Трактор МТЗ 80 является технологически сложной сельскохозяйственной машиной, которая состоит из целого ряда различных систем и агрегатов. При этом одним из наиболее важных элементов, который обеспечивает функциональность машины, является коробка передач. Данный узел отвечает за работу техники в разных режимах, исходя из сложности условий работы.

Еще одной важной задачей коробки передач на МТЗ 80 является экономия топлива при энергозатратных работах. К тому же различные передачи МТЗ 80 существенно снимают нагрузку с двигателя и других узлов, продлевая общий срок эксплуатации трактора.

1 Конструкция коробки передач МТЗ 80

Конструкция коробки передач (КПП) включает в себя целый ряд взаимосвязанных узлов. Именно в ходе их взаимодействия и происходит переключение передачи на МТЗ 80. Все узлы механизма собраны в одном чугунном корпусе, форма которого, в общих чертах, напоминает куб.

Внутри корпуса расположено четыре стальных вала, на каждый из которых установлены шестерни, отвечающие за ту или иную передачу. К этим валам относятся:

Внешний вид коробки передач МТЗ 80

  • первичный;
  • вторичный;
  • промежуточный;
  • вал заднего хода и первой скорости.

Все четыре вала размещаются попарно, параллельно друг другу. Верхнюю ось занимают первичный и вторичный валы. Между собой они соединяются через шариковый подшипник, который крепится на специальную выточку, сделанную в торце вторичной оси. При этом второй торец первичного вала заходит в стакан, вмонтированный в корпус, и фиксируется вторым подшипником.

Основная задача первичного и вторичного вала – приводить в движение, установленные на них, шестерни. На верхнюю ось их установлено три:

  • две подвижные ведущие: 3, 4 и 5 передачи;
  • одна фиксированная ведомая: шестерня редуктора.

Оставшиеся промежуточный и вал задней и первой скорости установлены в КПП ниже первой оси. Данная ось фиксируется при помощи втулки на ведущей шестерне, которая также утоплена в корпус КПП. При этом фиксирующая шестерня дополнительно оборудована кулачком, который обеспечивает передачу крутящего момента на вал отбора мощности, и крыльчаткой по кромке. Крыльчатка обеспечивает более равномерное распределения масла внутри КПП, а также отвечает за включение главной передачи. Обе части оси стыкуются между собой еще одним подшипником.

На нижней оси в фиксированном неподвижном положении установлены три ведомых зубчатых колеса. На крайней шестерне в зацеплении установлена еще одно – промежуточное. Оно соединяет крайнюю ведомую с ведущей шестерней 3 передачи. Благодаря этому обеспечивается возможность работы трактора на пониженных скоростях. Еще одна дополнительная шестерня, которая сцепляется с промежуточной, обеспечивает задний ход машины. На дальнем отрезке оси расположена подвижная ведущая шестерня редуктора.

Люк коробки передач

Зубчатое колесо второй ступени редуктора (ведомая) расположено на вторичном валу. Здесь же, при помощи гайки, смонтирована шестерня главной передачи. На своей оси вал удерживается при помощи подшипников, выполненных в форме конуса.

По бокам корпуса МТЗ 80 коробки передач выполнены люки, которые открываются на случай обслуживания или ремонта шестеренчатых блоков. Также через эти люки проводится подключение вала отбора мощности, при работе с дополнительным оборудованием. Сюда же встраивается ходоуменьшитель.
к меню ↑

1.1 Принцип действия коробки передач

При помощи коробки передач на МТЗ 80 производится переключение между 9 передними скоростями и 2 задними. Переключение между режимами проводится при помощи рычага из кабины оператора. Рычаг, в свою очередь, передвигает одну из подвижных шестерен, которая, входя в сцепку с другими шестеренчатыми блоками, включает передачу. При этом КПП работает в двух ступенях переключения передач.

Первая ступень отвечает за 1,3,4,5 передние и 1 задние скорости. Эта ступень включается, когда шестеренчатый элемент нижней оси сцепляется с одним из венцов, установленных на вторичный вал. Когда шестеренка промежуточной оси перемещается в крайнее заднее положение, она входит в сцепку с ведущей шестерней редуктора. При этом включается вторая ступень работы коробки, которая отвечает за 2,6,7,9 передние и 2 заднюю передачи.

Положение рукояти переключателя скоростей

Работая в режиме первой ступени, шестеренчатый блок может двигаться вперед и назад. Смещаясь к переднему краю, он включает 5 передачу. При смещении в крайнее заднее положение, включается 4 передача. Основное зубчатое колесо верхней оси также двигается. Смещаясь в переднее положение, она активирует 3 (на первой ступени) или 6 (на второй ступени) скорость. В крайнем заднем положении шестерня контактирует с зубьями второго венца вторичного вала и включает главную или 9 (на второй ступени) передачу.

В случае смещения вперед скользящей шестерни включается движение назад (1 или 2 скорость – зависит от ступени). Когда этот же элемент смещается назад, включается первая или вторая передача.

Промежуточный шестеренчатый элемент зафиксирован на собственной оси. Он постоянно цепляет ведомую ось заднего хода.
к меню ↑

1.2 Устройство коробки передач трактора мтз 80 (видео)


к меню ↑

2 Работа коробки передач с ходоуменьшителем

Отдельное оборудование, на которое передается мощность двигателя техники, не способно выполнять свои функции на таких скоростях. В этом случае используют дополнительный блок, который понижает 1 и 2 передние скорости, а также 1 и 2 задние скорости трактора. Этот блок называется ходоуменьшитель.

Ходоуменьшитель устанавливается с левой стороны на коробку передач. Он состоит из чугунного корпуса, внутри которого расположен редуктор планетарного типа и несколько шестеренчатых блоков.

Когда устройство подключается к КПП, с промежуточной шестеренки вращение передается на ведомую шестеренку задней передачи и первой скорости. Эта шестерня установлена на вал первой скорости и заднего хода. Узлы ходоуменьшителя сдвигают пружинное кольцо в бурт. При этом шестерня включения прибора, выходит из зацепления с шестеренкой первой и задней передачи.

Шестерня включения соединена через вилку с валиком рычага управления устройством. Когда рычаг переводится в крайнее переднее положение, вилка включает шестеренку включения ходоуменьшителя в зацепление с промежуточным шестеренчатым элементом. При этом шестеренка первой передачи разъединяется с валом пониженной передачи.

Шестерня включения ходоуменьшителя

3 Ремонт коробки передач МТЗ 80

Стальные и чугунные узлы, а также их компановка внутри коробки представляют собой вполне надежную конструкцию. Все они постоянно двигаются и взаимодействуют между собой.

Вследствие этого, все узлы постоянно должны смазываться и регулярно обслуживаться. Если пренебречь этим моментом, устройство может быстро выйти из строя. Ремонт лучше всего проводить сотрудникам сервисного центра, но отдельные неисправности при должном умении можно решить самостоятельно.
к меню ↑

3.1 Исправление скрипов во время переключения передачи

Причин у такого явления может быть две:

  • используемые в технике диски сцепления выполнены с браком;
  • шестеренчатый блок отрегулирован неправильно.

В этом случае техника устанавливается на ремонтную яму и дефекты устраняются. Прежде всего, проверяются диски сцепления на наличие деформации. Если диски в порядке, проводится регулировка зубчатых колес.

В этом случае, прежде всего, фиксируются и правильно располагаются подшипники дифференциала. После этого регулируется уже сама коробка. Прямая передача выставляется и фиксируется в таком положении, чтобы боковые зазоры между зубцами колес располагались на расстоянии 0,18-0,4 мм. При помощи резиновых прокладок, ведомые зубчатые колеса устанавливаются на расстоянии 40,7 мм от стенки корпуса.

Во время вращения зубья должны соприкасаться по длине не менее чем на 50 % от общей длины зубца. Все значения выставляются при помощи установки, соответственно вырезанных, прокладок между стаканом шестерни (ведущей) и корпуса. Все расположенные прокладки в обязательном порядке должны быть одинаковыми по размеру.

Во время разборки агрегата, необходимо также проверить качество шестеренок. Если на одной из них видны следы износа, заменяется, как ведущая, так и ведомая, в паре.

Также минимальные скрипы могут возникать при износе пружины в блоке управления кулачками. В этом случае блок разбирается и проверяется длина пружины в сжатом положении. Эта величина должна составлять не более 32 мм. При наличии большего значения, ее необходимо поменять.
к меню ↑

3.2 Рычаг переключения болтается в гнезде

Как следствие такого явления – переключение скорости без участия оператора. Основных причин здесь также может быть две:

  • сильное ослабление фиксирующих пружин;
  • деформировались или износились вилки переключения.

В любом случае, необходимо разобрать узел и индивидуально проверить каждое из комплектующих. Особое внимание во время осмотра необходимо уделить расстоянию зева, а также трущим поверхностям вилок. Если вилка или пружина износились, их ремонтировать нельзя. Сразу же необходима замена.
к меню ↑

3.3 Посторонние стуки внутри агрегата

Стуки внутри трансмиссии возникают в том случае, если износились шестеренки.

Ремонт коробки передач

Решить такую проблему можно следующим образом:

  • трактор выставляет на домкрат или на ремонтную яму;
  • снимается крышка раздаточной коробки и боковой люк коробки переключения;
  • дальше одно из колес постепенно прокручивается вручную, при этом ремонтирующий наблюдает за тем, какое из зубчатых колес работает не правильно;
  • устройство полностью разбирается с извлечением всех узлов;
  • колеса, на которых выявлены признаки деформации или износа заменяются;
  • проводится сбор техники в обратном порядке.

3.4 Шумы внутри блока переключения

Если в случае работы машины, со стороны КПП слышны посторонние шумы, то это свидетельствует об износе креплений валов. В этом случае вал шатается внутри блока и ударяется об стенки и другие запчасти.

Чтобы исправить положение, коробка разбирается. Дальше при помощи лома проверяется жесткость фиксации вала (он поддевается с попыткой потянуть его на себя). Если ось шатается, значит необходимо проверить степень затяжки фиксирующей гайки. Если не помогло – дело в подшипниках. Их необходимо извлечь из стаканов и заменить на новые.

Главная функция коробки переключения передач — создание регулируемого крутящего момента и передача его от двигателя через трансмиссию на ведущие колеса трактора. КПП обеспечивает переключение скорости движения трактора, что дает возможность выполнять различные технологические операции и работы от транспортных до всевозможных задач в сельском хозяйстве, строительстве, коммунальной, лесной отрасли и других производствах. Механизм переключения передач МТЗ-80 сконструирован таким образом, что диапазон передаточных чисел скоростей комфортно вписываются в выполнение любых рабочих процессов с использованием всевозможного, специального оборудования. Включение понижающего редуктора позволяет получить 18 вперед и 4 передачи заднего хода.

КПП МТЗ 80 (82) гарантирует диапазон скорости движения вперед от 1,9 км/ч до 34,3 км/ч и движения заднего хода от 4,09 до 9,22 км/ч. Кроме этого, коробка обеспечивает привод основного и бокового вала отбора мощности, ходоуменьшителя и переднего ведущего моста трактора МТЗ-82.

Устройство КПП

Переключение скорости осуществляется путем передвижения по шлицам валов прямозубых шестеренок, образующих в зацеплении передаточное число соответствующее той или иной передачи. Непосредственное переключение происходит с помощью рычага переключения связанного через механизм управления с вилками, двигающими шестерни и блоки шестерен.

Конструкция

Конструкция узла выполнена в виде двухступенчатого, четырёхвального, шестерёнчатого редуктора, собранного в цельнолитом, чугунном картере, размещенного между корпусом заднего моста и корпусом понижающего редуктора со сцеплением.

Валы опираются на подшипники, установленные в стенках и средней перегородке корпуса редуктора. Часть шестеренок выполнены заодно целое с валами, другие посажены на шлицы или свободно вращаются.

  • Первичный вал 1 (на схеме) принимает крутящий момент через муфту сцепления от двигателя трактора. На шлицах вала установлены скользящие блок из двух шестеренок 3 и шестерня 4. Блок 3 формирует передаточное число при передвижении ее по валу перёд на 5-ю и 8-ю передачи, передвижением назад 4-ю и 7-ю. Другая шестерня 4 формирует в зацеплении с внутренним венцом шестерни 5 вторичного вала прямую передачу, соответствующею 9-й скорости. При передвижении этой шестерни вперед, включается 3-я и 6-я передачи.
  • Промежуточный вал 14 участвует в формировании передаточного числа и передачи крутящего момента на вторичный вал 7 редуктора, образуя с шестернями первичного вала и дополнительным валом 27 передаточные пары зубчатых колёс соответственно включенной ступени и передачи. Блок ведомых шестерён (25 ,24 на схеме) жестко посажен на валу и пассивно взаимодействуют с передвижными шестернями первичного вала 1. Свободно вращающийся блок 22 передаёт вращение на дополнительный вал 27. Единственным подвижным блоком шестерён, промежуточного вала, является блок 18 переключения ступеней редуктора, передающий вращение вторичному валу. Передвижением блока в перёд происходит зацепление с внешним венцом зубьев шестерни 5 и включается первая ступень редуктора (1-я, 3-я, 4-я, 5-я и 1-я задняя). Передвигая блок 18 назад, образуется зацепление блока с внутренними зубьями свободно вращающейся шестерни 16, и в зацеплении с шестерней 8 включается вторая ступень (2-я, 6-я, 7-я, 8-я и 5-я задняя). Внутри промежуточного вала 14 проходит вал 15 привода основного, заднего ВОМ.
  • Дополнительный вал 27 выполняет функцию формирования передаточного числа 1-й и 2-й передачи и двух задних скоростей. При передвижении по шлицам вала шестерни 26 в перёд происходит зацепление с промежуточной шестерней 28 заднего хода, вращающейся на отдельной оси и передающей обратное вращение промежуточному валу. Передвижением шестерни, дополнительного вала, назад происходит зацепление с соответствующей ведомой шестерёнкой 25 промежуточного вала, при этом активируется 1-я или 2-я передача вперед соответственно выбранной ступени редуктора.
  • Вторичный вал 7 передает вращение и сформированное передаточное число на ведущую шестерню 10 привода заднего моста трактора. Вал изготовлен за одно целое с шестерней 5, внутренний зубчатый венец которой участвует в формировании прямой передачи с шестерней 4 первичного вала. Внешние зубья этой шестерни взаимодействуют с шестерней блока 18 переключения первой ступени редуктора. Вторая шестерня 16 жестко посажена на вал и участвует в активации второй ступени.
  • Ползунковый механизм взаимодействует с рычагом переключения и обеспечивает передачу движения к вилкам двигающих шестерни коробки. Замки механизма фиксируют положение активированной передачи и исключают одновременное включения двух передач.

В левый люк корпуса коробки вместо крышки, при необходимости, устанавливается боковой ВОМ или ходоуменьшитель, в правый люк — раздаточная коробка.

Коробка передач МТЗ 82 отличается дополнительно установленной раздаточной коробкой, для привода переднего ведущего моста, в правом люке корпуса КПП по ходу движения трактора. Привод осуществляется от ведомой шестерни вторичного вала через промежуточную шестерню.

Современные модификации МТЗ 80 (82) оснащаются КПП с гидроподжимными муфтами, которые выполняют функцию активации выбранного передаточного числа. Переключение происходит за счет подачи давления масла на муфту. Управление муфтами осуществляется через золотник гидрораспределителя кпп. Гидроупровляемые коробки отличаются плавным и комфортным переключением.

Особенности эксплуатации КПП

Правильная эксплуатация кпп заключается в контроле состояния и своевременном техническом обслуживании, а также правильном выборе скоростного режима его переключения в процессе выполняемых работ трактором.

Контролируется отсутствие течи смазки в сочленениях корпусов трансмиссии и люков. Уровень масла контролируется через контрольное отверстие на правой стороне корпуса кпп. При отворачивании пробки отверстия, уровень должен быть не ниже нижней кромки отверстия, при этом трактор должен стоять в горизонтально ровном положении.

Замена смазки делается при плановом ТО 3 через каждые 960-1000 моточасов. Часто замену делают при сезонном ТО, меняя масло на другую марку.

Слив масла производится при разогретой трансмиссии, сразу после остановки. Пробки слива находится в нижней части картеров кпп, сцепления и заднего моста. После слива производят очистку магнитов от металлического мусора, возникающего при активном контакте деталей механизмов. Заправка масла осуществляется через отверстие пробки в верхней крышке корпуса коробки.

Применяемые марки масла:

  • Трансмиссионные: ТАп-15В, ТСп-14, ТЭ15 ЭФО, ТМ-2-18
  • Моторные: М12 Г1

При появлении посторонних шумов, гула, скрежета в коробке — следует прекратить эксплуатацию трактора и провести диагностику тех. состояния кпп. Своевременное обнаружение неполадки и её устранение убережет технику от более серьёзных поломок.

Схема переключения

На схеме указаны: на светлом фоне включение II-й ступени редуктора и соответствующие ей передачи (2,6,7,8,9 и 2-я задняя), на тёмном – включение I-й ступени и соответствующие передачи (1,3,4,5 и 1-я задняя). Предварительное включение выбранной ступени дает возможность включать соответствующие ей передачи.

Порядок переключения

  • Среднее свободное положение рычага соответствует нейтральному положению (указан буквой «Н»), при этом рычаг переключения свободно перемещается перпендикулярно оси движения трактора.
  • В крайнем левом положении рычага, перемещением вперед, включается II-я ступень редуктора, при перемещении рычага назад, в том же крайнем левом положении, включается I-я ступень.
  • Крайнее правое положение даёт возможность, при перемещении в перёд, включить 1-ю или 2-ю передние скорости (в зависимости от выбора ступени). Движением рычага назад, в крайнем правом положении, включается 1-я или 2-я задние скорости соответственно включённой предварительно ступени редуктора.
  • В среднем правом положении: движением в перёд включают 9-ю передачу при включённой I-й ступени редуктора, движением рычага назад, в этом же положении, включается 3-я или 6-я передача соответственно выбранной ступени.
  • Средне левое положение даёт возможность движением вперед включить 4-ю или 7-ю передачу и движением назад, в том же положении рычага, включить 5-ю или 8-ю передачи в соответствии с предварительно выбранной ступенью.

Правильное переключение передач

Производя переключение следует понимать, что при соединённом сцеплении с двигателем, вращение идет непрерывным потоком на первичный вал кпп и для любого переключения следует прерывать поток, выжимая педаль сцепления, тем самым приостанавливая движение всех деталей кпп. Это создаёт условия синхронизации вращения деталей для комфортного ввода в зацепление передвигаемых зубчатых колёс.

Перед переключением следует сбросить обороты двигателя, затем выжимается педаль сцепления до упора, рычаг переключения выводится в нейтральное положение и затем из нейтрального положения переводится в режим включения выбранной передачи, после педаль сцепления плавно отпускается. Переключение не должно сопровождаться скрежетом механизма. При затруднительном включении передач, в следствии износа деталей кпп, нужно применять технику двойного выжима сцепления. То есть, педаль сцепления выжимается при переводе рычага в нейтральное положение, затем отпускается и вжимается второй раз перед включением выбранной передачи. После включения педаль так же плавно отпускается, причем, плавно не значит медленно.

Правильный выбор передачи обеспечивает безопасность, качественное выполнение работы и высокую производительность с оптимальной нагрузкой на все механизмы трактора и используемого оборудования.

Коробка передач трактора МТЗ-80, МТЗ-82 является сложным и дорогостоящим механизмом. Конструктивное расположение этого узла трактора усложняет и затрудняет его ремонт. Для замены одной детали, зачастую, в прямом смысле, требуется разобрать пол трактора. Ремонт требует колоссальных трудозатрат и квалификации специалистов. Поэтому, при эксплуатации трактора рекомендуется строго придерживаться требований и рекомендаций производителя. Выполняя работы нужно соблюдать скоростные режимы согласно разработанных технологических карт, исключая перегрузку механизмов и деталей КПП.

Одной из важнейших частей трактора МТЗ-80/82 и других агрегатов является коробка переключение передач (КПП). Она предназначена для выполнения передвижения на разных скоростях и разной тяговой мoщности.

Также КПП предназначается для работы заднего хода и бокового вала отбора мощностей. В КПП МТЗ-80 имеется 9 ступeней привода в переднюю и 2 ступени в заднюю сторону. Таким образом, КПП МТЗ 80 имеет возможность переключать 18 скоростей при направлении движения вперед и 4 скорости зaднего хода. В то же время существует возможность поставить ходоуменьшитель в КПП для достижения меньшей скорости движения, нежели при стандартной КПП.

Устройство коробки передач МТЗ 80 не совсем можно назвать простым. В корпусе коробки на одной оси находятся первичный и вторичный вал. Парaллельно первичному и вторичному валу вместе с валом пeрвой передачи и заднего хода устроен промежуточный вал. Первичный вал крепится двумя подшипникaми, один из которых находится в стакане корпуса КПП. Вторым подшипником пeрвичный вал крепится к вторичному через переднюю крайнюю часть последнего.

На шлицы первичного вала присоединены ведущие шестерни III, IV и V передачи. Также на шлицы первичного вала прикреплен понижaющий редуктор через ведомую шестерню.

Промежуточная шестерня регулирует понижение передачи. Данная запчасть сцепляeтся с ведомой шестерней и со скользящей шeстерней III передачи.

Промежуточный вал КПП МТЗ 80

Промежуточный вал КПП вращается на втулке и шaрикоподшипниках. Втулка в свою очередь крепится к главной шестерне II ступени редуктора (она установлена на двух роликовых подшипниках). За шестерней находятся кулачки для заднего синхрoнного вала отбора мощности. Над главной шестерней находится крыльчатка. Ее функция заключается в смазывании шестеренки главной передачи и дифференциала КПП.

При помощи шлицов ведущая шестерня глaвной передачи и ведомая шестерня второй ступeни редуктора одеваются с помощью гайки на вторичный вал коробки передач МТЗ 80.

Редуктор и коробка передач трактора МТЗ 80

При включении любой ступени редуктора задействован блок шестерен. В зависимости, какая ступень редуктора включена, движение трактора осуществляется на опрeделенной скорости. Первая ступень КПП переключает I, II, III, IV и V передачи и также регулирует скорость на заднем ходу. Вторая же ступень предоставляет возможность осуществлять все остальные передачи.

Неисправности и ремонт коробки передач МТЗ 80

Состоянию КПП трактора МТЗ 80 стоит уделять должное внимание. Со временем даже самые надежные детали могут прийти в непригодность, и настанет час, когда их нужно будет заменить.

Если вам слышен шум и стук при работе КПП, шестеренки сами по себе могут выключаться, либо же зубчатые муфты и шестерены выключаются довольно туго при переключении передачи, но вам стоит заняться ремонтом коробки передач. Чаще всего неисправность возникает из-за дефектов вилок переключения, фиксаторов, подшипников, валов коробки. Есть доля вероятности, что причина в зацеплении шестерен.

Если вам слышно скрежетание шестерен при перeключении передачи, то у трактора износились диски аппaрата управления сцепления. Также возможно неправильно отрегулировано сцeпление шестерней.

В то же время, если после такого осмотра, регулировки, замены деталей скрежет не прошел, возможно проблема с аппаратом управления тормозками. Необходимо отрегулировать пружину механизма. Ее длина в сжaтом состоянии не должна быть больше 32 мм.

Могут возникать и другие неисправности. К примеру, если заметен свобoдный ход переключaтеля ступеней понижaющего редуктора, то причина в износе вилки.

Шум при работе КПП МТЗ 80 также может наблюдаться из-за сломавшихся подшипников. Они могут зaклиниваться или быть вообще разрушенными.

Одним из вариантов стука при переключeнии передач может быть то, что стерлись некоторые зубцы шестерене КПП МТЗ 80. Необходимо проверить их состояние и заменить порченные детали.