В России проходит очередная реформа обучения в автошколах — видимо, далеко не последняя. И мы почему-то вновь идем своим путем, не оглядываясь на мировой опыт. Такой вывод можно сделать после посещения автошкол в Финляндии и Германии.

СУОМИ: ОТ ВРЕМЕННОГО К ПОСТОЯННОМУ

Финляндия — одна из самых автомобилизированных стран Европы. Расстояния большие, значительная часть населения живет на хуторах и в маленьких городках — без машины никак! По данным местного управления по безопасности движения, права имеют свыше 3,6 млн финнов, при том что население страны — лишь 6 млн человек. Водительское удостоверение есть у 80% граждан старше 15 лет! Собственно, поступать в автошколу дозволено именно с 15 лет, чтобы получить права категории АМ (мопеды, скорость не выше 45 км/ч). В 16 лет можно пойти учиться водить настоящий мотоцикл (категория А1) — но тяжелый байк, как и автомобиль, доверят лишь с 18 лет.

Зайдя на официальный сайт Ассоциации автошкол, я сразу обнаружил, что учиться и сдавать экзамен можно на одном из пяти языков, включая русский. Правда, преподают на великом и могучем далеко не во всех школах — придется поискать. Есть учебник по вождению на русском, который почему-то стоит вдвое больше, чем на финском (34 евро против восемнадцати). Но есть же!

Перед поступлением необходимо получить медицинскую справку (ее выдаст семейный доктор или врач в поликлинике), сделать две фотографии и подать заявление в полицию по месту жительства — мол, хочу получить водительское удостоверение. В полиции проверят кандидата по разным базам данных, после чего выдадут разрешение, которое действует год. Придется заплатить от 1800 до 2600 евро, но это — за все этапы обучения, а их несколько.

Первый (основной) курс длится примерно два месяца. За это время надо пройти теорию (20 часов) и практические занятия по вождению (не менее 20 часов). Еще как минимум 20 часов следует посвятить самообразованию: автошкола на своем сайте размещает задания, которые нужно выполнить. Причем программа отслеживает, сколько времени курсант потратил на ответы.

Инструктор по вождению полагает, что курсант чувствует себя достаточно уверенно? Значит, можно допустить его к экзаменам. Не больше получаса вы проведете за компьютером, отвечая на вопросы по теории, и час дается на экзамен по вождению, который проходит на улицах города. Сдал всё с первого раза? Рано радоваться! Поначалу выдадут лишь временное водительское удостоверение, которое действует в течение двух лет. И расслабиться не дадут: сразу начинается второй этап обучения, а затем и третий; длятся они от полугода до двух. Задача молодого водителя в это время — не нарушать ПДД, иначе постоянных прав не видать. Если зафиксируют одно нарушение в течение года или три в течение двух лет, временные права обменяют на еще одно временное удостоверение — это в лучшем случае. Ведь могут и вообще отобрать!

Второй этап — практика. Надо не просто ездить, стараясь соблюдать правила, но и вести электронный дневник самостоятельного обучения — его обязательно читает преподаватель! Когда тот видит, что «клиент созрел», новичка снова приглашают в автошколу, где его ждет небольшой курс теории и часовая поездка с инструктором. Формально — для улучшения навыков вождения, но на самом деле преподаватели внимательно изучают, насколько продвинулся молодой водитель. По ходу дела ему указывают на ошибки, объясняют, на что нужно обратить внимание. Все хорошо? Тогда можно через некоторое время перейти к третьему, углубленному этапу обучения.

Он состоит из небольшого теоретического курса (1 час) и поездки с инструктором в обычных условиях (2 часа). Вроде это уже было? Вовсе нет! Если второй этап обычно проходит летом, то третий посвящен отработке навыков зимней езды.

Венец учебы — обучение экстремальным приемам вождения (2 часа) на специальном полигоне. Такие есть практически в каждом крупном городе, а в Хельсинки их два. Зимой полигон превращают в каток, летом заливают специальной смесью из воды и масла. На полигонах отрабатывают вождение на скользкой дороге, что для такой северной страны, как Финляндия, очень важно. И, похоже, не очень важно в России…

Кстати, второй и третий этапы экзаменами не заканчиваются, тут другая система оценок: готов ли претендент получить постоянные права или ему надо еще поучиться? Постоянные права в Финляндии выдают один раз и практически на всю жизнь — они действуют до достижения 70‑летнего возраста. Можно, конечно, управлять автомобилем и дальше, но с определенными ограничениями. Впрочем, это совсем иная тема.

ГЕРМАНИЯ: СРАЗУ НА УЛИЦУ

Прежде чем записаться в одну из многочисленных немецких автошкол, придется пройти совсем не формальные процедуры. Во‑первых, предстоит получить справку у окулиста (это можно сделать у врача или в обычном магазине «Оптика»). Тест занимает пять минут и обойдется в 6–7 евро. В справке напишут, нужны очки или нет. Второй шаг — подача заявления и двух фотографий в местный орган власти (услуга обойдется в 25 евро). Если хотите учиться не на немецком языке, приготовьтесь доплатить 20 евро. Третий этап — занятия на курсах первой помощи (и получение подтверждающей справки). Они обычно проводятся по субботам, занимают от четырех до шести часов и обойдутся примерно в 20 евро. Занятия, как говорят, не очень сложные и интересные, а полученные навыки пригодятся в жизни.

Как правило, на езду отводится не меньше 20 часов. Обязательно нужно отъездить четыре часа по автобану, еще четыре — в темное время, а дальше — как решит инструктор. График занятий составляется индивидуально. Урок не может длиться дольше двух часов. Особенно тщательно отрабатываются маршруты, на которых предстоит сдавать экзамен.

Но прежде надо пройти теоретическую подготовку: в течение 14 часов преподаватели читают лекции, помогают решать задачи. Билеты можно купить в автошколе или заказать в Интернете. Заниматься и сдавать экзамены разрешено не только на немецком языке, но и на русском, а также на английском, турецком и прочих. Надо только найти автошколу, где преподают по-русски, и прописать этот пункт в договоре. Еще один удивительный факт: ученик и преподаватель не обязаны отрабатывать какие-то элементы на площадке, практически сразу после теоретической части они выезжают на улицы. (Соответственно, нет и специального экзамена на площадке.) Зато можно самостоятельно тренироваться на автодромах АDAC (работают по всей стране), это обойдется в 16 евро за день.

А затем, если инструктор решит, что ученик готов, назначается день и время экзамена (еще 80 евро). Говорят, сдать теорию несложно. По статистике, ее с первого раза сдают 90% кандидатов. Провалившиеся допускаются ко второй попытке после двух часов дополнительных занятий. Если срезался в третий раз, отправят на тест на адекватность (тот самый знаменитый «идиотентест»: ЗР, 2007, № 4). Но такое случается редко.

Самая страшная ошибка во время практического экзамена — не пропустить пешехода. Даже если он переходит дорогу в неположенном месте. Это однозначная переэкзаменовка. То же относится к созданию аварийной ситуации на дороге.

Обязательная часть экзамена — парковка вдоль тротуара между двумя машинами. Для Германии это тоже актуально. Практический экзамен занимает 45 минут. Если сдал, получаешь новенькие права, заплатив 180 евро. Правда, там будет написано, что водительское удостоверение временное (Probezeit) и выдано на два года. В этот период на молодого водителя накладываются некоторые ограничения, в случае нарушений к нему предъявляются более жесткие требования.

Например, в отличие от опытного водителя, для которого допускается небольшое содержание алкоголя в крови (до 0,5 промилле), новичок обязан быть абсолютно чистым перед алкотестером. Если за этот срок у водителя-новичка нарушений не было, он автоматически получит постоянные права.

НЕТ ПРОРОКА

Системы и методики обучения в разных странах Европы могут различаться, но есть общий момент: самый главный человек здесь — преподаватель автошколы. Он как сержант в армии: отец родной и строгий учитель в одном лице. Повсеместно это уважаемая и высокооплачиваемая работа, причем стать инструктором может далеко не каждый. Общей европейской директивы, которая регламентирует их подготовку, пока нет, она только готовится.

Как правило, кандидату в учителя должно быть не менее 25 лет, требуется высшее или профессиональное образование и водительский стаж не менее пяти лет. Для того чтобы получить корочку инструктора, нужно пройти специальное обучение на очных курсах — от 154 часов в Латвии до двух лет в Норвегии. В Венгрии и странах Скандинавии «инструктор по вождению» — специальность, которую получают в технических университетах. В любом случае по окончании учебы необходимо сдавать экзамены, после чего допустят к работе с людьми. А затем придется регулярно проходить курсы повышения квалификации, подтверждая свой уровень: в Венгрии, например, ежегодно, а в странах Балтии — раз в пять лет.

Примерно такие же требования предъявляются к экзаменаторам. В большинстве европейских государств экзамены принимают специально подготовленные гражданские сотрудники местных подразделений министерства транспорта, в Германии — специалисты компаний TÜV или DECRA. Причем все экзаменаторы должны пройти трехуровневый курс обучения (он продолжается, в среднем, год) и получить диплом, который затем нужно регулярно подтверждать.

К чему я все это рассказываю? А к тому, что у нас прошла очередная реформа автошкольного образования и курсантов будут обучать по новым программам. Видимо, срок обучения вырастет до трех-четырех месяцев, поднимется стоимость, поскольку добавилось несколько новых предметов, в том числе психология и организация грузоперевозок. Только станут ли учить лучше, если число хороших преподавателей не увеличилось? Да и откуда им взяться, коль их никто не готовит? Нет даже профессии такой — «инструктор автошколы», а есть только «преподаватель профессионально-технического образования». И требования к учителям самые что ни на есть простые: стаж вождения и кое-какое образование. Зарплата (если работать честно) — соответствующая. И — вперед, учи!

Схожая ситуация и с экзаменаторами. Прежде в этом качестве мог выступать практически любой офицер ГАИ, но недавно МВД опубликовало проект приказа о требованиях к экзаменаторам.

Планка повышается: возраст от 25 лет, высшее образование, стаж вождения от пяти лет. Необходимо пройти дополнительное обучение и получить документ, дающий право принимать экзамены. Какое обучение и где — неизвестно, ведь это только проект…

В общем, реформу провели, но начали, как обычно, не с той стороны. Зачем придумывать новые программы и предметы, если и под существующие не хватает учителей? Знакомый преподаватель автошколы философски заметил, что появление в программе нескольких ненужных и непонятных предметов — это не проблема. «Преподавателей все равно нет, так что мы в это время будем заниматься дополнительно нужными предметами». Главное — чтобы не мешали.

Ваш автомобиль из России

Вы можете привезти свой автомобиль из России в Финляндию, зарегистрировать его здесь и пользоваться. Чтобы совершить такую процедуру с использованием полагающегося вам права не платить лишние расходы на таможню и налоги, вам необходимо, чтобы данный автомобиль был в вашем пользовании не менее 6 месяцев до даты получения видана жительство, также тут существует еще ряд моментов и условий. Подробнее информацию можно получить на сайте http://www.tulli.fi/.
Процедура эта довольно сложная, поэтому задумайтесь – нужно ли вам это?! Возможно проще будет купить другой автомобиль в Финляндии?!

Как купить автомобиль

Ищите подходящую вам машину в местах продаж, магазинах или на сайте http://www.nettiauto.com/ (это пожалуй самый большой сайт, на нем представлены как фирмы по продаже автомобилей, так и частные объявления, удобная система поиска). После того как вы выбрали подходящий вариант, договариваетесь о просмотре, смотрите, выясняете детали, осуществляете тест-драйв. Когда вы сделали свой выбор, пожалуйста, воспользуйтесь бесплатным сервисом проверки данного автомобиля на предмет уплаты налога, так как после покупки вами машины это может стать вашей проблемой. Для этого введите регистрационный номер автомобиля на сайте Trafi (необходим вход по банковским кодам, но сам сервис предоставляется бесплатно), система выдаст вам всю информацию по данному автомобилю.
После этого совершается сделка – обычно это простой договор между покупателем и продавцом, вы отдаете деньги, покупатель отдает вам 2 комплекта ключей, 2 части документа на машину: "Rekisteröintitodistus. Osa 1. Tekninen osa" и "Rekisteröintitodistus. Osa 2. Ilmoitusosa".
Сделка совершена. Теперь вам необходимо сходить в свою страховую компанию и купить на эту машину обязательную страховку. Потом вы идете в ближайший сервис Katsastus и переоформляете машину на себя. Это делается прямо при вас, на месте. Стоит около 15 евро, вам выдаются 2 бумаги переоформленные на вас. "Rekisteröintitodistus. Osa 2. Ilmoitusosa" необходимо хранить дома, а "Rekisteröintitodistus. Osa 1. Tekninen osa" вы должны возить с собой, обычно просто в бардачке автомобиля. В Финляндии автомобилем может управлять с вашего разрешения кто угодно, для этого не нужно никаких дополнительных бумаг. Страховка также оформляется только на владельца, нет необходимости вписывать туда других лиц. Также, возможно, прямо в страховой компании вам предложат переоформить автомобиль, тогда в katsastus идти не нужно, а бумаги придут к вам домой по почте в ближайшие дни. На все это вам дается около 10 дней с момента совершения сделки купли-продажи, все это время машину вы можете спокойно использовать.

Расходы на автомобиль в Финляндии

Кроме довольно дорогого бензина и возможного ремонта, вы обязаны 1 раз в год в указанные в ваших бумагах даты, проходить технический осмотр автомобиля. Сделать это вы можете в любом отделении katsasus в любое удобное вам время (нет никакой предварительной записи). Данная процедура занимает 15-20 минут, стоит около 80 евро. Также вам необходимо оплачивать дорожный налог – примерно 200 евро в год и обязательное страхование (страхование третьих лиц) – эта сумма зависит от вашего стажа, стажа вождения в Финляндии, возраста и пр., обычно на первую машину в Финляндии она составит около 800 евро в год, в дальнейшем, если вы будете ездить аккуратно и не попадать под страховые случаи, ежегодно вам будет начисляться скидка около 10%, т.е. через несколько лет эта сумма может стать 550-600 евро. К обязательной страховке вы можете докупить в вашей страховой компании различные другие страховки на машину – защиту от пожара, угона, порчи.

Парковка, скорость и штрафы

Позаботьтесь о месте парковки вашего автомобиля около дома заранее, возможно, его надо купить дополнительно. Обычно это стоит около 10-15 евро в месяц. Часто в стоимость парковки входит также ящик с электроподогревом для двигателя вашей машины в холодную погоду. Почти все машины в Финляндии оборудованы специальным устройством, которое позволяет вам подогревать двигатель в мороз. Для того, чтобы воспользоваться им, нужно купить в любом магазине хозяйственных товаров специальный провод, он стоит порядка 20 евро. Одна сторона провода втыкается в специальную розетку на парковке, а вторая в розетку в бампере вашего автомобиля.
Будьте очень аккуратны с парковками в городе, штраф за парковку в неположенном месте или нарушение правил парковки (вы не положили часы под переднее стекло) от 20 до 60 евро в зависимости от региона.
Штраф за нарушение скоростного режима – от 130 евро, он приходит вам на дом. Камеры регистрируют превышение скорости больше чем на 11 км/ч, но есть места и случаи, когда регистрировалось превышение скорости на 6 км/ч и за это тоже может прийти штраф. Также, вы должны знать, что камеры не всегда только те, что стоят на дороге, по закону камера может быть в любом автомобиле.
Штраф за езду в пьяном виде зависит от степени нарушения и опьянения, обычно 400-500 евро за небольшое нарушение и временный отъем прав на период разбирательств в суде. Естественно более серьезные нарушения наказываются иначе.
Если вас остановили для проверки документов, из машины выходить не нужно, если вас не попросил об этом полицейский. Вы просто даете ему необходимые документы и ждете дальнейших указаний.

Водительские права

Полученные вами в России до переезда водительские права вы можете использовать в Финляндии какое-то время. Сроки действия и их обмена все время меняются, но на сегодняшний момент это 2 года. До этого срока вы можете ездить по ним в Финляндии. Через 6 месяцев после переезда вам уже можно обменять их на финские права. Позаботьтесь о том, чтобы в срок от 6 месяцев до 2 лет после переезда обменять ваши права, полученные в другой стране, на финские. С 1 января 2016 года обменом прав полиция не занимается, этим занимается организация Trafi.

Здесь есть все условия обмена прав в Финляндии, выбрать место обмена прав вы можете сами, среди большого количества предложений.

Новая процедура обмена прав в Финляндии выглядит так:

Необходимо записаться предварительно в любое отделение Ajovarma для замены водительского удостоверения. Как это сделать: на сайте выбираем "varaa aika", далее "Ajokortit ja lupapalvelut" и далее "Ajokorttilupahakemus (ulkomaisen ajokortin vaihto)". Вводим свой Henkilötunnus и нажимаем "JATKA". После этого необходимо заполнить свои персональные данные и выбрать отделение Ajovarma в которое вам удобнее обратиться, выбрать дату и время. После этого на указанную вами электронную почту приходит подтверждение бронирования.

В назначенный день вам необходимо прийти в отделение за 15 минут до выбранного вами времени. При себе необходимо иметь следующие документы (для граждан России): удостоверение личности – паспорт или henkilökortti; две фотографии; действующее водительское удостоверение; медицинскую справку (для граждан Эстонии эта справка не требуется). Медицинская справка делается вами самостоятельно. в ближайшей поликлинике, стоит около 40 евро. По этой ссылке вы найдете перечень необходимых документов.

Далее вас пригласят по фамилии, сразу предложат заполнить анкету для замены водительского удостоверения. Анкета не сложная, как всегда – персональные данные и сроки действия вашего водительского удостоверения. Ваше российское водительское удостоверение сразу заберут и предоставят вам временное водительское удостоверение, срок его действия 6 месяцев. Оплатить пошлину за замену водительского удостоверения можно с помощью банковской карты, либо наличными прямо в окошке, стоимость обмена прав 45 евро.

Если все документы предоставлены в полном объеме сразу, то ваше новое водительское удостоверение будет отправлено по почте. Срок действия водительсткого удостоверения 15 лет. Ссылка на сроки действия водительского удостоверения тут.

Без сдачи экзамена обмену подлежит только категории А, В. Ссылка на источник.

При обмене прав ваши российские права у вас забирают и кладут в специальный сейф. Если вы впоследствии хотите уехать из Финляндии, вы можете забрать свои права назад, вернув при этом в полицию ваши финские права. По российским законам – на машине с финскими номерами вы можете ездить по России с любыми правами (финскими или русскими), на машине с русскими номерами ездить с финскими правами нельзя.

Если вы хотите получить права в Финляндии с нуля, то прочтите эту статью – там есть подробная инструкция.

Мы благодарим Ирину Осипенко, за предоставленный материал по новому порядку обмена российских водительских прав на финские.

Права, выданные одной из стран Европейского Союза (ЕС) или Европейской Экономической Зоны (ЕЭЗ), можно использовать для управления транспортными средствами в Финляндии до истечения указанного на них срока действия.

Постоянно проживающие в Финляндии или проучившиеся минимум 6 месяцев в Финляндии граждане могут по желанию обменять свои водительские права, выданные в одной из стран ЕС или ЕЭЗ на аналогичные финские права, либо получить финские права взамен утерянных.

К заявлению следует приложить справку от врача, в том случае, если срок действия прав уже истёк. Заново проходить обучение в школе вождения не требуется, если права всё ещё действуют, либо с момента истечения срока действия прав группы 1 (категории AM/120, AM/121, A1, A2, A, B, BE, T и LT) прошло меньше двух лет, либо с момента истечения срока действия прав группы 2 (категории C1, C, C1E, CE, D1, D, D1E и DE) прошло меньше одного года.

Как заменить права

Для замены водительских прав нужно обратиться в офис Ajovarma. С собой следует взять:

  • выданные в одной из стран ЕС или ЕЭЗ права, либо при их отсутствии справку от выдавшей эти права организации
  • паспорт либо иное официальное удостоверение личности
  • две фотографии

Также при необходимости:

  • справку от врача, если срок действия выданных в одной из стран ЕС или ЕЭЗ прав истёк, либо если вы хотите поднять категорию прав из группы 1 в группу 2
  • справку об учёбе, если вы учились в Финляндии как минимум 6 месяцев, но ваше постоянное место жительства находится не в Финляндии

Срок замены прав

Новые права отправят вам по почте через 3 недели после того как вы сдадите свои иностранные права на замену. На время замены прав вы получите временное водительское удостоверение.

Замена водительских прав выданных в России

Постоянно проживающие в Финляндии граждане, у которых в наличии есть действующие права, выданные в странах Женевского или Венского соглашения, либо права, выданные в Гонконге, Макао или Тайване, могут заменить эти права на финские права категорий A1, A2, A или B без прохождения обучения в школе вождения. К этой категории относятся и владельцы российских водительских прав.

Для получения прав группы 2 (категории C1, C, C1E, CE, D1, D, D1E и DE) требуется сдача экзамена по теории и вождению.

Замену прав следует осуществить в течение двух лет с начала постоянного проживания в Финляндии, но до того как истечёт срок действия прав.

Для замены прав без сдачи экзаменов также требуется как минимум шесть месяца опыта вождения в Финляндии. В эти шесть месяцев также засчитывается опыт вождения во время временного проживания либо иного пребывания в Финляндии.

В случае, если срок действия ваших иностранных прав истёк, либо вы постоянно проживаете в Финляндии более двух лет, вам будет нужно сдать экзамены по теории и вождению.

Как заменить права

Для замены водительских прав выданных в России, или других странах дорожных соглашений нужно обратиться в офис Ajovarma. С собой следует взять:

  • паспорт либо иное официальное удостоверение личности
  • две фотографии
  • справку от врача
  • иностранные права для замены (+ выполненный официальным переводчиком перевод прав на финский, шведский или английский язык, если текст на правах выполнен с использованием не-латинского алфавита)

Права, которые вы меняете, нужно будет оставить в офисе Ajovarma, откуда их отправят в Trafi на хранение. На время замены прав вы получите временные права, которые действуют 6 месяцев, но не дольше чем те права, которые вы меняете. По временным правам нельзя водить машину за границей.

Срок замены прав

В большей части случаев замена прав выданных в России занимает около трёх недель, после чего новые финские права будут отправлены на ваш домашний адрес по почте.

В случаях когда подлинность прав не удаётся подтвердить, либо требуется другая дополнительная информация, замена прав может занять от 1 до 4 месяцев.

Получить свои иностранные права обратно можно лишь в том случае, если вы уезжаете из Финляндии насовсем. В этом случае финские права придётся вернуть в Ajovarma.

Если вы получили иностранные права после того как начали постоянно проживать в Финляндии, то заменить их на финские права будет нельзя. В этом случае вам придётся пройти полное обучение в финской школе вождения и сдать экзамены по теории и вождению.

За процедуру обмена водительских прав придётся заплатить государственную пошлину в размере 40€.

Справка от врача

Оформление документов для замены водительских прав начинается со звонка в вашу поликлинику или частному доктору и назначение времени приёма у врача. Вам нужна справка о состоянии здоровья для получения водительских прав (lääkärintodistus ajokorttia varten).

В поликлинике проверяют зрение, задают общие вопросы о состоянии здоровья. Если вы носите очки, стоит взять их с собой на приём (проверку зрения не смогут провести, если вы носите контактные линзы). В итоге вам выписывают справку, за которую придет счет через несколько дней. Стоимость справки в поликлинике — 40€, но чтобы попасть на приём, возможно придётся подождать. У частных врачей такая справка будет стоить от 70€ до 140€.

Далее с 2 фотографиями, паспортом, полученной медицинской справкой и российскими правами отправляетесь в Ajovarma. В редких случаях у вас могут потребовать подписи двух лиц – свидетелей вашего водительского опыта в Финляндии. То есть людей, кто ручается за вас, что они видели, как вы управляли автомобилем.