности предохранителя устранить короткое замыкание в цепи, заменить предохранитель

Проверить исправность спидометра, в случае неисправности заменить

Проверить исправность датчика, в случае неисправности — заменить

Не работают лампы подсветки – указателей и выключателей:

– Обрыв цепи, короткое замыкание

Проверить надежность контакта в разъемных соединениях. Проверить целостность жгута проводов. Проверить исправность предохранителя. В случае неисправности предохранителя устранить короткое замыкание цепи, заменить предохранитель

– Неисправен реостат подсветки

Проверить исправность реостата подсветки

– Неисправно коммутирующее реле габаритных огней

Проверить исправность реле, в случае неисправности заменить

Тахометр в автомобиле используется для индикации количества оборотов коленчатого вала двигателя. Рассмотрим, почему не работает тахометр, как найти и устранить причину поломки. Обязательно остановимся на устройстве и принципе работы, что поможет выяснить, почему перестал работать тахометр, стрелка дергается либо ведет себя неадекватно.

Классификация по принципу работы

  • Механические либо электромеханические тахометры с прямым приводом. На стрелочный указатель обороты передаются через гибкий вал, который посредством червячной передачи получает вращение непосредственно от коленчатого вала или одного из валов трансмиссии. Принцип работы индикатора основывается на явлении индукции вихревых токов. Работа и устройство магнитного тахометра крайне схожи с принципом действия автомобильного спидометра. В современных авто подобная конструкция тахометра не применяется.
  • Электромашинные. Отличительная черта – подключение к генератору. Используется преимущественно на дизельных двигателях, но в целях унификации устройство такого типа может использовать и на бензиновых моторах.
  • Электронные. Сигнал может быть взят как с системы зажигания, так и непосредственно с ЭБУ. Устанавливается на бензиновые и дизельные ДВС.

Устройство и принцип работы

Основные компоненты электромашинных и электронных тахометров:

  • измерительный блок, или преобразователь сигнала. Может базироваться на элементах аналоговой схемотехники либо построен с использованием специальных микросхем;
  • блок индикации с аналоговым или цифровым отображением количества оборотов;
  • вспомогательные элементы.

Работа электронных тахометров основывается на преобразовании отдельных сигналов или импульсов, улавливаемых от ЭБУ, системы зажигания либо генератора, в «понятный» для блока индикации сигнал.

Схема подключения

При поиске причины, из-за которой не работает тахометр, в первую очередь важно понимать схему подключения и тип сигнала. Существуют 3 типовые схемы подключения:

  • к бесконтактной системе зажигания (провод тахометра подключается к первичной цепи катушки зажигания). Принцип работы основывается на измерении частоты скачков напряжения в первичной цепи системы зажигания. Расчет угла зажигания невозможен без ориентирования на количество оборотов коленчатого вала, поэтому частота искрообразования прямо зависит от скорости вращения коленвала. На 4-цилиндровых ДВС полному обороту коленчатого вала соответствует 2 импульса напряжения в первичной цепи. Соответственно, чем выше скорость вращения коленвала, тем большей будет частота скачков напряжения;
  • подключение к контактной системе зажигания. Принцип работы и схема подключения схожи с БСЗ, но устройство измерительного блока будет иметь отличия в зависимости от вольтажа входной цепи;
  • подключение к ЭБУ двигателя. Принцип работы все так же основывается на регистрации импульсов напряжения в первичной цепи системы зажигания, но сигнал к тахометру поступает от блока управления двигателем;
  • подключение к генератору (сигнальный контакт тахометра подключается к выводу W генератора). Вращение шкива генератора осуществляется ременной передачей от коленчатого вала, поэтому скорость вращения ротора генератора будет всегда пропорциональна частоте вращения коленвала. Изменение количества оборотов коленчатого вала можно рассчитать, постоянно измеряя генерируемую на обмотке величину ЭДС. По своему принципу работы электромашинный тахометр напоминает обычный вольтметр.

Характерные неисправности

Если на автомобиле перестал работать механический тахометр, имеет место механическое повреждение какого-либо из элементов конструкции. Обломанный трос гибкого вала, износ элементов червячной передачи, появлению люфтов, деформаций – все эти причины могут вывести индикатор количества оборотов двигателя из строя.

На что обратить внимание, если не работает электронный тахометр:

  • целостность электропроводки. При этом важно проверять не только сигнальный провод, но и «массу», питание приборной панели;
  • качество контактов. Наличие окислов, неплотный контакт внутри фишек вполне могут стать причиной выхода тахометра из строя;
  • целостность элементов измерительного блока, которые находятся за защитным стеклом внутри приборной панели. Среди механических повреждений транзисторов, перегорания микросхем, дорожек или вздутия резисторов самой распространенной причиной неработающего тахометра является нарушение целостности пайки. К примеру, на Mitsubishi Padjero II появление микротрещин в местах пайки элементов тахометра – общепризнанная болезнь.

На автомобилях со схемой подключения от генератора неработающий тахометр может служить признаком неисправности генератора. В таком случае поломка сопровождается зажиганием индикатора низкого заряда АКБ, спорадическим загоранием на приборной панели «гирлянды» из предупреждающих лампочек.

В некоторых типах конструкции изменение погонного сопротивления высоковольтных проводов может вносить коррективы в точность показаний индикации оборотов двигателя.

Как самостоятельно найти причину неисправности

Помимо визуального осмотра, для диагностики своими руками потребуется универсальный измерительный прибор. Если вы знаете, как пользоваться мультиметром, то сможете без труда проверить питание, «массу», а также прозвонить сигнальный провод на предмет обрыва.

Проверка питания производится в режиме измерения постоянного тока, диапазон измерений – до 20 В. «Минус» – постоянный, «плюс» появляется только после включения зажигания. Импульсы на сигнальном проводе должны появляться при вращении коленчатого вала. Для поиска обрыва мультиметр необходимо перевести в режим измерения сопротивления – омметр. Иногда для обнаружения плохого контакта достаточно пошевелить разъем или жгут, в котором проложен сигнальный провод индикатора оборотов.

Стрелка тахометра дергается

Проблема дергающейся стрелки лучше всего знакома владельцам ГАЗ 3110 «Волга». Проблема возникает на автомобилях, выпущенных до сентября 1999 г и оснащенных комбинацией приборов 38.3801 (ОАО «Автоприбор»). Из-за конструктивных дефектов естественная работа автомобильного генератора, при которой величина тока зарядки регулируется переменной подачей напряжения на обмотку возбуждения, приводит к дерганью стрелки.

Стрелка тахометра может дергаться из-за ослабевшей натяжки ремня генератора, но в большинстве случаев отремонтировать тахометр на Волге удается заменой приборной панели и видоизменением схемы подключения.