Что лучше, шины на дисках или без?

Поднято и обновлено

Весной и осенью водители встают перед выбором что предпочтительнее — иметь комплект шин и дисков для каждого сезона (летние шины + диски и зимние шины + диски) или иметь только один комплект дисков и перебортовывать раз в полгода? В этой статье хочу рассмотреть плюсы и минусы обоих вариантов.

Вчера и сегодня шиномонтажа

В начале водительской карьеры часто слышал, что: «При частой перебортовке шины быстро портятся!» Сначала верил. Потом задумался, а так ли актуальны сейчас слова «гаражного дяди Васи», произнесённые им лет пятьдесят назад?

Действительно, лет 50…70 назад резину бортовали ломами, кувалдами и монтировками. Вручную. Я видел, как это делали водители на своих Жигулях, Москвичах, Волгах и т.п. Но сама резина тогда была совсем не такая как сейчас. Помню делилась она на «Москвичёвскую», «Жигулевскую», «Волговскую». Конечно, при таком пещерном способе перебортовки портилась и резина, и диски.

Сейчас все кардинально поменялось! Качество, эластичность и конструкция шин совсем другие! И оборудование шиномонтажных мастерских тоже качественно иное. Учитывая, что бортовать комплект покрышек нужно лишь раз в полгода, то чтобы причинить хоть какой-то мало-мальский вред покрышке придется «её портить» лет пятьдесят. А то и больше. Да она за этот срок сама от старости развалится, даже если на ней не ездить вообще!

Что вреднее для резины и дисков?

Ещё я задумался о такой вещи. От чего резина страдает больше (получает больше ударов, сжатий и растяжений)? От ям, колдобин, рельсов и других прелестей наших дорог? От ежедневного убивания на многих километрах, да еще на скоростях 60…100, а то и выше?

Или от перебортовки раз в полгода на современном оборудовании? Попробуйте прикинуть нагрузки от удара о край ямы на скорости 90 км/час, когда диск банально гнется или ломается.

Я ни разу не видел, чтобы гнулись диски от перебортовки на качественном оборудовании в руках квалифицированного мастера. Да этого не может быть в принципе! Понятно, что возможные повреждения от «истязаний на дороге» для резины ни в какое сравнение не идут с качественной перебортовкой раз в полгода.

«Плюсы и минусы» каждого варианта

Вариант 1: диски для каждого комплекта резины.

То есть Комплект (шины+диски) для лета и полный комплект для зимы. Такой вариант я практиковал в годы, когда ездил на автомобилях ВАЗ (2106 и 21083). Цены на отечественные покрышки и диски были относительно невелики, а хранить второй комплект я мог у себя на балконе. Клал покрышки в углу плашмя стопочкой. Сверху клал квадратную доску, накрывал старой скатертью и получался отличный столик для цветов или ещё чего.

Вот, на мой взгляд, плюсы этого варианта
  1. Такой вариант выгоден тем, у кого, например есть гараж (или другое место для хранения резины). Приехал, достал комплект, поменял тут же, у гаража или у дома.
  2. Автомобилист сам не боится испачкать руки, самостоятельно меняя колеса на своем автомобиле. Умеет пользоваться домкратом, балонным ключом, насосом, манометром. Знает как снимаются колпаки или открывается доступ к гайкам литых дисков.
  3. Экономится время — не надо стоять в очереди у шиномонтажа.
  4. Не надо платить мастеру шиномонтажа.
  5. Опять же поменять резину можно в любое удобное время.
Замеченные мной минусы
  1. Современные диски стоят дорого! Даже простые стальные «штамповки».
    (За их цену можно в шиномонтаже перебортовывать резину лет 15, а то и больше.)
  2. При смене машины часто меняется размер дисков, их посадочные места. Это значит, что придется снова покупать комплект дисков на новую машину. И тратить время на продажу старых.

Вариант 2: Один комплект дисков. Перебортовка осенью и зимой.

Этот вариант я стал практиковать после того, как пересел на иномарки. Перешел на этот способ я не только из-за резко увеличившейся стоимости дисков. Всё же и размерность у них больше. И резину для них я стал покупать получше, из первой тройки брендов по результатам тестов.

Вот такие плюсы я вижу для этого способа сезонной смены резины
  1. Экономия денег — не придётся покупать второй, дорогой комплект дисков.
  2. При перебортовке мастер проверит внутреннюю часть шины, заново отбалансирует колесо, накачает.
  3. Вам самому не придется возиться с домкратом, гаечными ключами. Не придётся таскать грязную резину.
  4. А столик на балконе можно сделать и из покрышек без дисков. 😉
Минусы
  1. Раз в полгода придется ездить в шиномонтаж. Если заранее не переобулись, придется торчать в очереди.
  2. Придется заплатить мастеру.

В общем и целом оба варианта достойны использования. Учитывая плюсы и минусы каждый может выбрать любой способ сезонной замены резины.

Если у вас нет зимней резины на дисках — то вы раз в полгода должны просто переобувать шины на ваши родные диски. Зачастую очень большое количество вопросов ко мне на блог или канал пишется именно осенью (перед зимой) ну и соответственно весной (перед летом). Ситуация как говорится не однозначная! Предлагаю вам подумать – что правильнее, лучше, дешевле ну и попутно разрушим парочку «старых» мифов. Кстати будет видео и голосование в статье внизу, так что учувствуем …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  • Разрушаем первый миф – растягивание (повреждение) покрышек
  • Срок службы колес
  • Экономическая составляющая
  • Резина на дисках
  • Резина без дисков (перебортовка)
  • ВИДЕО ВЕРСИЯ
  • ГОЛОСОВАНИЕ

Лично Я, вот уже который год перекидываю резину на родные диски, то есть у меня просто два комплекта покрышек, которые меняются два раза в год (осень и весной). Лично мне так нравится больше, хотя есть и минусы такой ситуации. Есть и приверженцы другого метода, что нужно иметь два готовых боевых комплекта, что от постоянной смены резина может вытягиваться и вообще терять свои размеры, но так ли это?

Разрушаем первый миф – растягивание (повреждение) покрышек

Откуда у этой темы «растут ноги»? ДА все просто — со старых советских домашних шиномонтажей, лично у меня и дед, и отец, и дядька переобувались дома в гараже. Обычно это происходило при помощи грубой мужской силы, а также подручного инструмента – скажем кувалд, ломов, монтажек и прочей прелести. Если сделать что-то не правильно, то «с дури» можно было реально вытянуть или даже порвать корд колеса! А по тем временам зимняя резина была «большой роскошью» (например «снежинка» какая-нибудь) да и разновидностей было ну очень мало. Никто даже не думал — о балансировке, все комплекты были только с шинами. Суровые были времена

Поэтому чтобы заниматься таким монтажом как можно реже (все же не все мастера переобувки), покупали диски и ставили два комплекта резины (лето и зима) и затем просто перекидывали в нужное время

Сейчас ситуация изменилась с точностью наоборот. Я просто не знаю человека в нашем городе который делает это все своими руками! Сейчас просто уйма вполне качественных шиномонтажей которые «переобувают» просто в считанные минуты. Никакой речи — про повреждение или растяжение даже не идет, обычно кромку прилегания диска и резины смачивают специальным мыльным составом и она встает как говорится «по маслу». Причем сейчас уже редко встретишь камерные варианты, 98% — бескамерные.

Повредить покрышку на таких грамотных СТО очень сложно, как и растянуть ее. Читал исследования — что при перебортовке корд испытывает намного меньшие нагрузки как скажем при ударе в яму на скорости 60 км/ч. Сейчас другие скорости, другие нагрузки, а поэтому прочность должна быть на высоте.

ДА и если подумать логически – технологии сейчас шагнули далеко вперед, резина внутри имеет специальный металлический и нитевидный каркас, состав резины за последние 10-15 лет изменился, сейчас он более прочный. Можно сделать вывод — что ничего от перебортирования не будет, это своего рода штатная и БЕЗОБИДНАЯ ПРОЦЕДУРА.

Срок службы колес

Еще одно что мне хочется отметить – а сколько работает зимняя покрышка? Вы думаете, она вечная? ДАЛЕКО НЕ ТАК. Конечно брендовые изделия могут проходить и 6-7 сезонов при каждодневной эксплуатации, но в среднем этот результат 4-5 сезонов (не больше). Так же стоит отметить что шипованная резина при потере 50% шипов, ухудшает свои характеристики в разы, не на 20-30% а именно в разы! А вот такая потеря происходит как раз через 4-5 лет. Тут вам нужно либо дошиповывать ее, чтобы вернуть ездовое качество, либо менять.

ДА и если у вас пробег не большой, то опять же через срок в 5 лет, резина может попросту потрескаться от старости (например не правильно хранили), а это уже опасно. Так что как бы вы не крутили, но менять покрышки через такой срок придется (есть конечно исключения, у меня друг прокатался 6 сезонов, но есть и другие примеры когда меняют через год — два).

Экономическая составляющая

С растяжением разобрались – сейчас это просто миф. НО многие скептики могут мне сейчас написать – «Погоди, а как же деньги? Ведь за каждую перебортовку нужно платить! И это зачастую не дешево!» ДА друзья это так. НО давайте посчитаем вместе.

Для примера я возьму свой бывший автомобиль Chevrolet AVEO (кузов T300). Там у меня стояли диски 205/55 R16. Если покупать полный комплект оригинальных литых дисков, то стоимость составляет примерно 5-6000 рублей колесо, если брать неоригиналы – можно найти качественные за 4000. ТО есть комплект около 16-18000 + один раз монтаж, балансировка, «соски» + еще 1200 рублей. В итоге получаем около 20000руб. Конечно можно взять штампованные варианты (они стоят намного дешевле, около 1500 за колесо), но смотрятся они ужасно, не мой вариант.

Если не покупать диски, то есть просто перебортировать существующие колеса, просто меняя резину каждые полгода, то одна такая операция в нашем городе стоит – 1200рублей, сюда входит – снять и установить колеса, мойка, монтаж, балансировка (причем на СТО у меня работают знакомые парни, они мне делали за 1000). ПОЛУЧАЕМ В ИТОГЕ – за год я должен отдать 2400 за два раза «переобувки» (осень, весна).

СРАВНИВАЕМ – комплект дисков 20000 и год переобувки 2400руб (20/2,4=8,3года). ТО есть чтобы мне окупить литье, нужно было ОКОЛО 8 ЛЕТ. Даже если взять его дешевле скажем не за 20, а за 15 все 4 колеса, то получаем все равно 6 лет — только тогда смысл есть! В итоге если вы катаетесь всего 5 лет и дальше продаете машину, то окупить диски НИКОГДА НЕ ПОЛУЧИТСЯ. Теперь о плюсах и минусах того или другого варианта

Резина на дисках

Примерно половина автомобилистов пользуется этим методом, и зачастую это уже бывалые водители с большим стажем (которые помнят старые авто).

ПЛЮСЫ:

  • Такой вариант «переобувки» подойдет тому, у кого есть гараж (ну или какое-то другое «большое» место хранения), ведь резина на дисках тяжелее и хранить ее не так удобно, скажем на балконе.
  • Перекидываем в гараже, поэтому не нужно стоять в очередях на шиномонтаж
  • Не тратим деньги
  • Можно по нескольку раз менять резину в любое удобное время (хоть зимой опять лето поставить)

МИНУСЫ:

  • Вы должны иметь навыки пользования домкратом, баллонным ключом, секретками если они есть, компрессором, должны уметь и знать про как проверить давление в шинах и какое является нормальным. НУ и банально должны запачкать руки, что скажем для девочек проблематично.
  • Не окупится за 5 лет, нужно кататься дольше. Сейчас современное «литье или ковка» стоит дорого.
  • Не проверяется каждый год балансировка
  • Нет совета мастера по перекидыванию шин. Зачастую на СТО мастер может посоветовать исходя из износа, куда поставить эти, а куда другие
  • НА некоторых машинах есть датчики давления, если поставите другие диски, то нужно покупать датчики или диски с датчиками, а это ДОРОГО! Иначе у вас будет светить ошибка на панели приборов

Резина без дисков (перебортовка)

Именно таким методом пользуюсь сейчас я, а также много в основном неопытных водителей, которые хотя быть уверены в своей резине на последующие полгода.

ПЛЮСЫ:

  • Начнем с дисков, их покупать не нужно. Если покупаете новый автомобиль это серьезная экономия
  • На шиномонтаже проверят резину на прорези, проколы. Мастер посоветует какую одеть на ведущие колеса, а какие на другую ось. НУ и балансировка, правильная накачка (нужное давление)
  • Вы сами не возитесь с домкратами, насосами и прочим, все сделают за вас

МИНУСЫ:

  • Переобуваемся мы в основном когда «петух клюнет в одно место», а это значит — что на шиномонтажах будут очереди и запись чуть ли не на два дня.
  • НУ и конечно придется платить каждый раз за перекидывание (хотя мы уже разобрались что это выгоднее)

Вот такая вот статья получилась, для тех кто не хочет читать, видео версия.

А сейчас голосование вы перебортируете резину или она у вас на дисках? Мне интересно ваше мнение проголосуйте, пожалуйста.

На этом заканчиваю, искренне ваш АВТОБЛОГГЕР

(14 голосов, средний: 4,21 из 5)

Поймай мандарин!

Мы добавили смайлики в комментарии 🙂

Вести диалоги в комментариях стало проще!

Все новости

Школьница из Копейска, родившая дочь в 15 лет, сделала тест ДНК, чтобы узнать имя отца ребёнка

Челябинская мэрия обнародовала новогоднюю афишу. В ней есть мероприятия с платным входом

В Челябинске возбудили уголовное дело о мошенничестве в крупной туристической компании

Иван Ургант высмеял силовиков за выступление с дубинками и щитами в южноуральской школе

Зачем это нужно: 5 функций «умного домофона», которые облегчили жизнь горожанам и полиции

У воспитанницы детсада под Челябинском, где массово заболели дети, обнаружили сальмонеллёз

На оживлённом перекрёстке в Челябинске исчезли светофоры

Европа не в моде: куда челябинцы поедут на новогодние праздники

На трёх предпринимателей в Челябинске завели дело за продажу снюсов

Дарить — не передарить: какие подарки на Новый год всех бесят и что с ними делать?

Телерадиокомпания «ЮУрГУ-ТВ» отметила 15-летие со дня основания

Победитель конкурса «Строитель года — 2019», СК «Легион», подводит итоги и делится планами

В Челябинске откроется дом Деда Мороза

В Новый год с полным кошельком: раскрыли секрет, где взять деньги накануне праздников

Генеральный директор компании «Таврия» мечтает поднять зарплату врачам и учителям в три раза

Рак и инсульт — массовые проблемы: в Областной клинической больнице № 3 подвели итоги уходящего года

«Вокруг — сплошные сугробы»: новые остановки в Челябинске поставили там, где не ходит транспорт

Как не умереть от инфаркта и инсульта: 8 простых скрининг-тестов, которые сохранят вашу жизнь

«Дармоеды они»: борец с маршрутками рассказал о неласковом приёме начальника управления транспорта

Всё прозрачно. Перед открытием ледового городка вспоминаем, сколько они стоили и какими были

СК закончил проверку в челябинской школе после обвинений учеников и педагогов в травле подростка

Южноуральский мастер, ставший популярным благодаря мангалам-подлодкам, сделал скамейку влюблённых

Кому достанутся два миллиона рублей: в стартап-реалити «Твой ключ от бизнеса» выжила тройка игроков

Хозяин гаража ответил на обвинения соседей в демонтаже забора во дворе челябинской пятиэтажки

Уголовное дело единственного обвиняемого в мусорном коллапсе в Челябинске рассмотрят заново

Фасад челябинского стадиона, закупка поля для которого обернулась скандалом, отремонтируют к лету

«Трактор» объявил об обмене Виртанена на двух игроков «Ак Барса»

Чуть не «смыли» миллион. Ремонт туалетов в челябинской филармонии перерос в дело о мошенничестве

«Палкой сверху бей!»: в южноуральской школе силовики показали кадетам, как разгонять протестующих

В Челябинске сиделка под Новый год оставила инвалида-колясочника без крупной суммы

Первая зима без дров и колодца: 90-летнему ветерану из умирающего южноуральского посёлка дали жильё

Власти Челябинска рассказали об итогах проверок компаний, выигравших конкурсы на уборку дорог

«Не было личной заинтересованности»: суд объяснил решение по делу Дубровского против ФАС

Роспотребнадзор назвал причину массового заболевания воспитанников детсада под Челябинском

В Челябинской области ожидаются снег и штормовой ветер

«Вместо ёлок»: в детсаду под Челябинском, где массово заболели дети, началась прокурорская проверка

В Челябинске в канун Нового года проведут акцию в память о погибших при взрыве дома в Магнитогорске

В челябинской мэрии рассказали, почему отдали предпочтение трамваю из Свердловской области

За выходные при уборке снега в челябинских дворах повредили семь машин

Весенний шиномонтаж: отвечаем на вопросы челябинцев о смене резины

Вредна ли перебортовка, зачем нужен азот и как определить «смерть» резины

У автомобилистов самый разгар «переобувки» на летние шины. Мы задали специалистам ряд популярных и, возможно, наивных вопросов, чтобы устранить все пробелы.

Как определить, что летняя шина чрезмерно изношена?

В шиномонтажных мастерских используют специальный щуп, но у большинства шин есть встроенный индикатор износа — чаще всего в виде выступа на «дне» продольных канавок. Его высота — стандартные 1,6 мм, которые равны минимальной допустимой глубине протектора по ПДД. Если обкаточная поверхность шины сравнялась с индикатором, пора обновлять резину. Бывают более сложные индикаторы, отражающие постепенный износ колеса. Напомним, что при малой глубине протектора резко падает эффективность отвода воды из пятна контакта (растет риск аквапланирования), кроме того, шина может потерять структурную прочность.

Индикатор износа на шине: если он сравнялся с поверхностью качения, шину нужно менять

Основные причины неравномерного износа

Помимо сбитых углов установки колес изнашиваться неравномерно шины могут из-за неправильного давления — перекачанные колеса истираются по центру протектора, плохо накачанные — по периферии. Правильное давление в шинах указано в инструкции к автомобилю и на табличках, приклепанных к его кузову, но в среднем составляет 2+ бара (зависит от нагрузки).

Бывает и более экзотический рисунок износа, когда он неравномерный по окружности, что в запущенных случаях приводит к проплешинам в конкретных точках шины. Мастера поясняют, что основных причин две — локальный дисбаланс, который нельзя уравновесить стандартными средствами, либо повреждение металлокорда, например, при сильном ударе. В последнем случае в месте «ушиба» износ может идти по нарастающей.

Можно ли устанавливать на автомобиль диски и шины, отличные от заводских?

Большинство моделей допускают установку дисков иной размерности, однако не любых — список типоразмеров есть в инструкции к автомобилю.

При подборе диска важно уделить внимание не только его диаметру, ширине, крепежу, но и часто забываемому параметру — вылету. Он обозначается после литер ET в миллиметрах, может быть как положительным, так и отрицательным. Скажем, в маркировке диска 7.5J x16 Н2 5/112 ET 35 d 66.6 вылет равен 35 мм. Несовпадение вылета приведет к нерасчетной нагрузке на ступичные подшипники и может лишить гарантии на подвеску, если речь о новом авто.

Как устанавливать направленные и асимметричные шины?

Их часто путают, однако принципы установки такой резины разные. Направленные шины имеют маркировку направления вращения, которую необходимо соблюдать. Для асимметричных шин главное учитывать наружную (outside) сторону.

Как хранить зимнюю резину

Шины без дисков лучше хранить вертикально, пару раз в месяц переворачивая их на долю оборота. Резину на дисках можно хранить горизонтально, но вертикальное положение и регулярные повороты в любом случае предпочтительней.

Причина в том, что брошенная на полгода резина слеживается и деформируется.

— Конечно, когда мы накачиваем колесо, шина выправляется, но, бывает, не до конца, — рассказывает специалист по шиномонтажу Денис Чугунов. — Если отбалансировать колесо с деформированной резиной, при езде она окончательно обомнется и возникнет дисбаланс. Бывает, резина настолько «кривая» после хранения, что приходится использоваться силовые приемы, например, специальное устройство — бустер, которое в ударной манере подает в колеса высокое давление.

Опытный шиномонтажник установит шины по специальной схеме, если будет знать, на какой оси и каком борту работала данная шина в прошлый сезон

При демонтаже колес их желательно подписывать, чтобы точно знать, на какой оси и каком борту они стояли. Как правило, у современных переднеприводных машин передние шины изнашиваются быстрее, кроме того, неравномерность износа возможна по ширине протектора, поэтому регулярная смена осей и бортов, на которые установлена резина, помогает исключить ускоренное истирание одной пары колес.

Нас консультировал мастер шиномонтажа Денис Чугунов и его коллеги

Можно ли оставить на лето зимнюю резину?

Формально, технический регламент Таможенного союза еще с начала 2015 года запрещает использование в летние месяцы шипованной резины, однако штрафа пока не предусмотрено. Вероятно, законопроект о сезонности шин одобрят к осени этого года, а штраф составит 2000 рублей.

Зимняя нешипованная резина летом изнашивается в ускоренном темпе, а мягкий состав может «поплыть» в жару, резко снизив сцепные свойства. Такой вариант допустим разве что в качестве временного. А вот шипованную резину при достаточной глубине протектора можно доносить летом, однако желательно удалить из нее шипы.

Есть ли смысл накачивать колеса азотом?

— Азот меньше просачивается через микропоры и, в отличие от кислорода воздуха, не провоцирует старение резины и коррозию металлических деталей. Кроме того, он снижает риск перегрева, — поясняет Денис Чугунов. — Однако для обычных автомобилей накачка шин азотом, по большому счету, бессмысленна: у нас шины просто не живут так долго, чтобы эффект от азота почувствовался. Мы предлагаем эту услугу желающим, но не навязываем.

Нужно ли делать балансировку, если шины хранятся на дисках?

Балансировка делается при каждой смене колес в любом случае.

Вредна ли для шин регулярная перебортовка?

При достаточной квалификации мастеров не вредна, однако бывают прецеденты, когда неопытные мастера ломают внутренний обод резины, которым она примыкает к диску. И если мелкие дефекты устранимы, то при изломе внутренней кромки шина перестает центрироваться на диске.

Для перебортовки используются специальные станки. Мастера говорят, что наиболее сложна перебортовка низкопрофильной резины типа Run-Flat

Что полезно иметь в машине помимо насоса, домкрата и запаски?

В магазинах автозапчастей продаются так называемые наборы для жгутовки — специальное шило и жгуты, позволяющие провести экспресс-ремонт шины в крайнем случае.

— Иногда их используют при ремонте шин в сервисах, но это неправильно. Такие комплекты нужны для временного устранения прокола, — поясняет Денис Чугунов. — Зато они достаточно эффективны и просты в использовании. Но важно помнить: они не предназначены для ремонта боковых проколов. Эффект достигается за счет уплотнения жгута металлокордом при накачивании шины, но в боковине металлокорда нет.

Также невредно возить с собой. камеру. Современные шины бескамерные, однако в форс-мажорной ситуации в дороге при невозможности быстро отремонтировать шину или заменить, в дорожном шиномонтаже можно установить внутрь камеру — решение временное, но эффективное.

— Камера должна быть подобрана по размеру, хотя в редких случаях, по опыту, приходится выбирать на размер меньше, чтобы при накачивании она плотнее прилегала к шине, — добавляет мастер.

При подготовке материала консультировали специалисты компании «Цефей».