Каждый затраченный литр дизельного топлива потребляет около 40-50 куб. метров воздуха. В год двигатель получает охлаждение в размере 50-60 тыс кубических метров. Простой бумажный фильтрующий элемент, выполненный на синтетическом материале, не справится с такими нагрузками потока. А учитывая дату проектирования ЗИЛа – начало семидесятых годов, строение системы охлаждения выполнено совершенно другим способом, в сравнении с современными автомобилями.

Какие тонкости связаны с обслуживанием автомобиля (например, масляный бункер в цилиндре, периодичность очистки), как поддерживать работу компрессора и держать высокий двигателя ЗИЛа рассмотрим подробнее ниже.

Когда менять?

Воздух насыщает кислородом топливную смесь в камере сгорания автомобиля. Без воздуха – невозможно воспламенение смеси и движения поршней в результате полученной энергии. В этом отличие автомобиля ЗИЛ от других моделей – двигатель на нем бензиновый, дизельный двигатель не воспламеняет топливную смесь потоком воздуха.

Большие усилия в работе двигателя требуют больший поток воздуха. Забор потока для двигателя происходит не в передней радиаторной решетке, а в воздушных щелях автомобиля, расположенных по бокам капота. Каналы для очистки воздушного потока проходят под лобовым стеклом и направляются к воздушному элементу очистки. Задача устройства – провести очистку воздуха для охлаждения двигателя.

Автомобиль снабжен не бумажным (картонным, синтетическим) фильтром. Очистка выполняется инерционно-масляным способом. Поменять своими руками воздушный фильтр двигателя на ЗИЛ 5301 или 130, 131 – возможно, при условии выполнения разбора всего фильтрующего механизма очистки.

Особенности расположения и очистки масляного элемента:

  • система масляной очистки состоит из фильтрующего элемента, цилиндра, по диаметру выполненного из металлических или капроновых нитей;
  • внизу цилиндра, расположена масляная ванна;
  • при нагнетании потока воздуха через желоб цилиндра, воздух попадает в нагретую масляную ванну;
  • далее при вращении цилиндра, воздух захватывает масло и попадает на стенки цилиндра вместе с частицами пыли, листьев и т.д. Фильтрованный воздух поступает в двигатель для охлаждения. Пыль, песок и другие отфильтрованные элементы остаются на стенке цилиндра.

Минусы: двигатель автомобиля получает воздух при таком способе с высоким содержанием пыли. Процент попадания частиц составляет около 5-10%. Это очень много, в отличие от сухих съемных элементов, где уровень фильтрации выше 99,5%.

Признаки необходимости замены: для инерционно-масляного элемента нужно делать периодическую очистку. Это трудоемкий и затратный процесс должен выполняться каждые 20-30 тыс км (т.е. очистка ВФ автомобиля еще чаще по пробегу в сравнении со съемными фильтрами, установленными на современном двигателе). Масляный элемент, используемый для очистки двигателя, практически нигде не устанавливается.

Самостоятельная замена воздушного фильтра на ЗИЛ 130 и 131

Сходства фильтрации воздуха на ЗИЛ 130 и ЗИЛ 131 практически идентичны, за исключением того, что автомобиль ЗИЛ 131 является армейским тягачом и бортовым грузовиком.

Расположение воздушного фильтра может незначительно отличаться от гражданской версии грузовика.

Особенности расположения фильтрующего элемента воздуха в гражданской и военной версиях под капотом не отличаются. В военной версии забор потока воздуха может быть дополнительно защищен от попадания воды. В остальном – это практически два идентичных двигателя, с серийными заводскими агрегатами и узлами. Т.е. процесс замены масляного фильтра в автомобиле ЗИЛ 130 и 131 одинаковы.

Выбор фильтра

Как правильно выбрать воздушный фильтр для инерционно-масляного устройства? При правильной эксплуатации и своевременной очистки масляный элемент стабильно работает, как и двигатель.

Основная задача водителя автомобиля:

  • выполнять своевременную очистку масляной ванны;
  • проводить очистку элемента – очищать налипшую пыль и пыльцу на стенках цилиндра;
  • следить за уровнем масляной ванны.

Процесс замены

Замена воздушного фильтра на ЗИЛ 130 должна быть проведена только при поломке детали цилиндра (дросселирующей кассеты, масляной ванны и т.д.).

Пошаговая инструкция замены:

  • откручиваем винт, расположенный по центру;
  • сливаем грязное масло;
  • промываем масляную ванну;
  • тщательно смачиваем стенки цилиндра и дросселирующую кассету;
  • очищаем стенки внутри керосином или бензином;
  • заливаем в ванну новое масло;
  • подсоединяем снятые патрубки.

Замена воздушного фильтра ЗИЛ 5301

ЗИЛ 5301 использует съемный элемент, не нужно заправлять маслом и выполнять очистку керосином или бензином.

Оценить уровень загрязнения возможно двумя способами:

  • приобрести датчик загрязненности;
  • визуально проверить стенки цилиндра – большое количество пыли, опавшей листвы и насекомых.

Особенности выбора и процесса замены воздушного фильтра: постоянная и своевременная замена уменьшает износ двигателя на 25%, для модели «Бычок» подойдут оригинальные фильтры ФВ-5301. Такая модель подходит только для грузовиков марки ЗИЛ, остальная техника – экскаваторы, погрузчики и другая специализированная техника.

Сходства и различия ЗИЛ 5301 и 130

Модель 5301 использует очистку воздуха через плотно расположенные, параллельно друг другу, нити, создающие плотную поверхность для фильтрации пыли. Условия эксплуатации – рекомендуется к замене вследствие износа.

Модель 130 использует инерционно-масляный тип, пыль прилипает к стенкам фильтра через прохождение нагретого масла. Условие эксплуатации – многоразовое, с обязательной очисткой.

Периодичность замены

Как часто требуется замена элемента для ЗИЛ 130 и 131?

  • рекомендуемый пробег до 30 тыс км, если эксплуатация автомобиля выполняется на грунтовых дорогах – до 20 тыс км пробега;
  • замена воздушного элемента для автомобиля 5301 выполняется на отметке пробега 50-60 тыс км.

Важный момент: Степень загрязнения элемента в автомобиле можно визуально определить по количеству пыли и листвы в масляной ванне – необходимо ее промыть и заменить. В модели 5301 – по количеству осевшей пыли на блоке воздушного цилиндра.

Последствия несвоевременной замены

Инерционный масляный элемент — это вчерашняя технология очистки воздушного потока двигателя. Соответственно, за очисткой и состоянием цилиндра нужно следить очень внимательно, поскольку на выходе получается очень высокий процент неочищенного воздуха.

При попадании в бензиновый двигатель пыли и грязи высокий риск последующей разборки всей поршневой группы. Даже в незначительных количествах, загрязнение двигателя автомобиля уменьшает моторесурс минимум на 20% (при заводском установленном пробеге 800 тыс км). Т.е. 140 тыс км могут быть списаны с эксплуатации автомобиля.

На двигатели ЗИЛ устанавливают воздушные фильтры следую­щих типов:

ВМ-15А — на двигатель автомобиля ЗИЛ-157К; ВМ-16 — на двигатель автомо­биля ЗИЛ-130; ВПМ-3 — на двигатель ав­томобиля ЗИЛ-131.

Фильтры ВМ-15А и ВМ-16 масляно-инерционного типа, с двухступенчатой очисткой воздуха и специальным патрубком отбора воздуха в компрессор. Фильтрующий эле­мент фильтра ВМ-15А капроновый.

Воздушный фильтр ВМ-16 (рис. 1) ра­ботает следующим образом. Запыленный воздух под действием разрежения, создаваемого двигателем, через патрубок забора воздуха попадает во входную кольцевую щель 13 и, двигаясь по ней вниз, соприка­сается с маслом, при этом происходит пер­вая инерционная очистка воздуха от наи­более крупных частиц пыли.

Вместе с потоком воздуха масло из поло­сти 16, находящееся над отражателем 3, частично забрасывается в фильтрующий элемент 6, смачивая его, вследствие чего повышается эффективность очистки. Лиш­нее масло через кольцевые окна 14 в наклонной плоскости отражателя 3 перетекает в масляную ванну 2.

Таким образом осуществляется циркуля­ция масла по наклонной поверхности отра­жателя и смыв с него выпавшей пыли. Смы­тая пыль осаждается на дне масляной ванны.

Подвод воздуха к фильтру происходит через воздушный канал 2 (рис. 2) в ка­поте двигателя, с которым воздушный фильтр соединен гофрированным патруб­ком. В канал может поступать как наруж­ный воздух, так и подогретый воздух из подкапотного пространства в зависимости от положения заслонки 5, помещенной в воздушном канале. В холодное время года следует закрывать отверстие, питающее канал наружным воздухом, и открывать его только при работе в тяжелых дорожных условиях.

В теплое время года нужно открывать отверстие, питающее канал наружным воз­духом. Использование наружного воздуха, температура которого ниже температуры воздуха в подкапотном пространстве, позво­ляет повысить наполнение цилиндров и по­лучить большую мощность двигателя.

Работа двигателя без воздушного фильт­ра или с фильтром без масла недопустима!

Следует помнить, что срок службы дви­гателя в значительной степени зависит от правильной работы воздушного фильтра, а следовательно, и от своевременной его очистки и заправки.

Воздушный фильтр ВПМ-3 (рис. 3) пеномасляный, инерционного типа, с трехсту­пенчатой очисткой воздуха и специальным патрубком отбора воздуха в компрессор. Воздушный фильтр работает следующим образом.

Запыленный воздух под действием разре­жения, создаваемого двигателем, поступает в центральную трубу 7 и, двигаясь вниз, соприкасается с маслом; при этом происходит первая инерционная очистка воздуха от наиболее крупных частиц пыли. Масло под действием напора воздуха движется от центра отражателя 15 к отверстиям 3 и ча­стично попадает в дросселирующую кассе­ту 12 и пеномаслоудерживающую набив­ку 9, причем часть масла через отверстия 3 стекает в полость 20 масляной ванны 16.

В свою очередь масло фонтанирует из полости 20 через центральное отверстие за счет разности уровней масла в полости 20 и зоне 1 над отражателем и, двигаясь по отражателю 15, смывает с него пыль.

Масло, попавшее в дросселирующую кас­сету 12 и в пеномаслоудерживающую на­бивку Р, сильно вспенивается. Вспененное масло и фильтрующие набивки обеспечива­ют очистку воздуха от более мелких ча­стиц пыли.

Поток воздуха удерживает масло в на­бивке 9 и кассете 12. Так как масло непре­рывно попадает в пеномаслоудерживающую набивку, то излишки его по стенкам набив­ки стекают вниз. Часть масла, стекающего по наружным стенкам набивки, достигает отверстий 3, через которые оно попадает в полость масляной ванны.

Во время прохождения воздуха над от­ражателем в зоне 2 создается разрежение, вследствие которого слой масла, стекающе­го по внутренним стенкам набивки к окнам 5 в эжекторе 19, всасывается и подхваты­вается потоком воздуха, образуя завесу из масла, достигающую отражателя 15, через которую проходит воздух, частично унося масло в набивку 9 и кассету 12.

ВНИМАНИЕ! Электронный автокаталог запчастей предназначен для справочных целей! Наша компания продает не все запчасти, представленные в этом списке.

Если в правой колонке есть ссылка "Стоимость" – эти запчасти есть в активной продаже. Наличие на складах по деталям с ценой смотрите в карточке товара.
Если в правой колонке нет ссылки "Стоимость" – такие детали мы не продаем и заказы на них не принимаем.