За перегруз автотранспорта КоАП предусматриваются штрафные санкции. Какая масса грузового автомобиля допустима правилами и как правильно ее проверить? Что считается перегрузом и каково наказание за перегруз транспортного средства, читайте в нашей большой статье.

Что проверяется и в соответствии с чем

Контроль за большегрузами в РФ производится Госавтоинспекцией в соответствии со следующими нормативными актами:

– Постановление Правительства №272.

Данными нормативными актами установлены:

– допустимые массы транспортных средств (далее ТС) с прицепами или без них;

– предельно допустимые нагрузки на оси ТС;

– правила транспортировки грузов, превышающих допустимые нормы.

Проверка ТС производится по приказу Министерства транспорта Российской Федерации №119 от 29 марта 2018 года, в ходе которой проверяется несколько параметров:

– допустимая масса ТС;

– допустимые осевые нагрузки ТС.

Разрешенная максимальная масса устанавливается заводом-изготовителем ТС (указывается в ПТС). Она обусловлена технической возможностью ТС безопасно перемещаться по дорогам общего пользования.

Допустимая масса ТС – это максимально допустимая величина полной массы ТС, которая зависит от вида ТС и количества установленных осей.

Допустимые массы одиночных автомобилей и автопоездов седельных и прицепных указаны в приложении №1 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом.

Например, если масса четырехосного одиночного автомобиля составляет более 32 т, то для его проезда требуется оформление специального разрешения, в котором указывается маршрут движения и время отправки и прибытия.

На практике получить такое разрешение не так просто и требуется время на его оформление. Поэтому многие передвигаются на свой страх и риск без оформления.

Допустимая осевая нагрузка ТС – это максимально допустимая величина нагрузки, которая передается на дорогу колесами одной оси автомобиля или группой осей.

Допустимые осевые нагрузки транспортных средств указаны в приложения №2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом.

В соответствии с пунктом №19 Приказом Министерства транспорта Российской Федерации №119 от 29 марта 2018 года при осуществлении весогабаритного контроля допускается неравномерное распределение осевых нагрузок в группе осей в соответствии с нормами, установленными примечаниями к приложению №2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом. При этом в случае отсутствия превышения суммарной нагрузки на группу осей:

– превышение допустимой осевой нагрузки отсутствует, если нагрузка на наиболее нагруженную ось не превышает допустимую нагрузку на соответствующую (односкатную или двускатную) одиночную ось;

– выбор соответствующей (односкатной или двускатной) одиночной оси осуществляется способом прямого сопоставления (если максимально нагруженная ось группы осей – двускатная, то она сопоставляется с соответствующей двускатной одиночной осью независимо от наличия в группе сближенных осей одиночной оси);

– превышение допустимой осевой нагрузки фиксируется, если нагрузка на наиболее нагруженную ось превышает допустимую нагрузку на соответствующую (односкатную или двускатную) одиночную ось. При этом процент превышения определяется как соотношение нагрузки на наиболее нагруженную ось к допустимой нагрузке на соответствующую (односкатную или двускатную) одиночную ось.

МАКСИМАЛЬНАЯ ОСЕВАЯ НАГРУЗКА ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРОЕЗДА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ АВТОТРАНСПОРТА ПО ДОРОГАМ.

Эти ограничения обозначаются соответствующими дорожными знаками, например, при введении ограничения в 5 т на ось выставляется следующий знак:

Знак 3.12 «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства»

Где и как проверяется перегруз (допустимая нагрузка)

Перегруз проверяется на постах весового контроля трех видов:

– на стационарных постах, которые устанавливаются в определенных местах (как правило, при выезде или подъезде к населенному пункту). На таких видах постов весового контроля передвижение оборудования с места на место запрещено;

– на передвижных постах, оборудованных на базе грузового фургона. Передвижные посты могут в соответствии с регламентом менять свое место расположения;

– на автоматических с использованием работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.

Весовой контроль может осуществляться тремя способами:

– динамическим – ТС производит движение в определенном месте, оснащенном специальными датчиками со скоростью не более 5 км/ч.

– статическим – измерения производятся на весах после полной остановки ТС. Такой способ позволяет более точно определить исследуемые параметры.

– автоматическими средствами – измерения производятся работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами при скорости ТС от 5 до 140 км/ч.

Стационарный пост весового контроля

Передвижной пост весового контроля

автоматический пост весового контроля

Какой допустимый перегруз, в том числе на ось

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Федерального закона №257 водителям запрещается движение по автомобильным дорогам на ТС, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на 2% превышают допустимую.

В соответствии с пунктом 7 статьи 31.1 Федерального закона №257 от платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, освобождаются:

– транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, за исключением грузо-пассажирских автомобилей-фургонов;

– специальные транспортные средства, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемые для осуществления деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции;

– специальные транспортные средства, осуществляющие перевозку вооружения и военной техники.

Обращаем Ваше внимание, что для постов весового контроля с использованием работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи Приказом Министерства транспорта Российской Федерации №119 от 29 марта 2018 года установлены следующие погрешности измерения:

Погрешности измерений для автоматических постов весового контроля

Как проверить соответствие крана допустимым нагрузкам

Рассмотрим вышеизложенное на примере крана КС-55713-5В. Наш кран имеет 3 оси с односкатной ошиновкой. Получаем из таблицы приложения №1 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом значение допустимой массы ТС – 25 т. Полная масса нашего крана – 21,5 т.

После проверки соответствия массы ТС проверяют соответствие нагрузок на оси. У нашего крана расстояние от первой (одиночной) оси до ближайшей оси задней тележки более 2,5 м, расстояние между сдвоенными осями задней тележки – 1,32 м. Из таблицы приложения №2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом получаем значение допустимой нагрузки для передней оси – 9 т, а для задней тележки – 15 т (односкатная ошиновка). У нашего крана нагрузка на переднюю ось не превышает 6,5 т, а на заднюю тележку не превышает 15 т.

В результате проверки можно увидеть, что наш кран не превышает допустимых значений по массе и нагрузкам на оси, из чего следует, что он может передвигаться по дорогам без специального разрешения.

Для разрешения спорных ситуаций на дорогах АО «ГАКЗ» подтверждает данные по нагрузкам на оси протоколом взвешивания сертифицированного испытательного центра, который прикладывается к сопроводительной документации на кран.

Что делать, если распределение нагрузки на оси задней тележки неравномерное

Разберем этот вопрос на примере. Допустим, в результате взвешивания крана КС-55713-5В нагрузки на оси задней тележки составили 7,9 т и 7,1 т (суммарно 15 т). Данный результат может расцениваться сотрудниками ГИБДД как превышение допустимой нагрузки на ось, поскольку нагрузка на оси неравномерна. Такая трактовка ОШИБОЧНА.

В соответствии с п. 19 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации №119 от 29 марта 2018 года превышение допустимой осевой нагрузки отсутствует, если нагрузка на наиболее нагруженную ось не превышает допустимую нагрузку на соответствующую (односкатную или двускатную) одиночную ось.

Найдем допустимую нагрузку на соответствующую (односкатную или двускатную) одиночную ось. Для этого обратимся к таблице приложения №2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом. Из таблицы следует, что для автомобильных дорог, рассчитанных на осевую нагрузку 10 тонн/ось допустимая осевая нагрузка для одиночной оси составляет 9 т (10 т для двускатной ошиновки).

Возвращаемся к нашему крану. Нагрузки 7,9 т и 7,1 т осей задней тележки не превышают допустимую осевую нагрузку для одиночной оси 9 т. Суммарная нагрузка 15 т на заднюю тележку также соответствует требованиям по нагрузкам. Из этого следует, что, несмотря на неравномерное распределение нагрузки, превышение допустимых нагрузок ОТСУТСТВУЕТ.

Также следует отметить, что, после проведения взвешивания, из полученных результатов, в обязательном порядке, вычитается погрешность измерения в зависимости от типа поста весового контроля.

Какие штрафы за перегруз ТС в 2018 году

За нарушение правил перевозки грузов в части допустимой массы и допустимых осевых нагрузок предусмотрены штрафные санкции. Размеры штрафа за перегруз указаны в статье 12.21.1 КоАП РФ. За передвижение без специального разрешения, либо за превышение значений массы и осевых нагрузок, указанных в специальном разрешении, предусмотрены следующие виды наказания:

В соответствии с п. 11 Ст. 12.21.1 превышение нагрузок, предписанных дорожными знаками, при передвижении без специального разрешения, влечет наложение административного штрафа в размере 5000 рублей.

За нарушения, предусмотренные статьей 12.21.1 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

О чем следует помнить

Если вы уверены в своей правоте и отсутствии перегруза, стоит обратить внимание на оборудование, которым делались замеры. Оно должно быть в исправном состоянии, сертифицировано как средство измерения и иметь метрологическую поверку.

Обращаем Ваше внимание, что значение масс, получаемых на весовых пунктах ГИБДД не всегда совпадают со значениями массы кранов, указанных в ПТС или документах на кран. Основной причиной этого является неправильная методика взвешивания по осям ТС на дорожных пунктах весового контроля, оборудованных недостаточным количеством лодометров (лодометр при взвешивании должен устанавливаться под каждую ось шасси) или стационарными весами с большим перепадом уровня пола и поверхности весов. В результате заезда крана одной осью на лодометры или стационарные весы, масса крана перераспределяется в сторону взвешиваемой оси, из-за чего показания на нее превышают данные, указанные заводом-изготовителем.

При неправильной методике взвешивания нагрузка на одну ось может увеличиваться на 0,5-0,6 т, тогда как приращение к общей массе трехосного крана (при сложении масс, приходящихся на оси по отдельности) может составить около 1,5-1,8 т. Так же результаты взвешивания зависят от давления в шинах и правильной работы балансирной тележки шасси.

В зависимости от особенностей конструкции автомобиля и под воздействием дополнительной горизонтальной нагрузки при торможении, одна и та же ось ТС, при изменении своего положения, может воздействовать на дорожное полотно и весы с разной нагрузкой.

Для соблюдения требований ФЗ РФ №257 от 08.11.07 при эксплуатации кранов АО "ГАКЗ", которые имеют транспортные комплектации с разрешенными нагрузками на оси шасси завод-изготовитель рекомендует следующие мероприятия:

1) Когда показания между осями на балансирной тележке имеют большое расхождение (более 200 кг) требуется изменить схему заезда на лодометры. Например, заезжать на лодометры несколько раз с различным направлением движения (вперед и назад). При этом особое внимание обратить на плавность торможения и работу подвески шасси. ТС при взвешивании не должно стоять на тормозе (ни на рабочем, ни на стояночном).

2) Вовремя проводить техническое обслуживание. Обращать внимание на работу подвески, особенно балансирной тележки.

3) Соблюдать транспортные комплектации, предусмотренные производителем.

4) Не перегружать кран дополнительными приспособлениями, тарами с ГСМ и т.д.

5) Для предотвращения спорных ситуаций на дорогах или судах ссылаться на результаты протоколов взвешивания испытательных центров (прикладываются к каждому крану).

6) Грязь на кране дает значительную прибавку массы. В некоторых случаях увеличение фактической массы автокрана составляет до 1,5 т. Рекомендуем следить за чистотой своего транспортного средства.

7) Взвешивание на лодометрах или стационарных весах должно происходить при статической нагрузке (кран без движения), при этом важно соблюдать временной интервал после остановки транспортного средства, рекомендованное значение не менее 30 сек.

В недалеком будущем автовладельцам предстоит столкнуться и с автоматической системой весового контроля и видеофиксации, которая сможет осуществлять замеры на скорости до 140 км/ч. Квитанция со штрафом будет направляться по аналогии с направляемыми за превышение скорости.

7 февраля 2019 г. 20:29

Прежде всего напомним, что весенние ограничения в этом году вводятся только на региональных, межмуниципальных и местных дорогах. Федеральные трассы благодаря прошлогоднему решению Министерства транспорта остаются свободными для проезда большегрузов. Регионы же, как и прежде, самостоятельно определяются со сроками «закрытия» своих дорог и с тем, какую нагрузку они способны выдерживать на время «просушки».

Вообще, суть весенних ограничений (это тоже не грех повторить) в том, чтобы защитить дороги в тот момент, когда они максимально подвержены разрушению. Один из таких моментов (помимо, в принципе, износа по «старости» и освоенного не в те карманы ремонта) — это обильное таяние снегов: грунт переувлажняется, как следствие — «измягчается», и дорожные конструкции начинают «проседать» под воздействием гораздо меньших нагрузок.

Эксперты, правда, отмечают, что на самом деле острый момент длится всего несколько дней, однако в России допустимые весовые нормы для грузовиков традиционно уменьшают на целый месяц, видимо, полагая, что где-то на эти 30 дней обязательно придется и период максимального ослабления.

В каждом регионе, естественно, 30-дневный срок весенних ограничений устанавливается в разное время. Точно таким же разным является и значение допустимых для дорог нагрузок: в центральных регионах, например, предельная нагрузка на одну ось грузового автомобиля может быть снижена до 8 тонн, в северо-западных — сразу до 3,5 тонн, а в южных и северо-кавказских и вовсе остаться прежней.

Для того чтобы грузовой автомобиль, не вписывающийся в отведенные весовые параметры, смог все-таки проехать по «закрытым» дорогам, его владелец должен получить специальное разрешение (аналогично перевозке тяжеловесных и крупногабаритных грузов) и возместить предполагаемый ущерб. Размер ущерба, кстати, в разных регионах тоже выливается в разные суммы.

При этом на автомобили, осуществляющие пассажирские перевозки, весенние ограничения не распространяются. Без специального разрешения, как правило, могут также передвигаться большегрузы, которые:

  • доставляют продукты питания, лекарства, медикаменты, топливо, а также семена, удобрения и пр. для нужд сельского хозяйства;
  • перевозят почту и почтовые грузы;
  • относятся к дорожно-строительной технике;
  • принадлежат специальным службам (Министерство обороны, МЧС и пр.);
  • используются для ликвидации последствий стихийных бедствий и т.п.

Весенние ограничения, повторимся, с недавнего времени официально не затрагивают и федеральные трассы.

Считается, что освобождение дорог федерального значения от «просушки» стало возможным благодаря улучшению их качества: по состоянию на начало 2019-го года по нормативным показателям они практически дотянули до 83%, в то время как дороги регионального значения — только в среднем до 43%. Что примечательно: сказать точно, когда региональные дороги смогут, наконец-то, приблизиться хотя бы к 80-процентным показателям, не способны даже где-нибудь в Министерстве транспорта. Единственное, известно, что, по планам, к 2024-му году по своему нормативному состоянию они должны добраться до 50,9%.

В общем, пока нет даже слабенькой надежды на то, что весной они повсеместно останутся открытыми для большегрузов.

Когда же именно весенняя «просушка» в каждом из регионов начнется в 2019-м году и какая допустимая нагрузка в это время там будет действовать, вы узнаете из нашей таблицы. По мере поступления информации таблица будет обновляться.

Автомобиль с перегрузом, неважно легковой или фура, – представляет существенную угрозу для всех участников движения. Во-первых, потому что сама машина движется нестабильно. Во-вторых, большая нагрузка на ось может привести к её внезапной поломке. В-третьих, тормозной путь такого авто более длинный, что может привести к аварии. Кроме того, превышение допустимого веса ведёт к разрушению дорожного полотна и мостовых конструкций. И за перегруз полагается административный штраф.

Поэтому в этой статье мы расскажем о нормах предельно допустимой нагрузки на ось грузового автомобиля и о том, как её определить.

Расчёт нагрузки на ось грузового автомобиля

Процесс грузоперевозок регламентируется нормативно-правовыми актами. Среди которых ФЗ об автодорогах №257-ФЗ от 08.11.2007. В соответствии с п. 2 ст. 31 которого для передвижения по автодорогам транспорта с превышением общей допустимого веса или нагрузки на ось больше чем на 2% необходимо получить разрешение. Исключение делается лишь для автотранспорта Вооружённых сил России.
При получении разрешения владелец авто должен:

Компенсировать урон, наносимый покрытию дороги.

Если перегруз менее 10%, используется упрощённая процедура выдачи, которая занимает всего 1 день.

Кроме того, проезд по мостам и участкам дороги иногда бывает ограничен специальными знаками, указывающим предельное значение веса грузового автомобиля или нагрузки на его ось. Это может быть связано с грузоподъёмностью конструкции или её состоянием.

Полный список документов, необходимых для оформления карты

Максимально допустимая нагрузка на ось грузовых автомобилей в России

Постановлением Правительства Российский Федерации о правилах перевозки грузов автотранспортом установлен допустимый предельный вес машин в тоннах.

Количество осей Одиночные автомобили, т Автопоезда прицепные или седельные, т
Две 18
Три 25 28
Четыре 32 36
Пять 35 40
Шесть и более 44

Вторая характеристика, устанавливаемый этим нормативным актом, – допустимая нагрузка. Она определяется в зависимости от вида дорог, типа колёс и расстояния между сближенными осями.

Например, таблица максимально разрешённых нагрузок на оси грузовых автомобилей для односкатных колёс выглядит следующим образом.

Значения в таблице приводятся для каждой оси. Расчёт массы должен производиться как можно точнее, так как допустимая погрешность не более 5 %.

Как рассчитать нагрузку

Итак, ограничение по проезду существует по двум параметрам:

По нагрузке оси.

Рассчитаем вес авто. Существует соотношение для двухосного автомобиля (например, марки Газель):

Ма=Нп+Нз,
где, Ма – вес грузовика.
Нп – нагрузка на переднюю ось.
Нз – аналогичный параметр для задней оси.

Эта простая формула расчёта связывает нагрузку на оси грузового автомобиля и его массу.

Для автотранспорта с тремя осями, задний и средний мост которого объединён в тележку (пример – Камаз 53215), эта зависимость имеет следующий вид:

где, Нт – нагрузка на всю заднюю тележку.

Нагрузка для задней тележки и оси обычно больше. Так как именно там располагают перевозимые товары. А вес, давящий на переднюю ось, определяется только массой кабины и силового агрегата.

Узнать нагрузку, имея вес груза, машины и прицепа – сложнее. И это расчёт будет иметь очень приблизительный вид.

Берем в свидетельствах о регистрации массу авто (Ма) и прицепа (Мп). Для примера возьмем Ма=6 т, Мп= 11 т.

Узнаем фактический вес груза (Мг). Примем Мг= 19 т.

Самое распространённое соотношение нагрузок: 0,75 – на прицеп, 0, 25 – на тягач. Тогда нагрузка на прицеп: Нп=0,75*(Мп+Мг)=22,5.

Считается, что нагрузка распределена в прицепе равномерно. И нагрузка на одну ось (Но) равна Нп/количество осей =22,5/3=7,5 т на каждую ось.

Аналогично считаем нагрузку на оси машины. На них приходятся оставшиеся 0,25 веса. То есть (Мп+Мг)*0,25+Ма=(11+19)*0,25+6=13,5 т.

Нагрузка на задние оси автомобиля будет равно 0,75 от нагрузки на грузовик. То есть 13,5*0,75/2=5,06.

А нагрузка на переднюю ось – то, что осталось от общей нагрузки на авто. 13,5–5,06*2=3,37.

Итого получается следующая примерная картина распределения веса 3,37+5,06+5,06+7,5+7,5+7,5.

Реальные значения могут отличаться. Часто нагрузка на осях бывает неравномерной. Это обычно связано со следующими причинами:

Цены на карты для тахографов можно узнать здесь.

Неисправностью подвески полуприцепа.

Прогибанием прицепа под грузом.

Негоризонтальностью площадки полуприцепа.

Конструктивными особенностями подвески.

Как определить нагрузку на ось грузового автомобиля

Взвешивание – простой способ определения как общего веса, так и значения для каждой отдельной оси. Есть два метода:

Динамический. Для взвешивания грузовик со скоростью не более 5 км/ч проезжает по поосным автомобильным весам. Они зафиксируют вес каждой оси, а потом определят вес самой машины. Это достаточно простой и удобный способ, но его погрешность составляет от 0,5 до 3%. Что – как вы можете понять при границе превышения максимальной допустимой нагрузки на ось грузового автомобиля в 2% – слишком много.

Статический. Авто въезжает и останавливается на платформе весов, на которую установлены тензодатчики. Их применение позволяет добиться очень высокой точности взвешивания – 0,01%.

Также можно купить тягач, оснащённый системой мониторинга, и совместимый с ним прицеп. Это довольно удобный способ всегда быть в курсе уровня загруженности своей машины, но очень дорогой.

Можно вмонтировать манометры в магистраль пневморессоры, и следить за показаниями в процессе погрузочных работ. Чтобы не мучится с определением, какое значение шкалы манометра какому весу соответствует, можно установить специальные датчики. Но это требует не только затрат денег при покупке всех элементов системы, но и значительных усилий по её отладке.

Штрафы за перегруз

В основном об этом виде административного наказания беспокоятся водители грузовиков. Так как у легковых автомобилей есть ограничения только по количеству перевозимых пассажиров. Штраф за превышение нагрузки разделяются на три типа в зависимости от уровня ответственности лиц:

Для физических лиц 1,5–2 тыс. руб.

Для должностных – сумма уже выше,15 тыс. руб.

И ещё выше для юридических – 400 тыс. руб.

Оформить заказ на карту для тахографа.

Если при превышении более 2% нет разрешения на провоз, то также оформляется штраф. Да и когда вес груза не совпадает с тем, что написано в сопроводительных бумагах с физического лица могут взыскать сумму 5 тыс. рублей. Для компании размер взыскания больше минимум в 50 раз. Правда, без контрольного взвешивания выписать штраф инспектор не имеет права.