Среди самых востребованных моделей тракторной техники, применяемой в различных сферах, наибольшее распространение получил МТЗ 82. ТНВД данного трактора представляется важным элементом конструкции, который необходим для корректной работы транспортного средства. Периодически он может требовать регулировки или ремонта, которые можно выполнить своими руками.

Характеристика ТНВД

Топливный насос МТЗ относится к категории четырехплунжерных агрегатов, предназначен для обеспечения необходимой циркуляции топлива. В конструкции трактора он расположен в одном блоке с подкачивающим аналогом и центробежным регулятором. Блок расположен с левой части двигателя Д-240, закреплен с помощью болтов на распределительной крышке.

Прежде чем выяснить, как добавить топливо на ТНВД МТЗ, необходимо более подробно ознакомиться с его характеристиками и особенностями. Корректная работа узла обеспечивается за счет действия коленвала, который приводит его в действие посредством шестереночного механизма.

К числу наиболее значимых характеристик этого важного элемента целесообразно отнести:

  • завод-изготовитель — Ногинск;
  • номер по каталогу запчастей — 4УТНИ-1111005-20;
  • сфера применения — силовые агрегаты серии Д (с 240 по 248.1 модификацию) для различных моделей МТЗ;
  • тип привода — втулка шлицевая.

Аппаратура топливная МТЗ 82 не является полностью уникальной разработкой, поскольку у неё есть зарубежные аналоги. Примером может служить PP4M9P1g-4201 чешского производства, который практически идентичен по своему техническому устройству и характеристикам.

Устройство

Планируя выполнить ремонт ТНВД МТЗ, следует более подробно ознакомиться с конструкцией подобного элемента. Она отличается минимальным количеством элементов и высокой надежностью, что позволяет существенно упростить процедуру регулировки насоса, а также устранение неисправностей. Основными составными элементами данного агрегата представляются:

  • плунжерные пары;
  • корпус;
  • клапан нагнетательного типа;
  • толкатели;
  • кулачковый вал;
  • приводной механизм плунжеров.

Головка насоса и корпус представляют собой единый элемент, производимый из высокопрочного алюминиевого сплава. Устройство узла предусматривает, что на передней части корпуса размещается специальная плита, используемая для монтажа изделия непосредственно на двигатель. Разбираясь, как снять ТНВД с МТЗ 82, следует отметить, что для этого достаточно демонтировать крепежные болты.

Задняя часть плиты оснащена специальным фланцем, который используется для установки регулятора. Принцип работы изделия крайне прост, предусматривает выполнение следующего алгоритма действий:

  1. Кулачковый вал начинает вращение, поднимая с помощью ролика толкатель.
  2. Толкатель вместе с плунжером опускается.
  3. Топливо заполняет пространство в гильзе, освободившееся из-за спуска плунжера.
  4. Во время возвращения элемента в исходное состояние создается давление, за счет которого с помощью клапана порция топлива поступает через форсунки.

Подобный цикл повторяется с определенной периодичностью, что позволяет поддерживать необходимый для корректной работы двигателя уровень топлива.

Регулировка топливного насоса

Одним из важнейших мероприятий по обслуживанию топливного насоса трактора МТЗ представляется его регулировка. Если она будет выполнена правильно, владельцу техники удастся избежать поломки насоса и других элементов конструкции. Манипуляции по регулировке осуществляются с помощью специального стенда, а также необходимого инструмента:

  • приборы, позволяющие измерить частоту вращения вала;
  • диск для определения подачи топлива;
  • мерная тара для контроля объемов горючего;
  • привод и вариатор, которые способны на плавное изменение частоты вращения.

Скоростные показатели настраиваются посредством болта, расположенного в корпусе изделия, который отвечает за степень натяжения регуляторной пружины. Вкручивание болта приводит к повышению показателей, а выкручивание против часовой стрелки, напротив, позволит уменьшить частоту оборотов. Регулировка подачи топлива осуществляется с помощью специальной гильзы, которая работает по аналогичному принципу. Для равномерности подачи следует использовать борт номинала, который также расположен на корпусе.

Устранение неисправностей

Существует сразу несколько самых распространенных неисправностей, с которыми чаще всего приходится сталкиваться владельцам тракторов МТЗ. Поскольку цена на топливный насос невысока, мастер при желании может полностью его заменить, однако значительно экономнее будет самостоятельно устранить поломки.

Самая частая поломка — износ пары плунжеров, что обусловлено низким качеством топлива, обилием примесей в нем. Для ремонта потребуется восстановить либо заменить поврежденные элементы. Во избежание поломки следует регулярно очищать и менять топливный фильтр.

Часто к поломкам приводят гидроудары из-за появления воды в системе. При возникновении проблемы потребуется тщательно очистить элемент от остатков влаги, после чего восстановить её герметичность.

Заключение

Топливный насос, используемый на тракторной технике серии МТЗ, отличается простым устройством, длительным сроком службы, ремонтопригодностью. Процедура его регулировки может быть выполнена мастером самостоятельно, а доступная стоимость запчастей делает ремонт насоса малозатратным.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Особенности устройства ТНВД МТЗ-80, 82. Детальные схемы и полезные рекомендации.

Состоящая из двух баков для топлива, двух фильтров (грубой и тонкой) очистки, топливного насоса высокого давления (ТНВД) топливная система этой марки тракторов достаточно проста и стандартна для большинства как дизельных, так и бензиновых двигателей. Рассматривая ТНВД МТЗ — 80 на схеме далее и зная подробное устройство со всеми составляющими деталями, можно практически не сомневаться в возможности самостоятельного ремонта этой техники. В топливном насосе трактора МТЗ — 80, 82 и его поздних модификациях всего более 70 деталей.

Устройство ТНВД для МТЗ — 80, 82

УТН — 5, как называется топливный насос для белорусской марки тракторов, изготавливается из прочного сплава алюминия и выпускается в двух возможных вариантах установки — левом и правом, в зависимости от конструктивных особенностей крепления фланца. По всему корпусу он разделён на две полостные части специальной перегородкой, где в нижней полости находится вал с приводом насоса, а в верхней отдельные секции этого насоса.

Полное детальное устройство топливного насоса высокого давления двигателя Д-240 вы можете прочитать далее

Топливный насос с регулятором:

1 — нажимной штуцер; 2 — зажимы; 3 — пружина; 4 — нагнетательный клапан; 5 — седло клапана; 6 — прокладка; 7 — втулка плунжера; 8 — плунжер; 9 — пробка; 10 — зубчатый венец; 11 — поворотная втулка; 12 — крышка регулятора; 13 — тяга рейки; 14 — рычаг пружины; 15 — пружина регулятора; 16 — пружина обогатителя; 17 — основной рычаг; 18 — корпус корректора; 19 — шток корректора; 20 — винт регулировочный; 21 -промежуточный рычаг; 22 — болт номинала; 23 — болт; 24 — корпус регулятора; 25 — ось груза; 26 — пята; 27 — муфта; 28 — ось пяты; 29 — ось рычага; 30 — грузы регулятора; 31 — упорные шарикоподшипники; 32 — спускная пробка; 33 — ступица грузов; 34 — сухарь амортизатора; 35 — шайба; 36 — стакан подшипника; 37 — маслоотражатель; 38 — рычаг управления; 39 — кулачковый вал; 40 — заглушка; 41 — эксцентрик привода подкачивающего насоса; 42 — фланец для крепления подкачивающего насоса; 43 — регулировочная шайба; 44 — плита крепления; 45 — корпус насоса; 46 — маслоподводящее отверстие; 47 — гайка валика; 48 — шлицевая втулка; 49 — установочный фланец; 50 — толкатель с роликом; 51 — регулировочный болт толкателя; 52 — тарелка пружины (нижняя); 53 — пружина плунжера; 54 — тарелка пружины; 55 — зубчатая рейка; 56 — болт для спуска воздуха; 57 — канал для отвода топлива; 58 — перепускная трубка; 59 — корпус перепускного клапана; 60 — пробка; 61 — шарик-клапан; 62 — отверстие для подвода топлива; 63 — канал для подвода топлива; 64 — отсечное отверстие; 65 — впускное отверстие втулки плунжера; 66 — штифт; 67 — крышка люка; 68 — регулировочный винт; 69 — прокладка; 70 — заливная пробка; 71 — регулировочный винт; 72 — пружина корректора; 73 — стяжной винт.

Здесь же, вы можете увидеть всю топливную систему белорусского трактора целиком:

Система питания дизеля (схема):

1 — глушитель; 2 — воздухоочиститель; 3 — фильтр грубой очистки воздуха; 4 — впускной коллектор; 5 — электрофакельный подогреватель; 6 — топливный бачок электрофакельного подогревателя; 7 — дренажная трубка; 8 — трубка высокого давления; 9 — заливная горловина; 10 — топливные баки; 11 — сливной кран; 12 — трубка топлива; 13 — фильтр грубой очистки топлива; 14 — фильтр тонкой очистки топлива; 15 — трубка от фильтра тонкой очистки к топливному насосу; 16 — трубка от фильтра-отстойника к топливному насосу; 17 — регулятор топливного насоса; 18 — топливная трубка от подкачивающего насоса к фильтру тонкой очистки; 19 — подкачивающий насос; 20 — перепускная трубка; 21 — топливный насос; 22 — форсунка; 23 — выхлопной коллектор; 24 — нижний фильтрующий элемент; 25 — средний фильтрующий элемент; 26 — верхний фильтрующий элемент.

В верхней полостной точке УТН — 5 двигателей Д-240 расположены два продольных канала, образующих собой каре, один конец которого к фильтру тонкой очистки топлива, а другой, соответственно, к самой подкачке в насосе, где в штуцере вмонтирован пропускной клапан.

Принцип работы УТН — 5

К корпусу топливного насоса снаружи прикреплён насос подкачки, крепёжная плита с фланцем и регулятор, а к каждому из штуцеров подключён топливопровод высокого давления, через которые к форсунке и подаётся необходимое горючее. Привод насоса осуществляется шестерёнкой коленвала, которая соединяется с промежуточной шестерёнкой и шестерёнкой самого насоса.

Если в насосе когда-либо производился ремонт, то после каждой разборки/сборки необходимо точно выверять угол соединений шестерёнок, ибо при неверном наклоне сбой в работе неизбежен. Градус угла наклона всегда должен соответствовать 22°30″ и проверяться, конечно, желательно мотористами, а не самостоятельно.

Проверка (регулировка) топливного насоса

Прежде, чем осуществить проверку, необходимо убедиться в плотности запирающего конуса клапана нагнетания и в достаточном давлении насосной секции, находящейся в верхней полости. Вращая коленчатый вал, нужно сдвигать регулятор до тех пор, пока стрелка на манометре не остановится на цифре 15 МПа. Двигатель после этого останавливают и отключают подачу горючего регуляторным рычагом. При падении давления на манометре менее, чем за 10 секунд, клапан соответствует исправности и дальнейшему использованию.

Чтобы отрегулировать точный угол начала поступления горючего вам потребуется вкручивать/выкручивать специальный регулировочный болт. При откручивании болта угол будет увеличиваться, а при обратном вкручивании, соответственно, уменьшаться. Обратите внимание, что один виток (оборот) вкручивания/раскручивания регулирует скорость оборотов двигателя приблизительно на 30-50 оборотов. При раскрутке болта производительность и пропускная способность насоса пропорционально уменьшается, а при закрутке, наоборот, увеличивается.

Теоретические рекомендации

Вы можете логически вычислить, что при увеличении подачи горючего в мотор увеличивается и его крутящий момент, который, естественно, повышает номинальную мощность двигателя Д-240. К тому же, до пределов своих возможностей повышается и скоростной режим работы.

Замена масла в насосе УТН — 5 необходима только после разборки и ремонта, а в повседневной эксплуатации трактора не нужна. Заливка дизельного масла должна производиться через картер ТНВД в объёме 150-200 мл.

Топливный насос можно установить на трактор МТЗ, двигатель Д-240, и мы постараемся объяснить, как это сделать, как сделать ремонт, и где купить. ТНВД 4УТНИ-1111005-20 или насос топливный. Насосы высокого давления эксплуатируются на тракторе Беларусь или Беларус. Двигатели на этих тракторах идут таких моделей: Д-247 (Д247), Д-243 (Д243), Д-241 (Д241), Д-248.1, Д-244 (Д244), Д-248 (Д248), Д-240 (Д240), Д-242 (Д242), Д-247.1

Топливный насос МТЗ Д 240, имеет форм-фактор единого узла, или одного агрегата. Как и все устройства, имеет свои недостатки, бывает и такое, что случаются неполадки. Втулка у этого насоса шлицевая так же насос, который подкачивается вручную или насос солдатик. Предназначение данного устройстваэто трансфер соляры или дизтоплива, на пути очищая фильтрами, из топливного бака в двигатель Д240, где топливо и сгорает в камере. Всего в этом насосе около 70 деталей. И если в теории вы будете знать его устройство вдоль и поперек, то можно делать техобслуживание в домашних условиях, а то и вовсе ремонтировать.

Технические характеристики

Название
ТНВД или топливный насос высокого давления

Применение насоса ТНВД (4УТНИ-1111005-20)
Тракторы МТЗ (Беларусь или Белорус)

Каталожный номер топливного насоса
4УТНИ-1111005-20

Двигатели, где может стоять насос такого типа
Д-247 (Д247), Д-243 (Д243), Д-241 (Д241), Д-248.1, Д-244 (Д244), Д-248 (Д248), Д-240 (Д240), Д-242 (Д242), Д-247.1

Насос и его особенности
Рядный насос, УТН насос

Тип привода топливного насоса
Втулка со шлицом, или шлицевая втулка

Завод изготовитель насоса ТНВД
город Ногинск (Россия)

Аналоги топливного насоса 4УТНИ-1111005-20
PP4M9P1g-4201 фирмы MOTORPAL, город Йиглава, страна Чехия

Постараемся объяснить по пунктам, как установить топливный насос на трактор МТЗ 80 или МТЗ 82, текст ниже это инструкция:

Найти отверстие на переднем щите распределения и снять с него корпус.

— Понять где стоит широкий зуб шлицевого фланца, на шестерне привода ТН, а точнее его положение и постараться вставить втулку насоса (шлицевую) в шайбу шестерни (шлицевую) привода топливного насоса

— После этого требуется надежно закрепить топливный насос на двигателе, болтами.

— К рычагу регулятора нужно прикрепить тягу управления топливной подачи таким образом, чтобы положение рычага было крайним задним, а рычаг регулятора давал топливу наибольшую или самую лучшую подачу (топлива).

— К штуцерам форсунок нужно присоединить топливо приводы высокого давления, а также посмотреть на порядок работы двигателя и присоединить головки насоса, опираясь на этот порядок.

— Топливоприводы нужно подсоединить к насосу

— Топливом заполнить всю систему двигателя (систему питания), открыв расходный кран

Внимательно смотрите на сливную трубку, и начинайте качать дизтопливо, и смотрите, когда пойдет топливо без пузырей воздуха. Качать нужно насос подкачки ручной.

— После того как продули систему, вентиль (продувочный) требуется закрыть. А рукоятку нужно завернуть и закрыть. Рукоятку насоса ручной подкачки.

Как проверить под каким углом топливо начнет подаваться

— На топливном насосе есть штуцер первой секции. От него нужно отсоединить топливо провод

Момент скоп навернуть с помощью гайки на штуцер

— На корпусе водяного насоса нужно установить стрелку-указатель, чтобы ее окончание оказался у шкива вентилятора, а точнее у его наружной поверхности

— Положение рычаг управления подачей топлива, его положение должно быть на максимальную величину

Открыть продувочный вентиль и попытаться выкачать дизельное топливо вручную, ручной подкачкой, насосом

— Из моментоскопа (его трубки) требуется удалить некоторую часть топлива

— Установочную шпильку требуется вывернуть из ее отверстия, и поменять ее положение с точностью наоборот, то есть вставить концом, который не нарезан в тоже отверстие наоборот до упора

— По часовой стрелке начать вращать колен вал за рукоять, желательно медленно, до того момента, пока шпилька не зайдет в углубление. Это будет говорить о том, что это соответствует положению поршня цилиндра (первого), при котором он не сможет дойти до в м т на угол опережения подачи, а точнее его величину

— Пометить на поверхности шкива, а точнее сделать метку, напротив конца указательной стрелки

— Теперь нужно сделать движение коленчатого вала, а точнее провернуть его против стрелки часовой, на пол оборота и потом начать вращать по часовой уже стрелке, наблюдать какой уровень топлива сейчас в моментоскопе

Вращение коленчатого вала нужно прекращать, когда вы увидите, что топливо поднимается в стеклотрубке моментоскопа. Та метка на шкиве, которую мы делали, следите за ней, указательная стрелка должна с ней совпасть. Когда это произойдет нужно сделать регулировку угла опережения подачи.

— Теперь можно уже снимать моментоскоп, устанавливать топливопровод вд, на штуцер секции насоса (первой), и убрать указательную стрелку

Картинка-схема ТНВД МТЗ Д-240 4УТНИ 1111005 20

Как устроен насос топливный и его принцип действия МТЗ Беларус или МТЗ Беларусь

Насос для трактора МТЗ-80 называется УТН5. Такие насосы обычно делаются из алюминиевых сплавов, который проявляет себя как надежный сплав металла. У таких насосов есть правая вариация и левая вариация или исполнение. Такую разметку диктует конструкция крепежа. Насос делится на две полости по длине всего корпуса. Такое разделение осуществляется с помощью перегородки. Вверху насоса идут секции их которых он состоит или составные секции, а внизу идет вал с приводом этого самого насоса.

Конструкция топливного насоса высокого давления или конструкция ТНВД мотора Д-240 будет описана ниже.

Топливный насос с механизмом регулирования состоит из следующих элементов:

штуцер нажимной, венец с зубьями, нагнетательный клапан, поворотная втулка, седло клапана, тяга рейки, ступица грузиков, втулка и плунжер, роликовый толкатель, крышка регулятора, пята, оси грузика, шток корректора, корпус корректора, пяты и рычаги, грузы регулятора, сухарь амортизатора, корпус регулятора, муфта соединительная, штифт, впускное отверстие плунжерной втулки, стакан для подшипника, отверстие для подачи солярки, крышка люка, фланец крепления насоса для подкачивания, маслоотражатель, корпус перепускного клапана, топливные каналы, вал с кулачком, отсечное отверстие, роликовый толкатель, заглушка, шариковый клапан, плита для крепежа, нижняя тарелку пружины, топливоотводящие каналы, фланец для установки, шлицевая втулка, рейка с зубчатой передачей

Этот топливный насос, в полной конструкции состоит из

Разнообразные винты для стягивания и регулировки, зажимы, основной и вспомогательный рычаг, шайбы, болты разного назначения, гайки, трубки для передачи топлива, шарикоподшипники, прокладки, пружины, пробки, отверстие для масла, эксцентрик для подкачки топлива.

Схема топливного насоса Д-240 МТЗ-80, МТЗ-82 Беларус или Беларусь (4УТНИ-1111005-20)

Питательная система дизельного двигателя

горло для заливки горючего, фильтрующие приспособления различного назначения, воздухоочиститель, выхлопной коллектор, глушитель, форсунки, воздушный фильтр, фильтры тонкой и грубой очистки солярки, электрофакельный подогреватель с топливным бачком, подкачивающий насос, впускной коллектор, топливные баки, различные трубки — дренажные и высокого давления, топливный насос, краник для слива, регулятор топливного насоса.
Продольные каналы в УТН-5 располагаются на самом высоком месте этого насоса, они соединяют насос с фильтром тонкой очистки, и с его системой подкачки, где имеется пропускной клапан.

Как работает топливный насос ТНВД МТЗ-80, МТЗ-82 Беларусь или Беларус (4УТНИ-1111005-20)

На корпус насоса основного прикрепляется насос, для подкачки. Через топливопровод, который в свою очередь подсоединен к штуцерам, под давлением идет топливо на форсунки. Через коленчатый вал и его шестерню, насос начинает свою работу. Чтобы не сломать насос, а в особенности если он уже был в ремонте нужно внимательно сверить угол, где соединяются шестерни. Если вы подсоедините неправильно, то работоспособность такого агрегата будет под вопросом, в плоть до следующей поломки. Идеальный градус наклона должен составлять 22° 30”, ни больше ни меньше. А лучше для проверки такого насоса, обратиться к профессионалам или мотористам, чтобы не довести до ремонта.

Выставляем зажигание на двигателе Д-240, трактор МТЗ

Нужно быть уверенным в том, что давление в насосной секции соответствует инструкциям и своей норме, а конус запирающий прилегает довольно плотно. Начинаем крутить коленвал и двигаем регулятор, пока нам не покажется 15 мПа на стрелке манометра. После таких процедур требуется полная заглушка мотора, а с помощью регуляторного рычага останавливают топливную подачу. Давление на манометре должно упасть примерно за 10 секунд, и это будет означать полную работоспособность и исправность клапана.

Чтобы отрегулировать точный угол в момент поступления топлива нужно покрутить регулировочный болт, туда-сюда, в различные стороны. Один такой виток может увеличить или уменьшить обороты на коленвале где-то на сорок оборотов. Если начнете закручивать болт, то мощность насоса увеличиться, а если раскручивать, то соответственно наоборот, уменьшиться.

Несколько советов которые могут быть вам полезны на эксплуатацию насоса ТНВД МТЗ-80, ТНВД МТЗ-82 Беларусь или Беларус 4УТНИ-1111005-20

Если использовать банальную логику, то можно высчитать, что при увеличении подачи топлива и его количества в камеру сгорания, крутящий момент становиться значительно больше. Это сказывается на скорости двигателя, и его мощности, то есть все это повышается.

Менять моторное масло в УТН 5 (смена масла), можно только после ремонта или демонтажа. Если вы его просто эксплуатируете в обычном повседневном режиме, то такого делать не нужно. Масло моторное, его требуется не так-то уж и много, около 150 или 200 мл, заливать его нужно в картер топливного насоса ТНВД.

Разновидности ТНВД 4УТНИ-1111005 их применение на двигателях и характеристики

Название Двигатель Количество секций Максимальный диаметр и ход плунжера, мм Номинальная частота вращения, об/мин Номинальная цикловая подача, мм3/цикл
4УТНИ-1111005 Д241 4 9/9 1050±5 74±2,0
4УТНИ-1111005-10 Д242 4 9/9 900±5 74±2,0
4УТНИ-1111005-130 Д247.1 4 9/9 1150±5 65±1,6
4УТНИ-1111005-20 Д243 4 9/9 1100±5 77±2,0
4УТНИ-1111005-30 Д244 4 9/9 850±5 72±2,0
4УТНИ-1111005-40 Д248 4 9/9 1000±5 60±2,0
4УТНИ-1111005-50 Д248.1 4 9/9 900±5 60±2,0

ТНВД фото, Топливный насос тнвд мтз80 фото, фото насоса мтз 82, фото 4УТНИ-1111005-20

Купить такой топливный насос, вы можете у нас. Продажа осуществляется в достаточно быстрый срок, потому что такие топливные насосы всегда есть на складе.

Кроме этого наша компания может сделать ремонт топливного насоса ТНВД 4УТНИ-1111005-20, или восстановление насоса высокого давления на любой трактор МТЗ. Вы можете связаться с нами по телефону +38 (098) 566-43-77. Неважно где вы находитесь, Киев, Харьков, Одесса, Херсон, Мелитополь или Запорожье, или вся Украина, любые города и населенные пункты, высылайте нам ваш насос любой службой доставки. Наши специалисты проконсультируют вас в любое удобное время без проблем. Вы останетесь довольны качеством, а цена вас приятно удивит.